Тропарь Положению честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 8:
ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, /
державное граду Твоему обложение даровала еси, /
безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, /
о Тебе бо и естество обновляется и время. /
Темже молим Тя мир граду Твоему даровати //
и душам нашим велию милость.
Св. Пульхерия, дочь императора Аркадия, соцарствовавшая сначала брату своему Феодосию II Младшему (408-450), а потом супругу своему Маркиану, имела особенное благоговение к Пресвятой Богородице. Известно даже, что императрица Пульхерия (399-453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя (Скабалланович М. Успение Пресвятыя Богородицы. Киев, 1916 (Христианские праздники. Кн. 6). С. 85-86). В честь Ея августа Пульхерия, по сведениям Феодора Чтеца (Theodoros Anagnostes Kirchengeschichte, 363: G. Ch. Hansen. Berlin, 1971. Р. 102), воздвигла в Константинополе три великолепные храма, в т.ч. Халкопратийскую церковь, куда был вложен ковчег с честным Поясом Пресвятой Богородицы и «божественное Ея млеко» (Nicephorus Historia Ecclesiastica // PG 146. Col. 1061A4-B2). Строительство этой церкви тяготеет по времени к основанию во дворце Дафна в 429 г. церкви св. Стефана, куда императрица Пульхерия поместила десницу св. Иоанна Предтечи, привезенную ею из Иерусалима, согласно сведениям хронистов Феофана Исповедника (Theoph. Chron. P. 87) и Георгия Кедрина (Kedren. T. 1. P. 592): http://expertmus.livejournal.com/58663.h
По влечению благочестиваго сердца, св. царица Пульхерия установила в Халкопратийской церкви по средам всенощные бдения (παννυχίδα) и молебствия (λιτην), которые «она сама возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую она заправляла» (Ibidem. PG 147.Col. 41D5-12). Согласно «Книге церемоний» [ I, 1, 39 (30), 44 (43)], в Халкопратийском храме Пресвятой Богородицы находились хоры, к которым были пристроены деревянные лестницы, ведущие в императорский митаторий, где на Литургии в праздник Благовещения (25 марта) присутствовал сам василевс: «Государи вошедши в святилище и возложив дары на святой жертвенник, покидают его через левую сторону святилища и шествуют через гинекей той же самой церкви. А в гинекее их встречает весь сенат, который воздает честь государям, и государи с патриархом и придворными следуют через арку в святой алтарь Агиа Сорос» (Constantini Porphyrogeniti imperatoris De Cerimoniis aulae byzantinae/ Reiske J. J. (ed.). 2 vols. // CSHB. Bonn, 1829–1830. I, 1; Le Livre des cérémonies de Constantin Porphyrogénète/ Vogt A. (ed.). Paris, 1935–1939, Commentaire I–II. Paris, 1935–1940. Vol. I. P. 24–5, 154–5, 173).
Отдельная часовня для хранения Пояса Богородицы, названная Агиа Сорос (Святой Ковчег), была устроена в Халкопратийской церкви при императоре Юстине II (565-578) и его жене Элии Софии. В той же «Книге церемоний» [I, 39 (30)] говорится, что в часовню Агиа Сорос, содержащую драгоценную реликвию, можно пройти через выход из главного святилища по левой стороне (Le Livre des cérémonies de Constantin Porphyrogénète/ Vogt A. (ed.). Paris, 1935–1939), Commentaire I–II. Paris, 1935–1940. Vol. I; Mathews T. F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy // University Park, Penn. and London, 1971. P. 33). В Типиконе Великой Церкви IX-XI вв. также указаны кафедральные богослужения в Халкопратийском храме в случаях совпадения Благовещения с Великим Четвергом или Великой субботой: «После тритекти … исходит лития и восходит на Форум, и идет в Халкопратию, и там певцы поют: “Слава… и ныне…” - и тотчас Трисвятое, прокимен, Апостол, алиллуия, Евангелие, сугубая и просительная ектении и “С миром изыдем”» (Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle / Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1962. T. 1. (OCA; 165). P. 256). Кроме того, по Константинопольскому уставу, лития «в Халкопратии» полагалась во 2-ю неделю по Пасхе и на Введение, когда вся служба, согласно 2 рукописям X-XI вв., пелась в Халкопратийской церкви, куда утром в день праздника из храма Св. Софии направлялась лития во главе с патриархом (Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle / Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1962. T. 1. (OCA; 165). T. 1. P. 110).
