Сегодня, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, чудесно обретенной 8 июля 1579 г. в правление св. блгв. царя Ивана IV Васильевича и прославленной трудами сщмч. Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, уместно обратиться к одному из царских посланий, не утративших свою злободневность и в наши дни, судя по провокации против русского иночества, запущенной на украинском сайте «The Moscow Post». Известно, что царь Иван Грозный был большим ревнителем православной иконописи, и на одной из древнерусских миниатюр XVI в. он изображен припадающим вместе с двумя сыновьями к чудотворному образу (см. илл.), сказание о явлении и чудесах которого ему было доставлено из Казани: http://expertmus.livejournal.com/35722.html
Присущее царю иконопочитание нашло своё отражение и в его посланиях, в одном из которых есть косвенное упоминание о чудотворной иконе «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева, которое укрылось от внимания исследователей. Не будет лишним напомнить, что в год 400-летия начала героической обороны Троице-Сергиева монастыря руководству страны была адресована просьба почившего Предстоятеля Русской Православной Церкви о временной передаче чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева из Третьяковской галереи в родные стены «Дома Пресвятой Троицы», что вызвало шквал недовольства доморощенных антиклерикалов.
«Борцы от лукаваго» посмели не только охаять эту патриаршую просьбу как де «немотивированную», но и оскорбить самого Патриарха Алексия. Особенно преуспели в поношении Церкви глава нынешней администрации Музея имени Андрея Рублева Геннадий Викторович Попов и вся «поповская» клика, которые первым делом обвинили монахов Троицкой Лавры «в организации чудес от своей главной святыни, а именно, от мощей Сергия Радонежского», а заодно «разоблачили», по их словам, рублевскую «Троицу» «как нечто чудотворное». Из-за такого огульного критиканства и хулы, преисполненных бессильной злобой, до сих пор не выполнена патриаршая просьба, о чем не следует забывать и в нынешний государственный праздник, приуроченный к церковному празднованию Казанской иконе Божией Матери, – День народного единства в ознаменование избавления Москвы и всей России от польско-литовских интервентов: http://expertmus.livejournal.com/54901.html
Обличительное послание св. блгв. царя Ивана IV Васильевича было написано в сентябре 1573 г. в ответ на грамоту братии Кирилло-Белозерского монастыря, просившей, очевидно, царя о «наставлении» в связи с возникшим в монастыре конфликтом между двумя высокопоставленными монахами - Ионой (Иваном) Шереметевым и Варлаамом (Василием) Собакиным, посланным царем Иваном Грозным в монастырь, но отозванным весной 1573 г. в Москву. Грамота Кирилло-Белозерского монастыря до нас не дошла, и предистория этой переписки может быть восстановлена только с помощью самого комментируемого послания (Барсуков А. Род Шереметевых. Кн. 1. СПб., 1881. С. 322-327).
Непосредственным виновником «смущения» в монастыре стал бывший боярин И.В. Шереметев, постригшийся в монахи под именем Ионы, который хранил при монастыре «особые годовые запасы» и фактически содержал монастырь.
«… И вы, господа и отцы, стойте мужественно за заветы чудотворца и не уступайте в том, в чем вас просвещает Бог, пречистая Богородица и чудотворец, ибо сказано, что «свет инокам - ангелы и свет мирянам - иноки». И если уж свет станет тьмой, то в какой же мрак впадем мы - темные и окаянные!
… Зачем тогда идти в монахи и к чему говорить «отрекаюсь от мира и всего, что в нем есть», если мир весь в очах? Как в этом святом месте терпеть скорби и всякие напасти со всей братией и быть в повиновении у игумена и в любви и послушании у всей братии, как сказано в иноческом обете? И великие светильники Сергий, и Кирилл, и Варлаам, и Дмитрий, и Пафнутий, и многие преподобные Русской земли установили крепкие уставы иноческой жизни, необходимые для спасения души. А бояре, придя к вам, ввели свои распутные уставы: выходит, что не они у вас постриглись, а вы у них постриглись, не вы им учители и законодатели, а они вам учители и законодатели.
… Сегодня тот боярин один порок введет, завтра другой иное послабление введет, да мало-помалу и весь крепкий монастырский уклад потеряет силу и пойдут мирские обычаи. Ведь во всех монастырях основатели сперва установили крепкие обычаи, а затем их уничтожили распутники. Чудотворец Кирилл был когда-то и в Симонове монастыре, а после него был там Сергий. Какие там были правила при чудотворце, узнаете, если прочтете его житие, а тот ввел уже некоторые послабления, а другие после него - еще больше; мало-помалу и дошло до того, что сейчас, как вы сами видите, в Симоновом монастыре все, кроме сокровенных рабов Господних, только по одеянию иноки, а делается у них все, как у мирских…
Вот ведь на наших глазах только в монастырях преподобного Дионисия в Глушицах и великого чудотворца Александра на Свири бояре не постригаются, и эти монастыри по Божьей благодати процветают монашескими подвигами. А у вас дали сперва Иосафу Умному оловянную посуду в келью, потом дали Серапиону Сицкому, дали Ионе Ручкину, а Шереметеву - стол в келью, да и поварня своя. Дашь ведь волю царю - надо и псарю; дашь послабление вельможе - надо и простому. Не рассказывайте мне о том римлянине, который славился своими добродетелями и все-таки жил такой жизнью; то ведь не назначено было, а было по своей воле, и в пустыне было, недолго и без суеты, никого не соблазнило, ибо говорит Господь в Евангелии: «Трудно не поддаться соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит».
… Пусть как хотят, так и живут, если им спасение своей души не дорого! Но до каких пор будут длиться эти разговоры и смуты, суета и мятеж, распри и нашептывания и празднословие? … Поистине, святые отцы, это не чернецы, а оскорбители монашеского образа. Не знаете вы разве отца Шереметева - Василия? Ведь его бесом звали! Как он постригся да пришел в Троице-Сергиев монастырь, так сошелся с Курцевыми, а Иоасаф, который был митрополитом,- с Коровиными. И начали они между собой браниться, тут все и началось. И в какое мирское житие впала эта святая обитель, видно всем, имеющим разум.
А до этого в Троице было крепкое житие, и мы сами это видели… А про порядки, которые были в этом святом месте в древние времена, я слышал еще более удивительное: было это, когда в монастырь приходил преподобный чудотворец Пафнутий помолиться Живоначальной Троице и гробу Сергия-чудотворца и вести духовную беседу с жившей там братией. Когда же он побеседовал и захотел уйти, они, из духовной любви к нему, проводили его за ворота. И тогда, вспомнив завет преподобного Сергия - не выходить за ворота,- все вместе, побудив и преподобного Пафнутия, стали молиться. И, помолившись об этом, затем разошлись. И даже ради такой духовной любви не пренебрегали святыми отеческими заповедями, а не то что ради чувственных удовольствий! Вот какие крепкие порядки были в этом святом месте в древние времена. Ныне же, за грехи наши, монастырь этот хуже Песношского, какой была Песношь в те времена.
… Так и Вассиан Шереметев в Троице-Сергиеве монастыре, близ царствующего града, своими кознями разрушил отшельническую жизнь. Так же и сын его Иона стремится погубить последнее светило, сияющее, как солнце, и уничтожить спасительное пристанище для душ, в Кирилловом монастыре, в самом уединенном месте, уничтожить отшельническую жизнь. Ведь этот Шереметев, когда он еще был в миру, вместе с Висковатым первыми не стали ходить с крестным ходом. А глядя на это, и все перестали ходить. А до этого все православные христиане, и с женами, и с младенцами, участвовали в крестном ходе и не торговали в те дни ничем, кроме съестного. А кто попробует торговать, с тех взымали пеню. И такое благочестие погибло …
Ради истины праведно и царям возражать, но не ради чего-либо иного. А ныне у вас Шереметев сидит в келье, словно царь, а Хабаров и другие чернецы к нему приходят и едят и пьют, словно в миру. А Шереметев, не то со свадьбы, не то с родин, рассылает по кельям пастилу, коврижки и иные пряные искусные яства, а за монастырем у него двор, а в нем на год всяких запасов. Вы же ему ни слова не скажете против такого великого и пагубного нарушения монастырских порядков. Больше и говорить не буду: поверю вашим душам! А то ведь некоторые говорят, будто и вино горячее потихоньку Шереметеву в келью приносили,- так ведь в монастырях зазорно и фряжские вина пить, а не только что горячие. Это ли путь спасения, это ли иноческая жизнь? … Хорошо ли, чтобы в Кирилловом монастыре завелись такие порядки, которые заводил митрополит Иоасаф, пировавший в Троицком монастыре с клирошанами, или Мисаил Сукин, живший в Никитском и других монастырях, как вельможа, и как Иона Мотякин и другие многие, не желающие соблюдать монастырские порядки, живут?
… Варлаамовы племянники хотели меня с детьми чародейством извести, а Бог меня от них спас: их злодейство раскрылось, и из-за этого все и произошло. Мне за своих душегубцев мстить незачем. Одно только было мне досадно, что вы моего слова не послушались.
… Так какой же это путь спасения и чего стоит ваше учительство, если и пострижение прежней вражды не разрушает? Так вы отрекаетесь от мира и от всего мирского и, отрезая волоса, отрезаете и унижающие суетные мысли, так вы следуете повелению апостола: «жить обновленной жизнью»? По Господню же слову: «Оставьте порочным мертвецам погребать свои пороки, как и своих мертвецов. Вы же, шествуя, возвещайте царство Божие». И если уж пострижение не разрушает мирской вражды, тогда, видно, и царство, и боярство, и любая мирская слава сохранятся в монашестве, и кто был велик в бельцах, будет велик и в чернецах. Тогда уж и в царствии небесном так же будет: кто здесь богат и могуществен, будет и там богат и могуществен? Так ведь это лживое учение Магомета, который говорил: у кого здесь богатства много, тот и там будет богат, кто здесь в силе и славе, тот и там будет. Он и другое многое лгал. Это ли путь спасения, если в монастыре боярин не сострижет боярства, а холоп не освободится от холопства?» (перевод по списку Архива ФИРИ, собр. Н. П. Лихачева, № 94, сборник XVII в., Л. 1-53 об.).
Как видим из данного источника, чудотворная икона «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева находилась в Троице-Сергиевом монастыре уже во времена прп. Пафнутия Боровского († 1477)! В «Троицкой повести о Казанском взятии», написанной келарем Троице-Сергиева монастыря Адрианом Ангеловым в 1552-1553 гг., сказано, что перед походом на Казань царь Иван Грозный приезжал к Троице взять благословение: «ко образу святому живоначальней Троицы, юже сам онъ благочестивый царь украсилъ златом и бисеромъ и камением многоценным, припадаетъ и слезы многие изливаетъ» (АЕ 1960. М., 1962. С. 10). После победы над Казанью Иван Грозный, «велию веру имея к живоначальной Троице и к чюдотворцу Сергию», посетил Троице-Сергиев монастырь, чтобы возблагодарить «игумену и братье великие слова с челобитьем за их труды и подвизи: их молитвами государь вся благая получил», и «припаде» к «образу» Троицы в Троицком соборе, «на много время с слезами молитвы к Богу възсылая»: http://expertmus.livejournal.com/28442.html
Периодически в СМИ раз за разом вспыхивает полемика об авторстве лаврской «Троицы» (Никитин А. Кто написал «Троицу Рублева»? // НиР, 1989, № 8-9). Не так давно профессор Никита Голейзовский заявил, что «после того, как «Троица» реставрировалась при Иване Грозном, который в середине XVI века подарил ее Троицкой Лавре», на ней пропал авторский слой, что якобы обнаружил Гурьянов, когда «удалил палехскую живопись, выяснилось, что под ней ничего нет! И он просто написал все заново, в том ключе, как писал бы это Рублев»:-) И таких дутых «сенсаций» вокруг «Троицы» хоть пруд пруди, достаточно вспомнить нашумевшее в 1998 г. выступление В.В. Кавельмахера о создании Звенигородского чина вместе с «Троицей», о котором в «Словаре русских иконописцев» замечено, что «не подкрепленное ни письменными источниками, ни косвенными данными, не может рассматриваться даже в качестве рабочей гипотезы» (Словарь русских иконописцев XI-XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. М.: Индрик, 2003). Правда, сам этот «Словарь» недавно подвергся разгромной рецензии: http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s2_28_10.pdf
Как раз на волне подобных «сенсаций» директор Музея им. Андрея Рублева Геннадий Попов ничтоже сумняшеся заявляет про рублевскую «Троицу», что «никаких документальных свидетельств ее чудотворности нет, чудотворной в общественном сознании ее сделали исследования реставраторов и историков искусства». В унисон с ним вещает и протодьякон Андрей Кураев, выступая ПРОТИВ предсмертного печалования Патриарха Алексия: «Перемещение иконы в Троице-Сергиеву лавру совершенно неоправданно. Если же считается, что икону прежде всего стоит поцеловать, то сделать этого в Троицком соборе все равно не удастся - по причине футляра. Поставить ее на историческое место тоже не удастся: иконостас не позволит установить икону вместе с защитным футляром»: http://www.bg.ru/article/7876/
Слава Богу, в стенах самой Лавры, наместник которой архиеп. Феогност «по совместительству» является еще и директором музея «Ризница Троице-Сергиевой лавры XIV-XIX вв.», считают иначе, как подчеркнула ведущий научный сотрудник «Ризницы» Людмила Воронцова: «Если в Лавре созданы самые благоприятные условия, при которых памятнику будет комфортно, при соблюдений всех условий хранения, почему бы ей не быть здесь?»: http://www.rg.ru/2010/04/16/cerkov.html
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Спасибо за интересный пост. Фигура Ивана Грозного предстает во всей сложности и величии.
