29 августа (11 сентября по н.ст.) Русская Православная Церковь отмечает последний великий недвунадесятый праздник в церковном году - день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот праздник входит в число тех дней церковного календаря, которые выделяются как праздничные, хотя по уставу полагается однодневный пост, несмотря на праздничную службу. Строгий пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлен «для того, чтобы почтить память столь великого праведника и пустынножителя» и «как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка». Древность поста в день Усекновения главы Предтечевой подтверждается уставом Саввы Освященного, где на основании древнего предания говорится, что пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи «завещан древними святыми отцами».Согласно современному Типикону, пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи должен состоять в воздержании не только от мяса, сыра и яиц, но и от рыбной пищи: «На Воздвижение Честнаго Креста, и на Усекновение Предтечи не ядим рыбы, но елей и вино пием, и в вечер ядим без рыбы же, овощие от гроздия, или что Бог дарует от таковых».
Богослужебные тексты этого дня являются одними из лучших во всем церковном году, как, например, стихира по 50-м псалме: «Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят. О пира, исполнена кровей! Лучше бы не клятися, Ироде беззаконие, лжи внуче. Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся; лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем». Последние слова, являющиеся рефреном нескольких стихир, подчеркивают, что народ церковный не с теми, кто на «пиру, исполнену кровей», пирует с Иродом, а становится по другую сторону и чтит Предтечу, прославляя его как большего среди рожденных женами.
Совсем недавно у нас в Музее имени Андрея Рублева состоялся пир, который тоже потряс своим беззаконием, будучи устроен прямо на развороченных могилах древнейшего кладбища Спасо-Андроникова монастыря: http://expertmus.livejournal.com/58508.h
Как ни странно часть постоянных читателей нашего музейного сайта проявила некую индифферентность к варварскому разрушению памятников нашей истории в самом центре Москвы, причем среди них оказались и активисты "Архнадзора", так что пришлось предпринять некоторый отфренд. Впрочем, чему удивляться, если никто ни из священноначалия нашей Церкви, ни из "ревнителей древних икон" никак не отреагировал на размещенный нами 3 месяца назад ролик, где отчетливо видно, что при переносе чудотворной иконы "Живоначальная Троица" письма прп. Андрея Рублева внутри Третьяковки святыню ставят просто на пол!: http://expertmus.livejournal.com/55210.h
Для Спасо-Андроникова монастыря скорбный праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи является престольным, т.к. в церкви Михаила Архангела после упразднения придела святых апостолов Петра и Павла в 1819 г. на его месте был освящен придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи: http://community.livejournal.com/rublev_
Св. Иоанн Предтеча. Первая половина XVII в.
32, 5 х 28.
ЦМиАР. КП 1152.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева в 1969 г. из старообрядческой Гребенщиковской общины Риги.
Сохранность: потерты лик, фигура святителя на левом поле, сильная потертость правого крыла, большие утраты до левкаса на фоне у главы, на полях, мелкие выпады на чаше, шуйце, утрачены надписи.
По свидетельству Руфина Аквилейского под 378 г., язычники из Севастии по требованию Юлиана Отступника в 362 г. разгромили гробницу Крестителя, сожгли его останки и развеяли пепел. Однако, по данным Симеона Метафраста, «сожжено было не Крестителево тело, а чьё-то другое, ибо патриарх Иерусалимский, узнав заблаговременно о приказе Юлиана, тайно взял из гроба мощи Крестителя и послал их на сохранение в Александрию; вместо них же он положил кости одного мертвеца». Часть мощей и даже пепел от костра благочестивые иноки иерусалимского монастыря успели спасти и передать это великое сокровище свт. Афанасию Александрийскому (297-373). 27 мая 395 г. они были помещены в александрийской базилике, незадолго до этого посвящённой св. Иоанну на месте храма Сераписа.
В сообщении «Церковной истории» Созомена о первом обретении святыни указано время правления императора Валента (364-378). Согласно данному источнику (Soz. Hist. Eccl. VII 21.1-3 = 3337-20. Bidez - Hansen. Maraval, 1985. Р. 93-94), честная глава великого Пророка и Крестителя Господня попала во владение нескольких монахов, принадлежавших к духоборческой ереси, которым было велено императором перенести ее из Киликии в Константинополь, но по дороге в столицу повозка встала близ Халкидона, где и хранилась некоторое время святыня. Преемник Валента император Феодосий I приказал перенести честную главу в Евдом (Εβδομον) к Ю-З от Константинополя, где уже была построена дворцовая церковь Иоанна Предтечи (Soz. Hist. Eccl. VII 21.4-9 = 33320-33424, esp. 3343). Этот пригород Константинополя в семи римских милях от Августейона (о нем см.: Τζίρας Ν. Το Έβδομον του Βυζαντίου και η ελληνική κοινότητα Μακροχωρίου. Αθήνα, 1992. P. 33-42) имел большое политическое значение, поскольку именно здесь совершался чин провозглашения византийского императора, начиная с императора Валента в 304 г. и последующих (Dagron G. Η γέννηση μιας πρωτεύουσας. Αθήνα, 2000. P. 118; Janin R. Constantinople Byzantine: Développement urbain et répertoire topographique. Paris, 1964. P. 139). Так, 28 ноября 602 г. здесь был коронован император Фока в церкви Иоанна Предтечи (Феофилакт Симокатта. История. Кн. 8. 10, 6). По сообщению Patria Constantinopoleos, церковь св. Иоанна Крестителя была возведена Феодосием специально для честной главы Предтечи (Pseudo-Codinos. Patria Constantinopoleos ΙΙΙ. 144-5. Th. Preger (ed.) // Scriptores originum Constantinopolitanarum 2. Leipzig, 1907 (репр.1975). Р. 260). Как отмечено в Пасхальной хронике, из Халкидона святыню доставили в новую церковь 18 февраля 391 г. (Chron. Pasch. 56413-19).
В марте 404 г. императрица Евдоксия и Александрийский патриарх Феофил собрали неправедный Собор, постановивший удалить в ссылку свт. Иоанна Златоуста, который был обвинен в ереси. Согласно исследованиям греческого археолога К. Вриниса, открывшего рукописное дополнение 995 г. к знаменитой «Библиотеке» патриарха Фотия, свт. Иоанн Златоуст, измученный почти трехмесячным переходом из армянского Кукуза к месту очередной ссылки в Питиунт (Пицунда), отошел ко Гоподу в Команах 14 сентября 407 г., в праздник Воздвижения Креста Господня. В абхазской местности Гума ( в пер. - «на, возьми, сердце») в 15 км от Сухума неподалеку от с. Михайловское на левом берегу р. Гумиста расположен Василиско-Златоустинский монастырь (см. илл.) и руины города Команы (Куманны) с часовней сщмч. Василиска, еп. Команского.
В самом Константинополе тем временем вспыхнули волнения, связанные с неправедным осуждением и ссылкой свт. Иоанна Златоуста, по причине которых честную главу св. Иоанна Крестителя перенесли в город Емессу, где она была сокрыта. При императоре Аркадии I (395-408) и патриархе Аттике (406-425) рядом с храмом св. Иоанна Предтечи в Евдоме появилась еще одна церковь, куда 5 октября 406 г. были перенесены из Палестины честные мощи пророка Самуила (Pseudo-Codinos. Patria Constantinopoleos ΙΙα. 2. Р. 211). В 429 г., по сведениям хронистов Феофана Исповедника (Theoph. Chron. P. 87) и Георгия Кедрина (Kedren. T. 1. P. 592), св. Пульхерия, дочь императора Аркадия, соцарствовавшая сначала брату своему Феодосию II Младшему (408-450), а потом супругу своему Маркиану, в основанной ею церкви св. Стефана во дворце Дафна поместила десницу св. Иоанна Предтечи, привезенную из Иерусалима. В 447/448 г. в Евдоме произошло разрушительное землетрясение (Chronicon Paschale, ed. L. Dindorf (CSHB). Bonn, 1832. P. 589), которое повторилось 14 декабря 557 г. (Theoph. 23117-20; Janin R. La géographie ecclésiastique de l'Empire byzantin I: Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecumenique, III: Les églises et les monasteries. Paris, 1969. Р. 449-450). После причиненных повреждений храм св. Иоанна Предтечи был восстановлен императором Юстинианом, при этом строители ориентировались на церковь Св. Михаила в Анаплу, как сообщает Прокопий (Прокопий. О постройках. 1.8.15-6 // Procopii Caesariensis opera omnia 4. ed.Wirth G.- Haury J. Leipzig, 1964. Р. 35).
Согласно источникам, второе обретение честной главы Предтечи было совершено игуменом Маркеллом 18 февраля 452 г., который изнес ее из пещеры 24 февраля, а 26 октября того же года она была помещена в новой базилике, которую построил для нее эмесский епископ Ураний.
С прекращением иконоборческих гонений и восстановлением православного почитания икон на VII Вселенском Соборе (787 г.) в Византии вновь утвердился благочестивый культ св. мощей. В бытность на константинопольском патриаршем престоле Игнатия (847-857), как свидетельствует церковное предание, он получил во время своей ночной молитвы с небес знамение о местонахождении сокрытой главы Крестителя. По приказу императора Михаила III (842-867) в Команы было направлено посольство ок. 850 г., которое обрело честную главу св. Иоанна Предтечи в названном патриархом месте, откуда она была перенесена опять в Константинополь, где 25 мая было совершено празднество по случаю возложения столь чтимой святыни в дворцовой церкви. На месте в Команах, где скрывали честную главу св. Иоанна Предтечи, проступило наскальное изображение усекновенной главы Крестителя (см. илл.).
28 июля 2010 г. в 13.30 при раскопках болгарских археологов в алтаре древнего храма на острове Св. Иван около города Созопол в Болгарии (см. илл.) был найден малый саркофаг из песчаника длиной 18 см и высотой 14 см (см. илл.)
Подобный саркофаг был найден в городе Поморье, но он был перевезен в Музей искусства в Афинах.
Раскопки на острове продолжаются уже третий год, за это время были открыты два монастырских храма (см. илл.) и скрипторий, работавший в период с 1263 по 1629 гг.
Внутри созопольского саркофага оказался маленький размером со спичечный коробок мощевик, на стенках которого были греческие надписи «Господи, помоги рабу твоему Фоме» и «Святому Иоанну. 24 июня» (см. илл.), а внутри сохранились части мощей (8 фрагментов костей руки, лицевых частей черепа и зуб).
По мнению руководителя экспедиции проф. Казимира Попконстантинова (см.илл.), обнародованном на открытии мощевика в Историческом музее г. Созополь, найденные мощи принадлежат Св. Иоанну Крестителю, тем более, что монастырь и церковь на острове носили его имя (см. видео).
Аутентичность находки подтверждает дата захоронения - V век, и то, что в соответствии с церковными канонами, мощи были заложены в основание св. престола при строительстве нового храма. С этим мнением согласен историк проф. Божидар Димитров, бывший директор Национального исторического музея, а ныне министр без портфеля болгар за границей.
На днях в Созополе прошло литийное шествие, возглавляемое митрополитом Сливенским Иоаникием (см. илл.), в ходе которого найденные археологами мощи были перенесены из городского музея в церковь Святого Георгия, где была отслужена Литургия и состоялась официальная передача мощей Иоанна Крестителя Болгарской Православной Церкви.
Подаренный премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым новый драгоценный реликварий был передан министром Божидаром Димитровым приходскому священнику о. Ивану в храме Св. Георгия (см. илл.).
В этой церкви мощи Иоанна Крестителя будут находиться до завершения реставрации храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на проведение которой правительством страны в срочном порядке было выделено около 210 тыс. евро. По сообщению болгарского министра Божидара Димитрова, уже сейчас начались чудеса от св. мощей, в частности, русская женщина, ставшая глухонемой после теракта в Москве, начала говорить после поклонения обретенным мощам св. Иоанна Крестителя.
Относительно атрибуции созопольского мощевика эксперт по церковной археологии Музея имени Андрея Рублева профессор Олег Германович Ульянов высказал мнение, что важно в ходе его дальнейших исследований привлечь данные исторической литургики, согласно которым дата, указанная в греческой надписи на нем, – 24 июня, когда христиане празднуют Рождество Иоанна Предтечи, отсутствует в древнейшем Сирийском месяцеслове (412 г.) и впервые появляется лишь во второй половине V в. (Martyrologium Hieronymianum).
Для справки: Праздник Рождества Иоанна Предтечи принадлежит к числу великих (недвунадесятых) праздников и был известен у древних христиан как «светлое торжество», а также «денница Солнца Правды». Апостольское чтение на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи (Деян 13, 16-42) встречается уже в древнейшем армянском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику иерусалимского богослужения V в. Данный перевод иерусалимского Лекционария сохранился в ряде древнейших рукописей - Jérus. arm. 121 (1192 г.) и Paris.Arm. 44 (X в.). См. армянский перевод древнего иерусалимского Лекционария по изданию: Le codex arménien Jérusalem 121 / Intr. & éd. par A. Renoux. Louvain, 1969-1971. T. 1–2. (PO. 35. Fasc. 1. No. 163; 36. Fasc. 2. No. 168); Renoux А. Un manuscrit du Lectionnaire arménien de Jérusalem (cod. Jérus. arm. 121) // Le Muséon, 74 (1961), 361-385; Renoux А. Addenda et corrigenda // Le Muséon, 75 (1962), 385-398. «Слова» и «поучения» на этот праздник принадлежат св. Амвросию Медиоланскому, свт. Иоанну Златоусту, Августину Блаженному и др.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий