Вспомнить об этом прискорбном факте пришлось по прочтении приглашения, в котором Министерство культуры РФ и Государственный исторический музей анонсировали презентацию 16 апреля 2010 года в 15.00 интереснейшего памятника русского искусства конца XVII в. – иконы «Спас Эммануил» по итогам реставрации. Как сообщалось в разосланном пресс-релизе, это уникальное произведение было выполнено в редчайшей технике, сочетающей масляную живопись и аппликацию из шелковых тканей, и после длительной реставрации и проведения целого комплекса исследовательских работ «Спас Эммануил» впервые размещается в постоянной экспозиции музея. Однако далее в музейной справке ГИМ сообщалось нечто странное на манер «желтой прессы»: «Её история полна загадок, разрешить которые специалисты пытаются уже второе столетие. Неясны происхождение этой огромной по своим размерам и первоначальные этапы истории ее бытования». Почти все СМИ без исключения, даже патриархийные, повторили всю эту бульварщину с еще более интригующими подробностями – «самая загадочная икона», «ничего нельзя сказать определенно - ни, где она появилась на свет, ни, кто ее автор» и вообще «памятник выжил лишь благодаря усилиям специалистов» и т.д. и т.п. Вот как раз у специалистов вся эта «пена» вызывает наибольшее неприятие, ведь речь идет о хорошо документированном произведении (см. илл.).
Спас Эммануил.
1682 г.
Москва.
2,24 х 1,2.
Икона поступила в Государственный Исторический музей из Высоко-Петровского монастыря в 1925 г.
ГИМ. Инв. 55695, И–VIII 5663.
Икона «Спас Эммануил» хранилась в Боголюбской церкви Высоко-Петровского монастыря при гробе убитых во время стрелецкого бунта 1682 г. Ивана и Афанасия Нарышкиных в трапезной (Григорий (Воинов). Высокопетровский монастырь в Москве. М., 1873. С. 19-20). Существует мнение, что икона попала в Высоко-Петровский монастырь из дома опального боярина В. В. Голицына (Корнюкова Л.А. Патриарх Никон: историческая справка // Исторический музей - энциклопедия отечественной истории и культуры. Труды ГИМ. 126. М., 2001. С. 131-160). Однако икона не зафиксирована в описи дома Голицина после его опалы, которая была опубликована Забелиным: Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. М., 1895. Ч. I. С. 559. Помимо этого, отсутствуют какие-либо документы о ее передаче в Высоко-Петровский монастырь именно из дома боярина В. В. Голицына.
Ближайшей аналогией «тафтяной» иконы в той же технике является образ «Спас Эммануил» из молельни при кремлевской дворцовой Распятской церкви.
В связи с вышеизложенным возникает целый ряд вопросов. Почему в пресс-релизе ГИМ, разосланном по всем СМИ, нет ни слова о происхождении иконы «Спас Эммануил» из Высоко-Петровского монастыря? Почему на презентацию в Государственном Историческом музее 16 апреля 2010 года в 15.00 не приглашен никто из представителей Московской Патриархии, прежде всего, вл. Меркурий (Иванов), епископ Зарайский, викарий Святейшего Патриарха, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, который 10 октября 2009 года был назначен наместником Высоко-Петровского монастыря? Почему в синодальных отделах никак не отреагировали на предстоящее событие?
Редакции нашего сайта уже не первый раз приходится предпринимать самое что ни на есть документальное расследование в поисках истины о наших утраченных святынях и уникальных иконах. См., например, статью «Спас Нерукотворный из Андроникова монастыря: расследование одной «сенсации»: http://expertmus.livejournal.com/18619.html.
Складывается впечатление, что после скандальных подробностей выставки русских икон в Лувре (Святыни под спудом пирамиды в Лувре, а нам – Пикассо) музейные чиновники сменили тактику и перешли на игру в «кошки-мышки» с Московской Патриархией. Последняя, словно не замечая расставленных ловушек, проводит встречи с теми, кто устраивает гонения на православных, подсовывает «куклу» посетителям Музея, выдаёт несколько щитов с фотографиями за «ландшафтно-визуальную экспозицию, посвященную Андрею Рублеву» ("Новое средневековье" (навстречу визиту Патриарха в Андроников)), подозревается прокуратурой в совершении уголовного преступления, замечен не раз в подкупе должностных лиц, привлекался к административной ответственности и попросту профнепригоден (см. подробнее: Кто нынче у власти в чести). Не секрет и то, что в Церкви давно действует «Пятая колонна», которая организует подобные встречи, и тот же Сергей Кравец из «Православной энциклопедии» активно лоббирует Геннадия Попова перед вл. Арсением (Епифановым)…
Просто стыд и срам: руководство страны активно поддерживает Церковь при разработке проекта Федерального Закона РФ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», а в самой Патриархии заняты лишь тем, что делят портфели между «своими» людьми в новых комиссиях. Вот уже и секретарь новой Патриаршей комиссии по культуре архим. Тихон (Шевкунов) проводит зарубежную (!) раскрутку сотрудников своего сайта, причем его протеже вещают даже о древнерусской иконописи, будучи никому неизвестными в научном мире:-)
Друзья! Насколько я понимаю, дискуссия лежит в несколько иной плоскости, чем можно бы было подумать по первому впечатлению от прочтения потока новостей. То есть, внутри музейного сообщества существует некое сообщество вполне православных добрых братьев... Так что же, не сокрушить ли нам верееи адовых врат? Я восхитился проектом - чем могу быть полезен? (По поводу проекта Ризницы).
ОтветитьУдалить26 апреля 2010, 4:51
комментарий dedushka_nil в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com