Тропарь святому равноапостольному царю Владимиру, просветителю Русского народа, глас 4:
Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,/ славнодержавный Владимире,/ на высоте стола седя матере градов,/ богоспасаемого Киева,/ испытуя же и посылая к царскому граду/ уведети православную веру,/ и обрел еси бесценный бисер, Христа,/ избравшаго тя, яко втораго Павла,/ и оттрясшаго слепоту во святей купели,/ душевную вкупе и телесную./ Тем же празднуем твое успение,/ людие твои суще:// моли спастися державы твоея Российстей и Христолюбивому православному народу.
Кондак святому равноапостольному царю Владимиру, просветителю Русского народа, глас 4:
Отеческу прелесть, идоли, яко суетни, отверг,/ Христа, всех истиннаго Бога, Царя и Благодетеля, познал еси./ Темже и люди, изрядны Тому, святым Крещением просветил еси,/ преславне Владимире./ Сего ради почитаем тя,/ яко Троице служителя,// Христа моли даровати нам велию милость.
Величание святому равноапостольному царю Владимиру, просветителю Русского народа:
Величаем тя,/ святый равноапостольный царю Владимире,/ и чтем святую память твою,/ идолы поправшаго// и всю российскую землю святым крещением просветившаго.
Молитва святому равноапостольному царю Владимиру, просветителю Русского народа:
О великий и преславный угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный Царю Владимире, святое и великодейственное орудие всеблагаго Промысла о спасении народа Российскаго! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во единаго истиннаго Триипостаснаго Бога, и восприяв святое крещение, просветил еси светом божественныя веры и благочестия царство Российское. Славяще убо и благодаряще премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим и благодарим и тя, великий пастырю и отче наш, яко тобою познахом спасительную веру Христову, и крестихомся во имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою же верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диавола и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования небеснаго блаженства. Ты еси первейший наш вождь к начальнику и совершителю нашего вечнаго спасения, Господу Иисусу Христу: ты еси ближайший предстоятель пред престолом Царя царствующих и теплый молитвенник и ходатай о царстве Всероссийстем, о царех его, народоправителех и о всех людех; ты еси первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нем. И что еще речем? Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний твоих, излиянных на нас недостойных. Но, о неразумия и ослепления нашего! Приемше толикия благодеяния, ни во что же вменихом я и отщетихомся спасительных плодов их. Омывшеся бо от греха в купели крещения и облекшеся в одежду чистоты и невинности, осквернихом сию богоданную одежду студными деяньми и помышленьми нашими: отрекшеся сатаны и аггелов его, паки порабощаемся ему, служаще идолом страстей наших, миру, плоти и злым обычаем века: сочетавшеся Христу, выну оскорбляем Его беззаконьми нашими, многообразными язвами гордости, зависти, злобы, злословия, невоздержания и презорства ко святей Церкви: прилепихомся всецело к суетным благам, аки мняще во веки пребывати на земли: не помышляем о небе, о душе, о смерти, о суде, о нескончаемой вечности. Сего ради воздвизаем на ся праведный гнев и осуждение Божие, купно же оскорбляем и преогорчеваем твою отчую любовь и попечение о нас: ты бо просветил еси нас святым крещением, во еже способствовати нам к получению небеснаго блаженства и земнаго благоденствия: мы же, неразумнии, злым произволением нашим сами себе подвергаем адовым мукам и временным бедствиям! Но, о всеблагий отче и просветителю наш, милостив буди к нашим немощем, долготерпелив ко грехам и неправдам нашим: умоли премилосердаго Царя небеснаго, да не прогневается на ны зело и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, имиже весть судьбами: да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы святыя Церкве. Моли, благосерде, человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от нашествия иноплеменников, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла: да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли: да свободит страждущую страну Российскую от лютых безбожник, и да возставит престол православных царей, да дарует им победу над врагами, да исполнит вся благая желания их: да оградит престол их мудрыми и верными деятелями, да сохранит в судящих и начальствующих правду и милость: да даст духовным пастырем непорочность жития и ревность о спасении пасомых, всем же людем усердие в исполнении своих обязанностей, взаимную любовь и единомыслие, стремление ко благу отечества и святыя Церкве: да распространит свет спасительныя веры в царстве нашем во всех концах его: да обратит к правоверию неверующих: да упразднит вся ереси и расколы: да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Св. равноап. царь Владимир.
Первая треть XV в.
Псков.
Икона являлась частью деисусного чина из собрания И.С. Остроухова.
В 1929 г. поступила в Третьяковку из Музея иконописи и живописи.
ГТГ. Инв. 12021.
См. также: http://expertmus.livejournal.com/36238.html
Свв. равноапп. Владимир и Ольга.
1887 г.
Спас-на-крови.
Санкт-Петербург. Художник - Н.П. Шаховской.
Мозаика юго-восточного пилона.
Крещение Руси впервые праздновалось на государственном уровне в 1888 г. во времена Российской Империи. Это празднование стало одним из крупнейших общественных событий правления Императора Александра III. Любопытно, что незадолго до юбилейных торжеств главный редактор «Гражданина» кн. Владимир Мещерский вопрошал: «Откуда и почему во изменение существующего во всём мире обычая со времен его начала праздновать известные юбилеи, начиная с 50-летия, в 100, 500, 1000 и т. д. лет, в Киеве вдруг празднуется небывалый нигде в мире 900-летний юбилей?» (Гражданин. 1888. № 195. С. 3).
Мысль о праздновании 900-летия Крещения русского народа принадлежала киевскому митрополиту Платону, представившему Св. Синоду свой проект празднества ещё в 1886 г. Но Синод принял соответствующее постановление лишь в феврале 1888 г., во многом благодаря инициативе Санкт-Петербургского благотворительного общества во главе с министром внутренних дел Николаем Игнатьевым, которое добилось, чтобы празднование было не только киевским, но и всероссийским. Обер-прокурор Св. Синода Константин Победоносцев выступил с заявлением, что 900-летие Крещения Руси является настолько выдающимся юбилеем, что его следует признать событием не только для православной Руси, но и для всего православного мира, а заодно указать и на то, что «празднество совершалось в пору спокойного течения нашей общественной и политической жизни среди трудов над развитием экономических, общественных и государственных сил страны под охраной единой правящей Высочайшей воли, в соответствии с настроением времени» (Ярон С. Г. Киев в восьмидесятых годах. Воспоминания старожила. Киев. 1910. С. 139).
Торжественное празднование 900-летия Крещения Руси было назначено на лето 1888 г. и юбилейные торжества продолжались несколько дней - по всей стране 15-е июля, а в Киеве также 16-е и 17-е стали днями официальных торжеств. 20 июня 1888 г. во всех российских газетах было опубликован майский Указ Императора: «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: к празднованию события девятисотлетия Крещения Русского народа привлечь все воинские части, освободить их в сей день от занятий. Участие войск в торжестве будет заключаться в расположении их в местах квартирования шпалерами по одну сторону пути следования крестного хода местного кафедрального причта, а в лагерях - военного для освящения. При прохождении крестного хода войскам будет отдана установленная честь, музыка исполнит гимн «Коль славен», и при погружении креста в воду - последует салют в 101 выстрел» (Московские ведомости. 1888. № 169. С. 2. См. также: Биржевые ведомости. 1888. № 167. С. 1; Русские ведомости. 1888. № 169. С. 1. и др).
В Москве порядок юбилейных торжеств, утверждённый московским митрополитом Иоанникием, был объявлен приходскому духовенству Московской духовной консисторией 7 июля. В Санкт–Петербурге программу торжества обнародовали ещё в конце июня, а в Киеве окончательный план выработало городское управление 9 июля, при этом юбилейные мероприятия начались здесь на несколько дней раньше, чем в других городах. Представители московского духовенства призывали к благочестивому проведению празднеств: «Остережёмся ото всех по преимуществу публичных более соблазнительных увеселений и развлечений как несообразных и унижающих светлость и глубокое значение дня, предохраняя от них, по чувству христианской любви, друг друга» (Московские ведомости. 1888. № 193. С. 4).
Празднование 900-летия Крещения Руси. Москва.
15 июля 1888 г.
Празднество 900-летия с самого начала предполагало большое количество гостей, прежде всего паломников. Ежегодно Киев посещало свыше 150 тысяч богомольцев, а столь примечательное событие привлекло повышенное внимание с их стороны. Основная масса гостей стала стекаться в Киев после 10 июля. К этому же времени прибыли и наиболее почётные гости, и гости из-за рубежа, среди которых выделялись сербский митрополит Михаил и черногорский митрополит Митрофан. Ожидались и весьма необычные депутации. В частности, приехали два православных японца - Клемент Намеда и Сергей Сюзи. Они добрались до Киева за счёт Русской Духовной Миссии в Японии для окончания богословского образования. Помимо японцев, особое внимание приковывала к себе депутация монахов из Абиссинии, принятая лично Императором Александром III.
Изначально предполагалось, что главными событиями, предшествующими празднеству в Киеве, станут открытие Владимирского собора и установление памятника Богдану Хмельницкому. Но если памятник гетману был установлен, то освящение Владимирского собора ко дню празднества не смогли провести по причине задежки отделочных работ. Уже к началу июня стала очевидна невозможность соединить освящение храма во имя св. равноап. Царя Владимира, «наподобие того, как это было во время коронации, когда был освящён Храм Спасителя в Москве» (Московские ведомости. 1888. № 158. С. 3). Как известно, освящение Владимирского собора последовало гораздо позже, в 1896 г., в присутствии уже Императора Николая II.
15 июля 1888 г. во время утреннего парадного смотра войск 68-летний киевский, подольский и волынский генерал-губернатор Александр Дрентельн скоропостижно скончался, упав с лошади головой вниз. Информация об этой трагедии, быстро распространившись по Киеву, значительно омрачила празднество. Появилось даже предложение отменить устроенный городом обед для гостей торжеств. Однако Победоносцев заявил, что «искренно соболезнуя о горестном событии, он не находит возможным отменить программу празднества, имеющего громадное значение для всего славянского мира, празднества, равного которому нет в нашей истории по его влиянию на личную, общественную и государственную жизнь народа».
К 15 июля большинство киевских зданий оказались в праздничном убранстве: на многих окнах и балконах были выставлены бюсты Государя Императора, изображения св. равноап. Царя Владимира, святой княгини Ольги, святых Кирилла и Мефодия и святого Николая Чудотворца. Весь Киев был расцвечен флагами и гирляндами с золотым инициалом св. равноап. Царя Владимира. Грандиозному Крестному ходу предшествовала праздничная Божественная Литургия в Софийском соборе, которую совершили митрополиты Платон, Михаил и Митрофан вместе с 12 архиепископами и епископами и другими представителями чёрного и белого духовенства. По окончании Литургии торжественная процессия с иконами и хоругвями, знамёнами и цеховыми знаками двинулась под колокольный звон Софийского собора к памятнику св. равноап. Царю Владимиру. Около монумента, сооружённого в 1853 г., была отслужена лития. После этого Крестный ход по Александровскому спуску продолжил своё движение, где к нему примкнули крестные ходы из других лаврских и киевских церквей, и остановился у приготовленной на берегу Днепра купели. К этому времени тысячи людей уже стеклись к месту водоосвящения. Они заполнили все площади, вершины городских холмов и крыши домов, а на Днепре скопилось множество судов, в том числе 20 больших пароходов, переполненных публикой (Ярон С. Г. Киев в восьмидесятых годах. Воспоминания старожила. Киев. 1910. С. 145). Войска, согласно Указу Императора, выстроились шпалерами вдоль улиц, по которым следовала процессия.
По окончании водоосвящения было провозглашено многолетие Государю и всему Царствующему Дому, Св. Синоду, всему священному клиру, правительствующему синклиту, христолюбивому воинству и всем православным христианам, после чего прозвучал 101 выстрел при колокольном звоне во всех киевских церквях. Киевское празднество продолжилось в 3 часа дня заранее запланированным обедом в зале купеческого собрания, где обер-прокурор Св. Синода Победоносцев в своей отметил: «Сегодня празднуем мы память благоверного, равноапостольного князя Владимира, того, кто привёл себя и весь народ свой к крещению в водах днепровских, которая послужила купелью нашего спасения. Едва ли где когда столь мирным и бескровным путём вождь народный приводил людей своих в веру Христову, и не лишено значения, что у нас сельские жители издавна носят название христиан, тогда как на западе называются доселе по преданию именем язычников… Издревле послушен русский народ своим князьям, потом Государю. Единодержавие, возросшее у нас вместе с Церковью, укрепило, собрало и спасло государственную целостность Русской земли и создало Государство Российское» (Биржевые ведомости. 1888. № 194. С. 1).