Ок. 1150 г. святыня была разделена на несколько частей, которые были переданы в Большой императорский дворец и церковь Архангела Михаила. При императоре Мануиле Комнине (1143-1180) праздник в честь Пояса Богородицы был официально закреплен в церковном календаре вместе с праздником Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах 2 июля (см. фото). Ок. 1320 г. Никифор Каллист Ксанфопул вновь писал о честном Поясе Богоматери, уточнив, что императрица Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а патриарх Тимофей I (511-518) – шествие (πανήγυρις) каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию (Theodoros Anagnostes Kirchengeschichte, 363: G. Ch. Hansen. Berlin, 1971. Р. 14016-17; Janin R. La géographie ecclésiastiquede l’empire Byzantine, Ire partie: Le siege de Constantinopole et le patriarcat oecuménique. T.3: Les églises et les monastères. Paris, 1953. P. 177, 249), церемониал которого (πρεσβεία) определил император Маврикий (Georgius Cedrenus Ioannis Scylizae ope: I.Bekker, I, Bonn. Р. 69421-23). О том же свидетельствуют и русские паломники - архиепископ Новгородский Антоний, дважды (в 1200 и накануне 1208/9 гг.) побывавший в Константинополе еще до своего пострига, упоминает пояс Богородицы в царских златых палатах и во Влахернах: «в той же церкви есть риза святыя Богородицы и посох ее сребром окован, и пояс ее во прикупной раце лежит» (Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12 столетия, с примечаниями Павла Савваитова. СПб. 1872. С. 96). Стефан новгородец в XIV в. писал, что «идохом во Влахерну, идеже лежит риза и пояс и скуфья на главе Ея (Божией Матери), а лежит в олтаре на престоле в ковчеге запечатаны». В Хождении митрополита Пимена упоминается, что он в 1387 г. «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы. Иеромонах Зосима, посетивший Царьград в 1420 г., также упоминает Влахернскую церковь, где «лежат честная риза и пояс святой Богородицы». Запись анонимного русского паломника (между 1424-1453 гг.) является последним свидетельством о нахождении пояса Богородицы в Константинополе.
Реликвию показывают 5 раз в год с угловой наружной кафедры собора (см. фото), специально построенной для этой цели (1428-1438, Микелоццо и Донателло). Вот что пишет об этом шедевре Донателло художник, скульптор и искусствовед Джорджо Вазари: «В городке Прато им сделана мраморная кафедра, с которой показывают пояс Богоматери» (Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 2. М., 2001. С. 164).
Сербский двор стал обладателем этой святыни после битвы 1330 г. на берегах Струмы, при Вельбудже (Кюстендиле), где был разбит болгарский царь Михаил Шишман. А болгары завладели императорской («Константиновой») ставротекой, в которой с XII в. хранилась часть Пояса Богородицы, после победы царя Ивана I Асеня в 1190 г. над василевсом Исааком II Ангелом (1185-1195). В Ватопеде Пояс еще раз разделили на 2 части, одну из которых оставили в ставротеке, а другую поместили в ковчег, который выносится во время эпидемий. В нем хранятся 3 части Пояса в 3 отделениях, сделанных из золота и серебра (см. фото).
В этой связи нельзя не вспомнить о вывозе Пояса из Ватопеда в Салоники перед скандальным визитом 4-5 мая 2001 г. Папы Римского Иоанна Павла II в Грецию:-) Решение об этом принял накануне визита понтифика Кинот Святой Горы Афон, который выступил с заявлением: «Папа является как несущий оливковую ветвь, не вынув, однако, свой меч из тела Святого Православия». Как сообщил тогда в своём интервью на радио «Радонеж» наш коллега Олег Германович Ульянов, находившийся в Греции в бытность полномочным представителем Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, в те дни в большинстве греческих монастырей монахи в знак траура звонили в колокола в день приезда Римского Папы, а большая часть духовенства вышла на демонстрации с иконами и крестами, скандируя: «Охи Папа!» (Папе - нет): http://expertmus.livejournal.com/83380.h
Цель привоза части Пояса Богородицы в Россию именно из Ватопеда, а не из других мест его хранения организаторы в лице главы Фонда Андрея Первозванного, президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина объясняют запретом доступа на Афон женщин, ради которых, по его словам, и принесена святыня «для повышения рождаемости и улучшения демографической ситуации в стране»… Правда, озадачивают некоторые недоговоренности, а то и явные ляпы Владимира Якунина, который при вручении Владимиру Путину иконы (см. фото), написанной на Афоне (в иконографической традиции Покрова!) по случаю принесения Пояса Богородицы в Россию, взял да заявил, что «такие иконы у нас не пишут в стране, у нас такая манера письма не в традиции»?! См. о ведомстве Якунина здесь: http://rublev-museum.livejournal.com/226
Ну а российские СМИ по традиции пустились во вся тяжкая, накручивая ажиотаж: «впервые за 200 лет пояс вывезен за пределы Греции!» (Московский Комсомолец. № 25777 от 21 октября 2011 г.), «Святыня постоянно хранится на Афоне, и сейчас впервые за полторы тысячи лет покинула Грецию» (НТВ. Эфир 20.10.2011, 21:31), «Святыня не покидала стен монастыря более 200 лет и за территорию Греции вывезена впервые за 1600 лет существования Ватопедского монастыря на Афоне» (100 ТВ) и т.д. по нарастающей:-) Стоит ли удивляться, что уже в день привоза Пояса в Казанский храм Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря возникла истерия: «полицейскому спецназу пришлось оттеснять людей, чтобы избежать давки, но люди не реагировали на слова и уговоры … Многие вспомнили, что у храма есть второй вход и ринулись к нему. От столпотворения на этот раз спасли железные ворота и охранники. После молебна митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир обратился к верующим, однако митрополита уже мало кто слушал, и верующие пытались пробиться к святыне. В толпе возникали споры, в храме стоял гул»: http://www.sz.aif.ru/society/news/56524
К слову сказать, когда с Кипра в Болгарию в июне 2011 г. был прислан для поклонения хранящийся там честный Пояс Девы Марии (см. фото), то никакого массового психоза не было, всё прошло благочинно, и у верующих «братушек» было вполне достаточно информации о святыне: http://rublev-museum.livejournal.com/156
Частица Пояса Пресвятой Богородицы давно хранится в мощевике, находящемся в приделе апостолов Петра и Павла, в церкви пророка Илии в Обыденном переулке.
Альбом: Древлехранилище |
Альбом: Древлехранилище |
VIP-приглашения!
Альбом: Храм Христа Спасителя
Лучше бы Якунин был специалистом в том вопросе, как предоставить всем верующим ТОЧНУЮ и ПОЛНУЮ информации о привозимых его фондом святынях. А то по всем СМИ тиражируется нечто невразумительное, что изрек на днях ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ управления Фонда Апостола Андрея Первозванного Владимир Немычев: «Исходя из текстов ОДНОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ СВЯЩЕННОЙ КНИГИ, пояс действительно разделили на три основных части, которые отправились на Афон (монастырь Ватопед), в Грузию, в Зугдиди (Влахернская церковь) и на Кипр (монастырь Троодитисса). В два последних храма как для мужчин, так и для женщин вход свободный. Однако насколько настоящие все эти реликвии, остается вопросом. Афонские монахи, полагаясь на собственные источники, ПОДТВЕРДИЛИ ПОДЛИНОСТЬ ТОЛЬКО СВОЕЙ. Насчет других ОНИ НЕ УВЕРЕНЫ. Данных очень много, некоторые из них противоречат друг другу. Поэтому трудно сказать, что реально, а что нет»?!
