АКТ
о результатах проверки в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых по федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации"
от 20 марта 1997 года г. Москва
В соответствии с планом работы Счетной палаты Российской Федераций на 1997 год и Удостоверениями на право проверки, выданных аудитором Счетной палаты Российской Федерации Черномордом П.В. 23 января 1997 года № 12-29-3 и 3 февраля 1997 года № 12-29-17, ведущим инспектором С.М. Серегиным и старшим инспектором Г.М. Ксынкиной проведена проверка в Централъном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева полноты поступления бюджетных ассигнований, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и использования федеральной собственности в 1995-1996 годах, а также выборочная проверка финансовых операций в 1994 году.
1. Общие вопросы
Музей является государственным, научно-исследовательским и культурно-просветительным учреждением.
Музей им. Андрея Рублева основан в 1947 году и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.12.91 г. № 294 "Об особо ценных объектах национального наследия России" отнесен к особо ценным объектам культурного наследия и является достоянием народов Российской Федерации. Музей находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
Положение о Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 1994 года № 828.
Основными задачами музея являются хранение и собирание ценностей православной художественной культуры и искусства, научно-исследовательская и просветительная деятельность в области древнерусской культуры и искусства.
Здания, сооружения и другое имущество музея являются федеральной собственностью и находятся в его оперативном управлении. Занимаемые музеем земельные участки находятся в его бессрочном и безвозмездном пользовании. Изменение формы собственности либо перепрофилирование музея не допускается.
В соответствии с Положением музей имеет филиал - "Церковь Покрова в Филях", филиал не имеет самостоятельного статуса. Документа, определяющего его отношения с музеем на момент проверки не разработано. Сотрудники филиала числятся в штате музея. Заведующей филиалом является заместитель директора музея Иващук М.Н.
В соответствии с Положением в музее созданы, утверждены и работают Ученый совет, Научно-методический совет и Фондово-закупочная комиссия. Основными задачами Ученого совета являются рассмотрение, обсуждение, согласование и утверждение материалов научных исследований и разработок музея в области экспозиционно-выставочной, научно-фондовой, просветительной, научно-методической, издательской работы, перспективных планов отдельных направлений деятельности музея.
Фондово-закупочная комиссия ЦМиАР создана для рассмотрения и вынесения решений по вопросам комплектования фондов музейных коллекций посредством регулярных связей с государственными и частными лицами.
В 1995 году Фондово-закупочной комиссией музея было рассмотрено 66 памятников древнерусского искусства, из них было закуплено 33. Среди закупленных несколько особо ценных раритетов древнерусского искусства – икона "Богоматерь Одигитрия" 2-ая четверть 17 века, Воло-гда; икона "Великомученница Анастасия" середина 16 века, Вологда; миниатюра "Евангелист Марк" начало 16 века, Новгород; Крест - напрестольный восьмиконечный 1624 года и другие.
В 1995 году на закупку предметов искусства было выделено 305 млн. рублей, израсходовано на приобретение согласно представленной бухгалтерией музея справки - 200, 2 млн. рублей. Однако, по данным Фондово-закупочной комиссии, раритеты древнерусского искусства были приобретены на общую сумму 214, 3 млн. рублей.
Распределителями кредитов в музее в проверяемый период являлись:
с правом первой подписи
Попов Г.В. – директор
Морозов Е.В. - зам. директора по АХЧ
Иващук М.Н. - зам. директора, зав. филиалом "Церковь Покрова в Филях"
с правом второй подписи
Арманд А.И. - гл. бухгалтер
Кудрявцева Р.С. - зам. гл.бухгалтера
В процессе проверки финансового состояния музея за период 1994 - 1996 годов было установлено нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на основную деятельность организации.