ОтветитьУдалить6 ноября 2010, 11:40
комментарий ka_pell в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Вы правы, правда истории куда как выше всякого рода инсценировок наподобие кича "Царь" П.Лунгина.
ОтветитьУдалить6 ноября 2010, 15:28
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Вы всерьез полагаете, что в монастырские святцы эта московская память о св.блгв. царе Иване Грозном попала случайно?! Это же вовсе не интерполяция, и не описка…
ОтветитьУдалитьК тому же канонизация святых в Русской Церкви до сих пор недостаточно изучена из-за большого недостатка в источниках (в силу хорошо известных причин). Не случайно в указанной выше монографии Е.Е. Голубинского автор сетует на то, что НЕИЗВЕСТНО НИКАКИХ ЦЕРКОВНЫХ АКТОВ, на основании которых состоялось общецерковное прославление прпп. Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, а также еще 15 широко почитаемых святых Русской Церкви (свв. Владимира равноап. и Ольги, Михаила Черниговского и др.). Между тем, как указывает Е.Е. Голубинский со ссылкой на известную работу В.О. Ключевского о древнерусских житиях, все эти общерусские святые уже упомянуты как прославленные в Русской Церкви до макарьевских соборов 1547 и 1549 гг. в одной из редакций Жития митрополита Ионы, составленных при свт. Макарии. На указанных соборах Русской Церкви было прославлено в общей сложности еще 39 святых, о канонизации которых особливо хлопотал св.блгв. царь Иван IV Васильевич в речи к Стоглавому собору: «взыде на память мне и вожделе и возревнова душа моя, яко великое и неистощимое богатство от многих времен при прародитеях наших сокровенно и забвению предано: великие светильники, новые чудотворцы многими и неизреченными чудесы прославляемы Богом».
К сожалению, современный календарь РПЦ страдает вопиющими погрешностями, не говоря уже о том, что в нынешние минеи была «интерполирована» откровенная клевета, в т.ч. на св.блгв. царя Ивана Грозного, о чем подробнее здесь: http://expertmus.livejournal.com/38134.html
Полностью всю песню «Грозный Царь великий» в исполнении замечательной певицы Галины Шумилкиной можно прослушать по ссылке: http://www.liveinternet.ru/users/3089811/post139737905/
9 ноября 2010, 20:56
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Позвольте, с какой стати Коряжемский Никольский мужской монастырь Архангельской епархии Вами записан в заштатные?!
ОтветитьУдалитьВаши эмоции мешают трезво и объективно взглянуть даже на исторические источники!
Помимо этого, если Вы упоминаете какие-то "добросовестные исторические и церковные источники", то в научной полемике их принято точно указывать (см. выше).
А насчет народной памяти Вы просто грешите против истины. Из всех государей земли Русской до 1917 г. русский народ никого так не чтил, как св.блгв. царя Ивана Грозного в Москве и императора Павла Петровича в Санкт-Петербурге. Огромный массив сведений об их всенародной почитании был собран и клиром Архангельского собора, и клиром Петропавловского собора. Кстати, именно рядом с гробницей св.блгв. царя Ивана Грозного в диаконнике Архангельского собора исповедывал широко почитаемый до наших дней многими православными прот. Валентин Афмитеатров ("Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском cоборе в 1896-1902 годах". 1909)
10 ноября 2010, 12:44
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com