Тропарь обретению главы Иоанна Предтечи, глас 4:
От земли возсиявши, Предтечева глава, / лучи испущает нетления верным исцелений: / свыше собирает множество Ангел, / доле же созываем человеческий род, // единогласную возсылати славу Христу Богу.
Молитва ко святому Иоанну Предтече:
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене: но, совокупляяся с вои небесными, молися ко Владыце за мене недостоинаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяи конца греховному обычаю: пригвожден бо есть ум мои земным вещем. Что сотворю, не веем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святыи Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия: Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыи-надесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Еи, Крестителю Христов, честный Предтече, краинии пророче, первыи во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближнии друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи: обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяи грех, покаяние же проповедуяи во очищение когождо дел скверных: очисти убо мя грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, в царствие небесное. Аминь.
Глава св. Иоанна Предтечи. 1870 гг. 13,3 х 11,5. Оклад. 1874 г. Москва. Фирма Д.М. Шелапутина. 13,5 х 11,7. Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева путем приобретения у частного лица. ЦМиАР. КП 4748/1-2. Сохранность: утраты грунта с выщерблинами дерева, осыпи живописного слоя, патина и частичные утраты золочения на окладе.
Оригинал взят у expertmus в Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи
После Усекновения честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна его св. глава была сокрыта Иродиадой в нечистом месте, во избежание воскресения пророка. Византийские письменные источники, повествующие о событиях последующих Обретений, расходятся друг с другом (Walter Ch. The Inventions of John the Baptist's Head in the Wall-calendar at Gracanica. Its place in Byzantine Iconographical Tradition // ЗЛУ, 16 . Нови Сад, Матица Српска, 1980. Р. 71-73). Первое сообщение об Обретении святыни находится в «Церковной истории» Созомена, который относит это событие к правлению императора Валента (364-378). Согласно ему, св. глава попала во владение нескольких монахов, принадлежавших к духоборческой ереси, и была перенесена ими в Евдом (Ebdomon) к Ю-З от Царьграда, где при императоре Феодосии для святыни была построена дворцовая церковь Иоанна Предтечи. Этой версии следуют и другие византийские историки. В то же время в церковной историографии получила распространение версия Дионисия Экзигия (Dionysius Exiguus), согласно которой св. глава впервые была обретена двумя монахами, совершавшими паломничество в Иерусалим, после явления им во сне самого Предтечи, указавшего место, где нужно копать. По пути ими был встречен разорившийся горшечник из сирийского города Эмесы, которого они заставили нести обретенную святыню, помещенную во вретище, не сказав ему, что именно он несет. Ночью его пробудил сам Иоанн Креститель и повелел тайно от монахов отнести в Эмесу его главу. Там она хранилась потомками горшечника, передаваясь из рук в руки, пока ее местонахождение не было потеряно. Затем произошло Второе Обретение. Скудель, в который горшечник положил святыню, был найден архимандритом Маркеллом, благодаря еще одному явлению Иоанна Предтечи. Он известил эмесского епископа Урания, который построил для нее базилику. Дионисий Экзигий умер в ок. 550 г. Примерно двадцать лет спустя анонимный автор «Itinerarium ad loca sancta» посетил Эмесу, где он видел и поклонялся св. главе, лежащей в вазе.
Версии Экзигия следует составитель Константинопольского синаксаря в тексте под 24 февраля, автор «Concio» и Симеон Метафраст. На последнем авторе следует остановиться подробнее. Св. Симеон Метафраст, византийский агиограф, живший в X в., составил жития многих святых, переработав при этом большое количество древних рукописей с житийными повествованиями и мученическими актами. В «Слове, обнимающем Рождество, воспитание и Усекновение святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна и чудесные Обретения честной главы его», он объединил житие святого с повествованиями о двух первых Обретениях. Памятник состоит из 35 коротких глав: 1 глава - предисловие; 2-18 - перечисление событий Зачатия, Рождества и Усекновения, изложенных близко к текстам Евангелия, за исключением гл. 17, где говорится, что на пиру Ирода танцевала Иродиада (эта неточность характерна для многих житийных и святоотеческих текстов, начиная с Оригена). В главах 19-34 своего сочинения он повествует о событиях Обретений: глава 19 - сокрытие Иродиадой главы Предтечи; 20-21 - смерть Ирода и Саломеи; 22-25 – история первого Обретения главы двумя монахами, эмесский горшечник; 26-28 - история еретика Евстафия, вторичное сокрытие главы в пещере; 29-32 - подробное изложение истории второго Обретения главы игуменом Мар-келлом и ее изнесение; 33-34 - чудо с пресвитером Малхом. Неизвестно, какими источниками пользовался автор в своем изложении событий Обретений, помимо сочинения Дионисия Экзигия. Здесь впервые встречается рассказ о еретике Евстафии. Согласно св. Симеону Метафрасту, перед своей кончиной горшечник передал св. главу Иоанна Предтечи своей сестре, завещая хранить ее благоговейно и перед смертью передать благочестивому лицу. Так святыня попала к некому иеромонаху Евстафию, который, уклонившись в арианство, держал святыню втайне, а происходящие от нее чудеса приписывал себе и правоте своего учения. Когда же жители Эмесы решили изгнать его за распространение ереси, он ночью спрятал сосуд со св. главой в пещере, надеясь впоследствии вернуться и взять святыню. Однако на этом месте был основан православный монастырь, что воспрепятствовало исполнению замысла Евстафия. Здесь по прошествии определенного времени она была обретена вторично игуменом Маркеллом.
Что касается событий Второго Обретения, то предание согласно свидетельствует о том, что их подробное описание было составлено их непосредственным участником игуменом Маркеллом. Его повествование сохранилось как в качестве самостоятельного сказания, так и в составе других письменных источников, в том числе в сочинении Дионисия Экзигия и Симеона Метафраста. По сказанию игумена Маркелла, Второму Обретению предшествовало два его сонных видения. В первом он видел св. Иоанна Крестителя стоящим в монастырской церкви и благословляющим небесные чины, которые славили его пришествие. Затем святой благословил Маркелла сосудом, полным меда, и удалился. На иконе изображен второй сон игумена, когда «некая рука трижды толкнула его в правый бок, и раздался голос: «Вот, я дарован вам; встань, следуй за звездою, которая пойдет перед тобою, раскопай то место, куда она приведет тебя, и обрящешь меня» (Жития святых, изложенные по руководству четьих-миней свт. Димитрия Ростовского. Т. 6. Февраль. М., Синодальная типография, 1907. Т. 6. С. 430). Далее повествуется, как, восстав от сна, Маркелл последовал за звездой, которая привела его к пещере; сотворив молитву, он начал копать и нашел священный сосуд, в котором почивала св. глава Иоанна Предтечи. Игумен воскурил перед главой фимиам, воздал ей поклонение и, закрыв сосуд снова, вышел из пещеры. На выходе он встретился с архимандритом Геннадием, пришедшим в Маркеллову обитель, который рассказал ему о пророческом сне, виденном им об этой пещере. Согласно тексту сказания, содержание сна Геннадия было следующим: «Я видел,- говорил он Маркеллу,- будто оба мы стоим на том самом месте, где находимся и теперь. Здесь было множество ячменного хлеба, который был чище и светлее солнца. В пещеру входило множество народа, который воспринимал из наших рук этот хлеб. Однако количество его не только не умалялось, но наоборот, все возрастало». Тогда Маркелл, уразумев, что видение было ему от Бога, показал Геннадию обретенную святыню. Согласно сказанию игумена Маркелла, после обретения им св. главы он хранил втайне происшедшее, не сообщая даже эмесскому епископу Уранию, желая вначале оповестить некоего старца-подвижника. Так он промедлил пять дней, но на шестой его поразила внезапная болезнь. Архимандрит Геннадий убеждал Маркелла открыть все епископу, и как скоро тот дал свое согласие, так тотчас исцелился от своего недуга.
По сказанию игумена Маркелла,, «окончив молитву, епископ взял сосуд с честною главой и вынес его из-под земли. Некий пресвитер из числа бывших с ним, по имени Малх, не поверил происшедшему, говоря: Откуда здесь могла появиться глава Предтечи?» Говоря так, он дерзновенно положил руку в сосуд и прикоснулся к волосам честной главы Крестителя. Вдруг за его неверие рука иссохла и пристала к сосуду. Видя сие, все весьма ужаснулись. Епископ с предстоящими стали прилежно возносить молитву Богу. Тогда Малх с большим трудом смог отнять руку от сосуда, а сам остался больным». Согласно источникам, святыня была обретена игуменом Маркеллом 18 февраля 452 г., изнесена из пещеры 24 февраля, а 26 октября того же года помещена в новой церкви в епископии. Незадолго до ее перенесения в этот храм, Иоанн Креститель явился Малху во сне и повелел ему коснуться больной рукой не самой св. главы, но сосуда, вмещавшего ее. Поступив так, пресвитер получил исцеление.
Службы Обретениям складываются в ΙХ-ХΙ вв., причем Третье получает день отдельного прославления, а Первое и Второе Обретения группируются в один праздник. Тем не менее, для византийских и древнерусских менологиев характерно помещение текстов, относящихся к Первому и Второму Обретениям, под датой Третьего, и наоборот. В Московском Менологии греч. 183 текст, помещенный под 25 мая, заканчивается описанием Второго Обретения. Такую же картина наблюдается в славяно-русских памятниках. Слово на Обретение честныя главы святаго славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, нач.: «Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет...» помещено в Минее четье XVII в. (ок. 1630 г.) в февральском томе (ОР РГБ. ф. 304/1. № 674. Л. 150 и сл.), а в Торжественнике XVII в. (ф. 152. № 89. Л. 487-491) оно указано на Третье Обретение. «Слово о повести на Третье Обретение святого славного во пророцех Предтечи Крестителя Иоанна, честныя и славныя главы его, како обретена бысть», нач.: «Инока два от востока устремишася честнаго Креста месту...» по содержанию отвечает событиям Первого и Второго Обретений, но помещалось то под 24 февраля (ОР РГБ. ф. МДА, № 92.1. Минея четья за февраль месяц, XV в. Л. 268 и сл.; ф. 113. № 594. Минея четья за февраль, к. XV - н. XVI вв. Л. 216 и сл.; ф. 113. № 487. Торжественник 1567 г. Л. 65 об.), то под 25 мая (ф. 304/1. № 676. Минея четья Германа Тулупова 1630 г., месяц май. Л. 663 об. и сл.). Слово на Третье Обретение, приписывавшееся преп. Феодору Студиту, нач.: «Третие явление Предтечевы главы памяти нынешний день принося созывает ны, о христолюбцы...», находится в февральском томе Минеи четьи XV в. (ф. МДА 0020/Л-47. №92.1. Л. 272 и сл.).
В состав славяно-русских миней - четьих и житийных сборников входило несколько литературных памятников, составлявших чтения на эти праздники. «Слово на Третье Обретение», приписывавшееся преп. Феодору Студиту, нач.: «Третие явление Предтечевы главы памяти нынешний день принося созывает ны, о христолюбцы...» (ОР РГБ ф. МДА 0020/Л-47. № 92.1. Минея четья за февраль, XV в. Л. 272 и сл; ф. 304/1. № 676. Минея четья Германа Тулупова 1630 г., месяц май; ф. 304/1. № 754. Сборник житий XV в. Л. 284 и сл.; ф. 113. № 645. Жития святых с прибавлениями, XVI в. Л. 234 и сл.; ф. 113. № 487. Торжественник 1567 г. Л. 148 и сл.; ф. 113. № 505. Сборник из четырех рукописей XV-XVI вв. Л. 177 и сл.); «Слово на Обретение честныя главы святаго славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна», нач.: «Праведник, aine постигнет скончатися, в покои будет...» (ОР РГБ. ф. 304/1. № 674. Минея четья за февраль, ок. 1630 г. Л. 150 и сл.; ф. 152. № 89. Торжественник XVII в. Л. 487-491); «Слово на Обретение честныя главы святаго славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», нач.: «Явися пребогатый вселенский апостол и присный друг Христов...» (ОР РГБ. ф. 37. № 430. Сборник слов и житий XV-XVI вв. Л. 193 об. и сл.; ф. 113. № 487. Торжественник 1567 г. Л. 67 и сл.; ф. 113. № 594. Минея четья за февраль, к. XV - н. XVI вв. Л. 211 и сл.) и «Слово на Третье Обретение св. главы Иоанна Предтечи», нач.: «Сице бысть обретение третие Предтечевы главы, первее бо взят ю жена Хузаня от дворца Иродиина...» (краткое поучение из пролога) (ОР РГБ. ф. МДА 0020/Л-47. № 224. Сборник полууставной разных рук, XVI и XVII вв. Л. 114-148. Согласно его тексту, главу Иоанна после усекновения взяла благочестивая жена домоправителя Ирода Хузы, которая бережно похоронила ее. За исключением последнего памятника, все названные источники являются переводными. Существовало также отдельное сказание под названием «Обретение главы пророка и Крестителя Христова Иоанна Предтечи пресвитером и архимандритом Маркеллом в Эмесе, в царствование Валентиниана и Маркиана» (Памятники древней письменности и искусства. Т. 9. СПб., 1880. Списано с пергаменного сборника XV в. из библиотеки св. Синода. № 78. Л. 147-154, 155-162). Отдельные упоминания об Обретениях встречаются в словах на праздник Усекновения.
Среди них следует выделить «Слово о повести на Третье Обретение святого славного во пророцех Предтечи Крестителя Иоанна, честныя и славныя главы его, како обретена бысть» (нач.: «Инока два от востока устремишася честнаго Креста месту...»), которое является отрывком из «Слова» Симеона Метафраста (ОР РГБ. ф. МДА. № 92.1. Минея четья за февраль месяц, XV в. Л. 268 и сл.; ф. 113. № 594. Минея четья за февраль, к. XV - н. XVI вв. Л. 216 и сл.; ф.113.. № 487. Торжественник 1567 г. Л. 65 об. и сл.; ф. 304/1. № 676. Минея четья Германа Тулупова 1630 г., месяц май. Л 663 об. и сл.; ф. 37. № 411. Торжественник XV- XVI вв. Л. 222 и сл.). Целиком метафрастово «Слово» не было известно в древнерусской письменности до третьей четверти XVI в. (Владимиров В.В. Новые данные о литературной деятельности князя Андрея Курбского // Труды IX археологического съезда в Вильне 1893 года. Ред. Уваровой. Т. II. М., 1897. С. 308-316), однако его отдельные фрагменты были переведены значительно раньше и распространились в большом количестве списков, в том числе и та его часть, в которой описана история Обретений св. главы Предтечи. Впоследствии сочинением Метафраста о Иоанне Крестителе пользовался свт. Димитрий Ростовский при составлении своих Четьих Миней.
Одно из самых ранних изображений Первого или Второго Обретения главы Предтечи появляется в капелле в Севастии, расписанной незадолго до 1185 г. (Croufoot J.M. Churches at Bosra and Samaria - Sebaste // British School of Archeology in Jerusalem. Supplementary Papers. 4. London, 1934. P. 24-39, pl. XII). На фреске двое юношей выкапывают святыню из холма, а слева представлены два других персонажа в монашеских одеждах. Сцена лишена надписей, поясняющих, какое из первых двух Обретений имелось в виду, однако присутствие монахов в композиции однозначно свидетельствует о начале формирования иконографии Первого и Второго Обретений. В клейме синайской иконы «Иоанн Предтеча с житием» конца XII в. св. глава Крестителя лежит на земле, три персонажа в длинных монашеских одеждах обступили ее с обеих сторон, держа в руках зажженные свечи и благоговейно взирая на нее; вертикальный столп света нисходит на святыню сверху из небесного сегмента (Sotiriou G. Et M. Icones du Mont Sinai. V. I. Athenes, 1956. Pl. 168). Описанная схема также совмещает черты как Первого, так и Второго Обретения. Под датой 24 февраля в стенном календаре храма в Козии, XIV в., представлено изображение двух монахов, выкапывающих святыню из пещеры при помощи лопаты и кирки (Walter Ch. The Inventions of John the Baptist's Head in the Wall-calendar at Gracanica. Its place in Byzantine Iconographical Tradition // ЗЛУ, 16 . Нови Сад, Матица Српска, 1980. Р. 72). Примеры подобных «обобщенных» изображений Первого и Второго Обретений главы Предтечи в искусстве достаточно многочисленны. В клейме болгарской иконы XVII в. из монастыря св. Троицы в Евтрополе на переднем плане изображен почти квадратный саркофаг, в котором лежит св. глава; позади его стоят два монаха, активно жестикулируя. Событие представлено на фоне архитектуры. Близко к описанной схеме изображение Обретения на другой болгарской иконе того же времени, хранящейся в Археологическом музее в Софии: в центре на земле стоит чаша со св. главой, по сторонам от нее помещены два монаха в нимбах, указывающие на святыню; действие происходит на фоне архитектурных кулис. На афонской иконе из монастыря Дохиар помещено две сцены Обретений: в первом клейме глава Крестителя стоит в драгоценной чаше в пещере, а по сторонам от нее, в пещере же, изображены два коленопреклоненных монаха. Во втором изображена высокая стена, в правой части которой расположен арочный проем двери. В проеме стоит св. глава в своей драгоценной чаше, в левой части сцены ей предстоят монах и кадящий епископ. Возможно, в первом случае имелось в виду Первое Обретение, а во втором - Второе; или же в обоих клеймах представлено изображение истории Второго Обретения.
Здесь будет уместно подчеркнуть литургический контекст образа, который являлся в Византии зримым отображением церковной службы праздника. Церковное празднование Первому и Второму Обретению, как было отмечено выше, совершалось в один день. Поэтому первоначально сложилось общее изображение, «собирательный» образ с чертами обоих Обретений. Изображение усеченной главы Иоанна Предтечи в чаше или на блюде появляется как самостоятельная композиция не ранее второй половины XVI в.(см. илл.).
Согласно западной традиции, при захвате Царьграда 14 апреля 1204 г. во время IV крестового похода каноник Валлон де Сартон (Wallon de Sarton) из Пикинии (Picquigny) нашел в развалинах одного из константинопольских дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем св. главы Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся св. Иеронимом, по свидетельству котрого Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове св. Иоанна. 17 декабря 1206 г. в третье воскресенье Рождественского поста епископ Амьена Ричард Герберойский (Richard de Gerberoy) торжественно встретил св. главу Иоанна Предтечи, которую доставил в Амьен Валлон де Сартон. В 1220 г. епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, куда и была перенесена его главная его святыня - лицевая часть честной главы святого Иоанна (см. илл). С этого времени начинается почитание главы св. Иоанна в Амьене и по всему северу Франции. Первым для почитания честной главы приехал в 1264 г. св. Людовик, король Франции. Затем приезжали его сын - Филипп III Смелый, Карл VI и Карл VII, которые сделали вклады для украшения святыни.
Реликварий честной главы св. Иоанна Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 г., когда по указу Конвента с него были сняты все драгоценности, а честную главу было приказано захоронить. Но мэр города Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve) тайно забрал св. главу в свой дом. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). В 1816 г. св. глава Иоанна Предтечи была возвращена в собор. В 1958 г. по благословению епископа Амьена специальная комиссия из медиков-экспертов провела исследование святыни в Амьене и огласила следующие выводы: лицевая часть, называемая главой св. Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости Средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита; возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов, но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25-40 годами); тип лица – европеоидный; малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским».
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
С огромным интересом.
ОтветитьУдалить9 марта 2010, 18:15
комментарий likushin в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Спасибо! Интересно, что за златые лилии на лазурном фоне на блюде?
ОтветитьУдалить/которая от Шелапутина/?
давно замечаю, что в изображентии Честной Главы как правило, присутствуют элементы обычно несвойственного православному обиходу натурализма: правда, посмотришь- и ничесоже круглого вкушать не захочется... (народный обычай на Усекновение...
9 марта 2010, 20:34
комментарий al_kazilo в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com