В богослужебных минеях преп. Иоанна Лествичника (ок. 525 (?) - 606 г. (?)) именуют «Новым Моисеем», появившимся на Синае. В 75 лет преп. Иоанн стал игуменом Синайского монастыря и по просьбе игумена Раифы написал книгу «Лествица райская». В ней описаны 30 стадий аскезы, цель которой - достижение высшей ступени совершенства - союза веры, надежды и любви. Закономерно, что св. гора Синай стала местом сосредоточения памятников на тему «Лествицы».
Византийские лицевые рукописи Лествицы, наглядно представляющие идеалы монашеской аскетики, появляются уже во второй половине XI в. (Martin J.R. The Illustration of the Heavenly Ladder of John Climacus. Princeton, 1954 (Studies in Manuscript Illustration. № 5). Одним из cамых ранних относятся знаменитые миниатюры «Лествицы» из Ватиканской Библиотеки (gr. 394) конца XI в. Здесь немало иносказаний и аллегорий, начиная с главного в богословии синайского игумена атрибута - лестницы. Она здесь ключ-знак, число ее ступеней «9», что указывает на 9-ю главу книги - «Незлопамятность». Рядом - беседа преподобного с монахами «о злопамятности и клевете». В иных греческих списках Лествицы напротив, видим лишь выполненное чернилами пером изображение лестницы с 30-ю ступенями, увенчанной крестом. Символика числа «30» объяснена так: «Христос же, крестившись в тридесятное лето видимого возраста, получил тридесятную степень в духовной сей лествице; ибо любовь есть Бог».
На миниатюре рукописи XI в. в библиотеке Принстонского университета (Garret Ms. 16), с полуизолированным изображением Иоанна Лествичника с раскрытым свитком в руке, также изображены устремившиеся к лестнице и взбирающихся по ней монахи, ни один из которых не достигает небесной сферы с полуфигурой Христа, держащего в распростертых руках победные венцы. Рукопись того же времени в библиотеке Амброзиана в Милане (B. 80. Sup.) имеет лишь миниатюру фронтисписа с изображением пишущего автора и символическую композицию внутри квадрифолия, вписанного в заглавную заставку (Gengaro M.L., Leoni Fr., Villa G. Codici decorati e miniati dell'Ambrosiana: ebraici e greci. Milano, 1957 (Fontes Ambrosiani. T.XXXIII.A). P.117-123. Tav. XXVIII,XXIX. № 31). Но самым распространенным было именно Видение Иоанна Лествичника, как в греческой рукописи, переписанной в 1285 г. в Михайло-Архангельском монастыре на горе преподобного Авксентия, воздвигнутом императором Михаилом Палеологом около 1280 г. на острове Оксии близ Халкидона, напротив Константинополя, теперь хранящейся в ГИМе (Син. греч. 146). На л. 278 об. помещена композиция с изображением лестницы добродетелей (9 ступеней), по которой монахи восходят на небо.
Данная икона, по-видимому, константинопольского происхождения, полностью соотносится с текстом Лествицы райской Иоанна Лествичника и отличается развитой композицией с доминантой лестницы в окружении сил света и тьмы (Вейцман К. Ранние иконы // Иконы на Балканах: Синай, Греция, Болгария, Югославия. София-Белград, 1967. С.XIII-XIV, LXXXI. № 19. Табл. 19). Особенность данной иконы - изображение бесов с луками и крюками. Здесь монахи упорно взбираются по 30-ти ступеням, тогда как искушения и пороки, представленные в виде маленьких бесов, пытаются их свергнуть вниз, и лишь сам Иоанн Лествичник уже достиг цели, а за ним следует епископ Антоний, бывший тоже игуменом Синайского монастыря. Скорее всего, икона могла быть написана в память о блаженной кончине игумена Антония.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий