Под скандальным письмом против церковного почитания рублевской «Троицы», которое состряпал Левон Нерсесян со «старшими товарищами», есть подпись теперешнего замдиректора Музеев Кремля Андрея Баталова, который назвался как «главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств, доктор искусствоведения, профессор». Так вот на заре перестройки этот самый А.Л. Баталов делал себе карьеру в совершенно другой компании, выступая в рядах «ревнителей православной культуры» и публикуясь в сборниках с красноречивым названием «Святыни и культура».
Оригинал взят у expertmus в О «Троице» бедной замолвите слово
Разумеется, в упомянутом издании есть не только статейки ренегатов, но и вполне достойные работы. Таковой по праву можно считать статью кандидата искусствоведения Ю.Г. Малкова «Культурное наследие православия как церковная собственность в системе правовых отношений между Церковью и государством». Касаясь вопроса возвращения Церкви чудотворной иконы «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева (см. верхнее видео), Ю.Г. Малков пишет: «Реальной же насущной задачей, причем вполне выполнимой, оказывается удовлетворение высказываемого сейчас пожелания Церкви о передаче ей особо чтимых икон из собрания Третьяковской галереи: необходимо перенести … рублевскую «Святую Троицу» - опять же на свое историческое место – в Троицкий собор Лавры, где находятся десятки и других шедевров древнерусской иконописи… эти святыни, вырванные кощунственной рукой буквально из сердца России, из создавшей их Церкви, должны в нее вернуться, если мы искренне, на деле, а не на словах уважаем право и законы, равно Божеские и человеческие, если действительно желаем духовного возрождения нашей страны» (Малков Ю.Г. Культурное наследие православия как церковная собственность в системе правовых отношений между Церковью и государством // Святыни и культура. М., 1992. С. 38).
Как видим, вовсе не в прошлом году, а более 15 лет назад Русская Православная Церковь в лице ее Предстоятеля начала «печаловаться» властям о судьбе «Троицы». Важно также подчеркнуть, что научный сотрудник ВНИИ реставрации Ю.Г. Малков полностью разделяет компетентное мнение почившего Председателя Ассоциации реставраторов России Саввы Ямщикова о том, что состояние сохранности рублевской «Троицы» не может служить препятствием для переноса святыни в родные стены Троице-Сергиевой лавры. Причем вывод Ю.Г. Малкова базируется на изучение не только самой иконы, но и архивных документов по реставрации «Троицы» Андрея Рублева, ряд которых был недавно нами опубликован в сообществе rublev_museum: http://community.livejournal.com/rublev_
Нашему сайту для опровержения несусветной лжи вконец завравшегося Левона Нерсесяна, которую он распространяет по всевозможным СМИ, уже приходилось писать о том, что катастрофа с рублевской «Троицей» произошла именно в Третьяковской галерее в 1931 г., а все шесть столетий, пока чудотворная икона «Живоначальная Троица» письма прп. Андрея Рублева любовно сберегалась Церковью в родных стенах Лавры, она была в прекрасной сохранности: http://expertmus.livejournal.com/29617.h
Это доказывает и найденное нами свидетельство одного из иностранных искусствоведов, посетивших Лавру на святках 1928 г. Альфред Барр смог увидеть в Троицком соборе полностью расчищенную рублевскую «Троицу», и сохранность, и колорит которой привели его просто в восторг, кроме того, его познакомили с процессом раскрытия икон праздничного чина времени прп. Андрея Рублева в одном из монастырских помещений. Вот его дневниковые записи: «Jan. 11 1928 Reached Sergievo about 10:45 (70 kilometers) and took a taxi to the Troitzko-Sergievskaya Monastery about half a mile from the station. After some difficulty we found an assistant curator (?) who spoke enthusiastic French through a long grey beard. He took us first through the museum of liturgical vestments, treasures of silver, etc. and then into the Troitzka Cathedral. The exterior is very beautiful Vladimir fifteenth century, marvelously toned, the interior very somber with the deep reds and greens of long-uncleaned, smoke-discolored icons. To the right among the icons of the towering reredos was the Rublev Trinity-very beautiful in color-wine-colored purple, pale blues and greens and ivories-and finer in drawing and larger than I had expected. There were other excellent icons especially of the life of Christ, some of which had been cleaned. Then we went into a room where several icons lay about in various states of cleaning. Now that the monastery is turned into a museum these important works of art are reappearing beneath their wretched eighteenth- and nineteenth-century repaintings and varnish» (Barr A. H. Russian Diary 1927-28 // October. Vol. 7. Soviet Revolutionary Culture (Winter, 1978). P. 10-51).
К сожалению, не только одураченные Нерсесяном простые смертные, которые купились на его призыв «надавать попам», но и те, кому по должности положено отвечать за сохранность национальных святынь, после похорон Святейшего Патриарха Алексия II, чью страдальческую кончину недавно оплакивала вся всероссийская паства, похоже, предпочитают забыть о его последней просьбе, адресованной властям от всей полноты Русской Православной Церкви, о временном принесении рублевской «Троицы» в Лавру в год 400-летия начала героической обороны Троице-Сергиева монастыря.
3 июля в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял министра культуры Российской Федерации (см. нижнее фото). Приветствуя А.А. Авдеева, Патриарх Кирилл отметил, что проводит официальную встречу с министром культуры впервые после избрания на Патриарший престол. В свою очередь, министр культуры, отметив, что многие предметы, хранящиеся в музейных собраниях, имеют не только культурно-историческую, но и сакральную ценность, указал на необходимость решать «доставшиеся из прошлого проблемы» таким образом, чтобы «и культура развивалась, и уважались чувства верующих». Во встрече также принял участие заместитель министра культуры А.Е. Бусыгин.
Ранее неоднократно сообщалось и со стороны министерства культуры, и со стороны Московской Патриархии, что «судьбу "Троицы" решит личная встреча патриарха Кирилла и министра Авдеева». Причем по словам прежнего директора Государственной Третьяковской галереи Валентина Родионова, «министр культуры Авдеев собирался встречаться с новым патриархом с такой позицией: окончательное решение по "Троице" - уезжать ей в лавру или нет - будет зависеть от постановления расширенного реставрационного совета». Однако на встрече 3 июля в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке никакого постановления расширенного реставрационного совета Третьяковской галереи относительно временного экспонирования рублевской «Троицы» в Лавре у министра культуры не было…
Зато в Лавру 5 августа нагрянул хулитель троицкой братии Борис Дудочкин, завбиблиотекой Музея имени Андрея Рублева. На совещании в ГТГ 17 ноября 2008 г. по поводу официального обращения Святейшего Патриарха Алексия II именно Б.Л. Дудочкин клеймил взахлеб монахов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в «организации чудес от мощей Сергия Радонежского» (?!). А теперь его пустопорожним бредням внимали в малом актовом зале духовной академии и вл. Евгений (Решетников), и вл. Феогност (Пузиков)…
Aspice nudatas, barbara terra, nates.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Вне всякого сомнения, тысячекратно прав был Савва Васильевич - рублевская «Троица», как православная, а не государственная, святыня должна быть перенесена в стены Троице-Сергиевой лавры, должна стать собственностью Русской Православной Церкви, а не государственных чиновников.
ОтветитьУдалитьОднако, сегодня РПЦ, как и государство, крайне больна централизмом и авторитаризмом, прежде всего, при реализации фундаментального, Духовно-материального, принципа «соборности» при решении вопросов церковной собственности, при разграничении полномочий «батюшек», «старост» и «прихода».
А потому без обновления (без возвращения к фундаментальным основам внутри церковного устройства, без возвращения публичным Покаянием в этих и других вопросах себе статуса неформального Духовного лидера Гражданского Общества России) РПЦ:
- будет отражать «мнение» иерархов, а не своей «паствы» - «тела Церкви», «гласа Народа»;
- не сможет по Чести и Со-Вести (Голосу Бога внутри нас) иметь право оформлять и озвучивать «мнение» паствы.
Сейчас материально-душевная часть РПЦ больна, как никогда прежде, фарисейством (ложью):
- против которого и восстал Господь наш Иисус Христос;
- которое и распяло Его за Правду Его.
Главная ложь нынешних иерархов РПЦ:
- в сокрытии от прихожан информации о вопросах собственности РПЦ;
- в нарушении фундаментального принципа «соборности» устройства, жизнедеятельности и принятия решений в РПЦ, который стоит вторым по значимости после принципа «святости» Церкви Христа («Верую … во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» - «Символ Веры»).
Однако, по уставу РПЦ, принятому архиерейским собором 16.08.00г.:
- членами Поместного Собора являются епархиальные и викарные архиереи РПЦ «по своему положению», они же стали избирать Патриарха для, почему-то, пожизненного исполнения обязанностей;
- собственность приходов хотя и формируется с помощью прихожан, однако, она объявляется собственностью всей РПЦ, и, даже при выходе всех членов Приходского Собрания из состава Прихода, при ликвидации Епархии, прихожане не имеют права заявлять права на приходское имущество, а потому оно переходит в собственность всей РПЦ;
- распорядителями собственности РПЦ (полноправными её фактическими собственниками) являются Патриарх Всея Руси и Священный Синод, а не прихожане конкретных приходов.
Ну, а "соборность" невозможна без общинной собственности прихода (мирян), а без такой собственности невозможна "общинная помочь", а без "помочи" - невозможно в делах, а не в словах проповедей, реализовать заповеди Господа «Сия есть первая и наибольшая заповедь: возлюби Господа твоего. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Русский правозаступник Юрий Дмитриевич Падалко.
6 августа 2009, 21:27
комментарий padalko_y_d в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Чем-то всё разрешится...
ОтветитьУдалить8 августа 2009, 15:19
комментарий likushin в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Лаврская копия рублевской «Троицы» была создана И.А. Барановым и Г.О. Чириковым в 1926-1928 гг. к передвижной выставке «Русские иконы», проходившей в 1929–1932 гг. в Германии, Англии и США; см. статью Ю.А. Олсуфьева (Yoori A. Olsufiev. The Development of Russian Icon Painting from the Twelfth to the Nineteenth Century // The Art Bulletin, Vol. 12, No. 4 (Dec., 1930). P. 347-373). Западный эксперты в один голос восхищались абсолютной точностью копирования: «a copy of such extraordinary perfection that one felt that little had been lost» (Roger Fry. Russian Icon-Painting from a Western-European Point of View // Masterpieces of Russian Painting. Ed. вy M.Farbman. London, 1930. Р. 56). Именно тогда, как установил Владимир Тетерятников (1938–2000), на антикварный рынок Америки и попало из России большинство фальшаков: http://expertmus.livejournal.com/63555.html
ОтветитьУдалитьСм. также по данной теме статьи: «Вся правда о «Троице» Андрея Рублева» http://expertmus.livejournal.com/28331.html
«Паки и паки о чудотворности «Троицы» прп. Андрея Рублева»: http://expertmus.livejournal.com/28442.html
9 января 2012, 20:37
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Настоящая фамилия 50-летнего вл. Феогноста - Пузиков, под коей он подписывался в целом ряде статей в БТ как помощник наместника Лавры по приему гостей: http://www.srcc.msu.su/jmp/ItemsA1025.htm
ОтветитьУдалитьА потом архим.Феогност для благозвучности перед своей хиротонией в 2002 г. стал Гузиковым:-)
9 января 2012, 20:46
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com