Оригинал взят у expertmus в Фрески Благовещенской церкви Витебска пропали в Музее имени Андрея Рублева
К сожалению, после прихода в наш Музей директора-разрушителя Геннадия Попова этот фонд вместе с его ценнейшими экспонатами был обречен: http://expertmus.livejournal.com/14569.html
Даже само имя Барановского нынешняя администрация ЦМиАР подвергает всяческому поношению: http://expertmus.livejournal.com/25970.html
Что уж тут говорить о его наследии?!
В условиях непрекращающихся гонений, развязанных Геннадием Поповым против ведущих специалистов нашего Музея, спасти благовещенские фрески, увы, не представилось возможным, впрочем, как и «измайловские» иконы, и другие бесценные раритеты из собрания нашего Музея имени Андрея Рублева, которые в нарушение Закона о музейном фонде изъял директор ЦМиАР Геннадий Попов: http://expertmus.livejournal.com/59586.html
Для справки: фресковые росписи Благовещенской церкви, покрывавшие все ее стены (не сохранились!), представляли большую художественную ценность. Полагают, что в первый раз фрески уничтожили еще в начале 20-х гг. XVII в., когда главный храм Витебска по приказу архиепископа Иосафата Кунцевича был передан от православных униатам, а уникальные древние росписи были закрашены известью. Архивные и литературные источники, свидетельства отдельных исследователей (например, И.М. Хозерова, П.А. Раппопорта и др.) подтверждают, что до Великой Отечественной войны фрески были спрятаны под наслоениями штукатурки и росписями разных времен. В некоторых местах штукатурка осыпалась и проявлялись отдельные фрагменты, сочетавшие евангельские сюжеты и орнаментальный декор с растительными и геометрическими мотивами. К примеру, на левом, центральном слое подкупольного пространства был виден фрагмент фрески с поясным изображением свт. Николая, на южной стене открылись части фигур, лиц, одежды, даже княжеский головной убор (вероятно, это было изображение одного из витебских князей, ктиторов церкви), на других столпах и на стенах были еще три росписи, свидетельствующие о высоком мастерстве древнерусских художников. Цветовая гамма росписей состояла из коричнево-красных (о коричневом фоне говорят, как о следах одного из пожаров), желтых и зеленых тонов бледной цветовой гаммы с мягкими переходами от одного цвета к другому.
Особый интерес у специалистов вызвал ряд граффити Благовещенской церкви, в частности, с изображением двух поясных фигур, которые имели близкие аналогии с гравированными рисунками на медных пластинах в Гродненской нижней церкви начала XII в. Особенно следует отметить рисунок воина, выполненный в технике граффити. Хотя его одежда (плащ) дана обобщенно, даже условно, все же в ней присутствует четкость и выразительность: военные доспехи состоят из панциря и двух рядов вертикально расположенных лат; с левого плеча по диагонали свешивается копье с треугольным наконечником.
Витебская церковь Благовещения неоднократно перестраивалась, изменялась конструктивно. Особенно значительные изменения были внесены в 1619, 1714, 1759 гг. Предание говорит о капитальных переделках, выполненных уже в XIV в., во время княжения Ольгерда. Большие изменения церковь претерпела во время униатов. С 1831 г. церковь Благовещения была передана православному духовенству. Храм находился в запущенном состоянии. Поэтому были приняты оперативные меры по ремонту и обновлению здания.
Можно предположить, что основным мотивом было стремление сохранить «драгоценный для России памятник древнего зодчества». Слова эти сказаны в отношении Спасо-Евфросиньевской церкви в Полоцке, восстановление которой также производилось в 1830-е гг. Во время восстановительных работ на месте алтарной перегородки между восточными столпами был установлен каменный иконостас, были расширены и переделаны древние хоры с западной стороны, вместо каменного барабана был возведен деревянный в «византийском стиле». Древние окна (например, в средней апсиде, диаконнике, жертвеннике, южной стене притвора) в большинстве своем были заложены кирпичом. В боковых фасадах и сверху в алтарной апсиде были пробиты новые большие окна. Архитектором Бетини был составлен общий план и план бокового фасада храма.
Храм уцелел после боев и бомбежек 1941-1944 гг. После пожара 1944 г. под слоем штукатурки открылась первоначальная фресковая роспись. В 1944 г. в Витебск приехал и произвел обмеры, исследование, а также подготовил проект консервации и реставрации известный архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Ущерб, нанесенный войной памятнику архитектуры, был оценен в три миллиона рублей по курсу 1913 г. Эта была включена в счет иска, который СССР предъявил Германии на Нюрнбергском процессе.
От редакции: напомним, что в том же 1944 г. было принято Постановление СНК СССР от 30.07. 1944 г. № 811, согласно которому началась передача церковных ценностей из музеев Церкви: http://expertmus.livejournal.com/59321.html
Постановлением Совета министров БССР от 13 сентября 1953 г. храм Благовещения в Витебске был принят под охрану государства. Но в 1958 г. (от редакции - в годы хрущевских гонений на Церковь: http://expertmus.livejournal.com/64888.html) напротив храма построили здание нового городского театра. С этого момента начинаются злоключения Благовещенской церкви. В 1961 г. городские власти во главе с Николаем Сабельниковым добиваются снятия памятника с охраны и приготовились к сносу.
Об этих планах узнаёт Петр Дмитриевич Барановский. 15 декабря 1961 г. он направляет первому секретарю ЦК КПБ Кириллу Мазурову: «В Витебске местные власти собираются уничтожать Благовещенскую церковь – памятник мирового значения. Вы, как первое лицо республики, должны этому помешать!». Сам Барановский с комиссией по охране памятников спешит в Витебск.
Вот как происходящее описывает историк искусств, профессор А.С. Трофимов в книге «Петр Дмитриевич Барановский: Труды, воспоминания современников»: «В Витебске, в центре города, в пределах древней цитадели был взорван древнейший памятник русской архитектуры - Благовещенская церковь, современница похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича на землю Половецкую в 1188 г.
Нашей комиссии по охране памятников стало известно о подготовке церкви Благовещения к взрыву. Мы не поверили. Ведь казалось, что время преднамеренного уничтожения исторических памятников прошло. Какие веские доводы могло выдвинуть правительство Белоруссии в защиту своих позиций? В сущности, никаких. Церковь стояла в городском саду и не мешала ни людям, ни транспорту. А причины сноса в обоих случаях - как с подворьем опричников в Москве, так и с церковью в Витебске, с нашей точки зрения, были попросту смехотворны.
В первом случае якобы понадобилась площадка в центре города для постройки средней школы, в которой должны были учиться дети лиц, проживавших на улице Грановского (в это же самое время по Москве закрывались школы из-за отсутствия необходимого количества учеников). Во втором - понадобилась танцевальная площадка для молодежи города Витебска!
Мы сделали запрос в Управление изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР и получили ответ, что нам не следует вмешиваться в культурную политику Белорусской ССР. Тогда мы предприняли последнюю отчаянную попытку предотвратить катастрофу и вылетели в Витебск. Петр Дмитриевич не предполагал, что мы встретим не только равнодушное, но и враждебное отношение руководителей горисполкома к нам и нашим просьбам, хотя эти просьбы были отнюдь не личного, а общественного характера. Никакие доводы не помогли, и нам посоветовали покинуть город. Вдогонку было сказано: «Не мешайте строить новую жизнь!».
Телеграмма, посланная нами на имя первого секретаря ЦК КП Белоруссии К.Т. Мазурова, возможно, только ускорила разрушение храма. Он был взорван через три дня после нашего отъезда из Витебска».
По воспоминаниям некоторых очевидцев, сначала был взрыв, а потом за работу взялись танки. Поутру на декабрьском снегу на месте храма XII в. кроваво краснело пятно раздавленной танками плинфы…
Все же, шумиха, поднятая вокруг варварского уничтожения памятника домонгольской архитектуры, оказалась не напрасной. В 1982 г. сатирический тележурнал «Фитиль» делает выпуск о Витебске «Недолго думая». Руины церкви вновь берутся под охрану государством, в 1964 и 1968 гг. здесь проводят раскопки, а в 1977 г. их консервируют (кстати, в некоторых местах стены сохранились до высоты шести метров).
В 1992 г. по остаткам стен Г.А. Лаврецким был разработан проект восстановления церкви в первоначальном виде. Работы по реставрации начались в 1993 г., а в 1998 г. храм Благовещения Пресвятой Богородицы был восстановлен в облике XII в.
От редакции. 26 сентября 1998 г. отреставрированный храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: http://expertmus.livejournal.com/26796.html
7 января 1999 г. архиепископ Димитрий, глава Витебской и Оршанской епархии, отслужил первую службу в восстановленном храме, ставшем символом возрождения православного христианства в Витебске. По злой иронии судьбы именно этот архиерей Димитрий (Дроздов) 1953 г.р. вручил директору-разрушителю Геннадию Попову, уничтожившему древние витебские фрески, церковную награду на его юбилейной гулянке 5.02.2015 г.)))
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий