5 ноября 2011 г. по мировым СМИ прокатилась сенсация о неожиданном открытии, которое совершили итальянские реставраторы в базилике св. Франциска в Ассизи. На одной из самых известных фресок знаменитого художника Джотто они обнаружили хорошо замаскированную фигуру дьявола, скрытую в облаках (см. фото).
Дьявол скрывается в верхней части фрески № 20 в цикле сцен жизни и смерти святого Франциска Ассизского, написанных Джотто в XIII веке. На фреске обнаружена фигура в профиль с крючковатым носом, хитрой улыбкой и темными рогами, спрятанными среди облаков в сцене, изображающей смерть святого Франциска.
Увидеть его невооруженным глазом невозможно. Художник мастерски скрыл фигуру сатаны в облаках, над которыми воспаряет св. Франциск. Обнаружить дьявола удалось после того, как специалисты занялись реставрацией фрески и сфотографировали ее с близкого расстояния.
Открытие было сделано итальянским историком искусства Кьярой Фруджоне. Серджио Фузетти, главный реставратор базилики, считает, что Джотто, вероятно, никогда не хотел, чтобы образ дьявола стал основной частью фрески и, возможно, написал ее в среди облаков «из озорства», возможно, придав ему черты кого-то из своих друзей и знакомых.
Как известно, Джотто ди Бондоне приступил к работе над росписью базилики св. Франциска в 1288 году. Художник работал один и создал двадцать восемь фресок за рекордно короткий срок - два года. Фреска, на которой было обнаружено изображение дьявола, называется «Смерть и вознесение св. Франциска».
В 1997 г. базилика была серьезно повреждена в результате землетрясения. На ее восстановление понадобилось около € 2 миллионов. Несмотря на усилия реставраторов, примерно 20 % росписи было утрачено безвозвратно. В своих исследованиях реставраторы использовали новейшие технологии, в частности, они создали компьютерную модель свода, которую можно увидеть с помощью лазерного проектора и специальных очков.
В свою очередь, наша редакция считает необходимым обратить внимание на православные фрески, правда, не на столь древние, а на современные, о которых уже заходила речь в музейном сообществе: http://rublev-museum.livejournal.com/231503.html
По словам Кьяры Фруджони (Chiara Frugoni), ранее считалось, что первым из художников придать облакам портретные черты пытался Андреа Мантенья в XV веке. В 1460 г., изображая израненного Святого Себастьяна - популярный христианский сюжет в эпоху Возрождения, - в одном из кучевых облаков он скрыл очертания всадника, как бы плывущего по небу.
UPD. См. видео: http://youtu.be/2LSuWA4HW5E
Обращаем внимание заинтересованных СМИ, в том числе редакции «Русской недели», перепечатавшей данную статью, на необходимость соблюдения авторского права.
© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2011
Надо признаться, что представленная для ознакомления роспись храм Воскресения Христова в Рабате (Марокко), выполненная православной стенописной артелью «Радость» под руководством Б.А. Алексеева, не вызвала особого восторга у ценителей церковного искусства. Но вряд ли кто-нибудь из знатоков мог где-либо узреть то, что допустила эта художественная артель при росписи московского храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни (см. фото). На восточном сегменте свода, прямо над иконостасом, мастера артели «Радость» поместили композицию на тему Воскресения Христова, выполненную «по мотивам» прославленной иконы работы Дионисия и его школы.
Воскресение (Сошествие во ад).
Мастерская Дионисия.
1502 г.
137, 5 х 99, 5.
Государственный Русский музей. Инв. ДРЖ-3094.
Икона происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Но в отличие от великого Дионисия мастера этой артели, испытывающие явное пристрастие к ярко-красной гамме, изобразили Сатану не приглушенными тонами, а кроваво-красным цветом, как будто с него только что содрали кожу. Более того, в таком «освежеванном» виде Сатану поместили не куда-нибудь, а прямо на «небо», как часто именуется свод храма (см. фото).
Что и говорить, ни в каком страшном сне что-нибудь подобное не могло привидеться ни одному из церковных художников, когда-либо обращавшихся к этой теме! Конечно, известны впечатляющие изображения Сатаны в том же византийском искусстве, например, на миниатюре знаменитой «Хлудовской Псалтири» (см. фото).
Сошествие во Ад.
Миниатюра. Хлудовская Псалтирь.
Константинополь (?). 840-850-е гг.
ГИМ. Греч. 129д. Л. 63 об.
Илл. Пс. 67,7: «Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне».
В монументальном искусстве Византии наиболее характерным примером является композиция на тему Воскресения в росписи параклесиса в церкви константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Эта фреска, где также изображены связанные бесы, размещена в конхе апсиды (см. фото), но никак не на своде храма.
Воскресение.
Фреска.
Кафоликон монастыря Хора.
Константинополь, 1314-1316.
Выходит, что Джотто своего дьявола хоть постарался как-то упрятать среди облаков, а на современных православных фресках Сатану водружают прямо на небеса в сущем виде:-)
Начиная с XI в. в некоторых миниатюрах, а позднее и в монументальной живописи момент попрания сатаны заменяется сценой его пленения, как, например, в Синаксаре Захария Валашкертского, хранящемся в Институте рукописей Грузинской Академии Наук (А-648). В композиции Сошествие во ад в пещере изображены два ангела, один из них СВЯЗЫВАЕТ САТАНУ, другой пронзает его копьём (См. греческую миниатюру в грузинском Евфимиевском синаксаре Захария Валашкертского, созданном, по-видимому, на Афоне в Иверском монастыре. Находится в собрании Института рукописей Грузинской АН (А-648). См.: АЛИБЕГАШВИЛИ Г. Художественный принцип иллюстрирования грузинской рукописной книги XI - начала XIII в. Тбилиси, 1973. Ил. 19). Эта миниатюра иллюстрирует следующие слова Апокалипсиса (XX, 1-2): «... и увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей .... Он взял дракона, змея древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет». Подобная трактовка имеется в композиции на фреске XII века в храме Вардзии в Грузии (См.: ГАПРИНДАВШИЛИ Г. Вардзия. Л., 1975. Ил. 76). Следующая по времени фреска 1263 года, на которой четыре ангела связывают демонов, находится в Сопочанах (СМ.: MILLET G., FROLOV A. Le peinture de Moyen age en Yugoslavie. Paris, 1957. F. II. Pl. 14, 15).
Так что изображение связанного сатаны на фреске в южном притворе храма Кахрие джами, пристроенном Феодором Метохитом, не является каким-то исключением. Кстати, этот притвор, имевший в свое время четыре гробницы, был с самого начала задуман как УСЫПАЛЬНИЦА, с чем и связана такая программа фресок (Ousterhout R. The Art of the Kariye Camii. London : Scala Publishers, 2002. P. 78, ill. Р. 82-83; Bayet Ch. Byzantine Art. New York : Parkstone Press International, 2009. Ill. Р. 162-163).
Альбом: Неразобранное |
От вашего внимания, видимо, ускользнуло, что главной темой данной статьи является не художественное качество современной фрески "Радости", а чудовищное нарушение иконописного канона, когда на церковном "небе" изобразили Сатану! Понятно, что произошло это в силу механического перенесения композиции великого Дионисия, столь порадовавшей вас, в храмовое пространство, но тем хуже оценка уровня подготовки нынешних мастеров кисти.
ОтветитьУдалитьНепонятно, куда вообще смотрели заказчики из церковной среды, если у них в храме Сатана оказался аккурат над Распятием в иконостасе?!
7 ноября 2011, 16:49
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
См. статью - С.С. Аверинцев. Сатана. МНМ. Т. 2, М., 1992. С. 412-414:
ОтветитьУдалить«САТАНА (евр. sātān, арам. sitenā или sātānā, «противник в суде, в споре или на войне, препятствующий, противоречащий, обвинитель, наушник, подстрекатель», ср. араб. шайтан;греч. перевод διάβολος, откуда рус. дьявол, нем. Teufel, «чёрт», и араб. Иблис) …
Борьба с Дьяволом, впрочем, не безнадежна. Если, с теологической точки зрения, главное в противодействии силам зла - твердость духа, искренняя вера, а также молитва и воздержание, то, в массовых представлениях, бесы бегут от крестного знамения, не переносят мессы и звона церковных колоколов …
Отношение к Дьяволу менялось на протяжении средневековья. Страх перед ним был всегда достаточно велик, но успешное противостояние нечистой силе до позднего средневековья представлялось возможным. С самого своего возникновения монашество считалось «воинством Христовым», противоборствующим Дьяволу. С XI в., благодаря развитию рыцарства, схватка сил добра и зла описывается как боевые действия: Цезарий Гейстербахский рисует картину сражения между святыми и демонами. Человеку в борьбе с нечистым духом могут помочь святые заступники и особенно Богоматерь; она в силах принудить Дьявола аннулировать заключенный им с человеком договор, сюжет, известный с раннего средневековья, впервые получил литературное оформление ок. 1261 г. в драме «Чудо о Теофиле» французского поэта Рютбёфа (ок. 1230-ок. 1285). Богословы, особенно в XII-XIII вв., в период борьбы с дуалистической альбигойской ересью, активно настаивали на ограниченности могущества Дьявола и подчиненности его Богу. Еще в первой половине XIV в. король Франции Филипп VI Длинный (1293-1350, король с 1328), узнав о наведенной на него порче, сказал: «А ну-ка посмотрим, кто сильней: Дьявол - чтобы меня погубить, или Бог - чтобы меня спасти». Но именно с XIV в. в атмосфере всеобщего страха, характерной для конца средневековья, все более усиливается ощущение бессилия перед Дьяволом. Вера в могущество Сатаны достигает пика в XVI - нач. XVII вв. Его воинство кажется неисчислимым, его слуги всюду, турки, индейцы новооткрытой Америки, ведьмы и колдуны, иудеи, женщины, протестанты - для католиков - и католики - для протестантов. Этот страх перед нечистой силой оказывался одной из причин растущего антифеминизма, «охоты на ведьм», волны еврейских погромов и кровавого ожесточения религиозных войн. Сила Дьявола кажется по меньшей мере равной силе Бога, и крестьяне в XVI в. ставят свечи черту, а добрый урожай приписывают любезности Сатаны…».
