Троица Живоначальная.
Конец XV- начало XVI вв.
Московская школа.
159 х 116.
Образ происходит из Троицкого Стефано-Махрищского монастыря.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева в 1964 г. из Александровского краеведческого музея.
ЦМиАР. ВП 109.
Сохранность: утрачена авторская живопись на внутренней части крыши шатра, одежды среднего ангела сохранились фрагментарно, дерево оставлено под записью XVII в., первоначальное золото на фоне отсутствует.
См.: http://expertmus.livejournal.com/31853.h
Иконография и богословие образа Живоначальной Троицы времени прп. Андрея Рублева, которые плодотворно изучает наш коллега Ульянов Олег Германович, доступны широкой публике в ряде электронных публикаций:
Ульянов О.Г. АРХАНГЕЛ МИХАИЛ ХРАНИТЕЛЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (из наследия преп. Андрея Рублева)
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0017/001a/0
Ульянов О.Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане
http://drevn2005.narod.ru/ulianov.htm
«Живоначальная Троица» из Стефано-Махрищского монастыря отличается изысканным стилем, на что обратил внимание при писании иконы И.Э. Грабарь (Грабарь И.Э. Андрей Рублев // Игорь Грабарь. О древнерусском искусстве. М., 1966. С. 188). Образцом для данного образа послужила чудотворная икона «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева, на что указывает точное повторение целого ряда иконографических деталей, таких как положение жезла среднего ангела, разделяющего крылья двух ангелов, почти не соприкасаясь с ними. Точно также как и на рублевской иконе крылья среднего и левого ангелов стефано-махрищской «Троицы» пересекаются друг с другом и жезлом левого ангела. У боковых ангелов крылья сильно выдвигаются на повышенное поле, что придает всему изображению яркую динамику, особенно в сочетании с удлиненными пропорциями. В отличие от «Троицы» прп. Андрея Рублева положение ангелов в этой иконе не образует фигуры круга, более того, нижнее поле слегка увеличено для усиления вертикального равновесия всей композиции. К числу отличий следует отнести также изображение трех чаш вместо одной, что характерно для послерублевской традиции.
См. также: Троица Живоначальная. 1484-1485. Музей им. Андрея Рублева, ВП 21:
http://expertmus.livejournal.com/14872.h
C отданием праздника Святой Троицы редакция нашего музейного блога прерывает молчание в ожидании вразумительного ответа на последнюю просьбу почившего Патриарха Алексия о принесении чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева в родные стены Лавры в нынешний год 400-летия героической обороны Троице-Сергиева монастыря: http://expertmus.livejournal.com/54901.h
Увы, сей публичный акт модной нынче толерантности к вопросам вероисповедания новый директор ГТГ Ирина Лебедева, которая начинала в питерском Русском музее и по сей день более благоволит к современному искусству, решила уравновесить акцией, которую иначе как выпадом против Церкви и не назовешь. В т.н. «Ночь музеев» 15 мая с.г. в другом здании Третьяковки открылась выставка «Санаторий искусств», призванная по замыслу организаторов избавить как зрителя, так и художника от «эстетических недомоганий и заблуждений» с помощью всевозможных «тренажеров» и «произведений катарсического свойства», среди которых выделялся «художественный проект» Дмитрия Зудова «Мартиротерапия» с кощунственным посвящением «христианским мученицам».
Такая вот теперь культурная политика, порожденная «культурной революцией» Швыдкого! Заметим, что год назад, 6 мая 2009 г. в ходе «правительственного часа» в Госдуме министр культуры России Александр Авдеев, касаясь вопроса о временном возврате лаврской святыни Церкви, ни словом не затронул существующую практику ежегодного перемещения «Троицы» прп. Андрея Рублева на одну неделю из основной экспозиции ГТГ и словно позабыл своё собственное поручение директору Третьяковской галереи после встречи с Предстоятелем Русской Православной Церкви в сентябре 2008 года. В министерских выступлениях на эту тему шла речь о чем угодно – о спецавтомобиле, о замене дорожного полотна, о спецковчеге, о многомиллионной страховке, но только не о том, что в Третьяковке уже давно имеются в наличии и металлическая рама, специально изготовленная для полной фиксации «Троицы» при любом передвижении (см. илл.), и бронированный киот, куда рублевский шедевр помещают во время недельного экспонирования в музейной церкви. Столь ценная информация, равно как и реставрационный паспорт «Троицы», почему-то стали «тайной за семью печатями» уже на кулуарном совещании в ГТГ 17 ноября 2008 г., куда созвали избранных лиц посредством нерсесяновской лжи, что якобы «Троицу» Андрея Рублева «хочет навсегда забрать патриархия», как об этом свидетельствовал председатель Ассоциации российских реставраторов Савва Ямщиков, который тогда публично заявил, что таких клинических типов, как Левон Нерсесян, нельзя подпускать к древнерусским иконам даже на пушечный выстрел: http://expertmus.livejournal.com/31738.h
Начавшись с беззастенчивой лжи, интрига вокруг «Троицы» день ото дня набирала обороты, лихо закрученные на беспардонном вранье. Полное досье на рублевскую «Троицу» странным образом сокрыто до последнего времени от общественности, которую продолжают «подогревать» на неприязни к «попам-толстосумам» либеральные СМИ, вмиг «озаботившиеся» сохранением национального наследия. Кстати, обратите внимание на оговорку «по Фрейду» в указанном видеоролике, когда завотделом древнерусского искусства ГТГ Наталья Шередега изрекает, что «насчет того, чтобы покатать «Троицу до Загорска», пока все спокойно. Широкое обсуждение как раз и привело к тому, что из формы очень жесткой и критической это перешло в форму диалога постепенного». По всему видно, для них время словно замерло, и Сергиев Посад известен лишь под «революционным» названием. Это и неудивительно, ведь слова и поступки нынешних противников возврата святынь Церкви, как нам приходилось ранее отмечать в статье "Новое средневековье", обнаруживают генетическое родство с их предшественниками времени «безбожных пятилеток», разгар которых пришелся на 1928-1929 гг. Между прочим, в одном ряду с воинствующими безбожниками Губельмана находились и церковные обновленцы, которые доносили властям о тех или иных особо почитаемых святынях в надежде, что их изъятие приведет к оттоку верующих и облегчит закрытие не их храмов! Вот и чудотворная икона «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева в 1924 г. была изъята из Лавры в СИХМ, откуда в 1929 г. была передана в Третьяковскую галерею (инв. № 13012), где с ней и произошла катастрофа 14 марта 1931 года. Именно зловещий 1929 г. стал временем разгула безбожного иконоборчества в России, когда по всей стране заполыхали костры из икон: http://www.youtube.com/user/expertmus#p/u/6/Z
Поразительно, но даже факт изъятия «Троицы» из Лавры ухитряются переврать и представить дело так, что никакой экспроприации церковных ценностей и вовсе не было, а всё было сделано добровольно, будто «и рублевскую «Троицу» забрали в реставрацию тихо и мирно, договорившись с церковным начальством, заменив оригинал копией», как написала один искусствовед в статье «Мы вам не верим: о хозяевах «Троицы», носах с горбинками и других любопытных подробностях скандала вокруг Рублева». Не приходится удивляться, что в том же ключе были расценены псевдоревнителями и призывы представителей Церкви к диалогу по проблеме пребывания церковных святынь на музейном хранении и разработки механизма их временной передачи РПЦ, которую либеральная пресса именует не иначе, как путинская «реституция». Особенную ярость у антиклерикалов вызвал ряд круглых столов, которые успешно были проведены под эгидой РПЦ. Так что «борцы от лукаваго», действуя по принципу «вам нужен диалог – мы вам его устроим!», поспешили взять реванш на «своем поле», в которое давно превратилась для них Общественная палата РФ, или «палатка», как ее окрестили в народе:-)
Нужно напомнить, что представители ОПРФ не раз были замечены в антицерковных акциях после того, как Церкви была возвращена Торопецкая икона, что нам уже приходилось отмечать в своих сообщениях: http://expertmus.livejournal.com/52045.h
«АППАРАТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Миусская пл., д. 7, стр. 1, Москва, ГСП-3, 125993, тел./факс: (495) 221-83-63, факс: (495) 251-60-04, сайт: www.oprf.ru
О дальнейших действиях по обращению вас будут оповещать по email.
Номер обращения: 19587
Орлов В.И.
Федеральное государственное учреждение
«АППАРАТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Миусская пл., д. 7, стр. 1, Москва, ГСП-3, 125993, тел./факс: (495) 221-83-63, факс: (495) 251-60-04, сайт: www.oprf.ru
Ваше обращение, поступившее в Общественную палату России, рассмотрено.
Благодарим за поддержку принятых решений. Желаем Вам доброго здоровья, счастья, благополучия!
Начальник отдела
по работе с обращениями граждан
Пользуясь тем, что наименование «Общественная палата» служит весьма удачным прикрытием, противники возврата святынь Церкви провели 2 недели назад, в понедельник 17 мая 2010 г., т.н. «общественные» слушания «О музейных ценностях религиозного назначения, хранящихся в государственных и муниципальных музеях», на которые позвали лишь узкий круг лиц из своего лагеря. Достаточно сказать, что официальный представитель Московского патриархата глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин вынужден был заметить, что для участия в слушаниях предлагались и светские сторонники законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», однако, так и не были приглашены, поэтому, по его мнению, «круглый стол организован манипулятивно». Это же подтвердила и юрисконкульт РПЦ инокиня Ксения (Чернега): «Очевидно, подбор выступающих был таков, что все они были настроены очень недоброжелательно к Церкви вообще, был ангажированный подбор выступающих. От Церкви было всего восемь участников. Мне как человеку, участвовавшему в подготовке мероприятия, установили такой лимит. При этом со стороны оппонентов выступало больше двадцати представителей».
Кто же эти супротивники Церкви? Их имена, «деяния», а, самое главное, степень компетентности, хорошо известны всем посетителям нашего музейного сайта:
Конечно, для Церкви «несть ни еллина, ни иудея», но абсолютно прав о. Всеволод Чаплин, когда заявил на этом заседании, что «участники придерживаются той точки зрения, которой не придерживается большинство людей в нашем обществе. Слово преимущественно, на 60-70%, предоставляется сторонникам этой точки зрения». Передергивая факты, Андрей Баталов резонерствовал перед публикой, что «практически все главные святыни государства Российского принадлежали царствующему дому, а не святейшему патриарху», а Геннадий Попов, игнорируя отсутствие в обсуждаемом законопроекте юридического понятия «святыни»,сотрясал воздух в раздражении, что о «таких предметах, как «Троица» Андрея Рублева и «Владимирская», говорится как о предметах религиозного назначения», а это, как он выразился, «оскорбительно в целом для сообщества».
В связи с этим хотелось бы заметить, что напрасно в либеральной печати пытаются представить данных лиц как выразителей мнения всего музейного сообщества России. Во-первых, настоящих музейщиков среди них кот наплакал, и тот же Андрей Баталов без году неделя в Музеях Кремля, а до этого он всю жизнь протирал штаны в архивном ведомстве. Что касается сомнительной персоны нынешнего директора Музея имени Андрея Рублева Геннадия Викторовича Попова, то его уже выгоняли из нашего Музея, когда вспыхнул скандал с пропажей рублевских фресок (исчезло всё «личнóе»!). Так что Левон Нерсесян даром сокрушается, что «директора намного легче уволить , нежели сотрудника музея»:-) Уж чья бы корова мычала, ведь всего пару лет назад по всему интернету разлились истошные нерсесяновские вопли, что ему грозит увольнение после его хамского «наезда» на священноначалие РПЦ и администрацию ГТГ, но до сих пор Нерсесяну всё как с гуся вода. Нынче Левон Нерсесян представляется как «христианин», правда, в таких клинических случаях святые отцы говорят, что «бесы тоже веруют».
Какие царят нравы в их «христианнейшей» среде, не так давно поведала кадровая сотрудница ЦМиАР Лариса Степанова, которая обратилась в наш Профком с жалобой, что ее, многодетную мать, директорский прихвостень Б.Н. Дудочкин обозвал «сукой». Она смогла записать это оскорбление на диктофон, но музейный руководитель Геннадий Попов ей заявил при прослушивании записи в дирекции , что «он ничего не слышит». Ему не привыкать к публичному вранью, особенно после того, как он ловко пристроил своих отпрысков – одного в Третьяковку, а другого к нам в Музей заниматься коммерцией. Да и министерские чиновники шлют ему послания одно умилительней другого, в коих величают «подвижником», видимо, за получение в разы меньшей, чем у них, зарплаты, что для них и есть то самое «подвижничество»:-) Вот и выходит, что куда ни кинь, везде их «сообщество» сплетников, интриганов и русофобов. Только всё же замдиректора ГРМ И.И. Карлов сильно лукавит, когда утверждает, что якобы «всё музейное сообщество» выступает против законопроекта, по крайней мере, в Музее имени Андрея Рублева более 10 научных специалистов поддерживают нашу Церковь в ее стремлении обрести реквизированные безбожниками святыни!
Что касается Галины Клоковой из ПСТГУ, которая выступила с резкой критикой РПЦ на «общественных» слушаниях в ОПРФ, то нам уже приходилось предостерегать Владимира Гурболикова (gurbolikov), заместителя главы синодального Информационного отдела Владимира Легойды, от слепой доверчивости в данных вопросах. Стоило только журналу «Фома» распиарить эту самозванку-«профессора» как представительницу внутрицерковных кадров, как она тут же «подложила свинью». А ведь редакции ничего не стоило навести соответствующие справки, хотя бы обратившись к известным в Церкви специалистам, и провести маломальскую аналитическую работу. Тогда бы православные журналисты смогли бы выяснить, что многие из недоброжелателей нашей Церкви, участвовавшие в провокации 17 мая с.г., давно обосновались в том же самом ПСТГУ (Андрей Баталов и др.) на факультете у о. Александра Салтыкова, недаром он сейчас помалкивает в развернувшейся полемике о возврате святынь. Именно его сотрудники пичкают либеральные СМИ «жареными» подробностями внутрицерковных проблем и выступают с резкими нападками на официальных представителей РПЦ, в т.ч. на протоиерея Владимира Вигилянского, руководителя Пресс-службы Патриарха.
Разумеется, ни о каком постановлении ОПРФ по итогам столь скандального мероприятия не могло быть и речи, хотя о. Всеволод Чаплин внес весьма дельное предложение «произвести общественную инвентаризацию предметов религиозного назначения, находящихся в музеях в городе Москве в течение 2010 г., и в музеях, расположенных по всей России, - в течение 2011 и 2012 гг. Данная инвентаризация должна также рассматривать вопрос о доступности для посетителей музеев этих предметов и возможности совершения верующими людьми поклонения этим предметам». Правда, здесь он ненароком задел репутацию комиссии по проверке хранения музейных ценностей, которая была поручена в свое время нынешнему Президенту Д.А. Медведеву: http://expertmus.livejournal.com/28331.h
Поначалу его демарш был расценен в либеральной печати как проявление «слабости», но буквально через день правительственная комиссия по вопросам религиозных объединений, которую возглавляет вице-премьер Александр Жуков, одобрила дискутируемый законопроект, поручив замминистра экономического развития Игорю Манылову в недельный срок внести его в правительство. Так что информированность о. Всеволода Чаплина была на порядок выше всех членов ОПРФ вместе взятых!Правда, настораживают некоторые комментарии ряда компетентных лиц, в частности, экс-ответственного секретаря правительственной комиссии Андрея Себенцова, который заявил, что «вступая в Совет Европы, Россия пообещала вернуть религиозным организациям имущество религиозного назначения. Но нет тех, у кого отняли это имущество, поэтому решили его передать современным религиозным организациям»?!
Это что же в устах чиновника ставится под сомнение легитимность РПЦ и ее правопреемство с дореволюционной Церковью? Или для некоторых является спорным декларируемое властями правопреемство: Россия – СССР - Российская империя?!В итоге законопроект вышел «половинчатым», и в перечень имущества религиозного назначения святыни, изъятые безбожниками у Церкви в различные музеи, так и не вошли:-( К сожалению, «дипломатия» о. Всеволода Чаплина, который в последний момент взялся редактировать просьбу почившего Патриарха и предлагал снять насущный вопрос о переносе «Троицы» прп. Андрея Рублева в Лавру, не принесла ожидаемых дивидендов. Да и какие могут быть «дивиденды», когда речь идет о борьбе за святыни нашей Церкви. Для всех православных на Руси эта борьба стала поистине «священной войной» (sacra bellum).
Одну священную войну (см. видео) русский народ уже выиграл, и только что вся страна с огромным воодушевлением отпраздновала 65-летний юбилей Великой Победы. Жаль, что не обошлось без «ложки дегтя», и вместо глав государств-союзников 9 мая 2010 г. на Красной площади оказались натовские войска…При взгляде на парадный расчет 1-го батальона Валлийского гвардейского полка поневоле на память пришли исторические факты с вероломством Великобритании, когда британский премьер Черчилль планировал в мае 1945 г. напасть на нашу армию, пополнив свои ряды гитлеровскими частями (см. видео).
Как быстро забываются уроки истории! Еще недавно Святейший Патриарх Алексий II подчеркивал, что «годы Великой Отечественной войны – годы духовного возрождения нашего народа ПОСЛЕ долгих лет господства безбожного режима. Символично, что победа над фашизмом была дарована именно в День памяти Георгия Победоносца 6 мая 1945 года». Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 29 ноября-4 декабря 1994 г. было установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В этом году впервые циркуляром нового Патриарха Кирилла от 7 мая 2010 г. было установлено новое литургическое поминовение с особыми прошениями «о вождех и воинах, за Веру и Отечество жизнь свою положивших». А куда же делось упоминание о нашем народе? Почему постоянный спутник Патриарха Кирилла вл. Иларион (Алфеев) не откажется от постыдной медали за поддержку фашиствующих сил Литвы, где на днях свастика была признана в судебном порядке «историческим достоянием литовского народа»?! Вопросам несть числа и значит, как пел Игорь Тальков, «завтра снова в бой», ведь наша священная война – это война за святыни русского народа. И никогда не забывайте, что на дедовской медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» вычеканено: «Наше дело правое – Мы победили»!
Помоги Вам Господь!
ОтветитьУдалить4 июня 2010, 15:20
комментарий orthodox_woman в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
За один вчерашний день эту статью в нашем музейном блоге прочитали 976 пользователей ...
ОтветитьУдалить2 июня 2010, 20:33
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com