Оригинал взят у expertmus в Владимирская икона Богоматери: позабытые чудеса
В виртуальном царстве-виртуальном государстве будто вымерли все жители, но наш музейный сайт продолжает вести скорбную летопись последних дней. В день празднества Владимирской иконы Божией Матери 21 мая (3 июня н.ст.), которое совершается Русской Православной Церковью в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г., хотелось бы поведать благочестивым читателям о чудесах, которые явила Пресвятая Богородица в XX веке чрез свою икону Владимирскую.
Владимирская икона Богоматери.
Начало XVIII в.
31,5 х 27.
ЦМиАР. КП 4630.
Гос. поступление в Музей имени Андрея Рублева.
Сохранность: утраты краски на щеке около губ Богородицы, серебро и двойник на одеждах Христа потерты, значительные утраты двойника на нимбе, остатки олифы на картушах, по лузге, местами остатки поздней живописи, утраты левкаса по внешнему ковчегу, тонировки в местах утрат красочного слоя, отверстия от гвоздей.
См. также: 23 июня / 6 июля - Владимирской иконы Божией Матери http://expertmus.livejournal.com/33823.h
В одной из предыдущих статей «Державы Русские заступление» уже были прослежены краткие исторические вехи почитания на Руси чудотворной Владимирской иконы, которая была палладиумом Русского государства. У этой величайшей русской святыни, постоянно находившейся почти 6 веков (!) на самом видном и почетном месте в Успенском соборе Московского Кремля, венчались на царство наши самодержцы и происходило избрание митрополитов и Патриархов: http://expertmus.livejournal.com/53393.h
О Владимирской иконе много и охотно пишут в разных современных изданиях, в т.ч. церковных, но странным образом обойден молчанием ряд чудес, когда с Владимирской иконой была напрямую связана судьба всей России.
Во время Первой Мировой войны в августе 1915 г., когда под натиском немцев пала Варшава, положение Русской армии стало критическим, и Всероссийский Император Николай II принимает на себя Верховное главнокомандование. На совете министров решение Его Императорского Высочества вызвало критику, что в случае совмещения Императором обязанностей монарха и главнокомандующего возникнут неминуемые трудности. В твердой вере, что его присутствие обязательно поднимет моральный дух всей армии, Государь сказал Родзянко: «Пусть я погибну, но зато я спасу Россию». 4 сентября 1915 г. Император выехал в Ставку, где на следующий день принял на себя обязанности Верховного Главнокомандующего (см. илл.).
Об этом было объявлено Высочайшим рескриптом на имя вел.кн. Николая Николаевича: «возложенное на меня свыше бремя Царского служения родине повелевает мне ныне, когда враг углубился в пределы Империи, принять на себя Верховное командование действующими войсками и разделить боевую страду моей армии и вместе с нею отстоять от покушений врага русскую землю». В дневнике Государя за 5 сентября сделана запись, что он подтверждает своё прежнее решение не заключать мира до тех пор, пока хоть один вражеский солдат остаётся на Русской земле. Тогда же Императрица написала своей сестре: «Ники сам берет на себя этот тяжкий крест, но – с помощью Господа - этот шаг вернет нам военную удачу».
Спустя 10 лет, когда бывшие союзники стали игнорировать и даже высмеивать роль России в Первой Мировой войне, Уинстон Черчилль (Churchill) напишет: «Это лишь мода того времени – представлять Царя как недальновидного, испорченного, некомпетентного тирана… Он был лишь обыкновенным честным человеком, нормальных человеческих способностей, милосердным, имеющим крепкую веру в Бога и во всем полагающимся на Него… Вот знаменитое наступление русских войск 1914 года, спасшее Париж; вот удалось справиться с агонией отступления полувооруженной армии; постепенное накапливание сил; победы Брусилова; наступление в кампании 1917 года – непобежденная, сильнее, чем прежде, армия; и что? Всё это без его участия? Несмотря на ошибки – масштабные, пугающие, тот образ правления, что он представлял, руководя страной, вкладывая живую искру своего личного участия,- именно он выиграл войну для России в то время» (Churchill Winston L.S. The world crisis. New York, 1931. P. 695-697).
В мае 1916 г. по воле Государя была привезена из Москвы на фронт чудотворная икона Божией Матери Владимирская (см. илл.).
Как нам приходилось уже отмечать в одном из сообщений, Владимирская икона была торжественно принесена в Ставку Государя в субботу перед праздником Пресвятой Троицы 28 мая 1916 г. в сопровождении протопресвитера московского Успенского собора Н.А. Любимова, протоиерея Н. Пшенишникова и протодиакона К.В. Розова: http://expertmus.livejournal.com/53393.h
Одновременно Государь приказал генералу А. А. Брусилову начать 21 мая (3 июня) 1916 г. наступление на Юго-Западном фронте, которое увенчалось большим успехом. Государь и Брусилов связывали этот успех с помощью Божией Матери, всегда помогавшей России, когда с верой к Ней прибегали.
В том же 1916 г. Александр Боде напишет стихотворение «Священная война», которое всем известно как песня, впервые прозвучавшая 26 июня 1941 г., в первые дни Великой Отечественной войны :
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война.
Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За русский край родной.
С военной точки зрения предстоявшая в 1917 г. неминуемая победа Русской армии была очевидна. Но предательский февральский переворот с изменническим требованием большинства генералитета об отречении Государя лишил армию и государство Божией помощи. О надвигавшейся катастрофе Государю дано было знать пред ликом чудотворной Владимирской иконы Богоматери 26 февраля 1917 г., когда он находился в могилевской церкви, где почувствовал мучительную боль в середине груди. «Я едва выстоял,- писал он Императрице,- и лоб мой покрылся каплями пота. Я не помню, что это было, потому что сердцебиения у меня не было, но потом оно появилось и прошло сразу, когда я встал на колени пред образом Пречистой Девы».
5 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Государь впервые на обедне в той же церкви не услышал молитвенных возношений о Царствовавшем Доме, хотя определение Св. Синода № 1207 с приказом о «возглашении многолетия Богохранимой Державе Российской и благоверному Временному Правительству ея» было принято лишь на следующий день, 6 марта 1917 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Ед.хр. 33). Генерал Н. М. Тихменев описывал в своих воспоминаниях этот ужасный и позорный день следующим образом: «Как всегда, Государь поехал к обедне в штабную церковь - одну из больших городских церквей, отданную в распоряжение Штаба. Как всегда, вошел в церковь с левого бокового входа и стал на свое обычное место на левом клиросе. Как всегда, стояли в церкви стройными рядами конвойные казаки со своими офицерами, занимая пространство между пилонами против царских врат, оставляя широкий проход посередине для молящихся. [...] Приближалось, по ходу обедни, время «Великого Входа» с сопровождавшим его возгласом священника, начинавшимся в алтаре и выносимым на середину амвона перед царские врата: «Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя нашего». Этого возгласа мы не услышали. Но услышали другой, никаким церковным каноном не установленный и придуманный тут же нашим штабным священником о. Владимиром. Государь поминался в нем, но в необычных и непривычных словах, однако поминался... «Я не мог помянуть его, как обычно, говорил потом о. Владимир,- ибо он не Самодержавнейший и даже уже не Государь. Но я и не мог не помянуть совсем Царя, стоявшего тут же в церкви, у алтаря, на том самом месте, где я привык видеть его каждую службу в течение двух лет» (Тихменев Н.М. Из воспоминаний о последних днях пребывания Императора Николая II в Ставке. М., 1990. С. 17).
И это совершилось это совершилось, как вспоминал полковник А.А. Мордвинов, перед Великой Православной Святыней – чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, «с которой прибыл в Ставку настоятель Московского Успенского Собора… Помню, что по окончании службы Государь, Императрица и все мы прикладывались к чудотворным иконам» (Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев. Документы. Л., 1927. С. 133-134).
Что вспомнилось Государю, когда в последний раз в своей земной жизни он прикладывался к древней чудотворной Владимирской иконе - свидетельнице его Священного Коронования? Быть может, слова Первоиерарха митрополита Санкт-Петербургского Палладия, сказанные им после коленопреклоненной, от лица всего народа, «Молитвы за Царя», когда он один - Император - в короне и порфире стоял у престола: «Радуйся, Россия, радостию велиею! Божие благословение воссияло над тобой в священной славе Боговенчанного Царя твоего. Ты же, Царь Православный, Богом Венчанный, уповай на Господа, да утвердится в Нем сердце Твое: верою и благочестием и цари сильны, и царства непоколебимы». Протодиакон Попов неспешно начал: «Благоверному и Благочестивому, Самодержавнейшему Великому Государю нашему, Богом Венчанному, Превознесенному и Святым муром помазанному Николаю Александровичу, Императору и Самодержцу Всероссийскому, и Супруге Его, Благоверной и Благочестивой, Венчанной, Превознесенной и Святым миром помазанной Государыне Императрице Александре Феодоровне» (Священное Коронование Царя-Мученика Николая Второго // Православная жизнь. № 7. Джорданвилль, 1985. С. 31-33). Трижды под древние своды Успенского собора взлетело: «Многая лета».
Обрученный с отрочества России, в этот день он повенчался с нею (см. илл.). «Все, что произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!»,- занес Государь тогда в свой дневник.
А, может, вспомнились ему крестный ход в Костроме 14 марта (снова март!) 1613 г., когда Великое посольство от Земского Собора всея Земли достигло Ипатьевского монастыря, у врат которого архиепископ Рязанский Феодорит, указывая на чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он нес, и на другие чудотворные образы вопросил юного Михаила Романова: «Если веришь, верь, что их, а не нашей волею ты избран, и что они дадут тебе силы Царствовать и спасут отца твоего. Что человек и что им делается? Волею Бога сии Святые иконы совершили путь из Москвы: преклонись же перед ними и повинуйся».
«Великий же государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии и с материю своею, с великою государынею старицею иноко Марфою Ивановною, виде пришествие чесных и чюдотворных икон в пречестную обитель Ипатцкого монастыря со многонародным множеством, изыдоша против честных и животворящих крестов, и честных и чюдотворных икон на встретение за монастырь. И егда же прииде к чюдотворному образу пречистые и прененорочные Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария, тогда слез многих исполнился, гласом велиим возопив, глагола: «О милосердая Царица, пресвятая Богородице, Мати Христа Бога нашего! Почто толик подвиг сотворила еси, и чюдотворный образ Свой воздвиже с честными кресты и с ыными множество чюдотворных образов? Тем, Пречистая, помолися о мне и помилуй.- И сия вопия, глагола со многим рыданием и плачем, паде на замлю пред чюдотворным образом пречистые Богородицы, и леже слезами землю мочаше на мног час» (Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова 1613 г. М., 1906).
Эту историю призвания своего предка на Царство Император Николай II помнил ясно. И сейчас от Владимирской иконы было ему утешение и благословение на предстоящий Крестный путь. О чем он просил Ее тогда перед расставанием неизвестно, но ... ровно через восемь месяцев (день в день!), 5 ноября 1917 г., перед чудотворной Владимирской иконой, вынесенной из полоненного безбожниками Кремля в Храм Христа Спасителя, старец Алексий, затворник Зосимовский, трижды перекрестившись, вынул из ковчежца записку. Священномученик митрополит Владимир внятно прочел: «Митрополит Московский и Коломенский Тихон». Россия обрела Патриарха (см. видео).
