Эксперты ставят в пример сообщество Музея имени Андрея Рублёва

Эксперты ставят в пример воцерковлённое сообщество Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://www.facebook.com/groups/Rublev.museum/

#Музей имени Андрея #Рублева. В связи с постоянными вопросами наших друзей и коллег вынуждены пояснить, что всё последнее время из-за министра культуры Владимира Мединского наш Музей постоянно лихорадит, так что все иные «официальные страницы, группы etc.» находятся вне компетенции научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева: https://rublev-museum.livejournal.com/486620.html

Научный коллектив и Профком ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» (РПРиУ) предупреждают о мошенниках в соцсетях, действующих в интересах уголовника М.Б. Миндлина (ст. 159 УК РФ), осужденного за расхищение бюджетных средств и мошенничество в составе организованной преступной группы: http://www.stoletie.ru/obschestvo/v_monastyr_so_svoim_ustavom_463.htm




Уголовник Михаил Миндлин опозорил Музей имени Андрея Рублева!

Как широко освещалось в российской прессе, в организованную преступную группу Григория Пирумова, которую отличала со времени её создания в 2012 г. «сложность разработанного плана преступной деятельности и строгая конспирация», входил … директор ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Михаил Миндлин, назначенный к нам в Музей Мединским 27 мая 2016 г. сразу после упразднения ГЦСИ и перед его задержанием ФСБ (утечка?) и допросом в «Лефортово».


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Опубликовано 16:30 06/02/2013: http://expertmus.livejournal.com/118462.html

Предупреждение! Яндекс рекламирует мошенников под «шапкой» администрации Музея им. Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/173688.html

Генпрокуратура РФ: "объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» вопреки ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и охранному обязательству самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции": http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-81205/

Т.н. «официальный сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева», «официальная страница Музея имени Андрея Рублева в Facebook», «официальная открытая группа ФГБУК "Центральный музей древнерусской культуры и искуссства имени Андрея Рублева"», а также т.н. «представительство Музея им. Андрея Рублева» в ЖЖ и ВКонтакте - это тролли и проходимцы (Дмитрий Степанков, Борис Фрадкин, Константин Братчиков, он же «Фома Удальцов», он же «Максим Красиков», «Елена Кузнецова» и др.) из частной компании педераста Федора Рындина (его отец музейный директор-казнокрад Геннадий Викторович Попов), которые НЕ ИМЕЮТ никакого отношения к нашему Музею и не работают в нём!

"Вести. Москва": "Древнерусская культура, православие и прокуратура сегодня неожиданно сплелись в один клубок громкого скандала. Как выяснилось, в Музее имени Андрея Рублева, на территории Андронникова монастыря, работает незаконно возведенный ресторан, а церковное здание приспособили под бизнес-встречи. Бизнесом руководит Федор Рындин, сын директора Музея Геннадия Попова": http://www.vesti.ru/videos/show/vid/487831/#

Остерегайтесь обмана на просторах Интернета!!!


, , , , , , , , , , ,
#rublevmuseum

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

пятница, 2 марта 2012 г.

Спас Нерукотворный из Андроникова монастыря: расследование одной «сенсации»


Спас Нерукотворный.
XIV в.
29 × 24.8.
ГИМ 103803. НДМ инв. 202/307.
     Данный образ Спаса Нерукотворного, хранящийся в фондах филиала ГИМ (Новодевичий монастырь), сотрудница ЦМиАР Наталья Николаевна Чугреева отождествила в 1999 г. с местночтимой иконой Спасо-Андроникова монастыря, которую по преданию привез из Константинополя свт. Алексий.[1] Основанием для подобной гипотезы стало заметное сходство (особенно – по утратам) этого музейного экспоната с опубликованной в первом томе Лицевого иконописного подлинника Н.П. Кондакова фототипией андрониковской иконы.[2]




Спас Нерукотворный
.
XIV в.
Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник, т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. С. 88, табл. а.
 
