Печерская-Свенская икона Богоматери. 67 х 42.ГТГ, инв. № 12723. Икона написана на цельной липовой доске с неглубоким ковчегом и круглящейся лузгой. Сохранность: древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями.
Печерская-Свенская икона Богоматери (см. илл.) иконографически восходит к типу Панахранта (Всемилостивая) и, возможно, является одним из изводов Кипрской иконы Богородицы. Подобный иконографический тип прямо сидящей на престоле Богоматери более характерен для монументальной живописи - фрески и мозаики из-за своей торжественной строгости. Спас-Эммануил, сидящий на коленях Богоматери, простертыми руками двуперстно благословляет стоящих пред троном Феодосия (слева) и Антония (справа), основателей Киево-Печерского монастыря.
Икона донесла до нашего времени древнейшие сохранившиеся иконные образы Антония и Феодосия. Антоний почил о Господе 7 мая 1073 г., а Феодосий - в 1074 г. Богоугодные отцы удостоились ранней канонизации: мы знаем по «Киево-Печерскому патерику», что уже в XII в. в монастыре были их иконы, которые показывали греческим строителям каменного собора. Но, как гласит традиция, еще до прибытия в Киев, во Влахернском храме константинопольским каменоделам было видение Богоматери с предстоящими печерскими настоятелями. Возможно, это видение, о котором в монастыре бытовали устные легенды, повлияло на композицию иконы.
Преподобный Антоний (см. илл.) изображен на иконе в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой – развернутый свиток с текстом: «Молю вы оу Бога держимъся […] въздержанье и не ленмься и[…]а бо о сем Г[…]д помощьника». Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в. северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на которой руки Богородицы возложены на плечи Антония и Феодосия. Свиток в руках Феодосия сохранился плохо, форма свитка была изменена, теперь свиток спускается до земли и при этом закрывает часть трона, текст на свитке переписан в древности: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе».
По гипотезе Н.П. Кондакова, Печерская-Свенская икона Богоматери является списком с заалтарного образа - мозаичного изображения Богоматери (1083-1089) в алтаре печерского Успенского собора. Этот образ прославился вскоре после своего создания (Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 2. Пг., 1915. С. 327). Сам же печерский образ (мозаичный или исполненный на доске), возможно, повторял икону, находившуюся в Софии Константинопольской. В опубликованной Л.Н. Майковым «Беседе о святынях Цареграда», датируемой концом XIII - началом XIV в., приведена любопытная подробность: в соборе «по левой стороне есть теремецъ чюдно устроенъ; въ немъ икона Пречистая Царица Богородица; та икона посылалав мастеры на Кiевъ ставить церковь въ Печере ко святому Антонию и Феодосию» (Сборник. Отделения русского языка и словесности. 1890. Т. 51. Вып. 1. С. 14). Вместе с тем, как предположила В. И. Антонова, икона «является списком, исполненным в Киеве с одной из недошедших до нас древних печерских икон» (Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т.1. М., 1963. С. 77). Эту версию разделял и В. Н. Лазарев (Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983. С. 45, 169).
Датировка иконы вызывает полемику. Если В. И. Антонова приурочивала ее написание ко времени основания Свенского монастыря (1288), то А.Н. Овчинников - к эпохе Алимпия, т.е. к концу XI столетия (Овчинников А.Н. Иконы «Святой Пантелеимон» и «Богоматерь Свенская-Печерская» // Символика христианского искусства. М., Родник, 1999. С. 428.), что повторяет атрибуцию И.Э. Грабаря (Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966. С. 157). Для обоснования датировки Овчинников привёл следующие аргументы: «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые - грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра ... В живописи можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая (от редакции: http://rublev-museum.livejournal.com/14637.html)».
После разорения монголо-татарами Киева икона была перенесена в Брянск. Этот чудотворный образ исцелил от слепоты в 1288 г. местного князя Романа, сына Михаила Всеволодовича - черниговского князя, претерпевшего мученическую смерть в Золотой Орде. Роман Михайлович основал на месте, где совершилось чудо, монастырь во имя Успения Божий Матери. Тогда же, в 1288 г., было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери - 3 мая. Впоследствии икона прославилась многими исцелениями слепых и бесноватых, а также защищала монастырь и город от врагов. Когда в 1812 г. к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. В память избавления от французов в 1815 г. была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход.
В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий. После закрытия Свенского монастыря в 1924 г. икона была вывезена в 1925 г. из Успенского собора Н.Н. Померанцевым в ЦГРМ (Центральные государственные реставрационные мастерские), откуда в 1930 г. она попала в Третьяковку. В 1927 г. сотрудниками ЦГРМ Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация святыни: http://expertmus.livejournal.com/53393.html
Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свято-Успенском Свенском мужском монастыре возродилась в 1992 г., и спустя восемь лет численность братии составляла уже 25 человек. Первым наместником был назначен архимандрит Никодим (Анискин, † 27.10.2010). При нем в 2008 г. состоялось торжественное празднование 720-летия обители, в котором приняли участие архиереи Русской Православной Церкви из России и сопредельных Украины и Белоруссии. 26 июня 2011 г., в неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейший Патриарх Кирилл в Свенском монастыре Брянска на развалинах алтаря взорванного в 1930 г. Успенского собора (см. илл.) совершил Божественную литургию, по окончании которой обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, выразив твердую надежду, что «в ближайшее, насколько это возможно, время здесь появился бы благолепный храм с чудотворной Свенской иконой Божией Матери. Тогда, несомненно, особая благодать и Покров Царицы Небесной будут пребывать над Брянской землей». В ответном слове Брянский епископ Феофилакт, который является священноархимандритом Свенского монастыря, выразил надежду, что патриаршая служба станет отправной точкой восстановления собора.
Главной реликвией этого храма, сказал еп. Феофилакт, до его закрытия была Свенская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими. «Ныне она, как и многие святыни, все еще в узах, но мы верим, что Ваша молитва и Ваше деятельное участие приведут к тому, что время возрождения собора и возвращения святыни совпадут»,- поведал владыка Патриарху Кириллу от лица всего брянского духовенства. Эти слова Предстоятеля Русской Православной Церкви и одного из её правящих архиереев о чудотворной Свенской иконе были процитированы не только на официальных патриархийных сайтах, но и во многих епархиальных изданиях.
И вдруг, как гром среди ясного неба, в ряде СМИ, включая «Интерфакс-Религия», вдруг выскочили перлы главы Синодального информационного отдела Московской Патриархии Владимира Легойды, выступившего с опровержением (?!) слов Патриарха Кирилла о намерении Церкви вернуть брянскую святыню. По словам Легойды, который уже не раз обнаруживал свою некомпетентность, «Русская православная церковь не будет обращаться с просьбой передать икону в храм без предварительных серьезных консультаций с сотрудниками Третьяковской галереи». Напомним, что не так давно Владимир Легойда после своего визита в Третьяковку объявил о полном согласовании всех позиций с новым директором ГТГ: http://expertmus.livejournal.com/54901.html Его слова были процитированы 27 июня Александрой Соповой в газете «Известия», которая недавно сменила в очередной раз своего владельца и тщится любой ценой спастись от банкротства.
Поразительным образом далеко не дипломатический демарш Владимира Легойды против Предстоятеля РПЦ напомнил выступления либеральных СМИ, которые после патриаршего визита в наш Музей имени Андрея Рублева поспешили переиначить слова Патриарха Кирилла в том смысле, что «РПЦ не будет претендовать на «Троицу» Андрея Рублева».
В той же заметке «Известий» помещена очередная порция беспардонной лжи известного провокатора Левона Нерсесяна, который заявил, что де «закон сегодня на стороне музея и позволяет ответить на просьбы о выдаче памятника вежливым отказом. Если законы будут соблюдаться, Свенская икона Третьяковскую галерею не покинет». При этом Нерсесян привёл в качестве примера крайне отвратительный случай с одним из шедевров нашего музейного собрания, который до последнего времени умалчивался. Речь идёт о выдаче по просьбе Церкви Волоколамской Владимирской иконы Божией Матери из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Как проболтался Левон Нерсесян, «случай Торопецкой иконы был учтен музейными работниками, и в резолюции расширенного реставрационного совета отмечено, что до возвращения Торопецкой иконы в Русский музей об экспонировании других памятников в храмах речи быть не может». Как видим, у таких «напёрсточников», как Нерсесян, понятия о законности весьма расплывчаты и легко оборачиваются полным беззаконием!
Оказывается, чудотворная Волоколамская (Владимирская) икона Божией Матери, сохранность которой вполне удовлетворительна для временного принесения на поклонение в Иосифо-Волоколамский монастырь, не будет отпущена беззаконниками, пока не вернётся Торопецкая икона!
Как стало известно редакции нашего музейного блога, 26 апреля 2011 г. наместник Иосифо-Волоколамского монастыря игумен Сергий направил прошение (исх. № 66) министру культуры Александру Авдееву разрешить принесение Волоколамской иконы в родную для неё обитель с 10 по 20 июня 2011 г. Однако никакого ответа ни от Авдеева, ни от администрации ЦМиАР не последовало, что, впрочем, неудивительно, если о судьбе музейных ценностей нынче в прессе вещают не официальные представители Минкультуры, а полоумные демагоги нерсесяны:-)
Их излюбленный «пример», что де «храм при Третьяковке дает пример сотрудничества между музеем и верующими: сюда в праздник Троицы приносится на богослужение знаменитая икона кисти Андрея Рублева», на самом деле яйца выеденного не стоит, если та же чудотворная Свенская икона последний раз переносилась из экспозиции ГТГ на богослужение в «домовый храм» аж в далёком 2003 году! Увы, об этих фактах главе Синодального информационного отдела Московской Патриархии Владимиру Легойде, который до сих пор не удосужился наладить сотрудничество с православными музейными экспертами, ничего неизвестно. Тем не менее, в своих скоропалительных заявлениях – «от имени Церкви»! – ему не следует забывать, что движение «Православная Россия» вместе со свенской братией неоднократно добивалось возвращения чудотворной иконы: http://rublev-museum.livejournal.com/158475.html
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
На нашем музейном сайте уже проходила дискуссия и голосование по вопросу «Где место святыне – в храме или музее?»: http://expertmus.livejournal.com/45885.html
ОтветитьУдалитьСм. также: http://expertmus.livejournal.com/55907.html
В данном случае в очередной раз затрагивается тема моральной нечистоплотности тех, кто узурпирует ныне права на святыню: http://expertmus.livejournal.com/76871.html
30 июня 2011, 21:28
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Вы как всегда - обстоятельны и точны. Спасибо! А выводы - выводы очевидны.
ОтветитьУдалитьПервое - бюрократия везде одинакова;
второе - она имеет преимущественно компрадорский характер;
третье - заморский товар - с душком (в церковных делах душок бывает двух видов - иудейский и папистский).
30 июня 2011, 21:34
комментарий velski в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
"никакого ответа ни от Авдеева, ни от администрации ЦМиАР не последовало"
ОтветитьУдалить*наверное, очень заняты были, раз не успели ответить наместнику вот такого монастыря?*
как говорят теперь многие священники (и не только), гонения на Церковь не прекратились, теперь они приобрели другой характер (
30 июня 2011, 21:51
комментарий gannota в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Вам спасибо за выводы! Поверьте, в данной статье очень не хотелось затрагивать третий пункт, во многом объясняющий, почему Легойда внутренне тяготеет к лагерю супротивников Церкви… Уже не раз приходилось обращать внимание на одиозный состав этой жалкой кучки «охранителей национального наследия», где нет ни одного лица русской национальности! На эту постыдную тенденцию нашей жизни без обиняков указывал Савва Ямщиков (Царствие ему Небесное!), когда открыто негодовал, что на всероссийском телеканале «Культура» идет «откровенно русофобская передача г-на Архангельского, в которой на вопрос газеты, почему он приглашает людей одной национальности, он ответил: «я не виноват, что они умные». Один из его умников, выдаваемый за великого знатока древнерусского искусства, г-н Лифшиц, договорился до того, что сказал о своей благодарности революции за то, что она позволила ему увидеть подлинный лик Владимирской Богоматери и «Троицы» Рублева»: http://expertmus.livejournal.com/35507.html
ОтветитьУдалитьКонечно, для Церкви «несть ни еллина, ни иудея», но не зря же о. Всеволод Чаплин в своё время точно подметил, что члены кучки «придерживаются той точки зрения, которой не придерживается большинство людей в нашем обществе»: http://expertmus.livejournal.com/55210.html
И кое-что по конспирологии: http://expertmus.livejournal.com/61406.html
30 июня 2011, 23:12
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Вот-вот! мне этот душок сразу почуялся..как в шантажной истории с хасидской библиотекой..
ОтветитьУдалитьвпечатление, что в Церкви действует их пятая колонна..((
1 июля 2011, 0:00
комментарий tan_e4ka в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь стал с 1999 г. ставропигиальным, и его настоятелем является Святейший Патриарх Кирилл. Поэтому отсутствие ответа министра культуры Авдеева на обращение к нему обители о временном принесении чудотворной Волоколамской иконы по сути наносит оскорбление Предстоятелю Русской Православной Церкви!
ОтветитьУдалитьВпрочем, неуклюжая попытка главы Синодального информационного отдела Московской Патриархии Владимира Легойды переиначить слова Патриарха Кирилла о возвращении в Успенский храм чудотворной Свенской иконой Божией Матери выглядит точно также - если не дерзновением, то по крайней мере самонадеянностью…
1 июля 2011, 2:16
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com