Празднование 900-летия Крещения Руси. Киев.
17 июля 1888 г.
Гравюра из журнала «Всемирная Иллюстрация».
Помимо Киева, центрами празднования 900-летия Крещения Руси стали также Петербург и Москва. Размах праздников вполне соответствовал статусу двух столиц. Москва, по мнению «Московских ведомостей», была «после Киева первым русским городом, стяжавшим себе вечную славу насаждением и укреплением православия в России. Ввиду этого участие Москвы в праздновании девятисотлетнего существования православия в России имело такое же первостепенное значение, как и участие Киева» (Московские ведомости. 1888. № 196. С. 2). В Санкт-Петербурге 900-летие Крещения России праздновалось с «подобающим величием» при участи Государя и членов Царствующего Дома. Император 15 июля принял участие в торжественном Крестном ходе, который закончился на Дворцовой площади, поздоровался с войсками, участвовавшими в церемонии, а затем он и особы Императорской фамилии сели в экипажи и отбыли на яхту «Александрия», которая пошла в Петергоф.
Как отметил в своей речи 15 июля 1888 г. Победоносцев, Бог дал русскому народу «прежде всего, удержаться, вырасти, вынести тяжкое иго степных варваров, сбросить его с себя, пережить и преодолеть бедственное безначалие, отразить римско-польскую напасть, вернуть свои отхваченные врагами окраины, добраться до моря, укрепиться в силе и славе русского оружия, утвердиться незыблемо в вере, заповеданной предками» (Русские ведомости. 1888. № 198. С. 3).
Даже скептически настроенный к юбилею кн. Мещерский был вынужден признавать, что «всякое торжество во славу нашей матери-Церкви есть отрадное событие в нашей народной жизни и не только не может иметь вредных последствий, даже если оно не совсем правильно мотивировано, но, напротив, ничего, кроме пользы, принести не может, хотя бы уже тем, что на время привлекает к церкви и церковному то внимание, те чувства и вообще ту духовную жизнь, которую, увы, жизнь светская и жизнь интеллигентная так сильно отрывают от Церкви в остальное, будничное время» (Гражданин. 1888. № 195. С. 3).
Празднование 900-летия Крещения Руси. Вильно.
900-летие должно было предвосхищать предстоящее празднование 1000-летия Крещения Руси. 15 июля в дневнике главного редактора были процитированы слова митрополита Платона: «А потому, - сказал владыка киевский, - что давно бы следовало праздновать, и если не молились Богу за сто лет после крещения, то отчего не поблагодарить Бога 900 лет после. Пусть это будет приготовлением к тысячелетию, как повечерие перед литургией» (Гражданин. 1888. №. 196. С. 4) ...
Дабы помочь ликвидировать лакуны в историческом знании редакция нашего музейного блога предлагает вниманию всех своих читателей фрагмент статьи проф. Олега Германовича Ульянова «Рождение царства Русского», впервые опубликованной в 2003 г. (Вертикаль власти. Май 2003. М., 2003. С. 52-56). См. также: http://rusk.ru/st.php?idar=8635
Как показывают новейшие исследования, крещение Владимира состоялось 6 января 988 г., а торжественный чин венчания на царство Русское Владимира I и его порфирородной супруги Анны был совершен в византийском Корсуне (Херсонесе) в марте 990 г. после освобождения этого города от мятежников.
Государственный акт коронации Владимира Святого декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя.
Рождение нового царства рассматривалось как начало «новой эры», поэтому возведение на престол было приурочено к новолетию, согласно принятому тогда мартовскому летосчислению. Данная традиция закрепилась, за редким исключением, при всех последующих коронациях русских государей.
Получение Владимиром I самого высокого византийского титула засвидетельствовано «Запиской греческого топарха» конца X в., в которой Владимир Святославич упомянут как василевс, «царствующий надо всем северным от Дуная» (βασιλεύων κατ τ βόρεια τοΰ ’Ίστρου), а также сообщениями ранних русских источников, где жена Владимира Анна именуется царицей. К аналогичному выводу следует прийти, исходя из того, что на равных правах с василевсами Византии Владимир Святой приступил к собственной чеканке золотых и серебряных монет, где исключительные прерогативы русского самодержца были обозначены одним выражением - «На столе (престоле)». На всех этих монетах русский государь представлен с такими же, как у византийского императора, инсигниями: византийская императорская корона с крестом, в правой руке - скипетр с крестом, а одежда полностью повторяет императорский лор (см. илл.).
Изображение на монетах Владимира Святого с нимбом вокруг головы восходит к официальной титулатуре, нашедшей отражение в тексте Памяти и похвалы Иакова Мниха, где присутствует эпитет, ранее не привлекавший внимание исследователей,- «божественныи княже Володимире». Подобного эпитета удостаивался лишь византийский император во время венчания на царство, когда патриарх, совершая царское миропомазание, возглашал «άγιος», который трижды повторяли на амвоне священнослужители. Во многих сохранившихся памятниках письменности XI в. - и в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, куда вошла «Похвала великому кагану нашему Владимиру, которым мы были крещены» (1050 г.?), и в «Памяти и похвале князю русскому Володимеру» и в «Житии» его, «списанном Иаковом мнихом», - Владимир, подобно св. равноап. Константину Великому, «сподобившемуся почестей небесных», чествуется не только как великий государь, но и как апостол «среди владычествующих» Русской земли. В похвальном слове Владимиру Святославичу, помещенном в «Повести временных лет» под 1015 г., сохранилось уникальное известие о всенародном посмертном почитании Просветителя русского народа: «Память его чтут русские люди, поминая Святое Крещение, и прославляют Бога в молитвах, и в песнопениях, и в псалмах, воспевая Господу, новые люди, просвещенные Святым Духом», а причиной отсутствия чудес от мощей признаны недостаточные усердия христиан: «Дивно же есть се, колико добра сотворил (он) Русской земле, крестив ю; мы же, крестьяне суще, не воздаем почестья противу (то есть в меру) оного воздаянию... да аще быхом имели потщаше и молбу приносили Богу зань в день преставления его, вида бы Бог тщание наше к нему, прославил бы и...».
Надо сказать, противники канонизации, прежде всего, митрополиты-греки, утвердившиеся на киевской митрополии в середине XI в., вовсю использовали прецедент с мощами, дабы помешать официальному прославлению первого русского царя. Достаточно отметить, что в 1039 г. митрополит-грек Феопемпт, связанный с окружением императора Михаила IV, даже заново освятил Десятинную церковь, которую Владимир Святославич «воздвиг на православном основании» и где в мраморном саркофаге хранились его мощи, «ожидая архангельской трубы». Причинами такого гонения, повлекшими за собой не только путаницу, но и лакуну в русских и византийских источниках, стали обстоятельства венчания на царство Владимира Святого и, конечно же, первоначальное устроение Русской Церкви под омофором Антиохийского Патриарха.
Исходя из этого, можно полагать, что церковная канонизация Владимира I Святославича, скорее всего, произошла при первом русском митрополите Иларионе (1051-1054), причем без открытия мощей, как это повторилось при канонизации митрополита Петра, гробница которого в Успенском соборе не была потревожена, что было санкционировано грамотой 1339 г. константинопольского патриарха Иоанна (Калеки) митрополиту Феогносту. В «Каноне Кирилла мниха на успение преподобной княгини Ольги, бабы Владимира (11 июля)» находится указание на одновременное с памятью св. равноап. кн. Ольги празднование памяти «честнаго князя Владимера», что, быть может, свидетельствует о первоначальном совместном празднование их памяти в один день - 11 июля, как в рукописи Канона XVI в., воспроизводящей древний вариант службы, или 15 июля, как отражают рукописи XIII-XV вв. Добавочный светилен «Канона Кирилла мниха на успение преподобной княгини Ольги, бабы Владимира (11 июля)» посвящен именно Владимиру, принявшему «баню крещения» в Корсуни, за что и его восхваляют «аки новаго Костянтина съ блаженою Олгою». По сообщению Иакова-мниха, Владимир I Святославич стал инициатором обретения и перенесения мощей кн. Ольги (в крещении - Елены) в Десятинную церковь ок. 1000 г., и с того времени день памяти св. равноап. кн. Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, клиром самой Десятинной церкви.