Прибывшим с благовестием на Троицкое подворье об избрании его в Патриархи святитель Тихон сказал: «...Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без воли Пречистая Богородицы. Дважды Она, пришествием Своея честныя иконы Владимирския, в храме Христа Спасителя, присутствует при моем избрании: в настоящий раз самый жребий взят от чудотворного Ея образа. И я как бы становлюсь под честным Ея омофором...» (Ответное слово митрополита Московского и Коломенского Тихона при благовестии ему Патриаршества // Сергиевский листок. № 11-61. Париж, 1932). Келейной святыней Святителя стала точная копия, снятая с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. После кончины Патриарха Тихона она перешла к Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому), а от него к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), впоследствии Патриарху, составившему новый акафист в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, в котором «восхваляет попечение Богоматери о земле Русской [...] и особенно радостно восхваляет Богоматерь, что Она Своею чудотворною иконою благословила работу Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. и от Своея же чудотворной иконы дала жребий восстановленного Патриаршества Своему избраннику Патриарху Тихону» (ЖМП. № 12. М., 1944).
…В конце сентября и начале октября 1993 г. взоры всех православных верующих были вновь устремлены к чудотворной Владимирской иконе, когда Российское государство пережило один из самых трагических политических кризисов в своей новейшей истории. «Властью, данной нам от Бога, мы заявляем, что тот, кто поднимет руку на беззащитного и прольет невинную кровь, будет отлучен от Церкви и предан анафеме», - с таким грозным предостережением выступил накануне расстрела Белого дома из танков и страшного кровопролития Синод Русской Православной Церкви. По благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2 октября 1993 г. древняя Владимирская икона была принесена в кафедральный Богоявленский Елоховский собор для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития.
Святейший Патриарх Алексий, чью недавнюю страдальческую кончину оплакивала вся всероссийская паства, в свое время сказал, что он никогда не забудет тяжкие дни осени 1993 г. Ведь в том кровавом братоубийстве, как пел Юрий Шевчук, пошла «вера на икону»…http://www.youtube.com/user/expertmus#p/u/4
Паки и паки приходится задаваться вопросом, почему чудотворная Владимирская икона до сих пор находится не на своем историческом месте в Успенском соборе Московского Кремля, а в Никольском храме Третьяковки ( ГТГ. Инв. 14243), хотя и Успенский собор, и домовый храм Третьяковки (http://expertmus.livejournal.com/45730.h
Недавно Геннадий Викторович Попов и его «сообщники» устроили провокацию против Церкви на последнем заседании Общественной палаты, которое был вынужден покинуть глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, однако именно с этими самозваными "экспертами" предпочитает сотрудничать руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» Сергей Кравец, занимающийся какой-то странной сегрегацией в общецерковном издании.
Неудивительно, что на страницах этого многотомного издания нет ни слова ни о принесении древней Владимирской иконы в Ипатьевский монастырь при избрании на царство Михаила Романова, ни о чудесной победе русской армии на фронтах Первой мировой войны после принесения в Ставку этого палладиума Русского государства, ни о последней молитве Царя-Мученика пред чудотворным образом…
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
P.S. Обращаем внимание всех наших друзей на вопрос для обсуждения, который был предложен в комментариях к предыдущей статье: http://expertmus.livejournal.com/55210.h
Чем же Вам Боде не угодил, не тем ли что оригинала рукописи не сохранилось? Так и не мудрено в те-то годы...
ОтветитьУдалитьШолохову тоже пришлось немало помучиться, пока ему Всеволод Вишневский не передал 178 стр. рукописи, которые сейчас в Пушкинском доме хранятся как зеница ока. Кстати, найдены были эти странички солдатами на пепелище шолоховской хаты...
А по самому тексту высказывайтесь, кто же мешает:-)
4 июня 2010, 14:01
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Что же касается статьи - так и Романовы известно как закончили, Первую Мировую проиграли, благо что и Луцкий прорыв был лишь одной из операций компании 1916 года, в целом проигранной Российской империей, да и Алексий как-то Ельцина не отлучил от церкви.
ОтветитьУдалить4 июня 2010, 14:04
комментарий realizator71 в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Спаси Вас, Господи! Большим утешением являются все ваши замечательные записи.
ОтветитьУдалить4 июня 2010, 14:11
комментарий orthodox_woman в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
«БЛАГОРОДНАЯ ЯРОСТЬ очищает душу. Слепая ненависть губит её» (Блаженный Августин)
ОтветитьУдалитьВам вряд ли стоит делать столь категорические заключения, пока существует разноголосица мнений и свидетельства очевидцев. Об авторстве Боде говорил еще Станислав Говорухин в фильме «Россия, которую мы потеряли», а дочь А.А. Боде Зинаида вспоминала, что «с первых дней войны 1914 г. отец отдавал все свободное время и свое щедрое сердце в лазаретах раненым, больным и выздоравливающим солдатам. Каждый раз давал новый исполнительный материал, включая сцены и рассказы из произведений русских писателей, событий из русской истории - о русском воинстве, походах, битвах, о богатырях, о непобедимых Суворове и Кутузове. Интересны были его рассказы об Александре Невском, его битвах с немцами, шведами, ливонцами за Псковские и Новгородские земли, о Ледовом побоище на Чудском озере... Впервые 3 мая 1916 г. эта песня была исполнена отцом без всякого аккомпанемента в Рыбинском городском театре на концерте в честь солдат и офицеров, возвращающихся на фронт после ранений и болезней. В последние годы жизни отец стал говорить о неизбежной войне с Германией.- Чувствую я себя слабым, - говорил он. - А вот песня моя "Священная война" может еще пригодиться. Считая Лебедева-Кумача большим патриотом, отец решил послать ему "Священную войну". Его доброе обстоятельное письмо со вложением слов и мотива песни было отправлено в адрес Лебедева-Кумача в декабре 1937 г. Отец ждал ответного письма, но его не было"».
На третий день войны, 24 июня 1941 г., в газетах «Известия» и «Красная звезда» впервые был напечатан текст песни «Священная война», под которым стояла фамилия Василия Лебедева-Кумача. Разумеется, сам Александр Адольфович Боде никак не мог иметь какие-либо «претензии», поскольку он скончался 19 января 1939 г. Спустя же полвека в суд подала иск … дочь Лебедева-Кумача М.Г. Деева, которая и добилась решения Мещанского районного суда г. Москвы от 21 декабря 1999 г.
Ваше мнение о судьбе Царя-Мученика и всей Царственной Семьи говорит само за себя. Действительно, известно, КАК Романовы закончили – в подвале Ипатьевского дома: http://expertmus.livejournal.com/35948.html
4 июня 2010, 15:43
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Что же касается гражданина Романова, то я не считаю его мучеником. И, естественно, я считаю, что он хоть немного, но к той тьрагедии, которая произошла в России, причастен. Слегка так.
ОтветитьУдалить4 июня 2010, 15:50
комментарий realizator71 в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Храни Вас Бог.
ОтветитьУдалитьУспел вчера заглянуть в храм Николы в Толмачах. Верующие читали акафист (без батюшки, что удивило некоторых приезжих паломников). По окончании стали прикладываться к иконе. Часть народа пела. Тут вошла некая дама (сотрудник музея?) и грозно приказала заканчивать, ибо в 17-00 храм закрывается. Дама была без косынки. Люди продолжали петь. Дама рявкнула дословно следующее: «Рты закрыли!! Православные христиане, храм закрывается». Возникла суета, едва успев приложиться, мы вышли из храма. Так закончилось празднование Владимирской иконы Богоматери в храме Николы в Толмачах при ГТГ.
4 июня 2010, 17:27
комментарий zolotoe_serdtse в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Ну там хватает всего, даром что ли многих сотрудников Третьяковки называют в профессиональной среде «рерихАнутыми»: http://expertmus.livejournal.com/28331.html
ОтветитьУдалитьДа и верующим к этому не привыкать – сколько всего насмотрелись еще при прежней власти…
А за Вас можно только порадоваться, что поклонились Хранительнице жизни нашея и Ходатаице непреложне к Богу пред Ея чудотворным образом в такой праздничный день, когда вся Церковь едиными усты глаголет:
Приидите, соберитеся, российстии собори, в ПРЕЧЕСТНЫЙ ХРАМ Всенепорочныя Владычицы и возопийте, умильно молящеся, к ЧЕСТНОМУ ОБРАЗУ взирающее: Богородице Безневестная, хвалящия Тя спаси.
4 июня 2010, 20:27
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Между прочим, в отличие от «краткого курса» (И.В. Сталин в работе над "Кратким курсом истории ВКП(б)" // Вопросы истории. 2002. №№ 11-12; 2003. №№ 3-4) в школьном образовании того же времени появилось (впервые!) преподавание отечественной истории на смену «истории классовой борьбы» (в духе «школы Покровского»). Как вспоминал чл.-корр. АН СССР Ю.А. Жданов, зять Сталина, в 1934 г. во время встречи Сталина и Кирова на одной из правительственных дач разговор коснулся истории, в частности, «много говорилось о Покровском и покровщине», причем «Сталин сказал, что в истории надо знать не схемы, а ФАКТЫ, и под общий хохот заявил, что для схематиков история делится на три периода: матриархат, патриархат и секретариат» (Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое. Ростов-на-Дону, 2004): http://expertmus.livejournal.com/36438.html
ОтветитьУдалитьВы сами себе ставите флажки, а ведь мы только-только начали узнавать собственную историю…
4 июня 2010, 23:17
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Возможно. Но наши церковники начинают подменять одни догмы другими, всячески замалчивая или перевирая вплоть до прямых фальсификаций неудобные вопросы.
ОтветитьУдалить6 июня 2010, 22:38
комментарий realizator71 в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Конкретно - как РПЦ, к примеру, к 1917-му году превратилась в никому не нужный агтпроп и как она сдала империю.
ОтветитьУдалить7 июня 2010, 2:05
комментарий realizator71 в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Но кто такая эта тетенька, которая всех выгнала, вот в чем вопрос.
ОтветитьУдалить9 июня 2010, 13:07
комментарий zolotoe_serdtse в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Когда в 1993 г. вместо концертного зала, который руководство Третьяковки планировало устроить на месте прежних запасников, всё-таки появился действующий храм, то была создана "двадцатка" во главе со старостой О.А. Кориной, племянницей художника П.Д. Корина, а в настоятели был поставлен о. Николай Соколов, который до этого прослужил 8 лет на Ваганьково. Новый настоятель храма Николы в Толмачах тогда планировал, что костяк прихода составит детский хор под руководством его матушки Светланы, а также слушатели воскресной школы, которую он вел на Ваганьково. Среди его планов было и устройство мемориальной доски на месте молитвенных стояний почетного прихожанина и старосты храма П.М. Третьякова.
ОтветитьУдалитьЧто произошло за последние годы?
9 июня 2010, 16:38
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Речь идет именно о чудотворной Владимирской иконе Богоматери, которая ИСТОРИЧЕСКИ являлась символом не только русской государственности, но и первопрестольности.
ОтветитьУдалитьПоэтому пребывание этой общенациональной святыни в домовом храме, каковым является церковь свт. Николы в Толмачах, и есть "умаление ее освящения".
9 июня 2010, 22:58
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Вы что же отрицаете роль великой православной святыни чудотворной Владимирской иконы Богоматери в спасении России?! До сих пор в каноне Владимирской все православные читают о ее местоположении в Успенском соборе Кремля. Наши прадеды ее поместили на самое почетное место в главном соборе страны, откуда ее незаконно изъяли безбожники. А в Никольском храме ее поставили совершенно неподобающим образом, как некий экспонат - НАИСКОСОК, неужели не видите?!
ОтветитьУдалитьСм.: http://expertmus.livejournal.com/38970.html
12 июня 2010, 3:45
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Увы, никто из прихода Никольского храма до сих пор не смог помочь с выяснением фамилии музейной сотрудницы ГТГ, допустившей публичные оскорбления верующих на праздник Владимирской иконы:-(
ОтветитьУдалитьДа и критику относительно размещения икон в самом храме при Третьяковке там воспринимают как-то странно: http://expertmus.livejournal.com/45885.html?thread=233277#t233277
2 июля 2010, 17:29
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com