В 1995 году Музей произвел выплату в размере 2, 0 млн. рублей за счет бюджетных средств по решению Таганского муниципального суда г. Москвы от 17.04.95 г. (приказ директора ЦМиАР Попова Г.В. № 70от 18.05.95г.). В соответствий с приказом № 16 от 26.01.95 г. (Попов Г.В.) на Павловскую О.Е. было возложено дисциплинарное взыскание в виде перевода на нижеоплачиваемую должность, вследствие этого Павловская О.Е. подала исковое заявление. Решение суда явилось положительным в адрес истицы, в результате чего последней должен быть возмещен моральный ущерб, что и было сделано за счет средств фонда материального поощрения музея, формируемого в основном за счет бюджетных средств. Однако, согласно КЗОТ РФ (статья 214), эта сумма должна быть возмещена из заработной платы директора музея Г.В. Попова.
Подобный исполнительный лист о снятии дисциплинарного взыскания со Спиридонова К.Э. и возмещении морального ущерба в размере 200, 0 тыс.рублей от 1.08.95 г. с резолюцией директора музея Попова Г.В. "В бухгалтерию к оплате 8.09.95г." находится в бухгалтерии и не исполнен до настоящего времени, так как в резолюции не указан источник, за счет которого произвести выплату.
Музей затрачивает большие средства на изготовление печатной и рекламной продукции. Так, за период 1994 - 1996 годов за счет бюджетных средств в объеме 279, 2 млн. рублей изготовлено 85462 экземпляра печатной продукции. Незначительная часть ее распределена в качестве рекламной продукции и реализована. Остальная (57392 экз.) находится на складе, теряя со временем свою актуальную роль в пропаганде древнерусского искусства, привлечении и увеличении посещаемости музея, его экспозиционных залов. Это свидетельствует о неэффективности использования бюджетных средств, израсходованных на эти цели, и слабой работе издательско-рекламного отдела музея, который возглавляет Саминский А.Л.
В музее на момент проверки не разработано и не утверждено Положение о фонде творческо-производственного и социального развития.
В музее сформирован "нештатный" фонд. Положение о нем не разработано. Во время проверки не было дано экономического обоснования формирования этого фонда и направлений его целевого расходования.
За счет этого фонда в ЦМиАР производятся выплаты за различные работы, которые должны были выполняться штатным персоналом в пределах бюджетных ассигнований, открываемых на оплату труда.
Во время проведения проверки были отмечены нарушения по обеспечению сохранности денежных средств при их транспортировке.
Вместо полного финансового отчета только 24 января 1997 года "Русская Галерея" после неоднократных требований бухгалтерии музея представила "акт выполненных работ на 120, 0 млн. рублей по договору № 28/2", подписанный Н.А. Гордеевой и утвержденный директором музея Г.В. Поповым. Однако, согласно этого акта, основным исполнителем подготовительных и организационных работ по выставке явилась компания "Арчер аквариус ЛТД" ( 8 пунктов из 16). Кроме того, из дополнительно представленных "Русской Галереей" в феврале 1997 года документов следует, что стоимость авиабилетов в экономклассе Москва-Франкфурт-Москва составляла 3, 1 млн. рублей, а в принятом и утвержденном руководством музея "акте" она определена в сумме 5,9 млн. рублей. В дополнительных документах отсутствует подтверждение расходов в размере 5, 0 млн. рублей на проведение рекламной компании (пункт 2.1.10. договора) и т.д.
Командировочные расходы сотрудников музея оформлены по платежной ведомости "Русской Галереи" без номера "за март 1996 г." без учета установленных норм на эти цели и т.д. По состоянию на 14 марта. 1997 года из-за отсутствия финансовых отчетных документов в размере 119, 57 млн. рублей (430,0 тыс. рублей возвращены "Русской Галереей" в бухгалтерию музея за оформление таможенной декларации по приходному ордеру № 163 от 17.07.96) вся сумма числится в дебиторской задолженности, что должно быть классифицировано как недостача.
За 1995 год в утвержденном штатном расписании 16.03.95 г. директором Музея Поповым Г. В. штат устанавливался в количестве 258 единиц с месячным фондом 47, 9 млн. рублей; в итоге было распределено - 47, 3 млн. рублей, т.е. экономия в cyмме 0, 6 млн. рублей уже была заложена, а не складывалась в процессе деятельности, что говорит об искусственном завышении численности сотрудников Музея, хотя фактическая численность и так составляла 198 человек.
В процессе проверки установлено, что в музее отсутствуют тематический план научных работ, в соответствии с которым определенные сотрудники имеют право на 1 библиотечный день в неделю. Приказа директора, устанавливающего этот порядок, во время проверки предъявлено не было. По средам, в выходной день для музея, отсутствует часть научных сотрудников, а также отдельные представители хозяйственных служб.
Также следует отметить, что за проверяемый период по производственной необходимости в музее из 203 работающих вызываются не только хозяйственные работники, но и научно-творческие, с проставлением в табеле учета рабочего времени, подаваемого в бухгалтерию на оплату, рабочих дней.
Проверкой установлено, что в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева отсутствуют достоверные систематизированные учетные данные о сроках и количестве поступившего в музей экспозиционного оборудования, вспомогательных, комплектующих и ремонтных материалов немецкой фирмы "Ротштайн", их движении и списании.
Проведенной проверкой состояния учета и использования вышеуказанного импортного экспозиционного оборудования выявлены многочисленные нарушения в организации учета и факты неэффективного и бесконтрольного его использования и бесхозяйственного хранения. Договора на аренду этого оборудования, сдаваемого сторонним организациям, оформляется небрежно, без номеров и дат, а также пунктов о штрафных санкциях за невыполнение их условий, что наносит музею финансовый ущерб.
С целью сокрытия фактов бесконтрольного и бесплатного использования музейного оборудования сторонней организацией ВЦ "Зеленый Холм", главным художником музея В. А. Ивановым и его подчиненным, материально ответственным лицом инженером пооборудованию Ю.В. Журавлевым с ведома заместителя директора музея по экспозиционно-выставочной работе Н.А. Гордеевой, был подготовлен и подписан фиктивный акт о возврате этого оборудования музею 24.05.95 года, который затем был утвержден директором музея Г.В. Поповым и заверен печатью музея, действовавшей до распада СССР и не сданной в органы МВД в установленном порядке.
На период с 12 по 17 сентября 1996 года по приказу директора музея от 12.09.96 № 93 без оплаты аренды в Белые Палаты МЦ "Наследие" были переданы 4 экспозиционные витрины. С целью сокрытия этого факта от бухгалтерии музея акт на передачу ключа (типа "Дом 10-10") от этих витрин, утвержденный главным хранителем JI.П.Тарасенко, также заверен недействительной в настоящее время но сохраненной для аналогичных целей печатью музея, действующей до распада СССР.
Из вышеуказанных фактов следует, что администрацией музея, командованием и сотрудниками милицейского поста в количестве 4-х человек, круглосуточно охраняющих музей, не организована надежная система контроля за перемещением материальных ценностей за пределы территории музея по материальным пропускам, учет которых отсутствует, что создало возможность бесконтрольного выноса ценностей вплоть до импортного экспозиционного оборудования.
Без учета имеющегося в музее неиспользуемого экспозиционного оборудования и детально проработанного технико-экономического обоснования, согласованного и подтвержденного Министерством культуры РФ, необходимого для целевого выделения такой значительной суммы денежных средств, музеем 20 сентября 1995 года 6ез юридического заключения и экспертизы был заключен контракт № 05б/200995-1 на сумму 14.941.500 бельгийских франков (519, 8 тыс. долларов США), подписанный директором музея Г.В. Поповым и заверенный печатью ЦМиАР.
Таким образом, безответственность и некомпетентность руководителей ЦМиАР, подписавших контракт без защиты экономических интересов музея, а затем "дополнение № 1 и приложение № 2, непредусмотренные контрактом, создали предпосылки и условия для невыполнения в срок западноевропейской коммерческой структурой взятых на себя обязательств и привели к неэффективному использованию музеем значительных сумм государственных денежных средств.
В отделе ремонта и реставрации ЦМиАР отсутствует нормативная документация по общестроительным и специнженерным работам и запущен учет договоров.
В ходе проверки выявлено расхождение данных с годовыми отчетами об освоении средств, выделенных на реставрацию памятников истории и культуры, за 1995 и 1996 годы (форма № 2 - ОПИК) на 209, 6 млн. рублей.
При проверке актов о приеме работ, выполненных ТОО "Эмбер" в 1995-1996 годах, выявлено большое количество ошибок, приведших к значительному завышению стоимости работ.
Ко многим базисным расценкам применены инфляционные индексы, превышающие индексы, регламентированные нормативными документами, в несколько раз (а иногда и 10-12 раз).
Нет актов на скрытые работы. По договору 1/4 работа выполнена и принята при отсутствии проекта или технического решения. При выполнении условий договора 1/3 нет комиссионных актов на снос строений и сооружений. Отсутствует разрешение на производство земляных работ в зоне памятника.
Выборочной проверкой установлено, что без детального технико-экономического обоснования и сопоставимости планируемых суммарных финансовых затрат к полученному конечному результату ЦМиАР в лице директора Г.В. Попова гарантийным письмом от 14 декабря 1995 года обратился к ТОО "Эмбер" с просьбой о приобретении и установке на территории музея 6 морских контейнеров для хранения экспозиционного оборудования и хозяйственных нужд с выполнением работ по их теплоизоляции и электроснабжению. С учетом вышеуказанных фактов, выявленных проверкой фактического выполнения договоров по приобретению и обустройству контейнеров, а также их практическому использованию признать целевыми суммарные фактические расходы в размере 347, 2 млн.рублей, из которых уже выплачено ТОО "Эмбер" 194, 9 млн. рублей не представляется возможным.
Выборочной проверкой всех договоров установлено, что общее завышение стоимости выполненных работ ТОО "Эмбер" за 1995-1996 год составляет 889,7 млн. рублей. Кроме того, при проверке бухгалтерских документов выявлена переплата в размере 1, 86 млн. рублей при расчетах с ТОО "Эмбер" по договору № 11/2а.
Выборочной проверкой трех актов о приеме работ выявлено завышение стоимости работ, выполненных ТОО "Свит" в 1995-1996 годах в объеме 67, 1 млн. рублей.
Министерство культуры Российской Федерации и Управление госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры» г. Москвы вместо контроля фактически содействовали вышеперечисленным нарушениям Закона "Об охране и использовании памятников истории и культуры". В апреле 1996 года начальником Управления по охране культурного наследия Минкультуры России И. А. Маркиной было дано разрешение директору ТОО "Эмбер" И.Б. Бабурашвили (№ 413-41-14 от 09.04.96 г.) временно (без указания срока) вести реставрационные работы, "учитывая положительную характеристику фирмы со стороны УГКОИП г. Москвы и дирекции музея", нарушив этим "Положение о лицензировании деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.12.95 г. № 1228, и "Временное положение о государственном лицензировании реставрационной деятельности на памятниках истории и культуры на территории Российской Федерации", утвержденное приказом Минкультуры РФ от 02.02.94 г. № 81.
С 1982 года Братский корпус музея, в котором размещена основная часть фондов и одна из экспозиций с древнейшими экспонатами находится в аварийном состоянии. Однако при проведении ежегодных ремонтно-реставрационных работ бюджетные средства направлялись на другие цели. Дело дошло до того, что npи проведении косметического ремонта в доме № 8 по Андрониковской площади в здании, которое не принадлежит музею, а арендуется, частично уже произведено устройство мраморных полов и мраморных лестничных маршей, а также брусчатое покрытие вокруг этого здания и брусчатые дорожки на территории монастыря. Оплаченная стоимость этих работ, выполненных в 1994 году объединением "Союзреставрация" составляет 143, 6 млн. рублей.
БЮЛЛЕТЕНЬ Счетной палаты Российской Федерации № 4/ 1998
П. В. Черноморд. Отчет о результатах проверки в Министерстве культуры Российской Федерации, Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева целевого и эффективного использования средств федерального бюджета на мероприятия федеральной программы "Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации" в части расходов на музейное дело в 1995-1996 годах, а также использования средств на содержание аппарата Министерства. (с. 3)
http://www.ach.gov.ru/bulletins/1998-4.php
Комментариев нет:
Отправить комментарий