Заслуживает внимания, что в рукописи Студийского Устава (Курск. краевед. музей, № 20959) кон. ХII в. уже упоминается под 24 июля Житие Владимира Святого. Древнейший житийный текст под заглавием «Во тъ день святаго Володимира, крестившаго всю Рускую землю» сохранился в Прологе ХIII в. (РНБ, F.п. I.47). Особенно широкое почитание Владимира Святого на севере Руси ознаменовалось победными сражениями вел. кн. Александра Ярославича Невского. В Повести об Александре Невском, вошедшей в состав Лаврентьевской летописи XIV в., особо подчеркнуто, что победа русского войска в Невской битве 1240 г. была одержана 15 июля «на память святых отец 6000 и 30 бывша збора в Халкидоне, и св. мученику Кирика и Улиты и святого князя Володимера, крестившаго Русскую землю». О дальнейшем развитии его почитания свидетельствуют памятники искусства преимущественно новгородского происхождения, начиная с XII в. (несохранившаяся фреска Спасо-Нередицкого храма 1199 г.).
Св. равноап. вел. кн. Владимир как предок московской великокняжеской династии в последней трети XIV в. стал особо почитаться и в московских землях, где с ним связана идея Торжества Православия и богоизбранности московского государя, наряду с византийским императором св. равноап. Константином Великим: «Констянтин новый ты известилъся еси во всей земле Рустий, блаженный Василие» (из Службы св. равноап. вел. кн. Владимиру по праздничной Минее (РНБ, Соф.382) кон. ХIII - нач. XIV вв.). В «Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго» конца XIV в. св. блгв. вел. кн. Дмитрий Донской назван «цветом прекрасным царя Владимира, нового Константина, крестившаго землю Русскую, и сродником новых чудотворцев Бориса и Глеба».
Одной из первых московских церквей в память Владимира Святого может по праву считаться придел свт. Василия Кесарийского в домовом Благовещенском храме Московского Кремля. Выбор даты повторного освящения храма 18 июля 1416 г. вслед за днем памяти св. равноап. вел. кн. Владимира, во святом крещении Василия, может свидетельствовать о постройке придела свт. Василия Кесарийского в честь родоначальника всех русских князей. В пользу такого предположения служит аргументом единственная русская память «Успение великаго самодръжца Владимира иже в святом крещении нареченнаго Василиа», помещенная под 15 июля в месяцеслове «Евангелия Федора Кошки» 1392 г., а также в месяцеслове Типикона московского Чудова монастыря (ГИМ, Син. 329). Почти одновременно Владимир Святой был изображен вместе со свв. мчч. Борисом и Глебом в нижнем ряду пелены «Спас Нерукотворный с предстоящими», вышитой в 1389 г. в мастерской вел. кн. Марии Александровны, жены вел. кн. Симеона Гордого, на храмовой иконе «Свв. блгвв. кнн. Борис и Глеб, с клеймами Жития» конца XIV в. из Коломны (ГТГ, инв. № 28757), отдельные изображения св. равноап. вел. кн. Владимира рубежа XIV-XV вв. известны в росписи церкви св. вмч. Феодора Стратилата в Новгороде, на миниатюре исчезнувшего Мусин-Пушкинского сборника 1414 г. (в копии XIX в.), на деисусной иконе «Владимир Святой» первой трети XV в. псковской школы (см. илл.) и др. Следует принять также во внимание, что на иконе сер. XV в. (ГРМ, № 1189 држ.) рядом со свв. мчч. кнн. Борисом и Глебом вместо св. равноап. вел. кн. Владимира помещен образ тезоименитого свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2013.
Комментариев нет:
Отправить комментарий