26 ноября 2011 г. в городском музее Падуи открылась выставка «Чествование Рембрандта. Эрмитаж в Падуе» (29 ноября 2011 - 30 января 2012 гг.), на которой экспонируются впервые вывезенные в Италию ДВЕ поздние работы знаменитого голландского художника (Лейден 1606 - Амстердам 1669) «Портрет старика-еврея» и «Портрет старушки» (обе – 1654). Страховая стоимость этих живописных полотен превышает € 30 млн!
В обмен на Рембрандта в Россию должны были оправить из Падуи ДВА шедевра Джотто (Колле ди Веспиньяно 1266/1267 - Флоренция 1337). Об этом, в частности, было официально заявлено еще 25.10.2011 г. одним из членов российского Правительства. Председатель оргкомитета Года российской культуры и русского языка в Италии и Года итальянской культуры и итальянского языка в России, вице-премьер Александр Жуков в своём интервью «Российской газете» упомянул, что в Эрмитаже будут выставлены - с 26 ноября 2011 по 31 января 2012 гг. шедевры Джотто «Бог Отец» и «Пророк Иезекииль» из городского музея Падуи. Однако сроки выставки в Эрмитаже по сокрытым от широкой публики причинам были перенесены, и число работ Джотто, предлагаемых Италией к музейному взаимообмену, было сокращено вдвое?!
В Россию был отправлен (см. фото) лишь один шедевр Джотто, да и то лишь после того, как в Падуе уже прошел вернисаж картин Рембрандта из Эрмитажа. «Бог Отец» работы Джотто (см. фото), согласно официальной информации на сайте питерского музея, будет показан с 7 декабря 2011 по 31 января 2012 гг. в Итальянском кабинете Нового Эрмитажа. Надо сказать, что «Бог Отец» всего лишь в третий раз за всю свою многовековую историю покинет Падую. В 2007-2008 гг. в рамках юбилейного празднования итальянской культуры эта работа Джотто демонстрировалась в Брюсселе, где с ней познакомилось 40 тыс. зрителей. После этого «Бог Отец» был выставлен в Квиринале.
Для вывоза в Санкт-Петербург эта работа Джотто застрахована на € 10 млн, а сам шедевр начала XIV в. помещен в специальную герметичную витрину, предотвращающую перепады микроклимата (см. фото).
Срв. транспортировку уникальных икон из собрания нашего Музея имени Андрея Рублева (ЦМиАР), которые были тайно вывезены нынешней администрацией ЦМиАР в частный американский музей, где им грозил арест по иску хасидов: http://expertmus.livejournal.com/71856.html
Ниспослание архангела Гавриила к Богородице. Фреска. Джотто ди Бондоне. 1306 г. Капелла Скровеньи. Падуя.
Джотто создал свой шедевр при росписи Капеллы Скровеньи, известной также как Капелла дель Арена. Эта домовая часовня, посвященная Благовещению, была освящена 25 марта 1303 г. по завершении строительства, и повторно 25 марта 1305 г., когда была закончена вся роспись Капеллы. Образ Бога Отца Джотто поместил в центр фрески со сценой Благовещения, написанной на триумфальной арке пресвитерия, причем подножие трона Всевышнего еще фреска, а сам образ выполнен темперой на тополиной доске (тополь менее подвержен воздействию жука-древоточца).
Таким образом, восходящее солнце каждый раз освещает, по замыслу Джотто, всю триумфальную арку и озаряет образ Бога Отца в лучистом сиянии неба (см. фото). Глубокий литургический смысл всей композиции и предопределил столь необычную в Проторенессансе смешанную технику, т.к. образу Бога Отца, по мнению крупных медиевистов, была уготована кульминационная роль в средневековой мистерии Благовещения.
Кстати говоря, название шедевра Джотто «Бог Отец», присвоенное устроителями выставки в Эрмитаже, не вполне корректно. На самом деле его правильное название - «Ветхий Денми» (греч. ὁ παλαιὸς τῶν ἡμερῶν), которое более точно отражает место этого образа в композиции Благовещения. И в данном контексте образ Джотто вовсе не представляет собой «совершенно беспрецедентный сюжет», как пишут в некоторых публикациях, а хорошо известен в византийской иконографии:-)
См. также по данной теме статью «Вся Италия гудит о вывозе Джотто, а в России молчат о Рублёве?»: http://expertmus.livejournal.com/88376.html
© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2011
Джотто может кому-то и ценнее, но нам Рублев с Дионисием все ж таки подороже будут, поскольку свои они.
ОтветитьУдалитьЭто наша, а не их история.
Почти как у Высоцкого:"Привозят ихнего Христа на встречу с.... народом"
4 декабря 2011, 22:19
комментарий priest_alexandr в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Стало известно, что итальянская сторона теперь открещивается от того, что она будто бы настаивала на вывозе из России Рублева на выставку «Во Христе / In Christo»: http://expertmus.livejournal.com/88376.html
ОтветитьУдалитьСогласно версии итальянцев, Третьяковка была совершенно свободна при выборе икон из своего собрания для обмена на Джотто:-)
А спонсорами скандальной выставки, как оказалось, стали давние финансовые партнёры Московской Патриархии – фонд Андрея Первозванного и Газпром: http://www.arte.go.it/eventi/press/p_1115.htm
То есть в Италию Рублева увезёт глава РЖД Якунин, который привозил в Россию Пояс Богородицы перед выборами в Госдуму РФ: http://rublev-museum.livejournal.com/198749.html
14 декабря 2011, 2:08
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com