Итак, шедевр прп. Андрея Рублева († 1428) впервые за всю свою многовековую историю оказался тайно вывезен за границу, но мало кто знает, как же развивались события вокруг этого беспрецедентного в новейшей истории России музейного «обмена».
Первые шаги были предприняты еще весной 2010 г., когда глава Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда по поручению митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) провел 27 февраля 2010 г. предварительную рекогносцировку в ходе своего визита в Третьяковку, после чего он объявил о «полном согласовании всех позиций с новым директором ГТГ», а заместитель Легойды Владимир Гурболиков (gurbolikov) даже признался, что «эти встречи вовсе не были чисто дипломатическими актами». Вслед за этим председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев) вдруг выступил 9.03.2010 г. с развернутым интервью о задачах Патриаршего совета по культуре. Казалось бы, при чем здесь ОВЦС и культура России, когда есть тот же ОВЦО прот. Всеволода Чаплина, однако никто почему-то не обратил внимание на такое явное несоответствие …
21 мая 2010 г. завершилась поездка председателя ОВЦС Московского Патриархата митрополита Илариона (Алфеева), ближайшего помощника Патриарха Кирилла, в Италию. В ходе этой поездки его принял в своей официальной резиденции Великий магистр Ордена святого Иоанна Иерусалимского рыцарей Родоса и Мальты Мэтью Фестинг вместе с Великим командором Мальтийского ордена Жерардо Эрколани Фава Симонетти: http://expertmus.livejournal.com/73559.html Специально к поездке митрополита Илариона (Алфеева) были приурочены «Дни русской духовной культуры в Ватикане», кульминацией которых стал концерт из его произведений в исполнении его «пузаковского» хора за счет средств РПЦ, для чего на те же средства был арендован зал имени Павла VI по личной инициативе молодого митрополита, как подчеркнул Папа Римский Бенедикт XVI, почтивший своим присутствием сие мероприятие. Вот так, инициатива личная, а средства общецерковные, легко ли умеючи:-)
По возвращении митрополита Илариона (Алфеева) из Ватикана глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда неожиданно выступает с опровержением заявления Патриарха Кирилла в Брянске о скором возвращении «чудотворной Свенской иконой Божией Матери» из Третьяковки, где «она все еще в узах»: http://expertmus.livejournal.com/76871.html Очевидно, чтобы дезавуировать Первосвятительское слово потребовались весьма веские причины …
6 декабря 2010 г. председатель ОВЦС Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) наносит визит в Государственную Третьяковскую галерею, где у него проходит встреча «за закрытыми дверями» с новым гендиректором Третьяковки Ириной Лебедевой. Вопрос о вывозе Рублева был решен. Уже 22 апреля 2011 г. архиепископ Флоренции Джузеппе Бетори написал письмо управляющей Кристине Ачидини с просьбой прислать в Россию Распятие работы Джотто из церкви Всех Святых. Данное обращение Римско-Католической Церкви вызвало в Италии буквально взрыв страстей вокруг вывоза из страны этого уникального произведения «отца итальянского искусства», что в конечном итоге привело к замене подлинного произведения Джотто на две так называемых «джоттески», как именуются у искусствоведов работы круга Джотто и его мастерской: http://expertmus.livejournal.com/88376.html
Архиепископу Флоренции не помогли даже апелляции на авторитет «высших должностных лиц государства, в частности, Президента Республики Джорджо Наполитано и председателя Совета министров Италии», выступивших негласно в поддержку сей экуменической инициативы. Зато у российских партнеров данного «историко-художественного и богословского проекта» всё прошло без сучка и задоринки, т.е. втайне готовился вывоз национальных святынь, а публику просто-напросто
Нам в Музее имени Андрея Рублева подобные ссылки на нового патриарха уже, как говорится, «в печенках сидят», потому что прямо на заповедной музейной территории, на месте древнего кладбища, сын директора Геннадия Попова некий «нью-ресторатор» Фёдор Рындин незаконно построил свой частный кабак с кощунственным названием «Хлебный домъ в Андрониках», сославшись при этом на полученное им «благословение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла»: http://expertmus.livejournal.com/66306.html Вот так, оказывается, можно одной рукой благословлять и экуменические игрища вокруг икон Рублева, и бесовские пляски на вывороченных могилах, среди которых покоится всемирно известный иконописец Древней Руси …
Самое смешное, что итальянцы не на шутку перепугались, узнав о слабом ропоте, прокатившемся по ряду СМИ после обнародования в нашем музейном блоге фактов строго засекреченной от российской культурной общественности сделки. По словам издания «Ведомости» от 20.12.2011 (№240 (3006)), «поскольку предрассудков - религиозных, атеистических, искусствоведческих, политических, неофитских - в нашем обществе скопилось угрожающее количество, то выставка еще до открытия была подвергнута критике. Упертых православных возмущал факт вывоза за границу икон, которые не дают для богослужения на родине, а вечно встревоженную музейную общественность раздражал несветский антураж выставки». В ответ на это итальянские участники экуменического «проекта» тут же заявили, что в Италии никто и не настаивал на вывозе к ним именно Рублева, и вся эта затея целиком и полностью лежит на российской стороне. Косвенно их слова подтверждает и директрисса ГТГ Ирина Лебедева, по словам которой «Государственная Третьяковская галерея как равноправный участник уникального историко-художественного и богословского проекта подошла с максимально возможной ответственностью как к отбору произведений для экспонирования в Италии, так и к их современному полноценному научному и технико-технологическому изучению». Хороша ответственность - ничего не скажешь, даже ни слова о сохранности впервые вывозимого за границу шедевра самого Рублева:-(
Зато на все лады расхваливается место экспонирования православных святынь – принадлежащий Флорентийской архиепископии Римско-Католической Церкви Баптистерий Сан-Джованни (см. фото), о котором в пресс-релизе ГТГ отмечено, что здесь «крестили Данте Алигьери, членов семьи Медичи и еще множество выдающихся жителей Италии»: «впервые за всю историю европейской цивилизации величайшие произведения русского средневековья будут демонстрироваться в одном из памятников, наиболее значимых для мировой и христианской культуры». Ну о похождениях развратной семейки Медичи, которые «произвели раскол в Церкви и привели Рим, Флоренцию и всю Европу на край пропасти», как сказано в аннотации к нашумевшему англо-американскому сериалу, у нас теперь даже многие домохозяйки знают, а вот что касается крещения, то не собираются же итальянцы крестить заново Андрея Рублева:-)
Тут следует пояснить, что в западном средневековье портрет нередко выступал своего рода «двойником», замещая живого человека, с чем на Руси впервые пришлось столкнуться в ходе подготовки женитьбы Ивана III на Софии (Зое) Палеолог, чей портрет был доставлен в Москву в ноябре 1469 г. Иваном Фрязиным и вызвал такое удивление, что летописец даже назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».
Тем не менее, пресс-служба Третьяковки на крупнейших российских телеканалах, освещающих экуменический «проект» в ГТГ, что называется, «на чистом глазу» продолжает уверять граждан России, что «с картинами Джотто - не только шедеврами мирового искусства, но и свидетелями исторических событий - в Италии расставаться не хотели. Договориться о том, чтобы на время вывезти иконы в Россию, удалось, лишь отправив во Флоренцию произведения не менее прославленного русского иконописца Андрея Рублёва. Только такой обмен итальянцы сочли приемлемым»: http://rublev-museum.livejournal.com/269001.html Видимо, здесь простой расчет на то, что иноСМИ у нас читает не так много людей, если даже Президент Дмитрий Медведев, не говоря уже о его подчиненных, не читает в своём твиттер-блоге ни одно из крупнейших зарубежных СМИ в отличие от других мировых лидеров!
Дальше «тень на плетень» становится еще больше, и вот уже куратор выставки из Третьяковки Андрей Воробьев касательно даты появления экуменического «проекта» называет, не моргнув глазом, август 2011 г.: «идея такого творческого обмена созрела только в августе. У нас было всего несколько месяцев, и финальная стадия была не более месяца. Конечно, без божественного вмешательства не обошлось». Как было на самом деле, можно прочитать выше, так от кого прячут концы в воду, от нас с вами?! Ладно бы еще для видимости соблюдали хоть какие-то приличия, а то у них десница не знает, что делает шуйца:-) В один и тот же день вслед за «дезой» пресс-службы ГТГ служба коммуникации ОВЦС сообщает, что 19 декабря 2011 г. митрополит Иларион (Алфеев) «принял участие в торжественной церемонии открытия в Государственной Третьяковской галерее экспозиции «Во Христе (In Christo)» (см. фото). И - куда уж без пиара любимого начальника! – тут же упоминается, что «частью этого масштабного проекта является изданный в Италии двуязычный каталог «Во Христе/In Christo. Обмен художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией». Предисловия к нему написаны, в том числе, и главами двух государств. В богословском разделе каталога представлена статья митрополита Волоколамского Илариона «По образу и подобию. Богословие иконы в Православной Церкви». Хотелось бы надеяться, что уважаемым читателям не нужно разжевывать, какие реальные сроки заняла публикация в Италии такого издания. Тут даже участие Фонда Андрея Первозванного, который привёз Пояс Богородицы и увёз Рублева, таких супер-скоростей не обеспечит:-) И, конечно, жаль, что глава нашего государства нашел время написать предисловие к каталогу Treccani, но не удосужился выполнить свои прямые обязанности, издав соответствующий президентский указ, санкционирующий вывоз из России – впервые в истории- её святынь, как об этом совершенно справедливо заметил известный политолог Виталий Третьяков.
Вся эта история с тайным вывозом из России Андрея Рублева ради экуменических «проектов» весьма дурно пахнет, и очень прискорбно, что злосмрадие исходит из стен любимого «детища» патриарха Кирилла ОВЦС. Его молодой руководитель даже съездил для «прикрытия» на Афон, чтобы заручиться благословением афонских старцев, которые и помыслить не могли, что перед ними митрополит, вынашивающий экуменические планы! Теперь митрополит Иларион (Алфеев) намеревается «презентовать» 21 декабря в католическом баптистерии православные святыни, которые, как подчеркивается в заявлениях официальных представителей Флорентийской архиепископии Римско-Католической Церкви, «впервые окажутся в Церкви, ведь у себя на Родине они заточены в музее» (sic!). Как пишет обозреватель Andrea Fagioli в статье «Rublëv-Giotto, l’arte del dialogo», опубликованной в рубрике «ECUMENISMO», в это день пройдет торжественная церемония «поклонения перед иконой Андрея Рублева» с участием митрополита Илариона (Алфеева) и в сопровождении Московского Синодального хора, уже прозванного в церковной ограде «алфеевским»…
Правда, инициаторам экуменического «проекта» с Рублевым действительно может помешать вмешательство Бога, которого они всуе помянули:-) Дело в том, что в настоящее время во Флоренции, где в баптистерии помещен рублевский шедевр, разворачиваются самые настоящие уличные битвы со взрывами и многотысячными акциями протеста против расовой дискриминации. Так, на центральной площади Флоренции накануне собралось больше 12,000 участников, которые заблокировали входы во все прилегающие базилики (см. фото)! А ведь многим еще памятны аналогичные протесты Лондоне, где в октябре 2011 г. из соображений безопасности был закрыт вход в собор Святого Павла, у которого демонстранты разбили палаточный лагерь, а канцлер собора преподобный Джайлс Фрейзер был даже вынужден подать в отставку …
UPD. Вниманию всех заинтересованных лиц: информация о том, что экуменический "проект" осуществляется "под покровительством патриарха Кирилла" или в ином варианте "a blessing from Patriarch Kirill" (TASS) приводится только в российских СМИ: http://english.ruvr.ru/2011/12/19/62519983.html
Ни одно итальянское издание не упоминает ни о каком благословении или покровительстве выставки со стороны патриарха Кирилла: http://www.treccani.it/enciclopedia/percorsi/arte_lingua_e_letteratura/icona.html/
http://www.adnkronos.com/IGN/News/Cultura/Arte-Giotto-vola-a-Mosca-e-Rublev-arriva-a-Firenze-mercoledi_312765861140.html
http://www.avvenire.it/Cultura/Pagine/giotto.aspx
Это и понятно, ведь по международному протоколу в таком случае необходимо было указать и на благословение понтифика!
© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2011
Скажите, как вы думаете, зачем всё это делается?
ОтветитьУдалить20 декабря 2011, 6:11
комментарий olovo_z в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Увозят нашего Христа на потеху Ватикану...
ОтветитьУдалить20 декабря 2011, 16:12
комментарий priest_alexandr в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Как "оскотинивают" народ
ОтветитьУдалитьВообще-то факты говорят сами за себя:-)
В той же Италии весь процесс подготовки экуменического "проекта" проходил гласно, а в России его тщательно скрывали. Причем не только светские лица, но и, как оказалось, духовные ...
Когда ТАМ церковное начальство захотело вывезти подлинный шедевр Джотто, то протест был настолько серьезным, что не помогло, как видите, даже покровительство высших должностных лиц Италии - ни президента, ни Берлускони. А у нас не только президент, но и патриарх знали, что впервые нарушается мораторий на вывоз национальных святынь и католикам отдают самого Рублева!
Уже один этот прецедент развяжет руки для дальнейшей коммерческой эксплуатации национального наследия, так что, то ли еще будет. Никто из "журналюг" даже не поинтересовался, какова страховая стоимость Рублева, хотя при недавнем обмене Джотто на Рембрандта в Эрмитаже все цифры были озвучены: http://expertmus.livejournal.com/89027.html
Увы, не нашлось НИ ОДНОГО пастыря, кто выступил бы в защиту православных святынь, а еще говорят, что народ "оскотинился" ...
20 декабря 2011, 16:30
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Во время архипастырского посещения Святой Горы Афон Вселенским Патриархом Варфоломеем 7-8 октября 2011 г. ему был передано соборное послание афонских насельников с предостережением против экуменизма:
ОтветитьУдалить«Экуменизм и глобализация - две враждебные силы, которые хотят овладеть Православной Церковью и нашим Отечеством, Грецией. Мы, афониты, которые с болью молятся за весь мир и в особенности за Церковь и Отечество, вас умоляем и просим не идите вслед за этими темными силами… Разве не Вы выступаете с призывами вместе с вашими экуменическими действиями, почему, мол, отцы зилоты не имеют общения с вами и со Священным Сообществом Горы, которое следует за Вами? Остановитесь же и Вы, остановите Вашу филопапистскую деятельность, когда уже столько богословов заявляют, что она наносит вред Православной Церкви, ради того чтобы достичь единства во Христе Иисусе»: http://www.odigitria.by/2011/11/10/kriticheskie-zamechaniya-otcov-svyatogorcev-v-adres-vselenskogo-patriarxa-vo-vremya-ego-vizita-na-svyatuyu-goru-afon-7-8-oktyabrya-2011g/
Вот что, по разумению афонских отцов, является подлинным единством во Христе, а не то, на что намекает название экуменического «проекта» с использованием православных святынь во Флоренции.
Ваш перепост, увы, не попал в кэш Яндекса, на что жалуются уже многие друзья. За один вчерашний день статью прочитало 1011 блоггеров, но по непонятным причинам не все комменты проходят. То ли с топом опять накручивают: http://expertmus.livejournal.com/86658.html
То ли опять взялись «замораживать»:-)
21 декабря 2011, 3:02
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
«Статья нового богословского светила ОВЦС иеромонаха Илариона (Алфеева), в которой он всячески оправдывает участие Русской православной Церкви в «интернационале еретиков» - Всемирном Совете Церквей. Иеромонах Алфеев СОЗНАТЕЛЬНО смешивает понятия. Так, на переговоры со старокатоликами и англиканами, которые вела в конце XIX в. Русская Православная Церковь, он указывает как на пример «хорошего экуменизма». Но тогда никакого экуменизма не было, ибо это были конкретные переговоры о возвращении еретиков в лоно единственно спасительной Православной Церкви. Далее о. Иларион утверждает, что членство в ВСЦ помогает сдерживать «восточный папизм» Константинополя. Это показывает, что пути церковной политики, которые НАВЯЗЫВАЕТ ОВЦС, не только ГУБИТЕЛЬНЫ с духовной точки зрения, но и ПОЛИТИЧЕСКИ ПРОВАЛЬНЫ. Очевидно, что деятельность ОВЦС ДИСКРЕДИТИРУЕТ Русскую Православную Церковь» (Кирилл Фролов. Новейшие униатские проекты // Москва. № 1. 1998. С. 224): http://comandante1.livejournal.com/34691.html
ОтветитьУдалить22 декабря 2011, 2:51
комментарий в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Как только вскрылся публичный позор этой жалкой кучки Попова с Нерсесяном и их подельников, которая пиарила себя как "музейное сообщество" и "защитников икон", а на деле сдала Рублева при первой же возможности, они тут же бросились спасать своё жалкое реноме. Для этого ими была делегирована нерсесяновский информатор Светлана Липатова (юзер filiffjonka): http://expertmus.livejournal.com/31853.html
ОтветитьУдалитьТа взялась на все лады расхваливать экуменический "проект" на страницах журнала «Нескучный сад» (21.12.11, 13.24), который выпускает вл. Аркадий (Шатов), назначивший главредом Юлию Данилову из числа «чад» прот. Александра Салтыкова: http://expertmus.livejournal.com/89273.html
То есть вроде бы журнал позиционирует себя как "православный", а на деле? В своей заметке Липатова ухитрилась напеть столько дифирамбов экуменическому "проекту", что даже католикам и не снилось:-) Тут и такие перлы, как "взаимные «гастроли» памятников живописи стали новым словом в культурном диалоге между Италией и Россией", и "пространство древнего флорентийского баптистерия как нельзя лучше подходит для «визуализации» диалога между Италией и Россией", и как хорошо смотрится "икона «Вознесение», связываемая с творчеством Андрея Рублева, рядом с творениями его современника, скульптора Лоренцо Гиберти" и т.д. и т.п.
Обратите внимание на очередной подлог этих "жуликов от древнерусского искусствоведения": они стали повсюду верещать, что вывезли вовсе не Рублева, а "работу, связываемую с творчеством Андрея Рублева":-) Бедному российскому читателю впору и впрямь запутаться: тут говорят одно, здесь - другое. Совет один - никогда не верьте жуликам! Не случайно про кучку Попова с Нерсесяном и их подручных сказано - "ЕДИНОЖДЫ СОЛГАВ!"
В Италии та же самая икона, тайно вывезенная из России, экспонируется и преподносится теми же российскими участниками экуменического "проекта" как безусловный шедевр самого Рублева. Да и как может быть иначе, если итальянские коллеги прекрасно знакомы с замечательными альбомами нашего известного искусствоведа Виктора Никитича Лазарева. Вот что он писал об иконе, впервые вывезенной за границу: «Вознесение» является самой качественной иконой и, как есть все основания думать, исполнено самим Рублевым (Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. С. 365).
Бедных читателей "Нескучного сада" потчуют еще и не таким враньём, когда дилетантка Липатова им заявляет, что будто бы "картины Джотто впервые привезены в Москву":-) На самом деле Джотто уже привозили в Москву в 2005 г. в составе выставки "Россия-Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича", где был выставлен превосходный «Св. Стефан» из собрания Музея Хорн во Флоренции: http://expertmus.livejournal.com/88376.html?thread=972856#t972856
А попалась Липатова на том, что нерсесяне денно и нощно мониторят наш музейный блог, откуда выуживают всю информацию, в т.ч. и о Джотто. Но именно эта подробность была намеренно заскринена, вот они с готовностью и проглотили "наживку":-)
От них же нужно шарахаться всем порядочным людям как от нечисти, а с ними легойды да кравцы якшаются да еще от имени Патриарха?!
22 декабря 2011, 4:49
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
С итальянцами договор был подписан, а вывоз святынь скрыли до вернисажа от нас с вами, засекретив всё, вплоть до суммы страховки. Поэтому им так легко манипулировать общественным мнением, называя разные сроки начала экуменического "проекта", разные работы для обмена и т.д. и т.п.
ОтветитьУдалитьДля сравнения: в той же Италии было широко известно о самом "проекте", о его участниках, о вывозимых произведениях и даже о времени открытия выставки во Флоренции: http://expertmus.livejournal.com/88376.html?thread=964920#t964920
По всему видно, что в России привыкли держать публику за идиотов:-)
22 декабря 2011, 13:47
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com