Оригинал взят у expertmus в Католикам - святыни, нам – вертепы
Под шумок народных протестов против фальсификации результатов выборов в Госдуму РФ из России втихаря вывезли бесценные иконы прп. Андрея Рублева и Дионисия, которые стали предметом обмена на две работы мастерской итальянского художника Джотто: http://expertmus.livejournal.com/88376.html
На официальном сайте Третьяковки, откуда 5 декабря вывезли Рублева, до сих пор нет никакой информации об этом, не говоря уже о страховой стоимости (!), зато размещены дифирамбы с упоминанием «уникального историко-художественного и богословского проекта «Во Христе. Обмен художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией. Джотто в Третьяковской галерее в Москве, Рублев и Дионисий в Баптистерии во Флоренции»?!
Тем самым полностью подтверждается наша информация об использовании православных святынь в экуменических целях, о чем предупреждали нас итальянские коллеги, резко протестующие против конфессиональной направленности культурного обмена!
Нужно напомнить, что ранее Рублев был категорически запрещен к вывозу за границу именно как национальная святыня, но после скандальной выставки в Лувре, легко сошедшей с рук доморощенным культуртрегерам, стало возможным вывозить всё, что
Да что там говорить о национальном гении Рублеве, когда 8 декабря 2011 г. в Праге Президенты России и Чехии Дмитрий Медведев и Вацлав Клаус открыли выставку «Царский двор под скипетром Романовым (Коллекции музеев Московского Кремля)», куда были сняты из основной экспозиции Оружейной палаты … царские регалии, которые использовались при венчании на царство: бармы, скипетр и жезл Алексея Михайловича, золотая цепь Большого наряда Михаила Федоровича, наперсный крест-мощевик, которым благословил царя Михаила Федоровича его отец патриарх Филарет и т.д. Как подчеркнул на вернисаже Медведев, «Московский Кремль был исторически резиденцией главы российского государства, как бы этот глава ни назывался в тот или иной период российской истории». А ведь еще недавно он утверждал, что «Россия-молодая страна. Напомню, что в наступающем году ей исполнится только 20 лет»
По словам министра культуры Александра Авдеева, регалии династии Романовых «впервые покинули Кремль», и «подобной экспозиции нигде за рубежом не было». Следует добавить, что и быть не могло, ведь коронационные регалии представляют собой трансперсональный символ царской власти в России, свидетельствующий о национальном престиже и величии всего государства, и в силу своего статуса хранившийся в особой казне. Ни одна держава в мире не таскает по выставкам раритеты такого уровня, а в «молодой» России на это пошли, правда, для этого правительству Чехии пришлось принять поправку к Закону о культурном наследии, которая исключает возможность конфискации части экспонатов и гарантирует их возвращение на Родину, независимо от претензий третьих лиц, прежде всего по иску хасидов: http://rublev-museum.livejournal.com/187152.html
Заметим, что участие Церкви в экуменических проектах с использованием святынь становится при новом патриархе весьма опасной тенденцией. Совершенно непонятно, как всё это вяжется с его недавними выступлениями по данной теме: «сейчас возникает перспектива использования икон не только музеями, но и Церковью. И у многих есть такая действительно реальная проблема - а что же будет? … Ведь икона - это то, что Церковь никогда не продаст… А если это будет передано Церкви, то все это будет иметь свое прямое предназначение. Это будет служить людям. И у Церкви никогда не подымется рука продать это. А тем более, за границу…»: http://expertmus.livejournal.com/54389.html
Позвольте, а как же запланированное участие икон Рублева и Дионисия, вывезенных в католический баптистерий в Италии, в экуменическом праздновании 1225-летия Никейского собора?! Взяли бы да и устроили «уникальный историко-художественный и богословский проект» в любой православной церкви у себя на Родине, хотя бы в том же храме Христа Спасителя, куда могли пригласить при желании своих итальянских партнеров, ан нет – святыни вывозятся на потребу католикам, а в православный храм тащат … католические вертепы (см. видео). Вот вам и «прямое предназначение»:-)
12 декабря 2011 г., на 3 неделе Рождественского поста, в музее Храма Христа Спасителя открылась рождественская выставка католических вертепов «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII в.» из коллекции Национального Музея Сан-Мартино (Неаполь), располагающегося в картезианском монастыре Чертоза ди Сан-Мартино (Certosa di San Martino). Забавно, но ряд российских СМИ на рождественских радостях договорился до умопомрачительных панегириков вроде того, что «сцены и вертепы смотрятся в стенах храма Христа Спасителя органичнее, чем соседняя выставка - с фотографиями росписей Дионисия в Ферапонтовом монастыре»?! Следуя такой логике, самыми "органичными" на открытии выставки были Апостольский нунций в РФ Иван Юркович и посол Италии в Москве Антонио Дзанарди Ланди, а не сопровождавшие их клирики ХХС, среди которых наш бывший коллега Юрa Мартынов, обросший бесчисленными связями для зачисления в штат ХХС (см. фото).
Как известно, без вертепов, называемых в Италии «презепе», которые устанавливаются в храмах и на городских площадях как раз в середине декабря, не обходится ни одно католическое Рождество. Считается, что первым предложил создавать к празднику «живые картины» св. Франциск Ассизский, чьим большим поклонником является Владимир Путин: http://expertmus.livejournal.com/51678.html Типичный неаполитанский вертеп представляет три сцены: Богородицу с Младенцем, поклонение пастухов и… итальянскую таверну. Как пояснила на вернисаже куратор выставки и директор Национального Музея Сан-Мартино в Неаполе Розанна Муцци, таверна - это гостиница, в которой не нашлось места Марии и Иосифу. Она как бы контрастирует с изображением пещеры, в которой родился Иисус Христос. Тем не менее, таверна в вертепе - это самая настоящая итальянская таверна, где на столе лежит связка чеснока, а на стенном крюке висит распотрошенная говяжья туша (см. фото). А еще говорят, что мясо и мясные продукты в притвор или во двор церковный вносить запрещено: «Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею»:-)
По мнению генерального директора Специальной Дирекции Объединенных музеев города Неаполя по вопросам исторического, художественного и этноантропологического наследия Фабрицио Вона, участвовавшего в презентации, в вертепе происходит «смешение церковного и народного искусства». Однако большинство из 70 экспонатов выставки это, как правило, «придворные презепе», изготовлявшиеся при дворе Бурбонов и во дворцах неаполитанской аристократии. Их отбором занимались ключарь ХХС прот. Михаил Рязанцев, он же – президент Фонда ХХС, и Лариса Анисимова из фонда «Академия Арко» (см. фото). По их словам, им не удалось найти «русских вертепов», поэтому на Рождественском богослужении в Храме Христа Спасителя никакого вертепа не будет, если не считать … католического вертепа в западной части храма, который был подарен устроителями выставки вертепов в 2005 г.
Зато 16 декабря 2011 г. «в гостеприимных стенах главного православного собора Российской Федерации - в Центре изящных искусств на Волхонке, который располагается в стилобатном этаже Храма Христа Спасителя», как подчеркнул руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Юрий Артюх, открылись «Дни православной культуры», которые организованы Советом попечителей ХХС по благословению патриарха Кирилла. Как видим, после нашего расследования уже не скрывается, что ЗАО «Центр изящных искусств на Волхонке» (Volkhonka Fine Arts Centre) имеет прямое отношение к Храму Христа Спасителя, а вовсе не «арендует помещения технического корпуса», как пытался утверждать 22 ноября 2011 г. руководитель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин.
По правде говоря, мероприятие православной направленности в стенах этой антикварной галереи было организовано едва ли не впервые и довольно поспешно, аккурат вслед за люксовой презентацией «Декор Стола» с дегустацией итальянских вин. Со стороны всё это выглядит как довольно неловкая попытка загладить жуткий скандал вокруг устроенной там недавно злачной тусовки, видео которой сразу вышло в топ: http://youtu.be/eMPlOMxnvo8 Вообще данному заведению везёт на скандалы, судя по тому, что за последний год ЗАО «Баварский дом» и ООО «Шантеклер» взыскали с него более полумиллиона рублей…
На открытии были заявлены в официальном патриархийном пресс-релизе ответственный секретарь Совета попечителей ХХС архим. Тихон (Шевкунов) и руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Капков, который «прославился» своим бурным романом с Ксенией Собчак. Непонятно почему пресс-служба патриарха Кирилла назвала архим. Тихона (Шевкунова) «председателем» Патриаршего совета по культуре, образованного решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 марта 2010 г., хотя согласно Положению о Патриаршем совете по культуре, утвержденному решением Св. Синода от 31 мая 2010 г., председателем Совета является сам патриарх, в то время как на архим. Тихона (Шевкунова) возложены обязанности ответственного секретаря. Увы, всё чаще и чаще свои обязанности о. Тихон перекладывает на прот. Леонида Калинина, у которого весьма дурная репутация в церковных кругах. Достаточно сказать, что этот «гусь» (см. фото) любит красоваться за столом в кабаке на костях «Хлебный домъ в Андрониках», который он сам и «освятил»:-)
Для проведения «Дней православной культуры» в зале Volkhonka Fine Arts Centre был задействован Благотворительный фонд содействия сбережению культурного наследия «Русская икона» (юр.адрес:125047, Москва, ул Фадеева 7, стр.1, оф. 2), который возглавляет собиратель из Вологды Александр Петрович Бойцов. Похожее название есть у фонда развития и поддержки христианского искусства, православной живописи и литературы в Санкт-Петербурге, но в данном случае речь идет о его «тёзке» (см. реквизиты) при Богоявленском Кафедральном Соборе (Москва, Елоховская площадь 13).
Всего для выставки фонду «Русская икона» удалось собрать ок. 300 икон (см. фото) из частных коллекций, не считая специально привезенных из-за границы, которые можно будет приобрести на аукционе.
Итак, православные иконы в рамках «Дней православной культуры» экспонируются в подземной части ХХС, а лучшие музейные залы ХХС отданы католическим вертепам …
Заметьте, что экуменические "торжества" во Флоренции опередили празднование 1700-летия Миланского эдикта, которое должно пройти в 2013 г. в Нише. Ранее сообщалось, что патриарх Кирилл выдвинул условием своего участия в сербских мероприятиях отказ от приглашения римскому понтифику патриарха Иринея, который высказал личное пожелание об осуществлении папского визита. Кстати, представители Сербской Православной Церкви проигнорировали торжества в храме Христа Спасителя, посвященные 65-летию патриарха Кирилла: http://rublev-museum.livejournal.com/25
Складывается ощущение, что не только в ОВЦС, но и в большинстве разросшихся патриархийных структур появляется устойчивый дух чванства, невежества и вопиющей некомпетентности:-)
Посудите сами, на пресс-конференции ключарь ХХС прот. Михаил Рязанцев, он же – президент Фонда ХХС, и Лариса Анисимова из фонда «Академия Арко» по поводу выставки итальянских "вертепов" заявляют во всеуслышание, что "им не удалось найти русских вертепов"?! А ведь ля этого им достаточно было выехать не в Италию, а … на ул. Садовая-Самотечная в Москве, где располагается Музей кукол ГАЦТК им. С.В. Образцова. Там хранятся и Сокиринская шопка, и рождественские куклы, и царь Ирод из коллекции Н.Д. Бартрама и т.д. Могли бы съездить и в Питер, в тот же Государственный музей этнографии в СПб., в богатейших коллекциях которого есть и волхвы, и батлейка.
Альбом: Неразобранное |
Альбом: Неразобранное |
Альбом: Неразобранное |
Русский вертеп, середина XIX в.
Кстати, главным отличием русского «вертепа» от католических, помимо православного креста в навершии, является строго обязательный нижний этаж для устройства … ада. Уж не этого ли так боятся патриархийные поклонники «презепе»:-)
Альбом: Неразобранное |
Верте́п - "пещера, притон; сценическое изображение рождества Христова", укр. верте́п, др.-русск. вьртьпъ "пещера, сад", ст.-слав. врътъпъ "пещера, сад" (Клоц., Супр.), болг. връто́п "водоворот", словен. vrtèp. По Брандту (РФВ 25, 215), русск. слово заимств. из цслав.; см. также Преобр. 1, 76 и сл. Возм., сюда же сербск.-цслав. врътъ κῆπος, сербохорв. вр̏т "сад" и т. д. (см. вертоград) и далее лит. veriù, vérti "запирать", тохар. В warto, wärto "сад, роща", англос. weorð, worð "ограда дома" (ср. Лиден, Tochar. Stud. 20) и вера́ть. Ср. еще др.-русск. (галицко-волынск.) вертебъ п диал. русск. вертебише (тверск.); см. Соболевский, Лекции 120.
Именно это название используется в православной церковной поэзии для обозначения места рождения Спасителя: "Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит..." (кондак праздника). Некоторые исследователи отдают предпочтение народной этимологии, связывая слово "вертеп" с глаголом "вертеть". Рождественские кукольные театры часто украшались вертящимися хороводами плоских фигур или звездами, что и могло дать основание для возникновения подобной этимологии.
Надо заметить, что еще древние эллины знали нечто подобное. Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I в. н. э. механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем - аргонавты.
С XI века на Западе становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей»,или «Вертепное действо». В мюнхенской рукописи XIII в. есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами. Из Германии «вертеп» перешел к славянам-католикам в Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, Польше, Правобережной Украине и в Западной Белоруссии. Так, в Польше этот театр сложился к концу ХVI в. и носил название "шопка" или "яселки". В украинском Закарпатье прижилось слово "бетлегем" (от Вифлеем). Белорусская кукольная драма усвоила наименования "бетлейка" или "батлейка" (от "Бетлеем" - Вифлеем). В областях Белоруссии, граничащих с Польшей, принято название "шопка" (от польск. "szopka" - сеновал).
В Россию вертеп проник также в конце XVI в. (вертепный ящик с датой изготовления -1591 г.) через Украину и Белоруссию. У русских особенное распространение вертеп получил в Сибири, унаследовав украинскую традицию, так как еще в ХVII в. в г. Тобольск были направлены воспитанники Киево-Могилянской академии (разыгрывание вертепной рождественской драмы здесь входило в учебную программу), и в западнорусских губерниях - Новгородской, Смоленской, где очевидным было влияние на кукольный театр белорусской "батлейки".
Альбом: Неразобранное |
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Виталий Третьяков, как всегда, дал точный комментарий: «Каждый такой вывоз должен оформляться специальным законом и указом президента -cо в Ами юридическими гарантиями и страховкой в сотни миллионов долларов».
ОтветитьУдалить17 декабря 2011, 16:58
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Да, интересно, в галерее в "стилобатном этаже" теперь всегда будут выставки православной направленности, или только сейчас?.. Ну, Ваш блог и еще пара-тройка сайтов перестанут публиковать возмущения - и все по-старому...(
ОтветитьУдалить17 декабря 2011, 20:45
комментарий gannota в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
"Ни одна держава в мире не таскает по выставкам раритеты такого уровня, а в «молодой» России на это пошли"
ОтветитьУдалитьДа, стыдно ((
17 декабря 2011, 20:55
комментарий gannota в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Слава Богу, хоть какая-тот реакция есть:-)
ОтветитьУдалитьПро хасидов тоже до поры до времени никто не прислушивался, пока наш МИД, понуждаемый ФСБ, с Госдепом не схлестнулся: http://expertmus.livejournal.com/70794.html
Правда, виновник международного скандала Геннадий Попов всё еще занимает кресло директора, словно с него как с гуся (в данном случае - "рождественского") вода: http://rublev-museum.livejournal.com/117993.html
17 декабря 2011, 22:54
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
как бы дом скорби заместо этого не построился...
ОтветитьУдалить17 декабря 2011, 23:48
комментарий gannota в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Знаменитая на весь мир шапка Мономаха давно стала символом государственной власти в России. До неё, слава Богу, еще не дошло, но в связи с таким культурным волюнтаризмом сразу вспоминается известная русская поговорка, имеющая непосредственное отношение к происходящему:-)
ОтветитьУдалитьДействительно, можно сколько угодно бить себя в грудь, доказывая всем и повсюду свою принадлежность к великой русской культуре, а на деле поступить так, как никакой русский человек не посмел бы по отношению к своим святыням и регалиям Русского государства.
«Скипетродержавным корнем» называли на Руси своего государя, а саму верховную власть просто – «скипетр державы». Увы, нынешнее руководство страны вывезло "скипетр державы" на выставочное обозрение в чужеземной стране, словно это не символ государственной власти, а всего лишь предмет музейного учета:-( И даже никакого президентского указа или специального закона, как верно заметил Виталий Товиевич, власти не удосужились выпустить.
Кстати, Петр Великий именно скипетру придавал особое значение. Во время коронации своей супруги, царствовавшей после его смерти под именем Екатерины I, он ни на секунду не выпускал из рук именно скипетра. Других регалий у Петра не было…
18 декабря 2011, 0:14
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Вот так новость «Католики Украины хотят убрать «Жида» из рожденственского вертепа»: http://rublev-museum.livejournal.com/268535.html
ОтветитьУдалить18 декабря 2011, 19:22
комментарий в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Да. Правильно вы сказали. Залезли и глумятся. Одно слово - нечисть. Что им Россия ?! Им только ее сосать и оплевывать.
ОтветитьУдалить19 декабря 2011, 1:12
комментарий lidiya_nic в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Все делают под шумок ! Нация такая.
ОтветитьУдалитьМне американцы в блог прям так и пишут, что "вы русские дураки, и умные жиды вас имеют" . Уж извините. Вот до чего дожили..
19 декабря 2011, 1:15
комментарий lidiya_nic в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/19/katolikam_svyatyni_nam_vertepy/
ОтветитьУдалить19 декабря 2011, 17:59
комментарий lvbspb в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Ну вот и свершилось - из России ВПЕРВЫЕ вывезли РУБЛЕВА, и где вся эта шушера, которая бузила, что РУБЛЕВ - это ОБЩЕНАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ, а их фюрер Нерсесян даже грозился "обвязаться гранатами и броситься под грузовик, если из Третьяковки будут вывозить Рублёва"?! Напомним, что незадолго до своей преждевременной кончины Председатель Ассоциации реставраторов России Савва Ямщиков публично заявил, что таких клинических типов, как сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян, нельзя подпускать к древнерусским иконам даже на пушечный выстрел: http://expertmus.livejournal.com/31738.html
ОтветитьУдалитьТеперь в Третьяковке заявляют, что были ВЫНУЖДЕНЫ пожертвовать РУБЛЕВЫМ, чтобы "привезти в Россию Джотто"?! Однако их итальянские партнеры утверждают, что они вовсе не настаивали непременно на РУБЛЕВЕ, и это был ДОБРОВОЛЬНЫЙ ВЫБОР российской стороны:-)
19 декабря 2011, 19:44
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих. Платон
ОтветитьУдалить20 декабря 2011, 19:54
комментарий priest_alexandr в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Отлично сказано !
ОтветитьУдалить20 декабря 2011, 19:57
комментарий lidiya_nic в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com