VIII. Строительно-ремонтиые и реставрационные работы.
В отделе ремонта и реставрации ЦМиАР отсутствует нормативная документация по общестроительным и специнженерным работам и запущен учет договоров.
По данным годового бухгалтерского отчета музея, фактические расходы в 1995 году на капитальный ремонт объектов составили 1756, 7 млн. рублей и на текущий ремонт зданий и помещений - 41, 5 млн. рублей, в 1996 году соответственно - 612, 9 млн. рублей и 60, 3
млн. рублей (форма 2-1).
В ходе проверки выявлено расхождение этих данных, с годовыми отчетами об освоении средств, выделенных на реставрацию памятников истории и культуры, за 1995 и 1996 годы (форма № 2 - ОПИК) на 209, 6 млн. рублей.
В 1995-1996 годах основной объем ремонтно-реставрационных работ в музее выполняли ТОО "Эмбер" и ТОО "Свит", не имеющие лицензий на реставрационную деятельность на памятниках истории и культуры. Это является нарушением Закона "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.95 г. № 1228, приказ Минкультуры России от 02.02.94 г. № 81).
По большинству заключенных в этот период договоров с ТОО "Эмбер" и ТОО "Свит" на производство ремонтных и реставрационных работ проектно-сметная документация разрабатывалась в нарушение "Инструкции о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении научно-проектной документации для реставрации недвижимых памятников истории и культуры" РНиП1.02.01-94 и приказа Минкультуры России от 28.05.96 г. № 431 "О порядке рассмотрения и согласования градостроительной и проектно-сметной документации для реставрации памятников истории и культуры". Не составлялись даже дефектные ведомости или акты состояния объектов перед началом работ, в связи с этим определить правильность подсчета запроцентованных объемов работ затруднительно.
При проверке актов о приеме работ, выполненных ТОО "Эмбер" в 1995-1996 годах, выявлено большое количество ошибок, приведших к значительному завышению стоимости работ.
Ко многим базисным расценкам применены инфляционные индексы, превышающие индексы, регламентированные нормативными документами, в несколько раз (а иногда и 10-12 раз).
Неправомерно произведены начисления на прямые затраты:
-за работу в центре - 2, 4 %;
-налог на пользователей дорогами и содержание предприятий
соцкультбыта 2, 3 - 4 %;
-налоговые отчисления на зарплату 40, 5 - 41 % от ФЗП и
некоторые другие.
Применены договорные расценки на целый ряд материалов и видов работ без всяких обоснований и согласований с инвестором.
Есть и просто арифметические ошибки в сторону увеличения стоимости работ (п.29 акт № 2, дог.№ 11/2а).
Выборочной проверкой установлено, что без детального технико-экономического обоснования и сопоставимости планируемых суммарных финансовых затрат к полученному конечному результату ЦМиАР в лице директора Г.В. Попова гарантийным письмом от 14 декабря 1995 года обратился к ТОО "Эмбер" с просьбой о приобретении и установке на территории музея 6 морских контейнеров для хранения экспозиционного оборудования и хозяйственных нужд с выполнением работ по их теплоизоляции и электроснабжению. 28 декабря контейнеры были доставлены в музей, однако их внешний вид не соответствовал 7 % амортизационного износа, указанному в выставленном музею счете на сумму 192 млн.рублей, который утерян. Фактический их износ составил 25 %; в связи с чем договорная цена подрядчиком была снижена до 151, 0 млн. рублей. Дополнительным устным соглашением, в связи с отказом музея оплачивать такие контейнеры, договорная цена была была снижена до 120, 0 млн. рублей и, кроме того, гарантийным письмом № 2.01/96 от 29.12.95 ТОО "Эмбер" взяло на себя обязательство за свой счет привести контейнеры в надлежащий вид. По договору без номера от 14.12.95, т.е. оформленному задним числом, платежным поручением № 13 от 17 января 1995 года музеем была произведена оплата этих 120,0 млн. рублей.
Имея в лице ТОО "Эмбер" ненадежного партнера, что видно из результатов сделки с приобретением морских контейнеров, руководство музея не сделало соответствующих выводов и продолжило работу с этой фирмой. 1 апреля 1996 года музеем с TOО "Эмбер" был заключен договор № 1/4 на обустройство вышеуказанных контейнеров на сумму 142, 0 млн. рублей, а 30 апреля с этой же фирмой договор № 1/3 на обустройство хозяйственного двора на сумму 125, 0 млн. рублей.
Однако, только выборочной проверкой результатов выполнения этих договоров установлено, что при проведении работ по обустройству контейнеров и хоздвора, из-за отсутствия контроля со стороны заместителя директора музея по ремонту и реставрации К.Э. Спиридонова, подрядной организацией ТОО "Эмбер" были частично завышены объемы выполненных работ и фактический расход материалов, а также неправильно применялись единичные расценки. Так, выборочной проверкой акта приемки работ № 1 от мая 1996 года по договору 1/4 и акта № 1 от 19 июня 1996 года по договору 1/3 принятыми и завизированными зам.директора К.Э. Спиридоновым с резолюциями "выполнение работ и соответствие объемов со сметой подтверждаю" и подписанных директором музея Г.В. Поповым установлено:
- в вышеуказанных договорах отсутствует условие оплаты фактически выполненных работ, при этом договорные сметы полностью идентичны актам их приемки. Нет актов на скрытые работы. По договору 1/4 работа выполнена и принята при отсутствии проекта или технического решения. При выполнении условий договора 1/3 нет комиссионных актов на снос строений и сооружений. Отсутствует разрешение на производство земляных работ в зоне памятника;
-перенос контейнеров на территорию монастыря и транспортировка на подготовленные площадки в объеме 84, 0 тн. в акте № 1 пункт 3 (дог. 1/4) и те же самые работы в акте № 1 пункт 15 (дог. 1/3) в объеме 36, 0 тн., т.е. суммарный объем работы доведен до 120,0 тн. При весе одного контейнера 2,0 тн. и правильной организации работ по перемещению и
установке контейнеров с учетом их временной установки на промежуточной площадке для грунтовки и окраски, что должно быть сделано за счет ТОО "Эмбер" согласно гарантийного письма от 29.12.95 № 2-01/96, оптимальное количество подъемов на превышает 5 раз или 60,0 тн., т.е. завышение объемов работ составило как минимум 50 % или 8,6
млн. рублей;
-за устройство деревянных каркасов стен и потолков контейнеров для утепления минераловатными плитами по акту № 1 пункты 8 и 9 (дог. 1/4) музеем было выплачено 13, 7 млн.рублей за работу, включая стоимость 9, 7 куб.м. пиломатериалов. Проверкой на месте со снятием обшивки из оргалита было установлено, что фактический расход материала (бруски 50x50 мм) составил 3,24 куб.м. Таким образом, завышение расхода пиломатериалов и работы в сумме составило 9,12 млн. рублей;
-согласно пункта № 6 акта № 1 (дог. 1/4) были изготовлены и в контейнерах смонтированы б металлических дверных блоков;на общую сумму 10, 9 млн. рублей. Установка этих дорогостоящих дверей с сейфовыми замками не обеспечивает техническую укрепленность в режиме складского использования контейнеров, т.к. не сделано крепление вторых створок ворот контейнеров верхними и нижними запорными кронштейнами. В настоящее время вторые створки ворот закрываются на висячие замки снаружи. Таким образом, эти затраты нельзя признать целесообразными;
-в пункте 12 акта № 1 (дог. 1/4) неправомерно применена расценка по Сборнику 17-М147 "Облицовка стен декоративными панелями", что при фактическом использовании на обшивку оргалита (расценки 27-М-34) привело к почти 10-ти кратному завышению стоимости работ или на 14, 6 млн. рублей;
-в пункте 14 акта № 1 (договор 1/3) завышен объем выполненных работ и расход материалов (дорожные ж/б плиты размером 6x2x0,14 м) на сумму 2, 3 млн. рублей, т.к. вместо восьми по акту фактически уложено как основание под контейнеры 7 плит;
-в пунктах 10-11 акта № 1 (договор 1/4) минераловатные плиты без ведома заказчика в лице музея заменены на стекловату. Не выполнено антисептирование и антипирирование деревянных конструкций каркаса;
-при расчете суммы оплаты за строительные материалы по договору 1/4 была допущена арифметическая ошибка(позиция № 7 профиль алюминиевый 25x25 мм), повлекшая за собой переплату в сумме 1, 6 млн. рублей;
-допущено нарушение технологии при производстве работ по акту № 1 (договор 1/4). Применение влажной древесины и утеплителя привело к короблению обшивки из оргалита и ее деформации, а нарушение санитарных и противопожарных норм в выборе материалов и их обработке к невозможности эксплуатации контейнеров в качестве складов для оборудования и материалов.
