Накануне Рождества Христова 5 января 2010 г. в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре прошла встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с премьер-министром Российской Федерации Владимиром Путиным, в которой приняли участие министр культуры РФ Александр Авдеев и глава Федерального агентства по управлению госимуществом Юрий Петров (см. фото). На встрече был поднят и животрепещущий вопрос о передаче на временное хранение Русской Православной Церкви особо чтимых икон из собрания российских музеев. В частности, в своей речи министр культуры Александр Авдеев коснулся выдачи в 2009 г. из фондов ГРМ в подмосковный храм Святого Благоверного князя Александра Невского чудотворной Торопецкой иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрии», которая, по словам министра, «была отдана с полного согласия Русского музея». Напомним, что с просьбой поддержать обращение Патриарха Кирилла о временной передаче Торопецкой иконы Церкви тогда обратились авторы открытого письма Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, где среди более чем 20120 подписей на первом месте стояла подпись старца и духовника Оптиной пустыни, схиигумена Илии (Ноздрева): http://expertmus.livejournal.com/45730.h
На предрождественской встрече у Патриарха министр культуры подчеркнул, что «передача икон не вызывает столько проблем, сколько это кажется, читая прессу». Действительно, каждый раз, когда Русская Православная Церковь в лице ее Предстоятеля возвышает свой голос в защиту православных святынь, томящихся в музейных застенках, и приносит за них печалование всероссийской паствы властям, тут же вспыхивает яростное противоборство, в котором недруги Церкви руководствуются принципом «все средства хороши». См. статью «Где место святыне – в храме или музее?»: http://expertmus.livejournal.com/45885.h
Более того, кучка псевдорадетелей (директор ЦМиАР Геннадий Попов, искусствовед Лев Лифшиц и их «протеже» Левон Нерсесян) не стесняется натравливать даже на министра культуры РФ (!) падкую до скандалов прессу, которая тут же поднимает шквал «общественного возмущения» с помощью самой что ни на есть низкопробной дезинформации: http://expertmus.livejournal.com/47137.h
Следует заметить, что НИКАКОГО ОДНОЗНАЧНОГО ВЕРДИКТА СПЕЦИАЛИСТОВ, что будто бы чудотворную икону «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева «трогать нельзя, иначе она грозит просто рассыпаться» НЕТ И В ПОМИНЕ! Напротив, по компетентному мнению Председателя Ассоциации реставраторов России Саввы Ямщикова (Царствие ему Небесное!), состояние сохранности рублевской «Троицы» не может служить препятствием для переноса святыни в родные стены Троице-Сергиевой лавры. С этим экспертным заключением нашего лучшего реставратора согласны многие специалисты, которые не понаслышке знают как реальную сохранность «Троицы», так и все архивные документы по реставрации всемирно известной иконы, ряд которых был нами опубликован в сообществе rublev_museum: http://community.livejournal.com/rublev_
Нет его и по сию пору! Однако это не мешает ангажированным СМИ выдавать желаемое за действительное и вкладывать свою дезинформацию в речь министра культуры. Что уж тут удивляться, что подстрекательства прессы находят свой отзвук у ряда не слишком отягощенных сообразительностью читателей, которые наперебой начинают уличать министра Александра Авдеева … в подтасовке фактов. В беседе с Патриархом министр культуры заметил, что «при изучении этой капсулы, в которой эту икону перевезли, присутствовали и представители Третьяковки, и Центра Грабаря», а из стана фанатов Нерсесяна со ссылкой на нерсесяновские "протоколы" понеслись гневные филиппики в адрес министра, что де «при решении вопроса о передаче иконы в Русском музее не было ни представителей Третьяковки, ни Центра Грабаря» (?!)…
Нам уже приходилось в статье ««Торопецкая», «Боголюбская» etc. – как избежать провокаций?» констатировать, что дискуссии из-за икон, в которых нашему музейному сайту пришлось принять самое непосредственное участие, со всей очевидностью выявили непреложный факт, что необходим коренной пересмотр взаимоотношений государства и Церкви в области охраны памятников культуры: http://expertmus.livejournal.com/49622.h
Ниже помещен подлинный текст речи министра культуры РФ Александра Авдеева в ходе встречи 5 января 2010 г. в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с премьер-министром Российской Федерации Владимиром Путиным.
Стенограмма подготовлена и предоставлена пресс-службой председателя Правительства Российской Федерации:
В.В. Путин: Если позволите, я передам слово Министру культуры.
А.А. Авдеев: Ваше Святейшество, спасибо, во-первых, за очень хорошее сотрудничество, ежедневное, постоянное взаимопонимание и взаимоуважение между служителями Церкви и сотрудниками Министерства культуры. Потому что мы, действительно, стараемся возродить то, что мы можем возродить — храмы, иконы; передать на хранение и во владение или в собственность то, что сейчас вы сможете взять и хотите взять. Но и сохранить музеи — это тоже очень важно. Потому что для музейных сотрудников возникают естественные проблемы, и Вы правильно сказали, что не всегда быстро все решается, в том числе и для музеев.
Вот Ипатьевский монастырь, к примеру, в Коломне. Благодаря решению Владимира Владимировича был передан. Выделены большие средства на реставрацию Ипатьевского монастыря. Музей оттуда был отселен. Но музей сейчас (там почти 700 тыс. экспонатов) складирован, не открыт, потому что до сих пор нет помещения. Но это исключительный случай. И мы хотим в дальнейшем вместе с вашими сотрудниками делать так, чтобы избегать складирования музейных экспонатов, а музей переводить так, чтобы он функционировал в полном виде.
В этом и наш подход сейчас к Высоко-Петровскому монастырю в Москве, там находится Литературный музей. Музей, в котором хранятся рукописи наших гениальных, выдающихся писателей. Будем делать все таким образом, чтобы и музей получил хорошее помещение. И здесь нам Росимущество оказывает постоянную помощь. Сейчас мы ищем для музея помещение. Но и монастырь, разумеется, должен получить свои же помещения, освященные веками.
В год мы реставрируем и реконструируем примерно от 80 до 100 храмов, церквей и других объектов на территории монастырей. Даже сейчас, в 2010 году, сумма предполагается немалая. Суммарно, Владимир Владимирович уже назвал, около 2 млрд рулей будет направлено на реставрацию и реконструкцию именно храмов и монастырей. Это немножко меньше, чем в прошлом году. Мы подсчитали: на 23 % меньше, но это больше, чем секвестр. То есть все равно мы сделали усилие, и эти объекты по вашему же списку будем восстанавливать.
Кроме того, мы направляем и определенную часть средств (она тоже солидная) на восстановление мечетей, дацанов и синагог, то есть культовых сооружений традиционных для России религий. Они в общей массе занимают небольшое количество по деньгам, но, тем не менее, мы чутко относимся и к вашим просьбам, и к просьбам других конфессий в России.
Я бы сказал, что передача икон не вызывает столько проблем, сколько это кажется, читая прессу.
Святейший Патриарх Кирилл: Совершенно верно.
А.А. Авдеев: К примеру, Богоматерь Одигитрия Торопецкая была отдана с полного согласия Русского музея. При изучении этой капсулы, в которой эту икону перевезли, присутствовали и представители Третьяковки, и Центра Грабаря, и все единогласно сказали: да, в этой капсуле — она почти космическая, там идеальные условия — можно передавать на временное хранение эту икону, одну из старейших и сакральных русских православных икон.
Там, где не получается с условиями хранения, там и вы не настаиваете, и реставраторы советуют не передавать. К примеру, сейчас Суздаль рассматривает возможность передачи пяти икон из Музея Рублева. Но реставраторы не советуют, потому что иконы могут не выдержать переезда и хранения в условиях, которые не приближены к музейным. Мы, как правило, по всем этим темам договариваемся и с епархиями, с митрополитами, архиепископами. Поэтому у нас сейчас сотрудничество, повторяю, лучше, чем это кажется в прессе.
Кроме того, я хотел бы обратить внимание на деятельность архивов. У нас многие архивы расположены в храмах, в церквах. Многие архивы переехали, и за последние годы архивы передали Русской Православной Церкви много зданий. Вот пять крупных церквей, находящихся отдельно либо в монастырях.
Должен также сказать, что мы помогаем и в текущей жизни. В Старочеркасский монастырь мы передали около 140 икон, целый огромный иконостас, он уникальный. И сейчас, конечно, оставим иконостасы в Новодевичьем монастыре. Причем там в одном храме нет иконостаса, так мы этот иконостас перевезем в другое место и передадим, оставим на хранение.
Святейший Патриарх Кирилл: Тоже были волнения по поводу судьбы иконостаса.
А.А. Авдеев: Да, я на днях встречался с владыкой Ювеналием и дал ему слово, что все будет в порядке. Новодевичий монастырь будет иметь то, что он должен иметь по праву.
Стараемся тщательно реставрировать все и относиться внимательно к вашим просьбам, Ваше Святейшество, потому что иногда реставрируют плохо в силу не очень хорошо отлаженной системы реставрации.
Опять же сейчас модно ругать 94-й закон, но я позволю себе его покритиковать тоже. Потому что выигрывает фирма, которая дает меньше всего денег за ремонт, а потом эта же фирма-однодневка перепродает право ремонта, но уже за меньшие деньги, чтобы себе еще оставить прибыль, какой-нибудь хорошей организации. И в итоге мучаемся с этими условностями и получаем некачественную реставрацию.
Сейчас, по поручению Владимира Владимировича, мы готовим проект изменений в 94-й закон, чтобы избежать всех этих грустных вещей. Но в целом хочу отметить, что у нас уже имеется система взаимоотношений, очень доброжелательная и, на мой взгляд, эффективная, надежная, с полным доверием и уважением друг к другу.
Святейший Патриарх Кирилл: Благодарю Вас и разделяю Вашу позицию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий