В свою очередь, наш сайт заинтересовался подробностями происхождения данной трещины и вот что удалось выяснить. В протоколе расчистки иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева, подписанном 23 июня 1925 г. известным искусствоведом графом Ю.А. Олсуфьевым, нет ни слова о злополучной трещине и, более того, отмечена «прекрасная сохранность лика правого ангела». Данный протокол из архива ГТГ недавно опубликован в сообществе rublev_museum и с ним может ознакомиться любой посетитель, взыскующий правды: http://community.livejournal.com/rublev_museum/7755.html
Когда же легла трещина на лик рублевского Ангела? В 1929 г. чудотворная икона «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева была передана в Третьяковскую галерею (инв. № 13012) из Сергиевского историко-художественного музея. Наш сайт уже обращал внимание общественности на то, какими тяжелыми последствиями подчас оборачивается казалось бы безобидная межмузейная «реституция» для бесценных памятников древнерусской живописи: http://expertmus.livejournal.com/29091.html
На спланированный характер акции 1929 г. по «реституции» чудотворного образа «Троицы» в Третьяковскую галерею, а точнее по разрушению целостного наследия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, неоспоримо указывает тот факт, что сразу же вслед за этим ударом по лаврской святыне 27 января 1930 г. с лаврской колокольни были сброшены колокола-великаны.
О том, какая катастрофа произошла с рублевской «Троицей» в Третьяковской галерее, вновь свидетельствуют архивные документы, а именно протокол совещания по вопросам укрепления иконы «Троица» от 29 мая 1931 г. Согласно данному протоколу, трещина «Троицы» Рублёва впервые «была зарегистрирована 14 марта 1931 г.» (реставратор Третьяковской галереи Гамза). 25 марта 1931 г. срочно собранный консилиум специалистов обследовал быстро расширявшуюся трещину и принял решение начать увлажнение «Троицы» с 12 апреля 1931 г., постепенно доведя влажность до 71%. Предпринятые авральные меры позволили несколько замедлить опасное расширение трещины, однако полному схождению досок начала препятствовать средняя шпонка, которую так «повело», что она стала упираться своим широким торцом в край соседней доски. В итоге продолжительных дискуссий комиссия поручила реставратору В.О. Кирикову срезать в 1931 г. выступ средней шпонки. Дальнейшими мерами комиссии по борьбе с трещиной рублевской «Троицы» в 1932 г. стали рекомендации укрепить с лицевой стороны отстающий на месте трещины левкас с красочным слоем с помощью глютени (воско-смоляная мастика) и заполнить трещину с оборотной стороны также мастикой.
Таким образом, трещина на лицевой стороне чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева, которая пересекла чудный лик правого Ангела, появилась именно в Третьяковской галерее. Все шесть столетий, пока рублевская «Троица» бережно сберегалась Церковью в родных стенах Лавры, она была в прекрасной сохранности, как показывают архивные документы. Закрытие Лавры и чудовищный удар, нанесенный безбожниками лаврским святыням, отозвались таким скорбным эхом в рублевской «Троице», что непоправимая рана была нанесена правому Ангелу, символизирующему ипостась Спасителя.

Между тем, Левон Нерсесян и Ко потчуют «честных» журналистов, не утруждающих себя элементарной проверкой полученных от Нерсесяна сведений, чудовищной дезинформацией, что якобы трещина на поверхности «Троицы» – это дефект, «обнаруженный ещё в начале века 20-го, когда в 1904 г. художник Василий Гурьянов взялся расчищать икону, причем довольно грубым образом». Таковы нынче и нравы, и методы «демократов» от искусствоведения, которые требуют от президента РФ Дмитрия Медведева и министра культуры РФ Александра Авдеева, чтобы монополия на «оперативное управление» чудотворной святыней, каковой является икона «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева, была передана кучке «хахамов», поднаторевших на интригах и травле известных ученых: http://expertmus.livejournal.com/1697.html).
Как используется такая монополия хорошо иллюстрирует пример со статьей «Троица Андрея Рублева» в Википедии, которая была взята «под замок» после того, как Левон Нерсесян вошел в сговор с горе-модераторами этой русскоязычной версии. Вопреки международным правилам, установленным по всему миру для общедоступной на разных языках Wiki, особый режим для статьи «Троица Андрея Рублева» в русскоязычной Википедии состоит в том, что над статьей полностью хозяйничает нерсесяновский кагал (даны ссылки ТОЛЬКО на аудиозаписи самого Нерсесяна и материалы по спровоцированному им скандалу, не говоря о том, что выхолощен и обрезан тем же Нерсесяном список литературы о «Троице», где указаны ТОЛЬКО морально устаревшие публикации «заправил» кампании против возвращения «Троицы» - Г.И. Вздорнов, Г.В. Попов etc). Становится понятным, для чего весь этот кагал так заинтересован в музейном пленении рублевской «Троицу», ведь только в подконтрольном им «учреждении культуры» можно беспрепятственно выхолащивать духовную основу православной святыни, наклеивать на нее ложные ярлыки «Ветхозаветной Троицы» и подменять истинную богословскую трактовку чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева невежественными инсинуациями. Наподобие тех, какими напичкан нерсесяновский "материал" в Википедии…


спасибо за ссылки и вообще за статью
ОтветитьУдалитьно факты:
1) цвета центрального ангела христологичны
2) положение его в "чаше". образуемой двумя крайними Ангелами указует на Чашу Искупления
3) Древо Жизни - Древо Крестное
4) Сын в формуле во имя Отца и Сына и Святго Духа в середине
25 марта 2009, 20:58
комментарий pilgrimminstrel в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Я правильно понимаю, что весь пафос г-на Нерсесяна обусловлен его антиправославными убеждениями?
ОтветитьУдалить25 марта 2009, 23:20
комментарий sergius_caesar в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Как понимаю, искусствоведы считают вопрос персонажей спорным и дискутируют на эту тему... впрочем, главное-то то, что сама икона в целом понесла урон, когда оказалась в ручонках "защитников культуры"...
ОтветитьУдалить26 марта 2009, 3:34
комментарий tverdyi_znak в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Видите ли, в годы безбожия богословие образа было подменено на искусствоведческую "лирику". Несмотря на вынужденный внешними обстоятельствами характер такого подхода к иконе, в т.ч. недоступность источников, оказалось, что сейчас некоторые осознанно держатся той же линии...
ОтветитьУдалитьТеперь что касается перечисленных фактов. Увы, они далеки об богословия и грешат терминологической неточностью.
1) цвета не могут быть "христологичны". О символике цвета одежд Ангелов см. вышеприведенные ссылки, где разбирается недопустимость филиокве
2) Древо Жизни оно и сопутствует жизни Подателю
3) данная формула неразрывно связана с осенением крестным знамением
26 марта 2009, 11:42
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Этот г-н, действительно, адепт некоего нетрадиционного культа. "Видение пророка Даниила", которым он занимался под руководством О.С. Поповой, не в счет, т.к. его опусы на данную тему вторичны.
ОтветитьУдалить26 марта 2009, 11:49
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Постарайтесь отойти от икусствоведческих клише и познакомиться с приведенными выше ссылками на литературу по данному вопросу.
ОтветитьУдалитьВал искусствоведческого нарратива по всяческим интерпретациям рублевской "Троицы" уже настолько повредил богословскую мысль, что некоторые пастыри начали всерьез рассуждать об апофатизме и невозможности определенной идентификации Божественных Лиц. Будто "Живоначальная Троица" была написана прп. Андреем Рублевым в мирном житии, а не во время борьбы с ересями.
Недопустимо обсуждать богословие образа через субъективное восприятие.
27 марта 2009, 16:10
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Лучше всегда помнить о том, что "твердая пища - это пища совершенных", тогда избежишь соблазна впасть в суемудрие еретика, который "противно Христу повелевает, яко от древа животнаго, от причащения удалятися".
ОтветитьУдалить27 марта 2009, 16:35
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Зафрендил Вас и желаю удачи в борьбе за русские святыни.
ОтветитьУдалить29 марта 2009, 18:05
комментарий orel_dozor в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com