     Вскоре обнародованная на страницах приходского журнала гипотеза стала стремительно превращаться в некую «сенсацию», после того как за дело взялся Алексей Михайлович Лидов. Вопреки обыкновению, Лидов не стал «трясти» своего постоянного донора – Внешэкономбанк, а раскрутил чиновников Правительства Москвы (представитель московского комитета по телекоммуникациям Геннадий Львов и др.), которые поручили издательству «Московский учебник и картография» выпустить за деньги из столичного бюджета очередной лидовский проект. Помимо Лидова и Чугреевой, участником проекта стала завотделом ЦМиАР Лилия Михайловна Евсеева.
     Именно Евсеева на презентации книги «Спас Нерукотворный в русской иконе», которая прошла 29 августа 2005 г. в ЦМиАР,  заявила, что «это та самая икона, которая 650 лет назад была привезена из Константинополя в Москву митрополитом Алексием как благословение на его святительское служение». Речь шла об иконе «Спас Нерукотворный» из хранилища ГИМ в Новодевичьем монастыре, которую специально на один день (!) доставили в Музей имени Андрея Рублева на презентацию. Там же викарий Московской епархии архиепископ Истринский Арсений (Епифанов) поблагодарил сотрудников музеев – «больших помощников православия», которые продолжают свои исследования в области древнерусского искусства, тогда как в Церкви научное осмысление этих памятников сейчас «отошло на второй план» (!?).


 
     Между тем, небрежность, которую выказали ретивые «помощники», порождает у специалистов по древнерусской иконописи целый ряд недоуменных вопросов. Во-первых, на фототипии из альбома Н.П. Кондакова икона Спасо-Андроникова монастыря воспроизведена без ризы, хотя в других случаях чтимые иконы репродуцированы в своих окладах. Об окладе святыни Спасо-Андроникова монастыря сообщается, например, в монастырской описи 1859 г.: «икона Нерукотвореннаго образа Спасова, принесена Святителем Алексием Митрополитом Московским, по устному преданию, из Царьграда, черты Византийской кисти, на нем венец с Херувимами и во всю д(о)ску оклад золотой, чеканной и гладкой работы».[3] В 1893 г. к чтимой андрониковской иконе был приложен бриллиантовый крест в золотой оправе.[4]
     Кроме того, группа Лидова-Евсеевой-Чугреевой нигде в издании не упоминает, что у святыни Спасо-Андроникова монастыря был «двойник» - точная копия иконы Спаса Нерукотворного, которая хранилась вместе с ее «образцом». Сведения об этом приводит в своей книге об Андрониковом монастыре архим. Сергий (Спасский), с 28 октября 1880 года - настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Так, по ведомости архимандрита Феофана, составленной по возвращении 18 ноября 1812 г. в разграбленный французами Спасо-Андроников монастырь, «осталось в целости: 4. Местный образ Нерукотвореннаго Спаса, принесенный святителем Алексием Митрополитом из Царьграда, коим благословил его тамошний патриарх около 1360 года со украшением своим и другой с перваго копия со украшением».[5] В самой рукописи на полях есть поздняя приписка другим почерком, отличным от автографа архим. Феофана, что «сей список с оригинального в 1817 году неизвестно кем похищен».[6] Данное происшествие случилось накануне работ по устройству иконостаса в Спасском соборе в 1818-1820 гг.
     Напомним, что именно совпадение в размерах стало основным аргументом Чугреевой, которая проигнорировала исторические сведения о существовании андрониковской «копии». Однако иконография рассматриваемого образа (даже с учетом позднейших поновлений) является весьма нетипичной для того времени: узкий лик, остроконечная «мокрая» брада, две симметричные пряди волос. Достаточно сравнить икону из ГИМ с известным памятником лицевого шитья – воздухом 1389 г., чтобы убедиться в существенном иконографическом расхождении.  



Спас Нерукотворный с предстоящими
. Воздух.
1389 г.
123 × 221.
ГИМ инв. 15494 РБ-1.
 
     Более того, специалистам известно, что святыня Спасо-Андроникова монастыря не только хорошо документирована в многочисленных описях, но даже воспроизведена на исторических миниатюрах, о чем нет ни слова в альбоме Лидова-Евсеевой-Чугреевой. В своей академической публикации «Цикл миниатюр лицевого "Жития Сергия Радонежского" о начале Андроникова монастыря» заведующий сектором археологии ЦМиАР Олег Германович Ульянов приводит доказательства, что «Честную икону образа Христова, юже сам принесе от Константина града, чюдну и златом украшену» митрополит Алексий мог привезти из второй поездки специально для освящения обетного храма: «Сцена освящения Спасской церкви в Андрониковом монастыре запечатлена на одной из миниатюр рассматриваемого цикла (л. 221). Митрополит Алексий, сопровождаемый преподобным Андроником, обходит с юга на север («противосолонь») алтарь церкви, держа в руках "образ" Спаса (оплечный), который он "въ церкви постави". Святителя помогают узнать не только надпись у нимба, но и белый клобук, архиерейская мантия, а также длинная, острая, чуть раздвоенная на конце борода, такая же, как и на иконных клеймах».[7]
 



Освящение Спасского собора митрополитом Алексием
. Миниатюра.
Лицевое Житие преподобного Сергия Радонежского. Л. 221.
Ок. 1592 г.
31.5 × 20.
РГБ. Троицк.ΙΙΙ-21.
 
      Нужно заметить, что на данной миниатюре образ, который держит в руках свт. Алексий, существенно отличается от иконы из ГИМ, которая стала объектом «сенсации». По своим иконографическим особенностям (две симметричных пары строгих прядей волос, окладистая брада с небольшим раздвоением на конце, широкий нимб, изображение убруса) чтимый образ из Андроникова монастыря явно тяготеет к раннему иконографическому типу Спаса Нерукотворного, известному в домонгольской Руси.  


 
Спас Нерукотворный.
Ярославль.
Первая половина XIII в.
104 × 74.
ГТГ инв. 048138.




Спас Нерукотворный с ангелами и херувимами.
Новгород.
1282 г.
7, 6 х 17.
ГИМ. Лобковский Пролог (Пролог Захарии) [Хлуд. 187].



[1] Чугреева Н.Н. Святыня Спасо-Андроникова монастыря // Мир Божий. № 1 (4). М., 1999. С. 1.
[2] Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник, т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. С. 88, табл. а.
[3] ЦМиАР вх 2117.1. Главная опись московского Спасо-Андроникова монастыря. 1859 г. Л. 15-16.
[4] ЦМиАР вх 2117.3. Главная опись московского Спасо-Андроникова мнастыря. 1910 г. Л. 57об.-57об.
[5] Сергий, (Спасский), архим. Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М. : в унив. тип. (Катков), 1865. С. 78.
[6] Дело о похищении точного списка с местной иконы Спаса Нерукотворного хранилось в монастырском архиве.
[7] Ульянов О.Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря // Памятники культуры. Новые открытия 1995. М., 1996. С. 181-192. В прим. 16 указано, что «местный образ "Спаса оплечного" оставляет возможность первоначального посвящения церкви Всемилостивому Спасу (празднество — 1 августа), что объясняет последовательность 8 и 9 клейм житийной иконы».

 © Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

9 комментариев:

  1. Тут важно быть до конца в теме. У Кондакова отмечено, что "самым важным свидетельством настоящей иконы является форма брады Христовой: икона дает важнейший оригинал так называемой "мокрой брады". Исторически весьма важно, что знаменитый Генуэзский "Нерукотворный Образ" представляет такую же остроконечную бороду".
    Т.е. для Кондакова, который сам указывал на позднейшие поновления, сделанные иконописцем Кириллом Улановым, нет никакого сомнения, что такая остроконечная брада была изначально. Кстати, аргументируя свою точку зрения, Кондаков настаивал, что в отношении данного образа можно говорить о точном воспроизведении первоначальной иконографии при всех поновлениях.
    В этом-то все и дело. Если принять точку зрения устроителей "сенсации", то получается совершенно неправдоподобная картина: будто бы столь почитаемая святыня, привезенная в 1356 г. митрополитом Алексием в Москву, несмотря на свое иконографическое своеобразие, НИ РАЗУ не удостоилась быть повторенной в репликах, ведь НЕТ НИ ОДНОГО списка с этой московской иконы!
    Что касается красочных слоев, то внизу слева на фоне под светло-коричневым виден зеленый цвет, также, видимо, не авторский...

    31 августа 2008, 18:34
    комментарий expertmus в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  2. То, что у Кондакова издано "как памятник из Спасо-Андроникова монастыря", не является "истиной в последней инстанции" и требует тщательной проверки. Этого устроителями "сенсации", заявившими во всеуслышание о находке "чудотворной иконы, принесенной митрополитом Алексием из Царьграда", сделано не было, что само по себе говорит об их научной компетентности.
    Для адекватной научной оценки следует знать, что подобные святыни сразу же после привоза неоднократно копировались. Взять, к примеру, "Донскую Богоматерь" и ее списки. -см.: http://expertmus.livejournal.com/18773.html.
    НИ ОДНОГО подобного списка с иконы, ставшей объектом "сенсации", НЕИЗВЕСТНО!
    оригинал сохранённая копия

    11 сентября 2008, 16:14
    комментарий expertmus в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  3. простите,а под генуэзским платом понимется Плат Вереники?

    16 мая 2009, 0:30
    комментарий sergeylarin в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  4. Это икона Спаса Нерукотворного, впервые упоминаемая в 1362 г. как подарок императора Иоанна V Палеолога генуэзцу Леонардо Монтальдо, которая ныне хранится в монастыре Сан Бартоломео дельи Армени в Генуе.

    16 мая 2009, 13:52
    комментарий expertmus в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  5. а нет ли изображения,хотя бы плохенького? и ещё - правда ли,что андрониковский плат утерян именно в 1917?

    17 мая 2009, 22:55
    комментарий sergeylarin в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  6. Photobucket

    Генуэзский «Нерукотворный Образ» из армянского монастыря di San Bartolomeo degli Armeni, основанного в 1308 г., является вкладом генуэзского капитана (впоследствии дожа) Леонардо Монтальдо, который посвятил его Церкви в 1384 году.
    В 1507 году, после захвата Генуи французским королем Людовиком XII, образ был увезен во Францию, но через несколько месяцев после дипломатических переговоров его вновь вернули на прежнее место. В конце XVI в. в левой части центрального нефа генуэзской церкви di San Bartolomeo degli Armeni воздвигли капеллу Святого Лика.
    Генуэзский «Нерукотворный Образ» не раз был объектом исторического исследования итальянских ученых. Установлено, что он написан яичной темперой и неоднократно поновлялся. Вокруг Лика Господа когда-то была цепочка из маленьких жемчужин, от которых сейчас остались лишь отверстия. Под темперой – хорошо видна льняная ткань, наклеенная на кедровую доску, вставленную, в свою очередь, в деревянную раму, покрытую ныне серебряный филигранным окладом XVI в. В начале XVIII в. оклад генуэзского «Нерукотворного Образа» был украшен драгоценными камнями, вставленными в оправу из золота и серебра.

    Photobucket

    Что касается судьбы "Спаса Нерукотворного" из Андроникова монастыря, то т.н. "изъятие ценностей" из этой древнейшей московской обители было завершено 5 апреля 1922 г

    18 мая 2009, 15:20
    комментарий expertmus в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо большое за рассказ! и судьба изчезнувшего в 1922 неизвестна?

    18 мая 2009, 17:50
    комментарий sergeylarin в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  8. 1. Генуэзский образ сейчас там же, в Генуе? 2. Каково происхождение ГИМовского "Нерукотворного Образа"? Что у них в док-тах?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Генуэзский «Нерукотворный Образ»хранится в капелле Святого Лика генуэзской церкви di San Bartolomeo degli Armeni: http://www.gruppocarige.it/gruppo/html/ita/arte-cultura/la-casana/2003_4/pdf/casana16_27.pdf
      2. Филиал ГИМ - Новодевичий монастырь (НДМ). Икона числится как памятник XVII в. ГИМ 103803. НДМ инв. 202/307. На обороте иконы внизу слева остатки бум. наклейки "... музей Н.-Д. // ... монастыря // № 55".

      Удалить