Тропарь прп. Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 8:От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, / и паче всего возжелел еси мирскаго мятежа уклонитися: / мужески в пустыню вселился еси, / и чада послушания в ней, плоды смирения возрастил еси. / Тем быв Троице вселение, / чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою, / исцеления всем подавая обильно, / отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак прп. Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 8:
Христовою любовию уязвився, преподобне, / и Тому невозвратным желанием последовав, / всякое наслаждение плотское возненавидел еси / и, яко солнце, Отечеству твоему возсиял еси; / тем и Христос даром чудес обогати тя. / Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: / радуйся, Сергие богомудре.
Молитва прп. Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу:
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Сергие великий! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к небесному Царю: не промолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас всесильному Богу, о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на небо, мытарств же горьких бесов воздушных князей и вечныя муки избавитисяи и небесному царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем, и с пресвятым, и благим, и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь .
Преподобный Сергий Радонежский.
Первая четверть XVII в.
Музей имени Андрея Рублева.
Образ преподобного Сергия в рост, написанный на узкой доске иконописцами Троице-Сергиева монастыря в первой четверти XVII в. (см. илл.), обнаруживает типологическое родство с древнейшим шитым покровом, создание которого принято связывать с обретением св. мощей Троицкого игумена в период строительства каменного собора Троице-Сергиевой Лавры (1422-1424). От XV столетия сохранилось два шитых покрова на честные мощи святого, причем второй относят к середине XV в., времени общецерковной канонизации прп. Сергия Радонежского, состоявшейся в 1448 г. в Москве. Первый покров, отличающийся необыкновенной выразительностью образа, давно вызывает интерес исследователей в силу исключительных индивидуальных особенностей облика прп. Сергия. Вся последующая русская иконографическая практика, создавшая на протяжении веков огромное количество образов прп. Сергия, будет развиваться преимущественно по пути, намеченному во втором покрове. В то же время первый покров Сергия так и останется едва ли единственным, почти ни разу не повторенным в своей портретной и образной характеристике. В Похвальном слове преподобному Сергию Епифания Премудрого особо отмечено, что «он был отцам отец, предводитель вождям, пастырям пастырь, игуменам наставник, монахам начальник, монастырям строитель, настоящий вождь и неложный учитель, неподкупный наставник, умный правитель, всеблагой руководитель, истинный кормчий, священный очиститель, в молитвах крепкий, столп терпения». Государственные деяния «игумена земли русской» еще не нашли должной оценки в исторических исследованиях. Внимание читателей нашего музейного блога обращаем на одну из новейших научных статей по данной теме:
Преподобный Сергий Радонежский.
Пелена.
XVII в.
28 х 28.
Была изъята в Сергиево-Посадский музей в 1920 г. из Троице-Сергиевой лавры.
СПИХМЗ. Инв. 653.
25 сентября (8 октября н.ст.) в Русской Православной Церкви совершаются торжественные богослужения в память преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Спасо-Андроников монастырь в Москве хранит особую память о великом русском святом. Как известно, первым настоятелем этой древнейшей обители, основанной в 1357 г., стал любимый ученик Преподобного Сергия и его земляк прп. Андроник († 1373). Согласно Житию Сергия Радонежского, «святой Сергий пришел в то место, чтобы увидеть строение своего ученика, и похвалил и благословил монастырь, сказав: "Господи, воззри с неба, и виждь, и посети это место, которое Ты благословил и изволил здесь создаться обители во славу Твоего святого имени". Поучив братию о пользе душевной, Преподобный вернулся в свою обитель»: http://community.livejournal.com/rublev_museum/990.html На месте прощания всей братии Спасо-Андроникова монастыря с Преподобным Сергием впоследствии была поставлена часовня-«проща» (Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Часовня Московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1894). См. подробнее: Сергий (Спасский), архим. Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря. 1865: http://community.livejournal.com/rublev_museum/7587.html Напомним, что 29 августа с.г. впервые в истории Спасо-Андроникова монастыря праздничную Литургию на престольный праздник возглавил Патриарх Кирилл, который дал затем приём. Присутствовавший на нём глава нынешней администрации Музея имени Андрея Рублева Геннадий Викторович Попов тут же поспешил нажаловаться властям через аффилированную газету «Московский комсомолец» (№ 25466 от 4 октября 2010 г.), что после визита Патриарха Кирилла крыльцо Спасского собора никак не отремонтируют (?!). Именно Геннадий Попов и его «поповская» клика особенно преуспели за последнее время в поношении Церкви,- чего стоят только их кощунственные обвинения монахов Троицкой Лавры «в организации чудес от своей главной святыни, а именно, от мощей Сергия Радонежского», а также «разоблачительные» нападки на знаменитую рублевскую «Троицу», охаянную ими «как нечто чудотворное»: http://expertmus.livejournal.com/28442.html Но Господь поругаем не бывает, и вместо «разоблачения» Церкви эти «наиболее авторитетные знатоки древнерусского искусства», как они распиарены в «МК», разоблачают перед всем миром свое крайнее невежество. Не ведая, что образ «Живоначальной Троицы» письма прп. Андрея Рублева прославился как чудотворный особенно в драматических событиях начала XVII в., завотделом Института искусствознания Минкультуры РФ Лев Лифшиц ничтоже сумняшеся раздает направо и налево своё «экспертное» заключение о «главном памятнике русской культуры»: «"Троица" не чудотворная икона. Можно сказать, чудотворной "Троицу" сделала не церковь, а миряне-реставраторы» (?!). Многим памятен тот сумасшедший гвалт, какой был поднят вокруг просьбы руководству страны почившего Патриарха Алексия о временной передаче в Лавру чудотворной святыни на основании Распоряжения Президента РФ от 22.11.1993 г. № 745-рп «Об использовании в богослужебных целях икон Пресвятой Троицы и Владимирской Божией Матери, находящихся в фондовой коллекции Государственной Третьяковской галереи». Тут же, как чёрт из табакерки, с дикой руганью на Предстоятеля Русской Православной Церкви выскочил мерзавец Левон Нерсесян, которому уже давно никто не подает руки в порядочном обществе. Сей жалкий субъект забанен в нашем ЖЖ, но не перестаёт тереться, как показывает статистика, часто фиксирующая лжеюзера _corso_:-) Не все знают, что Патриарх Алексий был вынужден напомнить о чтимой лаврской святыне именно в год 400-летия начала героической обороны Троице-Сергиева монастыря, тем паче что у нас в стране теперь установлен новый государственный праздник – День народного единства в ознаменование избавления Москвы и всей России от польско-литовских интервентов, приуроченный к церковному празднованию Казанской иконе Божией Матери 22 октября (4 ноября н.ст.). Во время героической обороны Троице-Сергиева монастыря, выдержавшего почти полуторагодичную осаду с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г., сам Преподобный Сергий Радонежский неоднократно являлся оборонявшимся, неустанно молившимся пред образом «Живоначальной Троицы» письма прп. Андрея Рублева, при этом «игумен земли Русской» обходил весь монастырь и кропил его святой водой, и с Божией помощью враг был отбит от лаврских стен: http://expertmus.livejournal.com/28442.html Немеркнущий подвиг защитников Троице-Сергиевого монастыря в 1608-1610 гг. был увековечен памятной доской, поставленной «тщанием Московского Отдела Императорского Русского Военно-Исторического Общества» 12 января 1910 г. по левую сторону св. врат обители, близ бывшего во время осады подкопа. В том же 1910 г. состоялись памятные торжества в Троице-Сергиевой Лавре в честь празднования 300-летнего юбилея снятия осады Троице-Сергиева монастыря: http://expertmus.livejournal.com/54901.html
С сожалением приходится констатировать, что при новом Патриархе о 400-летнем юбилее словно позабыли, если не считать небольшого городского собрания в Сергиевом посаде в начале года. По крайне мере, ни 8 апреля 2010 г., в четверг Светлой седмицы, ни 8 октября, в день памяти Преподобного Сергия, когда Патриарх Кирилл служил в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, он ни словом не обмолвился ни о 400-летнем юбилее, ни о проблеме возвращения лаврских святынь. То ли новое священноначалие нашей Церкви тяготится памятью о почившем Патриархе Алексии, ведь его последняя просьба была именно о принесении рублевской «Троицы» в Лавру в год 400-летия героической обороны Троице-Сергиева монастыря, то ли опасается «нерсесяновщины», то ли еще чего-то…
В размышлениях над этим вопросом пришлось обратить внимание на ряд молитв Преподобному Сергию в современных изданиях. С XVII в. были известны 2 молитвы прп. Сергию, самая ранняя из которых «сътворена бысть в обители его, священноиноком Сергием Старым, в лето 7006 (1498-е)» с использованием большей части Похвального слова Епифания Премудрого: «О священнаа главо, преподобне отче, преблаженый авва Сергие великый…» (см. выше и илл. из лаврской Минеи ХVI века. 663. (405). Л. 597).
Третья молитва, начинающаяся: «Преподобне отче Сергие! Воззри на нас», по мнению Е.Е. Голубинского, «принадлежит митрополиту Филарету» (Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М.,1909). Примечательно, что в синодальных изданиях до 1917 г. (например, утвержденное цензурой издание 1914 г.) нет вставки в начале молитвы «О небеснаго гражданине Иерусалима», которая упоминается у Голубинского. Этот текст взят из Жития Сергия по списку ХVI века: «Сице же ему пребывающу въ молитвах и въ трудѣхъ, плоть истни си и иссуши, желаа быти горняго града гражанинъ и вышняго Иерусалима жителинъ» (РГБ, ф. 304, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 698. Л. 1-139 об.; Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым в XV веке // Памятники древней письменности и искусства. Т. 58. СПб., 1885). Судя по стилистике, текст молитвы принадлежит скорее литургическому творчеству митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812), о котором известно, что он даже использовал ветхую ризу преподобного Сергия в своем выступлении перед Императором Павлом I. Что касается митрополита Филарета (Дроздова), то ему эта молитва уже была знакома, как показывает его слово по случаю рождения вел. кн. Сергея Александровича, где в молитве святителя к Преподобному Сергию есть слова: «Приими дар веры и воздаждь дарами благодати». Вообще в этой третьей молитве очень часто варьируется текст – то «предстояще всечестной иконе твоей, яко тебе живу сущу», то «у раки мощей», но почему-то в последнее время всё чаще публикуется именно третья молитва в редакции: «О небеснаго гражданине Иерусалима, преподобне отче Сергие! Воззри»: http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/molitvyi-prepodobnomu-ottsu-nashem-sergiyu/187.html Всё это весьма перекликается с темой «гражданства небесного Иерусалима», которая рефреном звучит в публичных выступлениях преподавателя питерской Духовной академии и члена Синодальной комиссии по канонизации прот. Георгия Митрофанова и его неизменного спутника - заместителя руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре, руководителя Школы молодежного служения игумена Петра (Мещеринова) (юзер igpetr): «как ни пакостна современная власть, но в результате озлобления народа к власти придёт полный отстой. Но Бог с ней, с Россией. В конце концов, мне до неё (как, впрочем, и до всех других стран) особого дела нет - ведь у меня, как у христианина, вид на жительство в Небесном Царстве...». Помнится, именно за подобную антироссийскую риторику этих двух «проповедников» из РПЦ подвергли публичной порке на одном из федеральных телеканалов: http://expertmus.livejournal.com/34282.html Казалось бы, священноначалие нашей Церкви попытается хоть как-то отмежеваться от сих клеветников, ан нет. Новый ректор СПбДА провел либеральную «чистку», уволив из Академии всех критиков о. Георгия Митрофанова, а игумен Петр (Мещеринов) ныне практикует в самом центре столицы, в Центральном Доме журналиста, где Патриарший центр духовного развития детей и молодежи совместно с храмом святой мученицы Татьяны при МГУ открыл православный лекторий для молодежи…
Нетрудно догадаться, какие идеалы будут прививать православной молодежи власовец прот. Георгий Митрофанов или уранополит о. Петр (Мещеринов), которые вовсе не горят патриотизмом:-( Ну что же, быть может, кому-то из молодых станет вразумлением следующий исторический факт. В июне 1619 г. приехавший в Россию Иерусалимский патриарх Феофан IV при посещении Лавры пожелал видеть тех иноков, которые в годину военной опасности дерзнули возложить на себя поверх иноческих одеяний боевые кольчуги и с оружием в руках встали на стенах святой обители, отражая неприятеля. Возглавлявший оборону архимандрит Дионисий (Зобниновский, († 1633), незадолго перед этим оправданный на церковном соборе от наветов, представил патриарху более двадцати иноков. Первым из них был Афанасий (Ощерин), самых преклонных лет, до желтизны седой старец. Патриарх спросил его: «Ты ли ходил на войну и начальствовал над воинами?». Старец ответил: «Да, Владыко святой, понужден был кровавыми слезами». – «Что же свойственнее иноку - молитвенное уединение или воинские подвиги пред людьми?» - Блаженный Афанасий, поклонясь, отвечал: «Всякая вещь и всякое дело познается в свое время. Вот подпись латинян на голове моей, от оружия. Еще шесть памятей свинцовых в моем теле. В келлии сидя, в молитвах, разве смог бы я обрести таких побудителей к воздыханию и стенанию? А было все это не нашим изволением, но по благословению пославших нас на Божию службу». Тронутый мудрым ответом смиренного инока, патриарх благословил и поцеловал его. Он благословил и остальных монахов-воинов и выразил одобрение всему братству Лавры Преподобного Сергия. По свидетельству Иоанна Наседки, Иерусалимский патриарх снял свой клобук и, преклонившись к раке прп. Сергия, возложил его на голову архим. Дионисия со словами: «да будеши первый старейшинства над иноки многими по нашему благословению».
Хотя предыдущую запись (http://expertmus.livejournal.com/60083.html), как показывает беспристрастная статистика ЖЖ, за один только первый день прочитало 1057 пользователей, но ни в одном рейтинге сей факт не нашел отражения, чему уже давно не приходится удивляться. У нас Яндекс как всегда "не имеет никакого отношения" к составлению рейтингов:-)
ОтветитьУдалитьВидимо, "оттепель" заканчивается, и грядут "заморозки"
11 октября 2010, 16:42
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Первый раз читаю Ваш журнал.Низко кланяюсь Вам!Вероятно,что долгое время буду пребывать здесь,оторваться невозможно от Ваших строк.
ОтветитьУдалитьС Вашего разрешения заберу эту страничку в избранное.Спасибо!!!!
14 декабря 2010, 16:16
комментарий coralloel в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com