«Я каждое утро встаю и молюсь Богу, чтобы Сталин был жив и здоров. Только Сталин может спасти мир... Что бы не говорили о Сталине, таких история и народ не забывают» (У. Черчилль)
Глава безбожников Губельман-Ярославский с началом войны получил, через А. Н. Поскребышева, рекомендацию Сталина отметить патриотическую позицию Церкви, и к октябрю 1941 г. прекратился выход всех специальных антирелигиозных изданий, а созданный Ем. Ярославским Центральный музей истории и атеизма оказался фактически выброшенным на улицу (Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется. Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М. 1992. С. 184). Осенью 1941 г. прекратились и аресты священнослужителей. Местоблюстителю Сергию (Страгородскому), митрополитам Алексию (Симанскому) и Николаю (Ярушевичу) не препятствовали распространять их патриотические воззвания к пастве. В чин Божественной Литургии были введены специальные молитвы о даровании победы нашему воинству и избавлении томящихся во вражеской неволе, а также служился особый молебен «В нашествии супостатов, певаемый в Отечественную войну». В октябре 1941 г. Сталин приезжал в Царицыно к св. прав. блж. старице Матроне (Никоновой), которая ему сказала: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы» (Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Сост. З. В. Жданова. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1994. С. 26-27). По воспоминаниям монахини Сергии (Клименко), «в 1941 г., когда немцы были уже в Химках, из Москвы хотели вывозить мощи святого благоверного Князя Даниила (Мощи преподобного Сергия Радонежского были уже вывезены историко-археологическим обществом для сохранения). В ночь на 23 ноября по ст.ст. Князь Даниил Московский сам явился Сталину (при Сталине ночью Кремль был освещен и все работали) и сказал: «Я хозяин Москвы, не трогайте меня, а то вам плохо будет». [...] О том, что Сталин видел Князя Даниила, рассказал мне архим. Иеремия (Лебедев, 1885 –1.3.1953), казначей Патриарха Алексия, когда я после войны приехала в Москву» (Монахиня Сергия (Клименко). "Минувшее развертывает свиток...". М. Издательство Московской Патриархии; "Благо", 1998. С. 118-119). Наконец, есть известие, что зимой 1941 г. «изрядно смутившийся Сталин [...] призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин» (Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 1. М. 1992. С. 16).
Как известно, в самом начале Великой Отечественной войны началось формирование дивизий народного ополчения по почину ленинградцев. В ночь на 2 июля 1941-го года ЦК ВКП(б) одобрил этот почин и предложил распространить его на другие города. 4 июля ГКО принял постановление «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения». В ноябре 1941 г. прямо с парада 7 ноября на Красной площади многие ополченцы ушли в бой, когда враг стоял под самой Москвой (см. фото «Бронебойщики. С парада в бой» фотокорреспондента А.В. Устинова, на которой бойцы уходят на фронт с пулеметами Льюиса обр. 1915 г. на плече). По всей видимости, именно тогда и произошел облёт Москвы с чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери, временно взятой по приказу Сталина из храма в Алексеевском. Так, до ноября 1941 г. на Волховском фронте, несмотря на отчаянное сопротивление советских войск, продвижение фашистов продолжалось, и лишь узкая полоска земли разделяла немецкие армии и финские. Если бы они замкнули кольцо на реке Свирь, тогда Ленинград был бы обречен. 10 ноября 1941 г. в ходе Тихвинской операции наша армия смогла продвинуться вперед на 100 - 120 км и отбросить противника за Волхов. Опасность того, что немецкая армия соединится с финской, миновала. 5 декабря 1941 г. состоялась знаменитая битва за Москву, и началось долгожданное наступление Красной Армии, вскоре освободившей Тихвин, - так, что не только непокоренную Гитлером Москву, но и «дорогу жизни» на Ладожском озере верующие связывают с Тихвинской иконой.
После Великой Отечественной войны чудотворная Тихвинская икона как главная святыня храма была с почетом помещена в иконостасе справа от образа Спасителя (см. илл.). Раз в году, в престольный праздник, ее извлекают для торжественного богослужения и по обычаю, благоговейно обносят с крестным ходом вокруг храма. В церкви хранятся также святыни: «истинный образ и мера Святого Гроба Господня, что в святом граде Иерусалиме» в Трифоновском приделе, иконы Божьей Матери «Недреманное око» и «Прибавление ума». В церковной ограде расположено Алексеевское кладбище, где находится одна из самых почитаемых православными верующими могил в Москве - иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина, 1870-1949). На ограде прикреплена табличка с цитатой из его заповедей пастве: «Умудряйтесь. Не скорбите прежде времени, предавайтесь воле Божьей и просите помощи у Господа». В свое время о. Иннокентия призрел знаменитый старец-затворник смоленской Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев), который на Поместном соборе 1917 г. в храме Христа вытянул жребий на патриаршество митрополиту Тихону (Белавину). Рекомендуя как-то Иннокентия его будущим подначальным, старец писал: «Он хороший монах, смиренный, рассудительный и умеет себя держать в вашем круге». После революции о.Иннокентий подвергался всяческим гонениям, суду, аресту, высылке. Слава о. Иннокентия как мудрого, прозорливого пастыря и духовника выходила далеко за пределы Москвы.
Примечательно, что храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском чудом уцелел во время великой сталинской стройки в рекордные сроки - за 4 года - ВДНХ, когда II съезд колхозников-ударников в 1935 г. принял решение о строительстве, и под Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) отдали 136 га бывших угодий графа Шереметева. В разработке проекта участвовали лучшие архитекторы страны. Вячеслав Олтаржевский, подготовивший первый проект ВСХВ, спланировал её как космос на земле: в центре - как Солнце - гигантская статуя Ленина (в окончательном варианте её заменят на Сталина), вокруг - как девять планет - девять павильонов. А расходящиеся аллеи, если смотреть с высоты птичьего полёта, образовывали православный крест. Как видим, в этом «земном раю» нашлось место и для православной церкви, на которую ориентирована вершина «креста»... Интересно, что до сих пор никто не удосужился поинтересоваться столь уникальным замыслом Сталина, зато хулителей хоть отбавляй:-)
– Какой он добрый!.. Какой он добрый!..- Это он так думал и говорил о Сталине.
Я говорю о. Иоанну: “А вы не догадались спросить у Владыки: ‘Ведь он же неверующий’?”
– Спросил!
– И что же вам ответил митрополит Сергий?
– А знаешь, Иоанн, что я думаю: кто добрый, у того в душе живет Бог!
…Передаю точные слова митрополита Сергия. А он был умнейший человек. И слов напрасно не бросал. И не думаю также, что так мог бы выдумать о. Иоанн: этого не выдумаешь… Тогда стоит и нам задуматься… После я прочитал в третьем послании ап. Иоанна, “апостола любви”, следующие слова его: ”Кто делает добро, тот – от Бога; а делающий зло, не видел Бога!” Удивительно! Ведь это буквально совпадает со словами митрополита Сергия!..» (Митрополит Вениамин (Федченков). Записки-архиерея. Сост. С. В. Фомин. М. 2002. С. 346).
Это убийство Сталина предсказала в том же 1943 г. св. прав. блж. старица Матрона: «показывала в лицах, что происходит, и что произойдет. Как-то сказала: “Кто знает, может Господь и простит Сталина! Он сам пленник”. Я спросила: “У кого?” Она - “У Кагановича и всех тех!” Показывала, как Сталин перед смертью будет кричать: “Что вы, что вы!” А по одной стороне будет стоять Каганович, а по другой стороне сестра его. “Что хотите делать со мной?” А они наложат подушку на него» (Сказание о житии блаженной старицы Матроны. С. 113-114). В библиотеке архиеп. Сергия (Ларина, ум. 1967) хранился изданный в Белграде в 1941 г. 2-й том книги И.К. Сурского «Отец Иоанн Кронштадтский» с характерной надписью, сделанной на его полях рядом с напечатанным там известным пророчеством о. Алексея Мечева: «…Ныне …исполнилось пророчество прозорливого старца о. Алексия Мечева …что, когда придет время, – Бог пошлет нужных людей, которые спасут Россию.- Бог послал Иосифа Виссарионовича Сталина и его сподвижников, который закрыл …Союз безбожников и казнил его председателя… приказал открыть Православные храмы, учредил Комиссариат Православной Церкви… установил для всех днем отдыха Воскресенье; восстановил Патриаршество в полном блеске и сказал Патриарху… что он желает укрепления Православия…» (Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты. Сост. М. Е. Губонин. Кн. I. СПб., 1994. С. 426-427). По словам казначея Патриарха Алексия архим. Иеремии, на упреки за «служение панихиды по Сталину-безбожнику» Святейший, будучи за границей, ответил: «Я служил не за безбожника» (Монахиня Сергия (Клименко). «Минувшее развертывает свиток...» С. 119-120)…
Как подтверждает Артём Сергеев, воспитывавшийся в доме Сталина, Сталин оставался верующим человеком. Более того, по свидетельству внука Сталина А. Бурдонского, Сталин исповедывался. По воспоминаниям телохранителя Сталина Юрия Соловьёва, Сталин молился в церкви в Кремле, которая находилась по пути в кинозал. Сам Ю. Соловьев оставался вне церкви, но мог видеть Сталина через окно (Der Kreml, Im Herzen Russlands // NDR. Erik Friedler, Natalia Kasperovich, Alexej Pimanov). Как видим, по рассказам домочадцев, Сталин не демонстрировал публично свою религиозность в отличие от нынешних деятелей, которых в народе не случайно прозвали "подсвечниками":-)
Так кто же на самом деле отдал душу дьяволу – Сталин или его клеветники? И кого Господь застанет с Моцартом, а кого с неправедно нажитым богатством?
Комментариев нет:
Отправить комментарий