Начать эту волшебную рождественскую историю под Старый Новый год придется … со злых разбойников. Уже не первый год на страницах ЖЖ в тогу правозащитника рядится Левон Вазгенович Нерсесян, что не мешает ему всячески выгораживать своего «куратора» Геннадия Попова, находящегося под подозрением у органов прокуратуры по целому ряду правонарушений, в т.ч. невыполнению судебных решений о восстановлении на работе кадровых сотрудников Музея имени Андрея Рублева, незаконно уволенных директором-самодуром (ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ В.В. ПУТИНУ (повторно!), Директор ЦМиАР Г.В. Попов совершает подкуп должностных лиц и др.). На страницах нашего музейного сайта уже велся нелицеприятный разговор о нечистоплотном г-не Нерсесяне - обыкновенном самозванце и лжеспециалисте по рублевской «Троице», не имеющем ни одной (!) мало-мальской публикации о творчестве прп. Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/1276.ht
Когда стало известно о беде с «Боголюбской» (Боголюбская икона Божией Матери: правда и «плесень»), Нерсесян пустился во вся тяжкая, обвиняя нашу Церковь в том, что по ее вине «икона погибла, или, точнее, находится в состоянии клинической смерти» (о подлинных причинах см.: «Торопецкая», «Боголюбская» etc. – как избежать провокаций?). Некоторые православные из числа пользователей ЖЖ, насмерть перепугавшись «разделить ответственность», договорились у себя в блогах до отказа от «такой» Церкви, «обличенной» нерсесянами, т.е. стали ОТСТУПНИКАМИ! И здесь вскрываются тайные цели и подоплёка яростных нападок на Русскую Православную Церковь сектанта Нерсесяна вкупе с разными органами альтернативных «церквей» («Портал-Credo.Ru» и проч.), которые спят и видят себя хозяевами тех святынь, которые уплывают у них из-под носа и возвращаются государством единственному законному владельцу. Ведь Нерсесяну ничего не стоит оскорбить самого Патриарха, назвав его «высокопоставленным чиновником» («Речь... идет о бессмысленном капризе того, кто мнит себя поборником благочестия и восстановителем "исторической справедливости". И имеет неограниченные возможности для удовлетворения своих капризов»), а всех своих оппонентов заклеймить как «невежественных борцов с "врагами православия"», «недалеких граждан» и, как изящно выражается «рафинированный эстет» Нерсесян, «идиотов» («Идиоты и сволочи в этой ситуации - те, кто заставил одних людей заниматься тем, чего они не умеют»).
Да и аудиторию своего блога в ЖЖ Нерсесян держит за безмозглых рабов, призванных беспрекословно подчиняться «хозяину» и по первому требованию делать перепосты его «откровений». И это при том, что в своих сообщениях Нерсесян безбожно путает факты, даты, события, демонстрирует полное незнание специальной литературы по предмету, о котором берется с апломбом судить (он не в курсе всех реставрационных отчетов по «Троице» из архива ГТГ, ссылка всего лишь на 1 статью Шалиной о Торопецкой иконе, на старую книжку Кондакова и 1 статью Романовой о Боголюбской иконе и паки незнание статьи Грабаря о Боголюбской из архива ГТГ, которую процитировала Аксёнова) - в общем столь вопиющее невежество, что Нерсесян просто позорит Третьяковку, где числится нс. Впору оторопеть – клеветника и лжеца Нерсесяна, которому в порядочном обществе никто не подаст руки, наперебой приглашают к себе либеральные СМИ, пичкая нерсесяновским бредом умы наших бедных сограждан. Прям как у Высоцкого: «А беззубые старухи их разносят по углам…».
Правда, выдрессированная Нерсесяном френд-клака оказывает ему и «медвежью услугу». Перебесившись, Нерсесян начинает подчищать и вымарывать уж слишком неприличные места своих филиппик, а в перепостах его антиклерикальная дурь так и прёт: «РПЦ-шные верхи и радикальная (весьма немалая) часть их паствы , надо думать, вполне этим удовлетворены. Как ни кощунственно это звучит для тех, кто действительно верит (причем не в Золотого Тельца), для попов древние иконы, равно как и фрески и сами храмы - это просто средство зарабатывания денег» и т.д. Именно из стана нерсесян несутся вопли про «вопиющую историю со сдачей в аренду иконы 14-го века из Русского музея по письму главного попа и давлению с самого верха» и «гибнущее национальное наследие», «пока попов не уймут, как уже было однажды в нашей стране»(!). Причем в своей ненависти нерсесяне скатываются до откровенных угроз. Недавно их «гуру» изрёк: «пока господа шмаковы будут торжественно демонстрировать нашему вконец оболваненному телевидению свои капсулы, а заодно - суровых охранников, стоящих у этих капсул в почетном карауле, те иконы, которым не «свезет» оказаться в элитном коттеджном поселке, разделят участь Боголюбской». А корреспондент «Комсомольской правды» Ульяна СКОЙБЕДА, выполняя свой журналистский долг, провела 03.12.2009 г. честное и объективное расследование, о котором сообщалось в сообществе rublev_museum (Торопецкая икона Богородицы: расследование "Комсомолки": http://community.livejournal.com/rublev_
Критическая ситуация с Боголюбской иконой также вызвала у Нерсесяна лишь злорадную ухмылку («А вот и "самообновленьице" долгожданное наступило...») и новые нападки на «неразумных мракобесов, которые сегодня орут про самообновление икон и "иконы должны быть в храмах"». Но на Руси церковный народ твердо исповедует, что «Господь поругаем не бывает!». Вот и сейчас к посрамлению нерсесянов явлено чудо самообновления удивительных фресок в тверском Николо-Теребинском монастыре (см. видео).
Итак, обо всём по порядку. Село Теребино упомянуто в летописях еще под 1389 г., где повествуется о ссоре с великим князем Василием Дмитриевичем серпуховского князя Владимира Андреевича. Последний, по словам летописи, отъехал в Торжок «и тамо пребысть нЪколико врЪмя въ ТеребЪньскомъ, дондеже умиришася» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 157). Позднее оно числится в «Отводном списке новоторжских земель» 1476 г. (АСВР. Т. 3. № 20). Согласно исследованиям В.С. Борзаковского, с. Теребино располагалось на р. Теребинке, правом притоке Кавы, которая, в свою очередь, является левым притоком Тверцы (Борзаковский В.С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 51).
В XV в. Теребино принадлежало благочестивому Михаилу Обуткову, который вознамерился построить в своем селе церковь в честь свт. Николая чудотворца. Избрав место для церкви, он поставил там образ свт. Николая чудотворца. Но икона чудесным образом сходила с того места и всякий раз оказывалась в другом месте, «в расстоянии от села Теребени на полпоприще к озеру и к реке Мологе, где стояли пять берез и был водный кладезь». Ктитор увидел тогда в этом чудном знамении от образа иную волю свт. Николая о месте построения храма и не захотел противиться ей. Сначала была построена приходская церковь в 1492 г., а потом около нее образовался монастырь Николо-Теребинская пустынь. Именно в этой обители начинали подвизаться св. прп. Нил Сорский и св. прп. Александр Свирский. Близ обители сохранились до нашего времени пещерки знаменитых заволжских старцев-отшельников с подземной часовней.
В Смутное время тверскую обитель разорили польско-литовские интервенты. В 1611 г. на это место пришел инок Онуфрий и поселился возле запустевшей церкви. Однако инок прожил здесь недолго, скудость места и недостатки заставили его уйти. Начал возрождаться монастырь только в 1641 г., когда священноинок Авраамий вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживавшим в 5 верстах от обители в с. Топальском, возвели небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и, разбирая развалины, неожиданно обнаружили чудом сохранившуюся икону свт. Николая чудотворца. От этого чудотворного образа совершалось немало чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В ознаменование этого чудесного события, «в незабвенную память будущим родам о чудесном избавлении от смертоносной язвы, на благословение города и молебствие от верных», ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с 23 по 30 июня (с 6 по 13 июля н.ст. ) от Николо-Теребинской пустыни в Бежецк и попутные селения (см. фото). К числу насельников обители принадлежал старец Нифонт Теребинский, которому патриарх Никон благословил строить Крестный (Кийский) монастырь на Онежском озере с 1656 по 1659 гг.
К XVIII в. Николо-Теребинский мужской монастырь стал одним из самых известных в России. Сретенская церковь (не сохранилась) была устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь прп. Александра Свирского. К концу XIX в. в обители было три храма, из которых главный – Никольский соборный храм, перестроенный в 1835-1838 гг. с 2 приделами - во имя Владимирской Божией Матери и в честь прав. Иакова Боровичского (см. фото). В 1882 г. на месте прежней была заложена Благовещенская церковь с приделом в честь свт. Арсения Тверского, которую освятили в 1883 г.
Когда в 1920 г. закрывали обитель, то монахов, судя по некоторым данным, здесь же и расстреляли. Один из насельников Николо-Теребинского монастыря иеромонах Анатолий (Ботвинников) после закрытия обители служил на приходах Тверской епархии. В 1937 году он был арестован за «антисоветскую агитацию и контрреволюционную деятельность», но виновным себя не признал и был расстрелян 13 ноября 1937 г. На заседании Св. Синода БПЦ, которое состоялось 15 декабря 2009 г., в Собор Беларуских святых внесено имя преподобномученика Анатолия (память 31 октября/13 ноября).
Возрождение церковной жизни Николо-Теребинской пустыни пришлось на начало 2000-х, а в 2004 г. монастырь стал женским. По ходатайству Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (см. фото - Чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» в Торопце) Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 г. (журнал № 42) определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).
Особо почитаемая чудотворная икона в Николо-Теребинской пустыни - Богородица с Младенцем, который стоит с распростертыми руками на неком круглом возвышении наподобие камня (см. фото).
Теребинская икона Богородицы (празднуется 14 мая) прославилась вместе с чудотворным образом свт. Николая чудотворца в 1654 г., но, к сожалению подлинная икона утрачена, ныне там находится список. А через р. Мологу, прямо напротив монастыря, в деревне Кочки сохранился камень-следовик, где отпечаталась ножка примерно 35-го размера, такая же, как в Почаевской лавре (см. фото).
На территории монастыря - два храма. Богослужения пока проходят только в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Постепенно возрождается из запустения Никольский собор, где в советское время из церкви сделали зернохранилище, потом автомастерские, были здесь и птицефабрика, и спортзал. Сегодня в Никольском соборе чудесно обновляются фрески, которые сами собой проступают на обшарпанных, замызганных стенах бывшего зернохранилища. Как сообщил Геннадий Быков, заведующий туризмом в максатихинской администрации, фрески начали проступать недавно, лишь с началом возрождения Николо-Теребинской пустыни. Сначала отдельными фрагментами, теперь - целые композиции (см. фото).
По мнению специалистов, стены здесь расписывал художник из сельца Сафонково Тверской губернии - знаменитый живописец Алексей Венецианов (1780-1847). После смерти жены во время эпидемии холеры 1831 г. Венецианов, печалившийся о нехватке материнского внимания подрастающим сиротам-дочерям, вплотную обратился к теме перехода в мир иной, которую до него русские живописцы не разрабатывали. Этой теме, которая недавно была поднята в нашем сообщении Ангел Смерти над Россией (http://expertmus.livejournal.com/48573.h
На те же годы приходится работа Алексея Венецианова над фресками Николо-Теребинского монастыря, за которую он был вознагражден упряжкой лошадей. Сам живописец исповеди и причащения Святых Тайн перед смертью получить не успел. 4 декабря 1847 г. Венецианов выехал в Тверь, но на одном из крутых спусков лошади понесли и его выбросило из кибитки. Прибежавшие очевидцы увидели запутавшуюся в вожжах перчатку художника, в которой дотлевала сигарка... В тот же день Алексей Гаврилович Венецианов скончался в тверском селе Поддубье от увечий.
Как только стало известно про самообновление венециановских фресок, в Николо-Теребинскую пустынь тут же приехали реставраторы. Здешний феномен они объяснили так: когда-то давно в храме был ремонт, и новую штукатурку положили поверх старой. Но со временем этот новый слой начинает отваливаться, и теперь просто проявляются старые стены с росписями. А сочность и яркость красок они объяснили повышенной влажностью воздуха. Когда реставраторы уехали, фрески стали проявляться не на штукатурке, а на голой кирпичной стене. Специалисты вернулись, чтобы посмотреть и поговорить с настоятельницей монастыря - матушкой Ольгой. Как сообщила монахиня Ольга: «Я им показала, говорю, объясните мне, пожалуйста, что это такое, там мне понятно, там сохнет. А вот это что такое, они мило улыбнулись и ничего не сказали по этому поводу» (см. видео вверху).
Насельниц в тверской обители немного: игуменья Ольга (в миру была аудитором), инокиня Иоанна (инженер-строитель), еще одна послушница и трудница. Первые пару лет здесь вообще жила одна матушка Ольга - и на клиросе пела, и снег чистила, и еду для паломников готовила, и за скотиной ухаживала. В 2005 г. она попала в серьёзную аварию, год пролежала, теперь с палочкой ходит, хромает. Но плотью немощна, а духом бодра. До революции Николо-Теребинский монастырь держал лавку в Москве. Здесь выпекалось 80 видов знаменитых на всю Россию пряников! Пекарня - в планах у матушки Ольги. А пока монахини содержат ферму на 20 коров, лошадь Комету и ослика Яшу. Здешние коровы начинают и заканчивают день под чтение молитв. Одна корова страшно любит 90-й псалом «Живый в помощи Вышнего» - так она строптивая, а как его услышит, так хоть что с ней делай...
Спаси Господи!
ОтветитьУдалить14 января 2010, 5:10
комментарий liya_2004 в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Война идет страшная между музейщиками и православными. Музейщики дерутся за свое существование, так как без икон древнерусского искусства просто не останется. Это же сколько людей работы лишится. Самое печальное во всем этом - православные музейщики, которые встают на сторону своих братьев по цеху.
ОтветитьУдалить14 января 2010, 10:58
комментарий sharakov в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Спаси Вас Господь за все публикации, всегда очень интересно и утешительно!
ОтветитьУдалить14 января 2010, 19:30
комментарий lvbspb в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Тревога ряда музейных работников по поводу якобы грядущего распыления основных важнейших коллекций древнерусского искусства представляется мало чем обоснованной. Как раз значительная, как правило, наиболее ценная часть памятников древнерусской культуры, хранящихся ныне в главнейших музеях - Русском музее, Третьяковской галерее, - совершенно не подпадает под процесс возвращения Церкви ее имущества.
ОтветитьУдалитьНапример, из проведенной выборки по памятникам новгородской иконописи XIII- начала XVI вв. в собрании ГТГ - на предмет выявления их возможной церковной принадлежности в прошлом - явствует, что из 135 икон 101 - это иконы из бывших частных собраний Остроухова, Рябушинского, Морозова, Анисимова и других коллекционеров, 5 икон поступило из ЦГРМ, антиквариата и им подобных организаций и 19 - из Исторического музея - все последние без указания источника поступления.
Несколько иная картина - в отношении икон различных школ XVI-XVII вв. в том же собрании, но и тут лишь несколько десятков икон имеют свидетельство об изначальной принадлежности их тому или иному храму (главным образом - в Москве).
В результате можно говорить в целом лишь приблизительно о 5-8 % от числа галерейских икон основного собрания, которые следует вернуть законному владельцу в лице Русской Православной Церкви. Разумеется, возвращение этих икон не нарушит никоим образом целостности собрания ГТГ, особенно если учесть, что большинство из них хранится в запасниках и никогда не выставляется в залах музея.
14 января 2010, 19:47
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Слава Богу!
ОтветитьУдалить14 января 2010, 20:47
комментарий led_zeppelined в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
cпасибо Вам и liya_2004, она указала мне на фрески
ОтветитьУдалить18 января 2010, 6:52
комментарий maler_fom в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com