Проверкой практического использования музеем данных контейнеров установлено, что два контейнера загружены на 1/3 каждый материалами хозяйственного отдела, один конт-ейнер на 25 % полезного объема занят комплектующими материалами и тарой фирмы "Ротштайн". Два контейнера пусты, а последний используется по своему усмотрению ТОО "Эмбер". Проверить количество и номенклатуру хранящихся там материальных ценностей этой фирмы не удалось, т.к. у руководства музея нет даже ключа от этого контейнера.
С учетом вышеуказанных фактов, выявленных проверкой фактического выполнения договоров по приобретению и обустройству контейнеров, а также их практическому использованию признать целевыми суммарные фактические расходы в размере 347, 2 млн.рублей, из которых уже выплачено ТОО "Эмбер" 194, 9 млн. рублей не представляется возможным.
Согласно договора 11/2А от 20 марта 1995 года и акта № 4 приемки работ от 12.10.95, подписанного директором музея Г.В.Поповым и зам. директора К.Э. Спиридоновым фирмой "Эмбер" по аналогам были изготовлены и установлены в церкви Архангела Михаила 4 металлические двери с кованными фрагментами.
Проверкой на основании представленных документов фактического выполнения этих работ установлено, что в музее отсутствует согласованная и утвержденная проектно-сметная документация на изготовление этих 4-х дверей, в том числе акты на скрытые работы.
Анализ представленных "смет обоснования договорных цен" и акта премки работ на указанные двери показал, что превышение стоимости работ произошло в основном из-за неправомерного применения повышающего коэффициента к стоимости трудозатрат согласно ССН-91 по художественной реставраций. Для расчёта в сметах принят K=11470 в то время как на 01.05.95 года согласно письма Минкультуры РФ от 10.05.95 № 01-104/16-20 он был равен 1066, 80. Таким образом, суммарная стоимость оплаченных музеем в размере 136, 2 млн.рублей работ по позициям 53, 54, 55 и 56 акта № 4 от 12.10.95 и произведенные на эти работы начисления превышают реальную (пересчитанную) стоимость работ включая материалы на 118, 9 млн. рублей.
Выборочной проверкой всех договоров установлено, что общее завышение стоимости выполненных работ ТОО "Эмбер" за 1995-1996 год составляет 889,7 млн. рублей. Кроме того, при проверке бухгалтерских документов выявлена переплата в размере 1, 86 млн. рублей при расчетах с ТОО "Эмбер" по договору № 11/2а.
В актах о приеме работ, выполненных фирмой "Свит" в 1995 году, допущено завышение накладных расходов - 28,8 % вместо 21,9 % и плановых накоплений – 25 % вместо 8 % (приказ Минкультуры от 04.03.92 г. № 95), неправомерно произведены начисления на развитие производственной базы подрядчика – 10 %.
Выборочной проверкой трех актов о приеме работ выявлено завышение стоимости работ, выполненных ТОО "Свит" в 1995-1996 годах в объеме 67, 1 млн. рублей.
Министерство культуры Российской Федерации и Управление госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры» г. Москвы вместо контроля фактически содействовали вышеперечисленным нарушениям Закона "Об охране и использовании памятников истории и культуры". В апреле 1996 года начальником Управления по охране культурного наследия Минкультуры России И. А. Маркиной было дано разрешение директору ТОО "Эмбер" И.Б. Бабурашвили (№ 413-41-14 от 09.04.96 г.) временно (без указания срока) вести реставрационные работы, "учитывая положительную характеристику фирмы со стороны УГКОИП г. Москвы и дирекции музея", нарушив этим "Положение о лицензировании деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.12.95 г. № 1228, и "Временное положение о государственном лицензировании реставрационной деятельности на памятниках истории и культуры на территории Российской Федерации", утвержденное приказом Минкультуры РФ от 02.02.94 г. № 81.
При проверке также отмечено, что "Порядок выдачи лицензионных документов" (никем не подписан и не утвержден) и "Расчет размеров стоимости экспертизы лицензионных документов и условий реставрационной .деятельности", согласованный начальником Управления капстроительства и технического развития Ю.Г. Кузнецовым и начальником Управления охраны недвижимых памятников истории и культуры И.А. Маркиной, противоречат "Положению о лицензировании", утвержденному. Постановлением Правительства РФ от 12.12.95 г. № 1228 в части количества представляемых для получения лицензии документов и стоимости рассмотрения документов и выдачи лицензий. В соответствии с вышеназванным "Расчетом размеров стоимости экспертизы лицензионных документов" 19 (девятнадцать) специалистов в течение 5 дней рассматривают один комплект документов с оплатой 300, 6 тыс.рублей чел/день.
Управлением госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры г.Москвы выдавались музею Разрешения на производство ремонтно-реставрационных работ без проверки лицензии подрядчиков и наличия утвержденной документации. В 1995 году Разрешение было выдано на выполнение фирмой "Эмбер'' работ на 38 млн. рублей и ТОО "Свит" на 13 млн.рублей, а фактически было запроцентовано и оплачено музеем ТОО "Эмбер" - 1470, 8 млн. рублей, ТОО "Свит" - 179, 5 млн. рублей.
В ноябре 1996 года Министерством были перечислены по просьбе музея бюджетные ассигнования ТОО "Эмбер" напрямую в сумме 192, 4 млн. рублей.
Выборочной проверкой устройства перекрытия боевых ходов стен Спасо-Андроникова монастыря, выполненных ТОО "Круг" в 3 этапа в 1993-1994 годах, установлено, что выполненные в натуре работы не соответствуют проектным решениям по примененным материалам, конструкции анкеров, узлам крепления конструктивных элементов и узлам примыкания к башням. В приложении № 3 к договору не соответствует действительности выполнение работ по пунктам 6,7,8 и 9, что привело к завышению оплаты выполненных работ на 5, 9 млн. рублей. Весь погонаж мауэрлатов на старинных фартуках стен выполнен без изолирующих прокладок, а врезка стропильных ног в мауэрлаты выполнена без надежной фиксации. Чистые полы уложены со значительным уклоном, что противоречит, прежде всего, здравому смыслу.
Неправомерные замены и нарушения строительных норм и рекомендаций привели к смещению конструкций перекрытий около юго-западной башни и между фланкирующей и юго-западной башнями, что нарушило прочностную безопасное этого сооружения и сделало невозможным его использование в экскурсионном режиме. Вышеуказанные факты свидетельствуют о нецелесообразности произведенных затрат в объеме 33, 2 млн.рублей в ценах 1993-1994 годов.