7 ноября 2011, 18:04
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Мефистофель, кстати, пишется через «и»:-)
ОтветитьУдалитьО том, как дьявола писали во времена Джотто, прекрасно известно, надо думать, и нашим итальянским коллегам. Их вывод о том, что в обнаруженном фантасмагорическом образе присутствуют дьявольские черты основан прежде всего на ИЗОБРАЖЕНИИ РОГОВ.
Между прочим, на Латеранском соборе 1215 г. было заявлено следующее: «Дьявол и другие демоны были созданы Богом добрыми по своей природе, но затем стали плохими самостоятельно. Человек грешил по наущению дьявола».
Более того, еще в XII веке аббат Клюнийского монастыря Петр Достопочтенный описывал множество случаев нападения на монахов демонов именно в МОМЕНТ ПРЕДСМЕРТНОЙ АГОНИИ, что прямо соотносится с данной композицией. Причем демон, по его трактовке, способен УНЕСТИ покойника целиком – тело и душу.
Ну а Данте представил своё видение дьявола:
28 Мучительной державы властелин
Грудь изо льда вздымал наполовину;
И мне по росту ближе исполин,
31 Чем руки Люцифера исполину;
По этой части ты бы сам расчел,
Каков он весь, ушедший телом в льдину.
34 О, если вежды он к Творцу возвел
И был так дивен, как теперь ужасен,
Он, истинно, первопричина зол!
37 И я от изумленья стал безгласен,
Когда увидел три лица на нем;
Одно - над грудью; цвет его был красен;
40 А над одним и над другим плечом
Два смежных с этим в стороны грозило,
Смыкаясь на затылке под хохлом.
43 Лицо направо - бело-желтым было;
Окраска же у левого была,
Как у пришедших с водопадов Нила.
46 Росло под каждым два больших крыла,
Как должно птице, столь великой в мире;
Таких ветрил и мачта не несла.
49 Без перьев, вид у них был нетопырий;
Он ими веял, движа рамена,
И гнал три ветра вдоль по темной шири,
52 Струи Коцита леденя до дна.
Шесть глаз точило слезы, и стекала
Из трех пастей кровавая слюна.
55 Они все три терзали, как трепала,
По грешнику; так, с каждой стороны
По одному, в них трое изнывало.
58 Переднему не зубы так страшны,
Как ногти были, все одну и ту же
Сдирающие кожу со спины.
61 "Тот, наверху, страдающий всех хуже, -
Промолвил вождь, - Иуда Искарьот;
Внутрь головой и пятками наруже.
64 А эти - видишь - головой вперед:
Вот Брут, свисающий из черной пасти;
Он корчится - и губ не разомкнет!
67 Напротив - Кассий, телом коренастей.
Но наступает ночь; пора и в путь;
Ты видел все, что было в нашей власти".
7 ноября 2011, 18:46
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Приведенные исторические примеры показывают, каковы были особенности восприятия дьявола ко времени Джотто, и весьма странно, что Вы в это не вникли.
ОтветитьУдалитьОбратите внимание, что для всех комментаторов в нашем блоге действует незыблемое правило – подкреплять любые свои сентенции ссылками, о чем Вам приходится напоминать ПОВТОРНО. Постарайтесь впредь не быть столь категоричным в своих суждениях и уж, по крайней мере, познакомьтесь с литературой по теме, о которой Вы рассуждаете весьма безапелляционно:-)
К Вашему сведению уже в Апокалипсисе сатана описывается как «большой красный дракон с семью головами и десятью РОГАМИ, и на головах его семь диадем» (Откр. 12:3, 13:1,17:3,20:2). Неслучайно в таком известном памятнике, как Житие св. Афры (VIII в.), изображен черный дьявол с РОГАМИ.
Начиная с XI в. дьявол приобретает повсеместно черты получеловека-полузверя, черного и РОГАТОГО, с морщинистой волосатой кожей. Именно этот образ со множеством особенностей быстро становится характерным и для романского, и для готического стилей особенно при оформлении храмов. Характерно, что в чудовищах, изображенных в Везле, Муасака, Конка, в монастыре св. Бенедикта на Луаре присутствуют и комические черты.
7 ноября 2011, 20:20
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Уж коли речь про заказчиков, то нужно вспомнить, что раньше, при Патриархе Алексии, когда недоставало церковных средств и их собирали всем миром, эскиз будущей росписи храма выносился на всеобщее обозрение Прихода для одобрения и сбора средств.
ОтветитьУдалитьНыне, при потоке средств от партноменклатуры, про мнение Прихода напрочь забыли, и все вопросы по церковному убранству решает, как правило, один настоятель самолично:-(
7 ноября 2011, 22:44
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
А согласно ЦЕРКОВНОЙ символике храма свод именуется НЕБОМ!
ОтветитьУдалитьКак раз недавно музей-заповедник "Кижи" устраивал выставку подобных "небес" Заонежья.
7 ноября 2011, 22:47
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Так это же никакой не секрет для специалистов по западной демонологии, упоминающих заимствование определенных черт в ходе эволюции образа сатаны у персонажей римско-эллинской мифологии.
ОтветитьУдалитьЗа картинку не обессудьте, что есть - то есть:-(
Разумеется, итальянские коллеги Chiara Frudzhone и Sergio Fuzetti располагают более качественными снимками (обещали прислать!), поэтому походя ниспровергать их компетентное мнение, как делают здесь некоторые "комментаторы", просто несерьезно и выглядит сущим дилетанством:-)
7 ноября 2011, 23:34
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
+ 1000000000000000000
ОтветитьУдалить10 ноября 2011, 21:24
комментарий gannota в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
« … необходимо указать, что во внутренней и в наружной архитектуре древнерусских церквей эти вершины выражают различные стороны одной и той же религиозной идеи; и в этом объединении различных моментов религиозной жизни заключается весьма интересная черта нашей церковной архитектуры. Внутри древнерусского храма луковичные главы сохраняют традиционное значение всякого купола, то есть изображают собой неподвижный свод небесный; как же с этим совмещается тот вид движущегося кверху пламени, который они имеют снаружи?
ОтветитьУдалитьНетрудно убедиться, что в данном случае мы имеем противоречие только кажущееся.
Внутренняя архитектура церкви выражает собою идеал мирообъемлющего храма, в котором обитает Сам Бог и за приделами которого ничего нет; естественно, что тут купол должен выражать собою крайний и высшей предел вселенной, ту небесную сферу, ее завершающую, где царствует Сам Бог Саваоф. Иное дело — снаружи: там над храмом есть иной, подлинный небесный свод, который напоминает, что высшее еще не достигнуто земным храмом; для достижения его нужен новый подъем, новое горение, и вот почему снаружи тот же купол принимает подвижную форму заостряющегося кверху пламени.
Нужно ли доказывать, что между наружным и внутренним существует полное соответствие; именно через это видимое снаружи горение небо сходит на землю, проводится внутрь храма и становится здесь тем его завершением, где все земное покрывается рукою Всевышнего, благословляющей из темно-синего свода. И эта рука, побеждающая мирскую рознь, все приводящая к единству соборного целого, держит в себе судьбы людские.
Мысль эта нашла в себе замечательное образное выражение в древнем новгородском храме св. Софии (XI век). Там не удались многократные попытки живописцев изобразить благословляющую десницу Спаса в главном куполе: вопреки их стараниям получилась рука, зажатая в кулак; по преданию, работы в конце концов были остановлены голосом с неба, который запретил исправлять изображение и возвестил, что в руке Спасителя зажат сам град Великий Новгород, когда разожмется рука — надлежит погибнуть граду тому.
Замечательный вариант той же темы можно видеть в Успенском соборе во Владимире на Клязьме: там на древней фреске, написанной знаменитым Рублевым, есть изображение — «праведницы в руце Божией» — множество святых в венцах, зажатых в могучей руке на вершине небесного свода; к этой руке со всех концов стремятся сонмы праведников, созываемые трубой ангелов, трубящих кверху и книзу.
Так утверждается во храме то внутреннее соборное объединение, которое должно победить хаотическое разделение и вражду мира и человечества. Собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов, и человеков, и всякое дыхание земное,— такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства, господствовавшая и в древней нашей архитектуре, и в живописи. Она была вполне сознательно и замечательно глубоко выражена самим святым Сергием Радонежским» (Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках, 1915).
31 декабря 2011, 17:43
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com