Эксперты ставят в пример сообщество Музея имени Андрея Рублёва

Эксперты ставят в пример воцерковлённое сообщество Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://www.facebook.com/groups/Rublev.museum/

#Музей имени Андрея #Рублева. В связи с постоянными вопросами наших друзей и коллег вынуждены пояснить, что всё последнее время из-за министра культуры Владимира Мединского наш Музей постоянно лихорадит, так что все иные «официальные страницы, группы etc.» находятся вне компетенции научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева: https://rublev-museum.livejournal.com/486620.html

Научный коллектив и Профком ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» (РПРиУ) предупреждают о мошенниках в соцсетях, действующих в интересах уголовника М.Б. Миндлина (ст. 159 УК РФ), осужденного за расхищение бюджетных средств и мошенничество в составе организованной преступной группы: http://www.stoletie.ru/obschestvo/v_monastyr_so_svoim_ustavom_463.htm




Уголовник Михаил Миндлин опозорил Музей имени Андрея Рублева!

Как широко освещалось в российской прессе, в организованную преступную группу Григория Пирумова, которую отличала со времени её создания в 2012 г. «сложность разработанного плана преступной деятельности и строгая конспирация», входил … директор ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Михаил Миндлин, назначенный к нам в Музей Мединским 27 мая 2016 г. сразу после упразднения ГЦСИ и перед его задержанием ФСБ (утечка?) и допросом в «Лефортово».


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Опубликовано 16:30 06/02/2013: http://expertmus.livejournal.com/118462.html

Предупреждение! Яндекс рекламирует мошенников под «шапкой» администрации Музея им. Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/173688.html

Генпрокуратура РФ: "объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» вопреки ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и охранному обязательству самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции": http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-81205/

Т.н. «официальный сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева», «официальная страница Музея имени Андрея Рублева в Facebook», «официальная открытая группа ФГБУК "Центральный музей древнерусской культуры и искуссства имени Андрея Рублева"», а также т.н. «представительство Музея им. Андрея Рублева» в ЖЖ и ВКонтакте - это тролли и проходимцы (Дмитрий Степанков, Борис Фрадкин, Константин Братчиков, он же «Фома Удальцов», он же «Максим Красиков», «Елена Кузнецова» и др.) из частной компании педераста Федора Рындина (его отец музейный директор-казнокрад Геннадий Викторович Попов), которые НЕ ИМЕЮТ никакого отношения к нашему Музею и не работают в нём!

"Вести. Москва": "Древнерусская культура, православие и прокуратура сегодня неожиданно сплелись в один клубок громкого скандала. Как выяснилось, в Музее имени Андрея Рублева, на территории Андронникова монастыря, работает незаконно возведенный ресторан, а церковное здание приспособили под бизнес-встречи. Бизнесом руководит Федор Рындин, сын директора Музея Геннадия Попова": http://www.vesti.ru/videos/show/vid/487831/#

Остерегайтесь обмана на просторах Интернета!!!


, , , , , , , , , , ,
#rublevmuseum

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

пятница, 2 марта 2012 г.

