Тропарь на перенесение честных мощей прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, глас 8:
Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак на перенесение честных мощей прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, глас 2:
Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест на рамо вземше,/ понесли есте, Божественне вооружившеся на невидимыя враги,/ и непрестанные молитвы, яко копие в руках имуще,/ крепко победили есте бесовские ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих ко святым мощем вашим,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:// радуйтеся, преподобнии отцы наши Зосимо и Савватие, монахов удобрение.
Величание прпп. Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам:
Ублажаем вас, преподобнии отцы Зосимо и Савватие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов.
Молитва прпп. Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам:
О преподобнии отцы, велицыи заступницы и скории услишателие молитв, угодницы Божии и чудотворцы Зосимо и Савватие! Не забудите, якоже обещастеся, посещати чада ваша. Аще бо и отыдосте от нас телом, но духом присно с нами пребываете. Молим убо вы, о преподобнии: избавите ны от огня и меча, от нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от тлетворных ветров, и от напрасныя смерти, и от всех прилогов бесовских, находящих на ны. Услышите нас, грешных, и приимите молитву сию и моление наше, яко кадило благовонное, яко жертву благоугодну, и души наша, злыми делы, и советы, и помыслы умерщвленныя, оживите и, якоже умершую отроковицу востависте, якоже неисцельны раны многих исцелисте, от духов нечистых зле мучимых избависте, тако и нас, содержимых во узах вражиих, измите и от сетей диавола избавите, из глубины прегрешений изведите и милостивым вашим посещением и ходатайством от врагов видимых и невидимых оградите ны благодатию и силою Всесвятыя Троицы, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Избранные святые.
Конец XVIII века.
Русский Север.
31,5 х 27.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева от частного лица.
ЦМиАР. КП 4561.
Сохранность: доска дублирована, слева набита планка, основа растрескалась, по трещинам основы тонированные левкасные вставки, многочисленные мелкие тонировки по всей поверхности.
На иконе представлены в молении Спасителю, изображенному в небесном сегменте вверху в центре, митрополит московский Филипп, архиепископ сурожский Стефан, повсеместно чтимые на Руси соловецкие святые преподобные Зосима, Савватий, Герман, местночтимый соловецкий угодник Божий преподобный Елеазар Анзерский. На поземе иконы в центре - Соловецкий монастырь, обнесенный стенами и башнями.
Иконы и гравюры с образами соловецких старцев и Соловецким монастырем были широко известны на Руси. На многих гравюрах XVIII-XIX вв. преподобные Зосима, Савватий, Герман, Елеазар и митрополит Филипп изображаются вместе. В русской иконописи изображения Стефана Сурожского чрезвычайно редки.
Из жития святых Зосимы и Савватия, созданном на рубеже XV—XVI вв. игуменом Досифеем, известно, что преподобный Савватий, постриженник Кирилло-Белозерского монастыря, в 1429 г. вместе с преподобным Германом водрузил крест на Соловецком острове и поставил келью под Секирной горой. Прожив в уединении шесть лет, преподобный Герман вернулся на побережье для пополнения насущных припасов, а преподобный Савватий продолжал свои подвиги в одиночестве. Предвидя приближение кончины, преподобный Савватий в поисках священника уплыл с острова на побережье. Там, у реки Выг, в местности, называемой Сорка, он встретил обходившего этот край игумена Нафанаила. Исповедавшись, получив причастие Святых Христовых Тайн, преподобный Савватий мирно отошел ко Господу 27 сентября 1435 года. Игуменом Нафанаилом и купцом Иоанном преподобный Савватий был погребен при часовне на реке Выг.
Годом позже уроженец Обонежья, молодой инок Палеостровского монастыря Зосима, после знакомства с иноком Германом, спутником преподобного Савватия, отправился с ним для уединенного жительства на Соловецкие острова. По прибытию в первую же ночь, преподобный Зосима был удостоен пророческого видения, вдохновившего двух иноков на основание Соловецкой обители. По прошествии нескольких лет, преподобный Зосима, вызванный архиепископом в Новгород, был рукоположен в священный сан и удостоен возведения в сан игумена в 1452 г. В обители не забыли первоначальника этих мест преподобного Савватия. По совету старцев Кирилло-Белозерского монастыря перенести мощи преподобного Савватия (что соответствовало желанию братии Соловецкой обители), преподобный Зосима перевез святые мощи преподобного на место последних его подвигов. Здесь, за алтарем новопостроенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, они были положены в землю, где покоились до 1566 года. Преподобный Зосима преставился к Богу, достигнув маститой старости, 17 апреля 1478 года. Братия погребли своего игумена за алтарем Преображенского храма.
Через несколько десятилетий Церковный Собор при митрополите Московском Макарии 26 февраля 1547 года определил совершать всецерковную память Соловецким преподобным каждому в день его кончины: Савватию - 27 сентября, Зосиме - 17 апреля. Существуют сведения, согласно которым первое обретение мощей преподобных отцов было 2 сентября 1545 года. Вероятно, это связано с подготовкой к канонизации этих подвижников на Соборе 1547 года.
Торжество перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, состоялось на третий день престольного праздника Соловецкой обители Преображения Господня, после освящения Преображенского собора 8 августа 1566 года. Мощи святых были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь. Перенесение честных мощей было подготовлено и вдохновлено святителем Филиппом, будущим митрополитом Московским.
По житию, написанному в конце XVI- начале XVII вв., митрополит Филипп, из древнего рода Колычевых, родился 11 февраля 1507 г. Принял монашеский постриг в 1537 г. в Соловецком монастыре. С 1548 г. игумен обители. Святым игуменом Филиппом был обнаружен чудотворный образ Богородицы Одигитрии, принесенный на остров преподобным Савватием, а также его каменный крест. Эти святыни были установлены у мощей преподобных: икона - у гробницы святого Савватия, а крест - в часовне святого Германа. Было также пополнено житие преподобных описанием чудес, совершившихся при их гробницах. В 1566 г. возведен на московскую митрополию. Мученически погиб от рук заговорщиков в сущем сане 23 декабря 1569 г. (Малюта Скуратов, посланный св. блгв. царем Иваном Грозным для его спасения, застал митрополита Филиппа уже бездыханным) в Тверском Отроче монастыре, откуда в 1591 г. его мощи перенесены в Соловецкий монастырь, а в 1652 г. - в Московский Успенский собор. Канонизация святого состоялась в 1660 г. Его вспоминают несколько раз в году: 9 января, 3 июня (день перенесения мощей), 5 октября (вместе с наиболее чтимыми московскими святителями).
Преподобный Елеазар Анзерский, о подвизании которого рассказывается в его автобиографическом житии, а также в сочинении инока Макария, написанном около 1700 г., был уроженцем Козельска, в юные годы постригся в монахи Соловецкого монастыря. Основал скит на Анзерском острове и ввел для своих сподвижников древний чин скитского жития. Скончался 13 января 1656 г. Год канонизации неизвестен. Память 13 января.
Помещение на этой иконе образа Стефана Сурожского († ок. 787), вероятно, было вызвано особым заказом. Архиепископ Стефан Сурожский, грек из Каппадокии, просветитель сурожан, прославился как исповедник иконопочитания, за что и подвергся гонениям и заключению при царе Константине Копрониме (741- 775). Был отправлен в изгнание в город Сурож (Судак). Есть мнение, что появление жития Стефана Сурожского на Руси связано с приездом на Русь Степана Васильевича Ховры, выходца из Сурожа, положившего начало роду Головиных (Васильевский, 1893. С. CCXVI). В 1796 г. в Соловецком монастыре жил П.В. Головин, собираясь принять здесь монашеский постриг. Возможно, написание этой иконы связано с его пребыванием в Соловецком монастыре. Стефана Сурожского в XVIII- XIX вв. по-прежнему чтили в семье Головиных. Известно, что ежегодно в день памяти Стефана Сурожского 15 декабря в селе Новоспасском (родовом имении Головиных) совершалось поминовение по князю Степану Васильевичу Ховре и его сыну Григорию (Казанский, 1847. С. 5, 80).
Второе перенесение честных мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких состоялось 21 августа 1992 г. при Святейшем Патриархе Алексии II, чью страдальческую кончину недавно оплакивала вся всероссийская паства.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева
Комментариев нет:
Отправить комментарий