
Празднование «Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы» совершается 31-го августа, в последний день церковного года, в память того, что императрица Зоя, супруга императора Льва Мудрого, была исцелена этой святыней.[i] Согласно преданию, отраженному в Минологии Василия II, датируемом X в.,[ii] великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью незадолго до Ее Успения, была отдана двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавалась из поколения в поколение. При императоре Аркадии (395-408), сыне Феодосия I Великого, Пояс Пресвятой Богородицы, который хранился в кафедральном соборе города Зилы (Ζήλα) в Каппадокии, был доставлен архиерейской процессией в Константинополь и вложен в специально изготовленный ковчег (κιβωτος). Св. Пульхерия, дочь императора Аркадия, соцарствовавшая сначала брату своему Феодосию II Младшему (408—450), а потом супругу своему Маркиану, имела особенное благоговение к Пресвятой Богородице. Известно даже, что императрица Пульхерия (399-453), не зная, что Христос воскресил Свою Мать и взял Ее на небо на 3-й день после смерти, хотела положить останки Пресвятой Богородицы в одном из храмов Константинополя.[iii] В честь Ея святая царица, по сведениям Феодора Чтеца,[iv] воздвигла в Константинополе три великолепные храма, в т.ч. Халкопратийскую церковь,[v] куда был вложен ковчег с честным Поясом Пресвятой Богородицы и «божественное Ея млеко».[vi] По влечению благочестиваго сердца, св. Пульхерия установила в Халкопратийской церкви по средам всенощныя бдения (παννυχίδα) и молебствия (λιτην), которые «она сама возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую она заправляла».[vii] Согласно «Книге церемоний» [ I, 1, 39 (30), 44 (43)],[viii] в Халкопратийском храме Пресвятой Богородицы находились хоры, к которым были пристроены деревянные лестницы, ведущие в императорский митаторий, где на Литургии в праздник Благовещения (25 марта) присутствовал василевс: «Государи вошедши в святилище и возложив дары на святой жертвенник, покидают его через левую сторону святилища и шествуют через гинекей той же самой церкви. А в гинекее их встречает весь сенат, который воздает честь государям, и государи с патриархом и придворными следуют через арку в святой алтарь Агиа Сорос (Святого Ковчега)».[ix] В той же «Книге церемоний» [I, 39 (30)] говорится, что в часовню Агиа Сорос, содержащую драгоценную реликвию Пояс Богоматери, можно пройти через выход из главного святилища по левой стороне.[x] В Типиконе Великой Церкви IX–XI вв. также указаны кафедральные богослужения в Халкопратийском храме в случаях совпадения Благовещения с Великим Четвергом или Великой субботой: «После тритекти … исходит лития и восходит на Форум, и идет в Халкопратию, и там певцы поют: “Слава… и ныне…” - и тотчас Трисвятое, прокимен, Апостол, алиллуия, Евангелие, сугубая и просительная ектении и “С миром изыдем”».[xi] Кроме того, по Константинопольскому уставу, лития «в Халкопратии» полагалась во 2-ю неделю по Пасхе и на Введение, когда вся служба, согласно 2 рукописям X-XI вв., пелась в Халкопратийской церкви, куда утром в день праздника из храма Св. Софии направлялась лития во главе с патриархом.[xii]
Примечательно, что в Халкопратийском храме существовал придел во имя св. ап. Иакова, брата Господня, где были положены мощи Вифлеемских младенцев.[xiii] Об этом приделе есть сведения в Типиконе Великой Церкви IX–XI вв. и в одном из константинопольских синаксарей X в. (SynCP. Col. 658), где находится память скифопольских мучеников 4 мая с указанием, что синаксис в их честь совершается в Халкопратийской церкви, в приделе во имя св. ап. Иакова, брата Господня.[xiv]
Об установлении празднования «Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы» в Менологии Василия II повествуется, что в 906 г. при императоре Льве VI Мудром (886-912) его жене Зое Карбонопсиде, которую мучил нечистый дух, было видение, что она избавится от недуга, если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ковчег и обрел Пояс в целости и сохранности; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события - 31 августа. По повелению императора Льва VI Мудрого Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы, и та исцелилась. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной Пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью. В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, а Евфимий, которому было поручено возложить Пояс на императрицу, став патриархом Константинопольским (907–912), составил Слово в честь торжества нового обретения Пояса.[xv]
Ок. 1320 г. Никифор Каллист Ксанфопул вновь писал о честном Поясе Богоматери, уточнив, что императрица Пульхерия учредила совершать бдение и литийную процессию в честь Девы Марии каждую среду, а патриарх Тимофей I (511-518) – шествие (πανήγυρις) каждую пятницу из Влахерны в Халкопратию,[xvi] церемониал которого (πρεσβεία) определил император Маврикий.[xvii] О том же свидетельствуют и русские паломники Стефан новгородец, диакон Александр и диакон Игнатий, жившие в XIV в. Так, Стефан новгородец писал, что «идохом во Влахерну, идеже лежит риза и пояс и скуфья на главе Ея (Божией Матери), а лежит в олтаре на престоле в ковчеге запечатаны».
ризу и пояс пречистаго Твоего телесе, /
державное граду Твоему обложение даровала еси, /
безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи, /
о Тебе бо и естество обновляется и время. /
Темже молим Тя мир граду Твоему даровати /
и душам нашим велию милость.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.


С Праздником!, спасибо за познавательный "пост" (как всегда с интересом Вас читаю и смотрю).
ОтветитьУдалить13 сентября 2008, 23:55
комментарий joxaren_juksu в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Спасибо! С интересом прочитала Вашу статью. Мне всегда было любопытно, почему в таком глухом месте Иоасаф Оболенский поставил этот деревянный храм? Ведь на самом деле он вовсе не "близ" Ферапонтова монастыря находился, до него примерно 20-25 км.
ОтветитьУдалить14 сентября 2008, 14:15
комментарий nedovolnay в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Считается, что внимание архиепископа Иоасафа к храму вполне объяснимо: церковь Положения пояса и ризы Богородицы была срублена на его средства в торговом селе Бородава, стоявшем при впадении речки Бородавы в Шексну в 25 верстах от Ферапонтова мона-стыря. Церковь была поставлена на земле, принадлежащей Ферапонтову монастырю, который относился тогда к Ростовской епархии.
ОтветитьУдалитьДо посвящения митрополитом Геронтием 22 июля 1481 года во архиепископа Ростовского Иоасаф был некоторое время был игуменом в Ферапонтово. Вероятно, своего рода ностальгия по Ферапонтову и приписной к монастырю бородавской церкви не оставляла Иосафа и на ростовской кафедре. Так, по просьбе святителя, уходившего на покой, причт церкви Ризположения в Бородаве освобождался от церковной дани и пошлин с 1-го апреля 1489 года, согласно жалованной грамоте его преемника архиепископа ростовского Тихона.
Необходимо обратить внимание на то, что в ряде публикаций церковь, а вслед за ней и иконостас, датируются 1486 годом (?), при этом делаются ссылки на найденный в 1866 году антиминс. Однако в надписи на антиминсе, данном на освящение новой церкви, ясно сказано, что она построена по указанию архиепископа Иоасафа «при великом князе Иване Васильевиче и при сыне его великом князе Иване Ивановиче в лето 6994 (1485) на память Покрова пресвятые Богородицы» (Никольский К. Т. Об антиминсах православной русской церкви. СПб., 1872, с. 293–294). На тот же год построения церкви указывают клировые записи 1498 года.
В 1981-1982 гг. по инициативе Кирилловского музея-заповедника лабораторией НИЦМ В/О «Союзреставрация» было проведено дендрохронологическое изучение 14 образцов из бородавской церкви Ризоположения. Дендрохронологические исследования этого уникального памятника показали наличие двух хронологических горизонтов в основном срубе церкви: 1) 70-е годы XV века (по спилам); 2) 80-90-е годы XV века (по кернам). Таким образом, дендрохронологические исследования подтвердили письменную дату постройки этого редкого клетского храма русского Севера.
В конце 1950-х годах Бородава попала в зону затопления при строительстве новых шлюзов в системе Волго-Балта. В декабре 1957 г. церковь Положения пояса и ризы Богородицы была демонтирована и вывезена в Кириллов. В литературе, посвященной Кириллову, можно встретить немало разночтений, в том числе и по этой дате. Например, С.С. Подъяпольский в «Путеводителе по архитектурным памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря», изданном в Вологде в 1966 году, сообщает, что церковь перевезена в 1958 году. В ряде изданий фигурируют даты перевозки – 1959 или 1960 год. Иконы из иконостаса бородавской церкви еще в январе 1956 года были вывезены на реставрацию в Музей имени Андрея Рублева. В настоящее время часть икон возвращена директором ЦМиАР Г.В. Поповым в Кириллов.
14 сентября 2008, 19:35
комментарий expertmus в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
Благодарю за такой исчерпывающий и интересный ответ!
ОтветитьУдалить15 сентября 2008, 8:11
комментарий nedovolnay в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com
С праздником!Благодарю
ОтветитьУдалитьС Вашего позволения возьму к себе икону-не нашла иной
13 сентября 2009, 5:30
комментарий rivertsna в журнале expertmus
expertmus.livejournal.com