Автокефалия Абхазской Церкви




Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь (Абхазия). Престольный праздник обители.
15 сентября 2009 г. Абхазская Церковь на епархиальном собрании в сухумском кафедральном соборе провозгласила свою автокефалию и официальное отделение от Грузинского католикосата. Заявление об этом было поручено сделать иерею Виссариону Аплиаа, который сообщил, что «поскольку Сухумо-Абхазская епархия подчинялась с 1943 года грузинскому католикосату и территория Абхазии была насильственно приобщена к Грузинской церкви, сегодня же мы можем заявить о своей самостоятельности. Будет восстановлена Абхазская поместная церковь с двумя епархиями - Пицундской и Сухумской. В Пицунде раньше находился главный кафедральный собор».
Для справки: в 1931 г. Абхазия была административно включена как Абхазская АССР (от р. Ингур до р. Псоу) в состав Грузии. С 1943 г. Сухумо-Абхазская епархия была подчинена Грузинскому католикосату. Грузинское руководство Сухумо-Абхазской епархии, в частности, митрополит Давид (Чкадуа) в августе 1992 г. вместе с Э.А. Шеварднадзе на площади у здания Совмина Абхазии приветствовали захват города Сухум грузинами. Следующий глава епархии архиепископ Даниил (Датуашвили) после освобождения абхазами Сухума в сентябре 1993 г. бежал в Грузию. В конце 1993 г. о. Виссарион Аплиаа был избран абхазскими клириками настоятелем кафедрального собора Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и РПЦ МП. В 1998 г. было провозглашено создание Епархиального совета Сухумо-Абхазской епархии, управляющим которой стал священник Виссарион Аплиаа. В 1994 г. был открыт Ново-Афонский монастырь (см. илл. вверху), в 2001 г. монастырь в Команах (на месте кончины свт. Иоанна Златоуста 14 сентября 407 г.). Иерей Василий Аплиаа в 2002 г. награжден Патриархом Алексием II орденом РПЦ МП преподобного Сергия Радонежского III-й степени. В конце августа 2008 г. РФ признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Кроме России, независимость двух республик признали Никарагуа и Венесуэла.
«Мы уважаем канонические границы Грузинской Православной Церкви. Есть разные точки зрения, мы это принимаем во внимание в своей работе, но тем не менее остаемся приверженными принципу целостности канонических границ поместных Церквей», - заявил 16 августа и.о. секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям иерей Игорь Якимчук, прокомментировав заявление главы Сухумо-Абхазской епархии иерея Виссариона Аплиа. На вопрос о том, станут ли теперь Абхазия и Южная Осетия частью канонической территории Русской Церкви, замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин ответил, что «политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами». Близкую точку зрения высказал профессор Московской Духовной Академии и Семинарии доктор богословия Алексей Ильич Осипов в интервью "Русской линии" 28 августа 2008 г.: «государственные границы в данном случае не имеют никакого значения, когда речь идет о юрисдикции или о принятии в Церковь». Протодиакон Андрей Кураев, комментируя  позицию нового патриарха Кирилла по этому вопросу, сослался на то, «что церковные границы и государственные не обязаны совпадать».
Несколько дней назад такую позицию в очередной раз озвучил глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев). «Мы полагаем, что изменения политических границ необязательно означает, что нужно также изменить церковные канонические границы. Это основа нашей внешней политики относительно других церквей», - заявил на встрече с участниками дискуссионного клуба «Валдай» вл. Иларион (http://expertmus.livejournal.com/36438.html). В Южной Осетии его слова вызвали взрыв возмущения. В интервью ИА «Рес» Уполномоченная Президента РЮО по делам религии Соня Хубаева заявила, что Южная Осетия  - признанное государство со всеми атрибутами государственности, а значит - имеет право на существование своей национальной Церкви. Напомним, что в начале сентября с.г. в журнале «Икона» было опубликовано аналогичное мнение главы Православной Церкви Чехии и Словакии Христофора о том, что современная Церковь в Осетии является правопреемницей Аланской Митрополии, которая издревле существовала на территориях обеих Осетий, подчиняясь напрямую Константинопольскому патриархату.
Для справки: в специальной литературе до сих пор различают статус четырех древних Патриархатов, с одной стороны, и новых автокефальных Церквей, с другой, которые, хотя и признаются вполне самостоятельными, но, тем не менее, не поставлены в один ряд с древними Восточными Патриархатами. В прошлом неоднократно высказывались суждения о том, что автокефальными могут быть лишь Церкви, основанные самими апостолами. Папа Лев Великий на этом основании оспаривал автокефалию Константинопольской Церкви. Даже Антиохийский патриархат отказывал в автокефалии Грузинской Церкви, опираясь на тот факт, что никто из апостолов не был в Грузии. Автокефалию Церкви приобретали и утрачивали в процессе истории. И преемствовавший апостольскому сонму, именно сонму, а не отдельным апостолам, вселенский епископат имеет бесспорное право суверенно решать вопросы об учреждении и упразднении автокефалии, о границах между поместными Церквами. 
Канонически автокефальная Церковь должна иметь территорию церковной области, совпадающую в своих пределах с границами государственно-административного формирования.
Когда отцы II Вселенского собора в Константинополе 381 г. осудили вмешательство архиепископа Александрии в дела Антиохии и Константинополя, то объявили, что компетенция восточных церквей ограничивается территорией той гражданской епархии, в которой они находятся (2-е правило). «Отцы собора нашли необходимым постановить законом, чтобы в отношении границ церковная администрация руководствовалась политическим делением, для чего и издано данное правило, в котором устанавливаются границы церковных областей совершенно тождественные с границами областей политических, так
что гражданско-политическое деление могло быть с точностью применено и к церковному» (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. I. СПб., 1911. С. 250). Согласно 17 правилу Халкидонского собора, распределение церковной иерархии должно в точности следовать "гражданскому и земному порядку".

Например, Абхазская Церковь, как и возникшая позже Картлийская, относились к юрисдикции Антиохийского архиепископа. После 381 г. положение не изменилось, потому что граница константинопольского диоцеза проходила со времен Римской империи по реке Галис (Кызыл-Ырмак).
Апостольское начало Абхазской Церкви отражают «Деяния апостола Андрея Первозванного», которые упоминают о мученической кончине в 55 г. апостола Симона Кананита в Анакопии (абх. Псырцха, совр. Новый Афон), где апостол был погребен на берегу р. Псырцха. О церкви на месте мученической кончины апостола сообщается у Прокопия, извещающего, что при Юстиниане была отремонтирована церковь апостола Андрея в Анакопии (BG. IV. 4). 
На древность институтов христианской Церкви на территории Абхазии указывает наличие в древнейшем списке участников I Вселенского собора в Никее 325 г. на 104 месте пицундского епископа Стратофила, епархия которого относилась к провинции Полемоновский Понт. Это обстоятельство особо подчеркивает в своих работах Мишель Ван Эсбрук, рассматривая юстиниановский ремонт храмов в стране абазгов как замену первоначальных монофизитских церквей. В «Церковной истории» Евсевия также упоминается о строительстве при Юстиниане церкви Богоматери и присылке священников для абазгов (IV. 22). Нужно напомнить, что в 550 г. при императоре Юстиниане произошло жесточайшее сражение в Абхазии между армией абазгов и ромейским войском.
Особую важность для истории Абхазской Церкви имеют известные Notitiae episcopatuum. Первая Нотиция (сер. VII в.) указывает на 72 месте центр автономного архиепископства Абазгии (Абхазии) в Севастополисе. Во второй Нотиции (нач. VIII в.) Абазгская епархия значится на 76 месте. На VII Вселенском Соборе в Никее 787 г. архиепископ Константин из Севастополиса значится в числе участников. В третьей Нотиции (ок. 800 г.) Абазгская (Абхазская) епархия занимает 94 место. В пятнадцатой Нотиции Севастополис даже назван митрополией (в другой копии – архиепископством).
Автономия Абхазской Церкви впервые была дарована ок. 750 г. Антиохийским патриархатом (Чачхалиа Д.К. Абхазская православная церковь. М., 1997. С. 5, 15). Согласно информации целого ряда источников (рукопись Антиохийского патриарха Макария III (1647-72) и др.), Абхазская Церковь обрела церковную автономию в рамках Антиохийского патриархата и собственного предстоятеля в сане католикоса на вполне законных основаниях во время патриаршества Феофилакта бар Канбары (Жузе П. Грузия в 17 столетии по изображению патриарха Макария // ПС. Ч. 2. № 1, 3, 5. Казань, 1905. С. 118). Исходя из сообщений «Хронографии» Феофана, патриарх Феофилакт был избран на Антиохийскую кафедру в 736/37 году, и скончался 29 мая 742/43 года (Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора / Тексты, пер. и комм. И. С. Чичурова. М., 1980. С. 19).
В «Истории Синайской Архиепископии» Иерусалимского патриарха Досифея (Нотара) указано: «Нижняя Иверия (кафедра в Пицунде) была епархиею патриарха Константинопольского и сделалась автономною раньше Льва Исавра, а Верхняя (кафедра в Мцхете) была епархиею патриарха Антиохийского и сделалась автономною при царе Константине Мономахе…» (Досифей, патриарх Иерусалимский. История Архиепископии Синайской горы // ППС. Вып. 58. СПб., 1909. С. 467). В своем главном труде «История Иерусалимских патриархов» Иерусалимский патриарх Досифей (Нотар) дополняет: «Эти епархии (имеются в виду епархии Нижней и Верхней Иверии) сначала были в зависимости от патриархов Антиохийских... Католикос Нижней Иверии имел преимущество перед католикосом Верхней. Первый вел летоисчисление своей власти с 720 г., - с царствования Льва Исавра, а последний с 1045».
Первоначальное возникновение Абхазской Церкви в рамках Антиохийского патриархата красноречиво документируется памятниками культуры. На явные сиро-палестинские аналогии указывают архитектурные особенности октогональной церкви в Севастополисе (абх. Акуа, совр. Сухум) середины V в. с уникальной вимой (экседрой), храм сщмч. Ипатия рубежа V-VI вв. (см. илл. внизу), украшенный рельефом с изображением креста в круге, в древней крепости Гагр (антич. Стеннетика) и др.
Уже во время правления Леона I (736-766) стал набирать силу процесс обособления Абхазии от Византии, завершившийся в конце VIII в., при Леоне II , образованием независимого Абхазского царства. Вопреки установившейся точке зрения о времени образования Абхазского царства М.М. Гунба считает, что это царство возникло не при Леоне II, а при Леоне I . Последний, по мнению этого автора, уже поль­зовался царскими правами (Гунба М. М. Абхазия в первом тысячелетии. Социально-экономические отношения. Сухуми , 1989. С. 230-232). «Когда же ослабли греки, - сообщается в «Летописи Картли» (1073 г.), - отложился от них эристав абхазский по имени Леон, племянник эристава Леона, которому дана была в наследство Абхазия. Сей второй Леон был сыном дочери хазарского царя, и с помощью его и отложился он (Леон) от греков, присвоил (завладел) Абхазию с Эгриси до самого Лихи и нарекся царем абхазов…» (Летопись Картли / Пер., введ. и примеч. Г. В. Цулая. Тбилиси, 1982. С. 48). В «Картлис Цховреба» аналогичная информация: «Сей второй Леон … отложился от греков, присвоил Абхазию с Эгриси до самого Лихи и нарекся царем абхазов» (Картлис Цховреба. Ч. 1. Тбилиси, 1955. С. 251).
Таким образом, сохранившиеся источники однозначно утверждают, что образование автономного Абхазского Католикосата в рамках Антиохийского патриархата произошло при императоре Льве Исавре и Антиохийском патриархе Феофилакте. Самостоятельность, дарованная Абхазской Церкви Антиохийским патриархом Феофилактом, заключалась в праве избрания и рукоположения католикосов собором местных епископов, т.е. это была промежуточная ступень к полной автокефалии, которая должна была быть, рано или поздно, приобретена Абхазской Церковью. Это могло произойти после отказа абхазского царя Леона II (766/7-810/11) от византийского протектората и образования самостоятельного Абхазского царства. Первой столицей Абхазского царства стала именно Анакопия как место апостольской проповеди. Согласно «Летописи Картли» абхазский царь «назначил и узаконил католикоса в Абхазии в 830 г.». Ф.Жордания, издатель грузинских летописей, дает другую дату этого события – 820 г. (Жордания Ф. Краткие исторические сведения об автокефалии Грузинской Церкви // Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 3. СПб., 1906. С. 537).
Косвенными свидетельствами полной самостоятельности Абхазского католикосата являются строительство в IX в. собора в Пицунде в честь ап. Андрея Первозванного, устроение в западной части собора кувуклии с гробницами апостолов Андрея и Симона Кананита, а также появление в районе Питиунта храма в честь Святой Софии. Строительство собора в честь ап. Андрея Первозванного и устроение гробниц св. апостолов непреложно свидетельствуют о притязаниях абхазов на автокефалию своей Церкви. В ту эпоху необходимым условием получения автокефалии той или иной Церкви было ее апостольское происхождение – sedes apostolicae. Т.е. Церковь могла стать автокефальной, только если на ее канонической территории проповедовал кто-либо из апостолов.
В 1230 г., по сообщению анонимного автора XIV в., абхазская царица Русудан «отправила сына брата своего в Грецию, призвала все войска свои – абхазов, Дадиан-Бедианов, рачийского эристава и католикоса Абхазии, и провозгласили царем Давида, сына Русудан, благословили на царство» (Столетняя история // Абхазия и абхазы средневековых грузинских источников. Тбилиси, 1988. С. 102-103). Абхазы «фактически пользовались не только политической, но и церковной независимостью. Еще в XIII в. упоминается абхазский католикос; его местопребыванием был город Пицунда» (Бартольд В. Абхазы // Новый энциклопедический словарь Брокгауза. Т. I. СПб., 1907-1915. С. 103-104). Абхазские католикосы всегда осознавали, что Пицундская кафедра была колыбелью их Церкви. Еще в XVII в. они приезжали сюда для освящения мира в Пицундском соборе (Мурзакевич Н. Древнейший Пицундский православный храм на восточном берегу Черного моря. Одесса, 1877. С. 21). По этому поводу патр. Досифей писал, что «иверийцы для получения св. мира, находились всегда в дружестве с абхазами».
По сведениям византийского историка Георгия Кедрина, на которого ссылается составитель «Списка Антиохийских патриархов», а также Федора Вальсамона, Матфея Властаря, патриарха Досифея, в XI в. при Антиохийском патриархе Петре III Грузинской Церкви была дарована автокефалия (Соколов И. Об автокефалии Грузинской Церкви // Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 3. СПб., 1906. С.139-140). Причем по Кедрину характер автокефалии, дарованной в XI в. Грузинской Церкви, ничем не отличался от того, что было дано в VIII в. при патриархе Феофилакте тем же «иверийцам». На эту странность, т.е. дарование одной и той же Грузинской Церкви одинаковой автокефалии дважды, обратил внимание обер-секретарь Св. Синода В.Самуилов (ЦВ. № 1. СПб.,1906. С. 8).
В 1907 г. Священный Синод Константинопольской Церкви по просьбе Н.Н.Дурново рассмотрел вопрос автокефалии Грузинской Церкви. 26 марта того же года Константинопольский патриарх Иоаким III в своей грамоте Н.Н.Дурново о решении Св. Синода сообщил, что «данные, касающиеся исторического прошлого Грузинской и Имеретинской (Абхазской) автокефальных Церквей, а равно и все относящиеся к ним сведения, хранящиеся в архиве Вселенской Патриархии, приведены в 3-ем томе недавно (1905 г.) изданных серий патриарших документов Патриаршего архива…» (Судьбы Грузинской Церкви. (По вопросу о грузинской церковной автокефалии). М., 1907. С.173-174). Сам Н.Н.Дурново в одной из своих работ, посвященной автокефальным престолам Восточной Церкви, писал: «Бичвинтская или Абхазская архиепископия, имевшая в 541 г. кафедру в Бичвинте или Пицунде, признана была в 1390 г., в силу постановлений Константинопольского патриарха и Синода, самостоятельною и независимою от Константинопольского патриарха, причем архиепископы приняли в 1455 г. именование католикосов Бичвинтских, Абхазских и Имеретинских, усвоив звание патриарха, хотя последний титул за ними не признавался прочими автокефальными Церквями» (Дурново Н. Н. Исторический очерк автокефальных Церквей: Иверской и Имеретинской, со списками 120 епархий и католикосов Мцхетского и Имеретинско-Абхазских. М., 1910. С. 14-15).
Информация о восстановлении автокефалии Абхазской Церкви была бы неполной без ряда подробностей. Иерей Василий Аплиаа заявил, что за помощью в восстановлении автокефалии он обратится к Русской Православной Церкви. Комментируя заявление служителей Сухумо-Абхазской епархии об отделении Абхазской епархии от Грузинской Церкви и намерении обратиться за помощью к РПЦ,  замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов приоткрыл завесу нынешней политики ОВЦС, что «вопрос о пастырском окормлении православных Абхазии должен решаться в процессе переговоров Русской и Грузинской Православных Церквей», добавив, что «автокефалия не может быть объявлена самостоятельно одной какой-либо стороной без согласия других Церквей». Руководитель пресс-службы Грузинской Церкви о. Давид Шарашенидзе также сообщил, что ни одна из 15 поместных православных Церквей мира, в том числе ни Грузинская, ни Русская, не признает независимости Абхазской Церкви.
Для справки: автокефалия Русской Церкви, провозглашенная в одностороннем порядке избранием митрополита Ионы 15 декабря 1448 г., получила впервые признание (косвенное!) лишь 15 лет спустя при митрополите Феодосии (1461-1464), когда Иерусалимский патриархат, прервавший каноническое общение с Константинопольской Церковью, санкционировал хиротонию в Москве митрополита Кесарии Филипповой 4 апреля 1464 г. (Павлов А.С. Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права // Православное обозрение. 1879, декабрь. С. 763).
В июле 1948 года в связи с празднованием 500-летия автокефалии в Москве состоялось Совещание Глав и представителей Поместных Пра­вославных Церквей (см. видео). В Совещании участвовали Патриархи: Московский Алексий, Грузинский Каллистрат, Сербский Гавриил, Румынский Юс­тиниан, экзарх Болгарии митрополит Стефан, представитель Анти­охийского Патриарха митрополит Александр, епископ Корчинский Паисий от Албанской Церкви и архиепископ Белостокский Тимофей - от Польской Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) в своей речи перед открытием юбилейных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Церкви в храме Воскресения Христова в Сокольниках 8 июля 1948 года подчеркнул: «Приходится нам с сожалением отметить, что, наряду с отрадными явлениями благодатного общения между собою единоверных Церквей, мы наблюдаем и прискорбные явления. Так, даже настоящее церковное Собрание, на которое с разных мест стеклись наши собратья по вере; стремление Русской Церкви иметь самые близкие братолюбивые связи с единоверными Церквами, как восточными, древними Патриархатами, так и с Церквами Сербской, Румынской, Болгарской, выражавшееся в посещении этих Церквей как мною, так и посылаемыми нами делегациями; наши старания привести к единству, восстановить нарушенное не по нашей вине единство с отколовшимися частями единой Русской Церкви, - многие склонны рассматривать как наше стремление подчинить братские Церкви влиянию, руководству и владычеству Русской Церкви». Упомянутое в речи Предстоятеля восстановление единства с «отколовшимися частями единой Русской Церкви» (http://expertmus.livejournal.com/39924.html) имеет в виду воссоединение с Московским Патриархатом во время пребывания в Югославии епископа Сергия (Ларина) в апреле 1945 г. группы русских священников-эмиг­рантов, находившихся ранее в юрисдикции Карловацкого Синода. Кроме того, в 1947 году из эмиграции вернулся митрополит Вениамин (Федченков), назначенный сразу на Рижскую кафедру; из Америки вернулись также епископы Федор (Текучев), Антоний (Васильев) и Алексий (Пантелеев), из Ев­ропы - митрополит Серафим (Лукьянов), архиепископ Иоанн (Лавриненко), из Китая - митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Виктор (Святин), архиепископ Ювеналий (Килин), архиепископ Никандр (Викторов), архиепископ Димитрий (Вознесенский).



Позиция нынешнего ОВЦС, что судьба Абхазской Церкви будет решаться на двусторонних (!) переговорах с Грузинским католикосатом, весьма напоминает аналогичные прецеденты, имевшие место в истории Московского Патриархата. Так, встреча епископа Сергия (Ларина) весной 1945 г. с сербскими иерархами проложила путь к передаче Мукачевско-Пряшевской епархии (без Пряшева) Русской Православной Церкви. Это событие состоялось 22 октября 1945 года. Оно было обусловлено как историей Закарпатья, которое в древности входило в состав Киевской Руси, так и тем обстоятельством, что по до­говору с Чехословакией, освобожденной Советской Армией, Карпат­ская Русь была возвращена нашему государству.
Другой пример того же времени связан с дарованием автокефалии Чехословацкой Церкви. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны в октябре 1945 года в Чехословакию для восстановления там православных при­ходов был командирован архиепископ Орловский Фотий (Тапиро). Начались переговоры между Сербской и Московской Патриархией о передаче Чешской епархии в юрисдикцию Русской Церкви.
В марте 1946 года Архиерейский Собор Сербской Церкви дал согласие на то, чтобы Московская Патриархия направила в Прагу епископа для возглавления Чешской епархии.
5 апреля 1946 года в Пряшеве состоялся Собор представителей униатского духовенства и мирян, на котором решено было воссоеди­ниться с Православной Церковью. После этого Экзархат Русской Пра­вославной Церкви в Чехословакии имел уже 4 епархии. Осенью 1951 года в Праге состоялся церковный Собор под председательством Эк­зарха митрополита Елевферия, на котором было решено ходатайствовать перед Московской Патриархией о даровании Чехословацкой Церкви автокефа­лии. Ходатайство было удовлетворено. Первоиерархом новой Помест­ной Церкви стал митрополит Елевферий (Воронцов).
Как видим, «дарование» автокефалии путем переговоров двух Церквей отнюдь не является чем-то новым, но в случае с Абхазской Церковью с ее столь древней историей, апостольским преемством и самим возникновением в рамках Антиохийского патриархата, который даровал Абхазской Церкви автономию,(!) такое решение вопроса представляется весьма политизированным и далеким от церковной традиции. Не случайно ряд аналитиков, комментируя курс Московской Патриархии на переговоры с Грузинской Церковью в связи с последними инициативами Абхазской Церкви, отмечает, что «сама РПЦ сейчас противостоит Константинопольскому патриархату, в подчинение которого устремился самопровозглашенный  Киевский патриархат, потеснивший Русскую церковь на Украине». К этому стоит добавить, что после развала Советского Союза вопрос для Московского патриархата идет не только об Украине, но и о Белоруссии, Молдавии, не говоря уже о Прибалтике… 



Храм сщмч. Ипатия рубежа V-VI вв. в древней крепости Гагр (антич. Стеннетика).

13 комментариев:

  1. С одной стороны глава ОВЦС архиеп. Иларион (Алфеев) против предоставления автокефалии Абхазской Церкви, чтобы не ссориться с Грузинской Православной Церковью, с другой стороны - протодиакон А.Кураев - за присоединение Абхазской Церкви к РПЦ МП в качестве одной из епархий.
    Мне ближе позиция Кураева, как бы не относиться к его прочим выходкам. Ведь никогда православные абхазы не захотят окормления грузинами и de facto Абхазская Церковь уже независима от ГПЦ.
    А каково Ваше мнение?

    17 сентября 2009, 20:32
    комментарий в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  2. >Канонически автокефальная Церковь должна иметь территорию Церковной области, совпадающую в пределах с границами государственно-административного формирования<-Это правило распространяется на Украину али как?

    17 сентября 2009, 21:34
    комментарий franki70 в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  3. кажется, это одна из основных причин, по которой представители РПЦ делают оговорки. Если признать Абхазскую церковь независимой, тогда как только три государства признают Абхазию независимой, то что делась с Украинской Церковью. Ведь даже в Ук.Ц. Московского Патриархата существуют сильные подводные течения в пользу отделения.

    17 сентября 2009, 22:37
    комментарий coepulonus в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  4. Кураев обьясняет это просто-Украинское гос-во-не совсем полноценное гос-во

    17 сентября 2009, 22:45
    комментарий franki70 в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  5. Надеюсь все-таки, что с Божьей помощью, абхазская церковь будет независимой, и автокефальной , как в былые времена.

    20 сентября 2009, 14:51
    комментарий batal в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  6. С праздником!
    Сейчас следует действовать грамотно и взвешенно, основываясь исключительно на исторических источниках и правовых нормах.
    В первую очередь, Абхазской Церкви в соответствии с требованиями церковных канонов следует обратиться к своей Матери-Церкви - Антиохийскому патриархату (см. видео: http://expertmus.livejournal.com/40028.html).

    21 сентября 2009, 15:06
    комментарий expertmus в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  7. Византийская формула гласила: "Imperium sine Patriarcha non staret".
    Современная политика, точнее политиканство, здесь никак не поможет, а только навредит.

    21 сентября 2009, 15:11
    комментарий expertmus в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  8. Надеюсь хватит веры, смирения,терпимости и мудрости. Спасибо Вам:)

    21 сентября 2009, 23:11
    комментарий batal в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  9. да.
    а у нас императора всё выкликают, хоть дрибненького...и уже бушуют загодя: чтоб "попы своё место знали"

    22 сентября 2009, 2:00
    комментарий al_kazilo в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  10. На знаменательное событие 15 сентября с.г. в жизни Абхазской Православной Церкви последовала негативная реакция из УПЦ КП: «Заявления о создании автокефальной Церкви в Абхазии, так же, как и о подчинении этой епархии Грузинской Церкви Московскому Патриархату - непутевые и провокационные».
    В официальном сообщении УПЦ КП даже заявлено, что такой Церкви - Автокефальной Абхазской Церкви - «не может быть по нескольким причинам. Во-первых, каноническая юрисдикция Грузинской Церкви в Абхазии является общепризнанной, и никто, кроме самих сепаратистов, не ставит ее под сомнение. Во-вторых, не существует такого государства, как Абхазия – это самопровозглашенное квази-государственное образование, которое существует только и исключительно благодаря внешней помощи. И хотя формально Абхазия называет себя государством, фактически она является оккупированной территорией Грузии, в которой для отвода глаз поддерживается видимость существования независимой власти. Нынешний режим в Сухуми имеет такие же права считаться легитимным правительством Абхазии, как и созданное в СССР в 1940 г. коммунистическое правительство Финляндии, которое просило Сталина поскорее оккупировать их страну. Формальное провозглашение Абхазии государством еще не делает ее таковым, а потому нет никаких оснований на этой основе провозглашать независимость Сухумо-Абхазской епархии от Грузинского Патриархата».
    В качестве дополнительной «аргументации» в сообщении УПЦ КП по поводу восстановления автокефалии Абхазской Православной Церкви указано следующее: «в этой структуре нет ни одного епископа, нет духовных учебных заведений для подготовки духовенства».
    Официальную позицию Московского Патриархата, озвученную после восстановления автокефалии Абхазской Православной Церкви, в УПЦ КП также подвергли осуждению: «Не секрет, что фактически от времени образования сепаратистского режима в Сухуми Московская Патриархия разными способами поддерживала существование движения за отделение Абхазии от Грузинской Церкви. Священник Аплиа не раз бывал в Москве, встречался с руководством РПЦ, а на месте имеет тесные отношения с соседними русскими епархиями и их архиереями. Поэтому официальная позиция Московской Патриархии, которая заявляет, что признает единство Грузинской Церкви, в свете фактов выглядит не искренней. Эта патриархия вынуждена так заявлять потому, что не желает, чтоб пример Абхазии был истолкован, как аргумент в интересах пересмотра статуса Украинской Церкви».
    В то же время УПЦ КП выразила солидарность Грузинскому католикосату: «Позиция Киевского Патриархата твердая и последовательная - существует единственная Грузия в международно признанных границах, в пределах которых действует единственная Грузинская Православная Церковь. Возможно, учитывая реальное состояние дел, необходимо епархиям в этих регионах предоставить расширенные права самоуправления, но только при условии признания ими своим Предстоятелем Католикоса-патриарха Илии».

    24 сентября 2009, 13:07
    комментарий expertmus в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  11. Глава Сухумо-Абхазской епархии иерей Виссарион Аплиа направил католикосу-патриарху всея Грузии Илие II и Грузинскому Синоду письмо, в котором проинформировал о "восстановлении" в Абхазии канонической Церкви.

    "15 сентября 2009 года на внеочередном заседании епархиального собрания Сухумо-Абхазской епархии духовенством и монашествующими единогласно было принято решение о начале канонического восстановления Абхазской православной церкви – Пицундского католикосата. Вновь образованная епархия получила наименование "Пицундская и Сухумская", – говорится в письме.

    По словам отца Виссариона, епархиальное собрание Абхазской православной церкви (АПЦ) решило первое послание направить предстоятелю и Синоду Грузинской церкви. "Отмечая общую и братскую церковную историю, мы извещаем вас о радостном событии. Ничто не может быть радостнее для Мцхетского католикосата, чем то, что вновь обрелась Сестра-Церковь – Абхазская православная церковь Пицундского католикосата", – подчеркивается в письме.

    В нем также отмечается, что АПЦ "не выходит ни из какой бы то ни было православной юрисдикции и ни в какую юрисдикцию не входит". "Мы живем на своей родине и просим оказать поддержку в восстановлении канонического устроения нашей Церкви в Абхазии", – пишет священник.

    Он напоминает, что после окончания военных действий в сентябре 1993 года, церковное окормление территории Абхазии "полностью прекращено".

    "Народ и территория страны оказались брошенными на произвол судьбы. На практике не было подобных прецедентов, чтобы на протяжении 16 лет церковная община, лишенная архипастырского окормления, сохранила в неповрежденности церковное Предание, соблюдала каноны Православной церкви, не погибла, а возрастала и укреплялась в вере и благочестии", – говорится в письме.

    Глава Сухумской епархии направил также послание патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Священному Синоду Русской церкви, в котором отмечается, что на протяжении 15 лет православная епархия в Абхазии не управляется архиереем, архипастырь Сухумо-Абхазской епархии Грузинской церкви митрополит Даниил (Датуашвили) на протяжении послевоенных лет "не проявил никакого знака внимания к пастве в Республике Абхазия".

    "Перед Богом и народом Божиим мы свидетельствуем, что не получали никакого послания, эпистолы, увещания, поздравления или какого бы то ни было иного знака архипастырского окормления ни от него, ни от иерархии Грузинской православной церкви", – подчеркнул отец Виссарион.
    17 ноября 2009, 15:46
    комментарий expertmus в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  12. 6 января 2010 г. в Грузинской Патриархии состоялась встреча Католикоса всея Грузии Илии II с архимандритом Романом (Лукиным), направленным в Грузию по решению Священного Синода Русской Православной Церкви для пастырского окормления русскоязычных верующих в Грузии. Архимандрит Роман передал Патриарху Илии рекомендательное письмо и поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Рождеством Христовым. В ходе беседы состоялось знакомство и обмен мнениями по насущным вопросам церковной жизни. Предстоятель Грузинской Церкви благословил архимандриту Роману совершать богослужения в тбилисском храме святого апостола Иоанна Богослова.
    Во встрече приняли участие архимандрит Вахтанг (Липартелиани), который 9 января отбыл в Москву для пастырского служения в грузинском храме святого Георгия Победоносца, и архимандрит Адам (Ахаладзе), настоятель Иоанно-Богословского храма города Тбилиси.
    Напомним, что до своего избрания Католикосом 23 декабря 1977 г. Илия (Гудушаури-Шиолашвили) возглавлял Абхазскую кафедру, куда был переведен в 1967 г., а в 1969 г. возведен в сан митрополита.
    Автокефалию Грузинская Церковь с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса) получила в 457 г. от Матери-Церкви Антиохийской. После вхождения Грузии в состав Российской империи в 1801 г. Грузинская Церковь имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви, а звание католикоса всея Грузии было упразднено 21 июня 1811 г. по решению Святейшего Синода. После февральского переворота 12 марта 1917 г. Грузинская Церковь на Мцхетском Соборе провозгласила в одностороннем порядке свою автокефалию, о чем уведомила Временное правительство. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Св. Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов.
    Святейший Патриарх Тихон осудил самочинный характер восстановления автокефалии Грузинской Церкви в своем послании от 29 декабря 1917 г. к Католикосу Кириону II, избранному на соборе в сентябре 1917 г. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было на долгие годы прервано и официально восстановлено лишь при Сталине согласно определению Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 г. (ЖМП. 1944, № 3. С. 7).

    11 января 2010, 14:58
    комментарий expertmus в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить
  13. В Абхазии впервые за 500 лет освятили храм

    Освящение восстановленного православного храма во имя святителя Николая и Казанской иконы Божьей Матери состолось 13 июля в абхазском селе Квитоули (Очамчирский район). Как отметили в Абхазской епархии, чин освящения храма не совершался абхазским духовенством около 500 лет.
    В интервью "Апсныпресс" представитель Абхазской епархии Герман Маршания сообщил, что обряд проходил по всем канонам. После освящения престола состоялась Божественная литургия.
    Церковь была построена в начале ХХ века. В советские времена церковь закрыли, а потом разрушили. Сегодня в восстановленном храме есть вся необходимая церковная утварь. Квитоульский храм восстановлен за год, кровля его покрыта керамической черепицей, благоустроена прилегающая территория.
    Церковь восстановлена на средства жителей Нижнего Новгорода и выходцев из села Квитоули.
    Управляющий Абхазской епрахией священник Виссарион Аплиа за участие в восстановлении церкви удостоил грамотами благотворителей: Софью и Владимира Денисовых (Нижний Новгород), а также выходцев села Квитоули Кобу и Кахабера Гогохия.
    Грамотой также была отмечена и регент хора Сухумского кафедрального собора Ангелина Концевич.

    16 июля 2010, 20:36
    комментарий expertmus в журнале expertmus
    expertmus.livejournal.com

    ОтветитьУдалить