02.04.2011
12:37:26
В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне нового настоятеля - игумена Ефрема (Виноградова), представляющего Свято-Троицкое Сочинское подворье Валаамского монастыря (см. илл.). Вместе с новым настоятелем для возрождения традиций русского монашества в Абхазии прибыли монахи и священнослужители Русской Православной Церкви.
Напомним, что в прошлом году, 18 февраля 2010 г., в Тронном зале кафедрального храма Христа Спасителя состоялась встреча Патриарха Кирилла с Президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем, который высказал мнение, что «самый главный вопрос - сделать храмы Абхазии (Новоафонский комплекс, Команы, церковь Иоанна Златоуста) местами паломничества православных». Президент Абхазии тогда подчеркнул: «Мы приводим в порядок весь комплекс Нового Афона - купола и все остальное - и будем продолжать это делать не ради моды. Но главное для нас не растерять духовность, ведь если потеряем духовность - потеряем все». По его словам, Русская Православная Церковь оказывает помощь Церкви в Абхазии, где «есть вера, которую, мы считаем, надо поднимать на более высокий уровень». Он также коснулся на встрече в Москве отношений Абхазской Церкви с Грузинской Православной Церковью (ГПЦ): «после последних высказываний священнослужителей Грузии мы близко ничего общего с этой Церковью и такими людьми иметь не будем». Речь идет о том, что в Интернете и СМИ нынешний подход грузинского священства в отношении Абхазии выглядит так: «или Абхазия поймет, где она должна быть, или Грузия пойдет войной». «И это говорят священнослужители», - с нескрываемым возмущением указал Президент Абхазии. Осенью прошлого года Католикос-Патриарх Грузии Илия II направил осуждающее письмо Патриарху Кириллу, текст которого был распространен Грузинской патриархией 27 сентября 2010 г., в день освобождения абхазами Сухума. «В средствах массовой информации распространилось сообщение о том, что Вы якобы направили поздравление главе самопровозглашенной республики Южная Осетия в связи с 20-летием «независимости», что вызвало крайне негативную реакцию как среди наших верующих, так и во всей грузинской общественности», - говорилось в этом письме Илии II. Католикос-патриарх Грузии назвал поступок Предстоятеля РПЦ «очень печальным и непонятным действием», «поскольку это означает Вашу поддержку насильственно учрежденного сепаратистского режима, существующего на этой древнейшей грузинской земле (что признает весь мир), и признание незаконно объявленной «независимости»». Впредь грузинский патриарх просил такого не допускать, ведь «Церковь не должна находиться под влиянием политиков и политических процессов».
11 февраля 2011 г. в интервью «Русской службе ВВС» Католикос-Патриарх Грузии Илия II прокомментировал решение Св. Синода Грузинской Церкви передать управление Абхазской епархией в управление Предстоятеля Грузинской Церкви: «Мы благодарим Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за его поддержку, за то, что Русская Церковь признает каноническое право Грузинской Церкви в Абхазии и Цхинвальском регионе». При этом Предстоятель Грузинской Церкви выразил надежду, что Святейший Патриарх Кирилл и Русская Православная Церковь «помогут в урегулировании проблем Сухумо-Абхазской епархии».
В конце марта 2011 г. в ходе встречи с парламентариями Хорватии Католикос-Патриарх Грузии Илия II сделал новое заявление. В частности, он сказал, что «Абхазия и «Самачабло» временно отсоединены от Грузии. Также он отметил свою уверенность в том, что эти территории будут грузинскими». В ответ на это политическое заявление главы Грузинской Православной Церкви уполномоченный Президента Южной Осетии по делам религии Соня Хубаева собрала пресс-конференцию, где сообщила следующее: «Для нас не секрет, что Илья II лично благословлял грузинскую армию в августе 2008 г. на «восстановление территориальной целостности Грузии» - план «чистое поле» и «сачукари». Все помнят, что в августе 2008 г. блаженный Илья II очень сильно озаботился тем обстоятельством, что российская армия в Гори (Грузия) «уничтожает» его паству». Возникает вопрос, почему Илья II не беспокоился о жителях Южной Осетии, которых уже несколько дней перед этим бомбили. Он просил организовать для него коридор, чтобы убедиться, что его паства не уничтожена. Считаю крайне аморальным, на фоне происходящих зверств – убийства мирных жителей Цхинвала, заботу главы Церкви о своих гражданах». Как заметила Соня Хубаева, «спустя год после августовских событий Патриарх России Кирилл совершил молебен по погибшим в ходе военных действий». «Такой же молебен совершили во всех церквях Южной Осетии. Илья II же совершил молебен лишь по погибшим грузинским «героям», - отметила Хубаева. «Вместо того, чтобы призвать свой народ к покаянию, что традиционно для Православия, он призывает к обострению и новой войне. Это неизбежно, ведь с такими призывами церковных служителей, такие руководители как Саакашвили, имея благословение, могут развязать новую войну», - подытожила Хубаева.
В пятницу, 1апреля 2011 г., Международный суд ООН отклонил иск, который подала Грузия, обвиняя Россию в этнических чистках в «самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии». Главный судебный орган ООН заявил, что не имеет юрисдикции слушать это дело, так как Россия и Грузия не пытались провести переговоры по улаживанию своего длительного спора, прежде чем подать иск. Грузия подала жалобу в Международный суд в августе 2008 года, обвинив Россию в убийстве тысяч этнических грузин и перемещении еще 300 тысяч во время 20-летней компании по дискриминации в Южной Осетии и Абхазии. Россия заявляла, что суд не имеет полномочий рассматривать это дело.
Очевидно, что без благословения Католикоса-Патриарха Грузии Илии II Саакашвили не посмел бы подавать в Международный суд на Россию…
В этой связи поставление Патриархом Кириллом нового настоятеля Ново-Афонского монастыря выглядит как вполне симметричный ответ на действия грузинской стороны. Отец Ефрем родился в Москве, окончил геологический факультет МГУ и, будучи геологом, много работал на Кавказе. Игумен Ефрем (Виноградов) начинал с церковного послушания в Вологодской епархии, где он иеромонахом начал восстанавливать церковную жизнь в Никольске, районном центре области в конце 1989 г. Сначала он служил в церковном доме в деревне Кожаево, потом начал борьбу за возвращение церкви храма Казанской Божьей Матери, где при советской власти была устроена мукомольня. Потом отца Ефрема переводят в Вологду.
В 2003 г. игумен Ефрем (Виноградов) стал настоятелем скита в честь Владимирской иконы Божией Матери Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря в 10 км от высокогорного села Аибга Адлерского района Краснодарского края. 13 августа 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и правящего архиерея, митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, он приступил вместе с насельниками скита Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря к строительству храма в честь святых Царственных Страстотерпцев, в основание которого положена частичка мощей свт. Димитрия Ростовского, привезенная из Валаамского монастыря.
Новое назначение игумена Ефрема (Виноградова) должно помочь возродиться в былой красе и благолепии одному из самых известных духовных центров Русской Православной Церкви на Южном Кавказе - обители святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне.
Грузинские СМИ со ссылкой на вл. Илариона (Алфеева) поспешили опровергнуть информацию в абхазской прессе, а о. Андрей Кураев даже выдал собственную интерпретацию, что, дескать, игумен Ефрем приехал из Адлера в Новый Афон "подлечиться" ...
ОтветитьУдалить9 апреля 2011, 15:29
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com