Альбом: Древлехранилище |
Тем не менее, по словам протоиерея Андрея из храма Илии Пророка Обыденного, «частичка афонского пояса Богородицы попала в храм в XX веке – ее вместе с другими мощами принял известный служитель протоиерей Александр Егоров. Люди ему доверяли и несли в храм святыни – свои домашние и те, что удалось спасти при разрушении храмов» …
© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2011
Вот еще один наглядный пример, как под громкоговорящей "патриотической" вывеской гнездятся настояшие русофобы!
ОтветитьУдалитьВ целом редакция блога не возбраняет перепечатку своих материалов в СМИ, но с непременной ссылкой, как и обязывает к тому Закон о печати. Большинство изданий, слава Богу, придерживается принятых норм приличий. Например, эту статью перепечатала РНЛ с указанием размещенного копирайта "© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2011": http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2011/oktyabr/24/poyas_bogorodicy_vsya_istoriya_bez_kupyur/
Каково же было удивление, когда сайт Правая.ру перепечатал данную статью о поясе Пресвятой Богородицы, сославшись не на музейный блог, а на т.н. "фонд Геннадия Попова", который возвел кабак на могилах в Спасо-Андрониковом монастыре: http://pravaya.ru/gst/22100
Оказалось, что Илья Бражников из Правой.ру даже составил "национальный манифест" для этих кощунников: http://expertmus.livejournal.com/75555.html
23 ноября 2011, 2:19
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Медвед не бедный, ничем рулить он не способен, хоть и не дурак. Проваливал бы он поскорее на юга заниматься йогой и велосипедом, он об этом давно мечтал и радостно рассказывал во время пожаров летом 2010.
ОтветитьУдалитьПо Путину видно, как его это всё достало, достаточно посмотреть на него после встреч с Байденом и т. д. Вот он Лунтика и вышвырнул. Потому что это выносить может только абсолютно железный человек.
23 ноября 2011, 11:56
комментарий svjatko в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Сын директора Музея имени Андрея Рублева построил кабак на костях: http://expertmus.livejournal.com/58284.html
ОтветитьУдалитьПьянки на кладбище, где похоронен великий Рублев: http://expertmus.livejournal.com/66306.html
23 ноября 2011, 13:42
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
На епархиальных сайтах перепечатывают в полном соответствии с принятыми нормами:
ОтветитьУдалитьhttp://www.orthedu.ru/news/3946-poyas_bogorodicy_vsya_istoriya_bez_kupyur.html
2011, 13:56
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Частица Пояса Богородицы есть и в Москве!
ОтветитьУдалитьЧастица Пояса положена в мощевик, находящийся в приделе апостолов Петра и Павла, в церкви пророка Илии пророка Илии в Обыденном переулке.
24 ноября 2011, 13:42
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
А тогда почему такое столпотворение ? Там частицы пояса и тут ..
ОтветитьУдалить25 ноября 2011, 0:31
комментарий lidiya_nic в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Статья была написана к принесению пояса в Россию именно с целью предоставить всем верующим точные и ПОЛНЫЕ сведения о святыне. Тем не менее, пришлось в силу известных причин не указывать о нахождении в Москве еще одной части пояса, раз об этом умолчали организаторы принесения:-(
ОтветитьУдалитьК сожалению, сбылись самые худшие опасения и лишь на пике массового психоза клир ХХС и оргкомитет соизволили оповестить верующих о сем факте 23 ноября 2011 г. ..
25 ноября 2011, 0:58
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Увы, оргкомитет счел нужным проинформировать верующих о нахождении еще одной части пояса в Москве лишь перед лавиной массового психоза, запущенной с помощью масс-медиа:-(
ОтветитьУдалить25 ноября 2011, 1:02
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Ну Лурье по своему обыкновению не видит дальше собственного носа и даже не подозревает о времени царицы Пульхерии:-) Этим он обязан своей ориентации на всяких там лидовых: http://rublev-museum.livejournal.com/14637.html
ОтветитьУдалитьЗря что ли у него в кумирах ходит Ольга Сигизмундовна Попова и "птенцы её гнезда" (Нерсесян, Панич и т.д. и т.п.):-)
Зато его канал Портал. кредо. вру пиарит очередную "Научную справку" Г.Лурье о поясе Богородицы:-)
См. подробности: http://expertmus.livejournal.com/87846.html
25 ноября 2011, 18:23
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com