С 1982 года Братский корпус музея, в котором размещена основная часть фондов и одна из экспозиций с древнейшими экспонатами находится в аварийном состоянии. Однако при проведении ежегодных ремонтно-реставрационных работ бюджетные средства направлялись на другие цели. Дело дошло до того, что npи проведении косметического ремонта в доме № 8 по Андрониковской площади в здании, которое не принадлежит музею, а арендуется, частично уже произведено устройство мраморных полов и мраморных лестничных маршей, а также брусчатое покрытие вокруг этого здания и брусчатые дорожки на территории монастыря. Оплаченная стоимость этих работ, выполненных в 1994 году объединением "Союзреставрация" составляет 143, 6 млн. рублей.
IX. Использование федеральной собственности.
В 1989 и 1992 годах бывшим директором музея С.В. Вашлаевой, затем исполняющей обязанности директора О.Е. Павловской, а в настоящее время Г. В. Поповым в безвозмездное пользование Приходскому Совету Спасского собора передано:
-Спасский собор;
-Покойницкая площадью 83,1 м2;
-1-ый этаж северо-западной угловой башни площадью 12,7м2;
- 17 м2 квартиры № 28 в доме № 6 на Андроньевской площади (одна из 4-х квартир арендуемых музеем).
В заключенных договорах между Музеем и Приходским советом № 6-А от 3.06.96г. и № 7-А без указания даты определено, что Музей "организует проведение и финансирование необходимых научно-исследовательских, реставрационных и ремонтных работ, обеспечивает научно-методическое руководство" и предоставляет здание бывшей монастырской покойницкой в безвозмездное пользование Общине для служебного использования". Музей реставрирует, производит ремонтные работы, оплачивает коммунальные услуги этих безвозмездно используемых Приходским Советом помещений, за счет государственных средств, не получая от Московского Патриархата даже возмещения расходов по арендным коммунальным платежам и электроэнергии, которые составляют 36, 4 млн. рублей в год. Более того, в квартире № 28 Приходом организован столярный цех по производству деревянных заготовок для копий икон и др., что в связи с использованием станочного деревообрабатывающего оборудования повлияло на увеличение затрат на оплату электроэнергии. Также за счет государственных средств с 1994-1995 годов оплачивается работа 5 сотрудников музея с суммарным годовым фондом заработной платы в размере 16,1 млн. рублей, обслуживающих Собор и другие помещения, в том числе смотрители, уборщица. Дело дошло до того, что согласно приказу № 25 от 02.02.94 года, подписанному и.о. директора музея О.Е. Павловской с 07.02.94 по 31.03.94 года А.Г. Дурнов, принятый на фаботу на должность смотрителя, с 26.01.96 получал 30 % надбавки "за расширение зоны обслуживания (работал в киоске при Соборе)». Более того, эта дополнительная должность смотрителя вообще появилась "в связи с увеличением деятельности прихода и количества служб в храме "Спаса Нерукотворного Образа" (появилось много работы вечером)".
Отдельные участки территории музея захламлены строительным мусором и некондиционными остатками строительных материалов. При проверке этих бесхозных участков территории выявлены материальные ценности не числящиеся - по складскому и бухгалтерскому учету на сумму 3,1 млн. рублей, в том числе 3 неполных бухты двух видов кабеля стоимостью 1, 8 млн. рублей, 15 м3 отходов пиломатериалов на сумму 1,1 млн. рублей и т.д.
Настоящая справка составлена в 3-х экземплярах, из которых один - передан в дела Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. -
Ведущий инспектор Счетной палаты Российской федерации
С.М. Серегин
Старший инспектор Счетной палаты Российской федерации
Г.М. Ксынкина
Эксперт департамента строительства
Министерства строительства Российской Федерации
В.А. Волков
БЮЛЛЕТЕНЬ Счетной палаты Российской Федерации № 4/ 1998
П. В. Черноморд. Отчет о результатах проверки в Министерстве культуры Российской Федерации, Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева целевого и эффективного использования средств федерального бюджета на мероприятия федеральной программы "Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации" в части расходов на музейное дело в 1995-1996 годах, а также использования средств на содержание аппарата Министерства. (с. 3)
http://www.ach.gov.ru/bulletins/1998-4.php
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий