«Гадкий утёнок» (2010) - первый полнометражный мультфильм режиссёра Гарри Бардина по мотивам известной сказки Ганса Христиана Андерсена. Его премьерный показ состоялся на кинофестивале в Локарно 11 августа 2010 г., а российская премьера прошла в Московском международном доме музыки 14 сентября 2010 г.
Странного вида утенок вылупляется из необычного яйца на птичьем дворе. Непохожий на других утят. Все домашние птицы находят его уродливым. В фильме Гарри Бардина это пластилиновый утенок, в то время, как другие домашние птицы: гуси, утки, индейки - все в перьях. Нигде маленький утёнок не может найти покоя и тепла, он оставляет позади жестокий птичий двор и находит убежище на берегу озера. Время идёт, приходит зима, и вот, гадкий утёнок выбирается наконец из ледяного плена …
В бардинском «Гадком утенке» птичий двор – это целый птичий мир (всего участвовало около 500 кукол), ради чего целый цех делал конструкции кукол. Час музыки Чайковского в аранжировке Сергея Анашкина, для которого сам Бардин прописал драматургические акценты, инструментальные повороты. Но еще раньше режиссер подобрал и сложил музыкальные фрагменты: из «Лебединого…», «Щелкунчика». Каждая тема нашла свое место, чтобы у зрителя, по замыслу Бардина, подспудно возникло ощущение, будто Чайковский, когда сочинял «Лебединое озеро», подразумевал именно «Гадкого утенка». Записал музыку Национальный филармонический оркестр под управлением Спивакова. Юлий Ким сочинил стихи.
После просмотра «Гадкого утенка» Федор Хитрук в разговоре с Бардиным заметил: «Насколько я помню Андерсена, там действия минут на десять». А у Гарри Бардина продолжительность мультфильма около полутора часов. Режиссер попытался создать действие, магнетическое в своей пластике, чувственности и эстетике. Для этого он привлек к работе художника Кирилла Челушкина, проживающего сейчас в Париже.
Гарри Бардин - один из самых титулованных режиссеров российской анимации. Но если б знали, из какого сора произрастают все мультфильмы Бардина. У режиссера уникальный дар одушевлять вещи: веревки, столовые приборы, спички, проволоку. Сразу вспоминается обладавший в полной мере этим необыкновенным даром замечательный латышский поэт Александр Чак. С помощью такой незамысловатой прозы ширпотреба Гарри Бардин пытается слагать философские анимационные поэмы о жизни и смерти, любви и войне.
См. также потрясающий мультфильм Гарри Бардина «АДАЖИО» (2000): http://video.yandex.ru/users/rublev-muse
Эта философская притча тоже рассказывает о серой толпе, которая не знает и не хочет знать своей истории. Нетерпимость к чужому мнению, к чужому мировоззрению, к другой национальной и культурной традиции – вот в чем, по мнению Бардина, причина возникновения конфликтов в сегодняшнем мире…
Мультфильм «АДАЖИО», впрочем как и «Гадкий утёнок», явно был навеян всемирно известной повестью Jonathan Livingston Seagull
На вопросы своих многочисленных читателей, которые просили расшифровать метафизический смысл его повести, Ричард Бах неизменно отвечал, что добавить к написанному ничего не может, ибо, в отличие от его романов, в «Чайке» ему не принадлежит ни строки…
…«Пролететь можно любое расстояние и время, стоит только захотеть, - сказал старейший. - Я побывал всюду и везде, куда проникала моя мысль... Странно: чайки, которые отвергают совершенство во имя путешествий, не улетают никуда; где им, копушам. А те, кто отказывается от путешествий во имя совершенства, летают по всей Вселенной, как метеоры...».
… «Они видят только преграды. Смотреть - значит понимать, осознай то, что уже знаешь, и ты научишься летать».
… «Существует лишь один истинный закон, тот, который помогает стать свободным. Другого нет».
«все члены Стаи узнали о Приказе Старейшего: Не обращать на них внимания. Чайка, которая заговорит с Изгнанником, сама станет Изгнанником. Чайка, которая посмотрит на Изгнанника, нарушит Закон Стаи»…
Автор «Чайки Джонатан Ливингстон» разбился: http://rublev-museum.livejournal.com/346
По словам Бардина, «я даю надежду, что Утенок станет белым лебедем. Эти-то все домашние, они не летают. А он взлетит. За долготерпение свое и за муки. Не «как все». Это продолжение темы «Адажио». В «Адажио» сначала была идея. Потом - бумага. Потом только Альбинони. Мой сын Павел, режиссер игрового кино, решил, что «Адажио» - история Христа. Говорит: «Герой ушел, тут и заканчивай. Пусть все движутся дальше во тьму. Их дождь сечет». Я объясняю ему: «Нет, это про серую толпу, которая каждый раз наступает на грабли ненависти и невежества…». Можно было бы все завершить исчезновением Белого. А у меня в финале приходит Черный. А толпа - та же, серая. Это многоточие. Хотя зритель понимает, что и Черного растерзают. Полагаю, наша страна идет в историю с невыученными уроками. С этим живем.
Что касается «Гадкого Утенка», просто хочу дать надежду. Вот этому прыщавому юнцу перед экраном: локти торчат, коленки упираются в подбородок: «Парень, все у тебя будет хорошо. Не обязательно становиться лебедем, важней понять, кто ты. Стать самим собой». Независимо от времени, которое за стенами кинотеатра, и президента, который за стенами Кремля. Внутри себя ты должен быть свободен. И тогда «полет возможен»…
Комментариев нет:
Отправить комментарий