Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 4:
Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/ и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской, глас 8:
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние,/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Величание Божией Матери пред иконой Ее Казанской:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / от негоже истекает благодатная помощь // всем, с верою притекающим к нему.
Богоматерь Казанская.
Первая четверть XVIII века.
85 х 58.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева от частного лица.
ЦМиАР. КП 4235.
Сохранность: крупные и небольшие тонированные левкасные вставки, утраты, потертости красочного слоя, серебра, на торцах и обрезах разных размеров кованые гвозди с остатками ткани около них.
Одна из самых почитаемых в России икон Богоматери. Обретена 8 июля 1579 г. в городе Казани, в земле, на пепелище дома стрельца Данилы Онучина его десятилетней дочерью Матроной. Повесть о явлении и чудесах иконы, дошедшая до нас в авторской рукописи, написана казанским митрополитом, впоследствии патриархом Гермогеном, участником события обретения святыни. Список с явленного образа был вскоре отправлен в Москву царю Иоанну Грозному. На месте явления иконы по повелению царя был выстроен монастырь во имя чудотворной иконы.
В конце XVI - начале XVII вв. почитание образа Богоматери Казанской распространилось в Поволжье. Список с иконы находился в сформированном в Ярославле ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, освободившего Москву в 1612 г. от польско-литовских интервентов. Икона особо почиталась династией Романовых. В 1636 г. на Красной площади был выстроен каменный Казанский собор, где помещен прославленный в Москве образ (собор ныне восстановлен по проекту Г.Я. Мокеева и О.И. Журина). В царствование Алексея Михайловича было установлено общерусское празднование иконе. Во второй половине XVII в. иконы Казанской Богоматери распространились по всей России. В начале XVIII в. по повелению Петра I одна из почитаемых Казанских икон перенесена в Петербург. В 1811 г. здесь освящен величественный собор Казанской Богоматери, построенный по проекту архитектора А.Н. Воронихина. Явленный в Казани чудотворный образ, находившийся в девичьем Казанском монастыре, был похищен в 1904 г.
Иконография иконы относится к типу Одигитрии. На некоторых списках иконы XVII в. (Тобольской, Каплуновской) Богоматерь изображена в короне.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий