Вместо запланированного редакцией нашего музейного блога материала пришлось срочно готовить эту статью, поскольку на днях именно Патриарх Кирилл стал главным ньюсмэйкером, сообщив о своём давнем знакомстве со знаменитым баптистским проповедником Мартином Лютером Кингом. 21 сентября 2010 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, на приёме в честь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от имени губернатора Сахалинской области А.В. Хорошавина, в присутствии официальной делегации Русской Православной Церкви, представителей власти, общественных организаций и деловых кругов области, Патриарх Кирилл в своём приветственном слове отметил: «Когда-то Мартин Лютер Кинг, известный борец за равноправие черного населения в Америке, сказал: «У меня есть мечта». Я лично хорошо знал Мартина Лютера Кинга, который много сил отдавал справедливой борьбе за равноправие своего народа. И я хотел бы процитировать сейчас эти слова, хотя у меня другая мечта»: http://www.patriarchia.ru/db/text/128146
Ранее во время выступления Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью в ледовом дворце Санкт-Петербурга 29 мая 2009 г. (см. видео) он также упомянул об их личной встрече: «я вдруг неожиданно вспомнил замечательные слова Мартина Лютера Кинга. Я встречался с этим человеком в далеком 1968 году, когда уже была достигнута некая победа в борьбе «цветного» населения Соединенных Штатов за свои права, и слышал его выступления. И вот в одном из этих выступлений он сказал замечательную фразу: «У меня есть мечта». Он не был мечтателем, он был блестящим политиком, оратором, христианским пастором. Но у него была мечта, и эта мечта привела к совершенно конкретным свершениям»: http://www.mospat.ru/ru/2009/05/29/news3
Для справки: 12 января 1968 г. Мартин Лютер Кинг (Dr. Martin Luther King, Jr.) на пресс-конференции в Нью-Йорке призвал провести в феврале антивоенный марш в Вашингтоне против войны во Вьетнаме (Robinson D. Dr. King Calls for Antiwar Rally in Capital // The New York Times. January 13, 1968. P. 4). 6 февраля руководители антивоенной демонстрации, в т.ч. Кинг, посетили национальное кладбище (Arlington). 29 марта Мартин Лютер Кинг прибыл в Мемфис (штат Тенесси), где возглавил 6-тысячный марш протеста в поддержку бастовавших с 12 марта рабочих. 3 апреля Кинг выступил с речью «I’ve Been to the Mountaintop» в мировой штаб-квартире Церкви Христа в Мемфисе (Mason Temple). 4 апреля 1968 г., в 18 часов 01 минуту Кинг был смертельно ранен снайпером, когда стоял на балконе номера 306 в мемфисском мотеле «Lorraine Motel». Никаких других встреч Мартина Лютера Кинга в 1968 г. его биографы не зафиксировали.
В 1967-69 гг. будущий Патриарх Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев), родившийся 20 ноября 1946 г. в Ленинграде, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) учился в Ленинградской духовной академии (ЛДА). В студенческие годы в феврале-марте 1968 г. был членом делегации Московского Патриархата, посетившей приходы Западноевропейского Экзархата в Швейцарии, Франции, Бельгии, Голландии. В марте-апреле 1968 г. в составе делегации Русской Православной Церкви он присутствовал на 3-м Всехристианском Мирном Конгрессе (ХМК) в Праге (был вице-председателем молодежной комиссии Христианского мирного конгресса; в июле 1968 г. - на IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Упсале (был участником ежегодных заседаний Центрального комитета ВСЦ в качестве молодого советника). Никаких других зарубежных поездок будущего Патриарха Кирилла в 1968 г. не было: http://www.mospat.ru/ru/the_patriarch/
Эта общедоступная информация при сопоставлении с признанием Патриарха Кирилла о личном знакомстве с Мартином Лютером Кингом в 1968 г. вызвала шквал недоуменных вопросов во многих отечественных и зарубежных СМИ, не говоря уже об Интернете. В блоге юзера drugoi, например, вспыхнула оживленная дискуссия, которую не смогли проигнорировать «ребята из Синодального отдела РПЦ и сайта Pravmir.ru». Увы, но юзеры gurbolikov и его «целый Синодальный информотдел к услугам» и ann_d выглядели достаточно бледно, и единственный аргумент, которые они смогли извлечь на свет божий, касался поездки митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) по приглашению Церкви Братьев в США с 11 ноября по 1 декабря 1967 г., когда он возглавил делегацию Русской Православной Церкви и подписал совместное коммюнике (Совместное коммюнике второго визита делегации Церкви Братьев в США Русской Православной Церкви // ЖМП, 1967. № 11. С. 12-13; Совместное коммюнике о втором посещении делегацией Русской Православной Церкви (СССР) Церкви Братьев (США) // ЖМП, 1968. № 1. С. 9-11). В ходе этого визита делегация РПЦ посетила штаб-квартиру Церкви Братьев в штате Иллинойс (Никодим (Ротов), митрополит. Речь при посещении центра служения Церкви Братьев США 13 нояб. 1967 г. // ЖМП, 1968. № 3. С. 44-45; Никодим (Ротов), митрополит. Речь на официальном приеме в штаб-квартире Церкви Братьев в Элджине, Иллинойс 16 нояб. 1967 года // ЖМП, 1968. № 3. С. 46-48), а также Нью-Йорк, где митрополит Никодим сделал на пресс-конференции заявление, что коммунистическая революция в России «освободила христианскую церковь и «стремилась служить исключительно христианским целям» (Новости и взгляды FEA, ноябрь-декабрь 1967), добавив, что «бессмысленны и недостойны христианина фанатичные споры о вере» (ЖМП, 1968. № 3. С. 53).
Для справки: 4 апреля 1967 г. Мартин Лютер Кинг выступил с известной речью «Beyond Vietnam: A Time to Break Silence» на митинге в Нью-Йорке (Riverside Church). 17 мая 1967 г. он вновь выразил свой протест против войны во Вьетнаме в ходе своего посещения Беркли (Berkeley's Sproul Hall). В мае 1967 г. он принял участие в конференции Pacem in Terris Всемирного Совета Церквей (WCC), посетив с официальным визитом в июне (см. илл.) его штаб-квартиру в Женеве (Ecumenical Centre, 150 route de Ferney, 1211 Geneva 2, Switzerland). В ноябре-декабре 1967 г. Мартин Лютер Кинг записал 5 лекций на радио CBC (Canadian Broadcasting Corporation) в студии в Атланте (штат Georgia), где находилась и его церковь (the Ebenezer Baptist church). Никаких более официальных встреч Мартина Лютера Кинга в 1967 г. неизвестно.
В рамках темы отношения д-ра Кинга к СССР не лишним будет напомнить, что в 1958 г. по возвращении из Индии Мартин Лютер Кинг планировал даже посетить СССР, обратившись в Национальный Совет Церквей США с просьбой профинансировать его поездку туда с супругой (King Studies Russia Trip // Montgomery Advertism, 6 December 1958). Его симпатии к русским, в частности баптистам, вызвали подозрения у американских спецслужб (он постоянно преследовался ФБР в рамках секретной программы COINTELPRO), информированных о тайных агентах КГБ среди священнослужителей.
В связи с этим весьма показательны воспоминания архиеп. Василия (Кривошеина), опубликованные в Нижнем Новгороде в 1998 г., в которых им дается характеристика митрополита Никодима (Ротова) со ссылкой на секретаря Всемирного Совета Церквей (WCC) Виссерта Хуфта (W.A. Visser’t Hooft) в 1969 г. (см. илл.): «хочу вспомнить эпизод достаточно интересный для характеристики митрополита Никодима и усвоенной им советской привычки говорить ложь без всякой к тому необходимости, не замечая того и не помня обстоятельств и окружения, где она произносилась (публичные высказывания можно было оправдать и по-человечески понять или извинить). Господин Виссерт Хуфт мне рассказал, что когда он был в Одессе в 1964 г. на заседаниях Комитета, он с группой других членов ездил в Почаев, где монахи подали ему жалобу на притеснения властей. Через некоторое время я сам оказался в Москве и у меня с митрополитом Никодимом завязался разговор о Почаеве. Митрополит Никодим горячо оспаривал почаевские протесты и говорил мне, что они исходят не от монахов. Тогда я сказал ему: «Виссерт Хуфт сам мне сказал, что они были ему вручены в Почаеве самими монахами, и эти документы он вывез за границу. Зачем ему говорить неправду?». «Не может быть, - ответил митрополит Никодим, - Виссерт Хуфт никогда не был в Почаеве. Участники Одесского совещания, правда, просились посетить Почаев, но им пришлось отказать, так как их было слишком много. Никто из них не был в Почаеве». Уже значительно позже, в 1972 г. я встретился в Женеве опять с Виссертом Хуфтом, за ужином мы сидели, рядом и я решил спросить его: «Вы, правда, были в Почаеве в 1964 г. после заседания Комитета в Одессе?». «Конечно, был!» - ответил он. «А вот митрополит Никодим утверждает, что никого не пустили и Вы не были». Виссерт Хуфт улыбнулся и сказал: «Митрополит Никодим не может не знать, что все участники заседания просились поехать в монастырь, но разрешили только пятерым, в том числе и мне. И митрополит Никодим сам нас сопровождал в Почаев. Помню даже, как показывая нам монастырь и вид на местность, он процитировал нам русское стихотворение, что здесь Русь, здесь Русью пахнет. И там же мне монахи вручили свои жалобы, но митрополит Никодим, конечно, этого не видел. Но он не мог забыть о нашем совместном посещении Почаева». Мне трудно, да и излишне, что-либо прибавить к этому рассказу, комментарии тоже излишни. В правдивости Виссера Хуфта я не сомневаюсь, такой факт как посещение Почаева иностранцу выдумать довольно сложно».
Как неоднократно подчеркивал Патриарх Кирилл, он намерен продолжить церковные начинания своего наставника - митрополита Никодима (Ротова), который совершил в 1969 г. монашеский постриг студента Ленинградских духовных школ Владимира Гундяева с наречением имени Кирилл. Беспрецедентная социальная активность Патриарха Кирилла, действительно, чем-то напоминает служение митрополита Никодима, но приносит и свои горькие плоды, как разбираемый здесь инцидент его личного знакомства с Мартином Лютером Кингом. Фактически это оборотная сторона той самой медийности, проповедуемой Патриархом Кириллом. Вполне понятно недоумение многих наших сограждан, не говоря уже о православных верующих, что при всей своей внешней открытости Патриарх Кирилл не торопится освещать какие-то факты своей биографии, и о его встрече с Мартином Лютером Кингом в 1968 г. нет ни слова в прошлогодней книжке архиеп. (ныне митрополита) Илариона (Алфеева) «Патриарх Кирилл. Жизнь и миросозерцание», хотя в ней не раз подчеркнуто, что «Святейший Патриарх Кирилл - публичная фигура». Вот и получается, что интерес Патриарха Кирилла к личности Кинга как-то отступает на второй план, а вместо этого начинается общественное обсуждение его биографических данных! Между тем, уже не раз процитированные Патриархом Кириллом слова Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» были сказаны во время его знаменитой речи 28 августа 1963 г. на ступенях мемориала Линкольна (Lincoln Memorial) во время марша на Вашингтон за свободу и занятость (см. видео). Эта речь Кинга «I Have a Dream» признана одной из самых лучших в истории Америки: http://www.smithsonianmag.com/arts-culture/dream-speech.html#ixzz11OYzXGag.
Над огромным людским морем (см. илл.) репродукторы разнесли вдохновенные слова баптистского пастора Мартина Лютера Кинга, который талантливо сочетал христианскую проповедь и политический спич: «I have a dream that one day every valley shall be exalted, and every hill and mountain shall be made low, the rough places will be made plain, and the crooked places will be made straight; "and the glory of the Lord shall be revealed and all flesh shall see it together» (Newsweek, 15.IV.1968. Р. 24; Time, 12.IV.1968. Р. 18d) - «У меня есть мечта сегодня. У меня есть мечта, что настанет день, когда всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути станут гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть» (здесь не только ссылка на Ис. 40, 4-5 (версия KJV), но и Пс. 103). Реминисценции из Псалтири особенно ощутимы при сопоставлении с Откровением ап. Иоанна Богослова: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» (Пс. 103, 4) – «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные» (Откр. 10, 1-2). Именно в таком аспекте данная тема получила повсеместное развитие на Западе вплоть до популярной песни ABBA «I have a dream»: «I believe in angels When I know the time is right for me».
Кстати, именно при новом Патриархе у нас в храмах стало практиковаться торжественное внебогослужебное чтение Апокалипсиса в русской редакции с участием священнослужителей, деятелей культуры и хора Алексея Пузакова, как это имело место в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга 3.02.2010 г. и в московском храме свт. Николая на Трех Горах 6.10.2010 г. Еще более «смелым» проектом стало проведение совместного рождественского утренника для детей из православных и баптистских семей, инициатива которого возникла 15.05.2009 г. у председателя ОВЦС архиеп. ) Илариона (Алфеева) и представителя Российского союза евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ) баптистского пастора В.К. Власенко: http://www.mospat.ru/ru/2010/01/11/news1
Для справки: Сербская кормчая 1262 г. содержит целую главу «О шпильманах и о глумцах». В 23 правиле Номоканона при Большом Требнике запрещаются ряженые на «браках и на стогнах»: «или во одежду женскую мужие облачатся, и жены в мужскую; или наличники, якоже в странах латинских зле обыкше творят, различные лица себе притворюще» (см. также 62 правило VI Всел. соб.). Митрополит Русской Церкви Иоанн II (1078-1089) на основании постановлений вселенских соборов в своем 16 правиле поучал русских иереев, что когда начнутся «играние, плясание и гудение», священник должен немедленно удалиться, чтобы его чувства не осквернились виденным и слышанным (РИБ. Т. VI. С. 8). Митрополит Даниил (1522-1539) написал специальное слово, направленное против зрелищ и увеселений с участием ряженых. В соборном приговоре 1551 г. об учреждении и обязанностях поповских старост священникам вменено в обязанность немедленно удаляться от игрищ под страхом запрещения. Патриарх Филарет своим указом от 1628 г. также воспретил русскому духовенству участие в игрищах, за что грозило запрещение и духовное покаяние. В 1646 г. был обнародован указ Патриарха Иоасафа о запрещении в московских церквях разного рода бесчинств и игрищ, в т.ч. на святках. В 1657 г. Митрополит Иона объявил об отлучении от Церкви скоморохов. Патриарх Иоаким в 1686 г. также запретил «скверные и бесовские действа и игрища в навечерие Рождества Христова».
При взгляде на происходящее в храме у о. Александра Борисова, где лекции читаются прямо на солее пред закрытыми царскими вратами (см. илл.), сразу пришел ответ на вопрос, поднятый уважаемым saag, правильно ли поступил Патриарх Кирилл, совершив 29.08.2010 г. праздничную Литургию у нас в Спасо-Андрониковом монастыре не в самом храме, а перед его закрытыми дверьми во временном притворе. На сей счет сохранилось «Послание на латину» Никифора, митрополита Киевского, к князю Владимиру, сыну Всеволода, сына Ярослава (около 1117 г.), в котором говорится: «не отделяют святого от скверного и не чтят больше святого алтаря, как это мы восприняли от святых отцов и научились у них. А притвор в церкви и преддверие (место перед входом) в церковь мы считаем рангом ниже, в них приказываем стоять мирянам (простым, незнатным людям) и женщинам. В святом же алтаре во время святой литургии [после чтения] Евангелия, [у них] входят женщины в алтарь и целуют Евангелие и священников, [притом] не только честные и праведные женщины, но и бедные рабыни. По этим и многим другим причинам мы отвергаем [все] это от святой церкви». В этом же древнерусском источнике к числу прегрешений латинян отнесено то, что они стремятся «изменять слово святого Павла, говорящего так: «Малая закваска все тесто (весь замес) квасит». А они так говорят, что «малая закваска все тесто портит». Подумай только, князь мой, как они лгут об этой вещи! Закваска ведь тесто, то есть муку и воду увеличивает [в объеме], и заквашивает, и делает [тесто] большим, а не портит, то есть губит. Стыдятся они, так как причащаются пресным хлебом, поэтому и изменили слово апостольское и вместо «заквашивает» написали «портит» (РГБ. собр. Овчинникова. № 127, XVI в. Л. 300-304).
Как поучает на лекциях в ПСТГУ священник Алексей Емельянов, духовное чадо о. Владимира Воробьева, «эта самая протестантская закваска переквашивает все их тесто, и все портит». Не мешает вспомнить, что председатель ОВЦС Русской Православной Церкви митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх всея Руси) провел первую в истории интернет-конференцию для протестантов, где подчеркнул, что во времена Советского Союза «диалоги с представителями западных христиан помогли выживанию нашей Церкви»: http://www.luther.ru/society/dialog/147-patriarx-otvety.html
Вряд ли случайно, что Патриарх Кирилл, переживший в молодости столь сильные впечатления при общении с западными протестантами, теперь всё чаще вспоминает их лидеров, к числу которых принадлежит и баптистский пастор Мартин Лютер Кинг. Интересно, что среди баптистов распространена экзегеза, что слова Апостола о «малой закваске» «Know ye not that a little leaven leavens the whole lump?» (1 Кор. 5, 6) изъясняют текст «Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью» (Еккл.10, 1)...
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Прочла все внимательно и не раз. Зачем, на Ваш взгляд, Патриарх Кирилл подчеркивает свое расположение к личности и речам Мартина Лютера Кинга?
ОтветитьУдалитьЭто можно понимать как какой-то тактический ход.
7 октября 2010, 15:05
комментарий ka_pell в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com