«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению … Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры... Восстань же, русский человек!.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу - и вам и России» (Св.пр. Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев))
7-8 июня 1990 года св. прав. Иоанн Кронштадтский был канонизован на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который установил совершать его память 20 декабря / 2 января – в день блаженной кончины святого праведника.
Кронштадт был местом административной высылки из столицы, кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах и землянках, попрошайничали и пьянствовали. Вот на этих-то, казалось, нравственно погибших людей, презираемых всеми, и обратил свое внимание исполненный духа подлинной Христовой любви великий пастырь. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Эти кронштадтские «босяки», «подонки общества», которых о. Иоанн силою своей сострадательной пастырской любви опять делал людьми, возвращая им утраченный ими было человеческий образ, первыми «открыли» святость о. Иоанна. И это «открытие» очень быстро восприняла затем вся верующая народная Россия.
Необыкновенно трогательно рассказывает об одном из таких случаев духовного возрождения благодаря о. Иоанну один ремесленник: «Мне было тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел в первый раз батюшку. У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру сбирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Мне все кажется, батюшка был, как Христос на картинке «Благословение детей». Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются… да глаза батюшки ласковые и серьезные меня остановили: стыдно стало… Опустил я глаза, а он смотрит– прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею передать все, что он говорил. Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, я сижу и молчу… Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот с тех пор я человеком стал…»
Такой необычный пастырский подвиг молодого пастыря стал вызывать нарекания и даже нападки на него со всех сторон. Многие долго не признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали на него устно и печатно, называли его юродивым. Одно время епархиальное начальство воспретило даже выдавать ему на руки жалование, так как он, получив его в свои руки, все до последней копейки раздавал нищим, вызывало его для объяснений. Но все эти испытания и глумления о. Иоанн мужественно переносил, ни в чем не изменяя в угоду нападавшим на него принятого им образа жизни.
О. Иоанн находился в царском дворце в Ливадии при последних днях жизни Императора Александра III, и самая кончина Государя последовала в его присутствии. Смертельно отравленный Государь встретил о. Иоанна словами: «Я не смел пригласить вас сам. Благодарю, что вы прибыли. Прошу молиться за меня. Я очень недомогаю»… Это было 12 октября 1894 года. После совместной коленопреклонной молитвы Государя наедине с о. Иоанном последовало значительное улучшение здоровья больного и явились надежды на его полное выздоровление. Так продолжалось пять дней; 17 октября началось снова ухудшение. В последние часы своей жизни Государь говорил о. Иоанну: «Вы – святой человек. Вы – праведник. Вот почему вас любит русский народ». «Да, – отвечал о. Иоанн, – Ваш народ любит меня». Умирая, по принятии Св. Таин и таинства елеосвящения, Государь просил о. Иоанна возложить свои руки на его голову, говоря ему: «Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю – не отнимайте их». О. Иоанн так и продолжал держать свои руки на главе умирающего Царя, пока Царь не предал душу свою Богу…
А 10 декабря 1908 года, собрав остаток своих сил, о. Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. А в 7 час. 40 мин. утра 20 декабря 1908 года великий наш праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.
Похоронили о. Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке. В погребении о. Иоанна участвовали и присутствовали десятки тысяч людей, а у гробницы его и тогда и в последующее время совершалось немало чудес. Необычайные то были похороны! На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа. Такого количества людей не было до того времени ни на одних похоронах – это был случай в России совершенно беспримерный. Похоронное шествие сопровождалось войсками со знаменами, военные исполняли «Коль славен», по всей дороге через весь город стояли войска шпалерами…
Святой праведный Иоанн Кронштадтский более всего ценил благоговейное пение, особенно киевский роспев, и не одобрял никаких «концертов» на клиросе: «Братия, други! Любите Церковь: в Церкви – ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключом из приснотекущего источника Духа Святаго, – ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, просвещение, ваша сила, помощь, ваша слава, в ней все высочайшие, вечные интересы человека. О, какое благо Церковь! Слава Господу Церкви, изливающему на нее Свои дары в безмерном множестве! О, веруйте, веруйте не словами только, но делами во Святую, Соборную, Апостольскую Церковь...»: http://expertmus.livejournal.com/55574.h
8 ноября 2008 года на пленарном заседании общецерковной конференции «Пастырство: традиции и современность, посвященной 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского, будущий патриарх Кирилл (Гундяев), будучи председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополитом Смоленским и Калининградским, высказал мнение, что «верующий народ никогда не отвернется от своего пастыря, если даже и увидит в нем нечто такое, что его смущало бы, как подчас смущали современников шелковые рясы отца Иоанна Кронштадтского».
А в 2011 г. протоиерей Всеволод Чаплин, бывший помощник митрополита Кирилла (Гундяева), а ныне председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, защищая патриарха Кирилла от шквала критики за показную роскошь, прибег к той же аргументации от «лукаваго» и заявил, что священнослужители имеют право носить дорогие вещи, поскольку эти вещи отражают … общественный престиж Церкви: «Мы знаем, что святой праведный Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы и передвигался на личном пароходе»: http://www.pravmir.ru/rassuzhdeniya-o-bl
Глава Синодального отдела РПЦ прот. Дмитрий Смирнов в интервью телеканалу «Доверие», припугнув свою аудиторию
Св.прав. Иоанн Кронштадтский прослужил в Андреевском соборе города Кронштадта 52 года, до своей смерти. Все это время - с 1856 года по 1908 гг. - он вел духовный дневник, где рассказывал о переживаниях (практически ежедневного) служения литургии, делился своими размышлениями над Священным Писанием, каялся в грехах, просил прощения у Бога и молился "вслух". Дневники св.прав.Иоанна представляют собой учебник святости, описывают внутреннее духовное делание в течении 52 лет (со всеми его трудностями, падениями, но и великими утешениями от Бога) человека, ставшего святым.
Большая часть подлинных дневников (за 1856-1894 гг.) хранится в Государственном архиве. Они представляют собой тетради довольно большого формата (20 х 32 см), количеством - 26. Местонахождение рукописных дневников за 1895-1908 (первая половина) годы на сегодняшний день неизвестно. Последний, предсмертный дневник за вторую половину 1908 года хранится в Центральном Государственном историческом архиве г. Санкт-Петербурга.
Страницы дневниковых тетрадей заполнены автором с обеих сторон мелким трудночитаемым почерком, в тексте встречаются вставки и исправления, и более поздние дополнения и пометы, вписанные карандашом. В состав выходящего теперь многотомного издания Дневников Иоанна Кронштадтского (изд. "Отчий дом") предполагается включить все известные на сегодняшний день в оригиналах личные дневники святого. Тем более что в записи на первой странице самого раннего из дневников сам отец Иоанн оставил своего рода «разрешение» на их публикацию. Здесь сказано: «Не истреблять этой книги и по смерти моей: может быть, кто-нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие написанному в этой книге, если не всему, чего я и не смею надеяться, – потому что могут найтись здесь, при строгой критике, и ошибки, – то, по крайней мере, некоторым местам ее. Все хорошее и справедливое в этой книге почитаю не своим, а Божиим, так как мы «недовольны есмы помыслити что от себе, яко от себе, но довольство наше от Бога». Мои только ошибки и недостатки».
Главным редактором издания дневников является доктор филологических наук, ведущий сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинского дома), Тамара Ивановна Орнатская, внучатая племянница св.прав.Иоанна Кронштадтского, которая сообщила об исчезновении многих тетрадей из дневников св. Иоанна Кронштадтского: «коллега моего деда Иоанна Орнатского, он тогда служил в духовной академии, не буду называть его фамилию, дети еще живы и ни в чем не виноваты. Ну, он эти дневники сдал куда положено и, конечно, они пропали».
Некто Алексей Дунаев (danuvius), сотрудник Издательства Московской Патриархии, пытался обличить Т.И. Орнатскую, обвинив в цензуре («в одном случае было снято медицинское описание кала»). По его словам, «святой порой нелицеприятно пишет о своей жене и особенно о ее многочисленных родственниках, кается в том, что стыдится низкого происхождения своей маменьки, и т. д. Порой его соблазняют бесы неверием в реальность Тела и Крови Христовой. Встречается даже такой пассаж: "Согрешил пред Господом – на общем молебне пред образом Иверским Божией Матери при чтении Евангелия водосвятного увлечен был как нечистый, блудное сердце имеющий, блудным призраком пред словом Вифезда, вспомнив русское сквернословие, созвучное сему слову. О, как враг поругал нас в детородных членах, столь чисто и премудро и благостно устроенных Зиждителем!»?!
Далее А.Г. Дунаев (ИС РПЦ) снабдил свои «цитаты» комментами весьма низменного свойства:
Русь Святая
Из дневников св. прав. Иоанна Кронштадтского:
+(...сегодня один крестьянин каялся в осквернении себя с разными скотами: лошадью, коровой, овцой, свиньей; у исповеди не был 8-мь лет. Какая тьма невежества! Как вредно не ходить в церковь, не ходить на исповедь). Молился, да всех Господь сподобит покаяться, исправиться, сподобиться причастия благодати Его и вечной жизни+
По этому поводу вспоминается, как некогда славист Турилов пытался доискаться, сколь древней является история о попе, согрешившем со скотиной накануне праздничной службы (благочестивая попадья отказала ему, а он не выдержал). Он все шел и шел в древность, хотя сначала даже не предполагал, что это столь древний рассказ... Не знаю, чем его исследование кончилось :)
Много похожих вещей обретается в книге: "А се грехи злые, смертные...": Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X -- первая половина XIX в.) / Изд. подг. Н. Л. Пушкарева. М.: Ладомир, 1999. Вкупе со Смирновым ("Древнерусский духовник") - картинка Святой Руси что надо!
Чёрная икра в Сочельник
+Вчера, в Сочельник, вечером, ел сёмги и икры черной вдоволь. Чувствую излишество соков в боках и отягощение от них. Господи! Помоги мне презреть и оставить алчность с чревоугодием и объядением. – Аминь+. (Дневник о. И. Кроншт. за 1878 г., 6 янв.).
Нам бы так жить!
Дни перед Рождеством
22 декабря 1873 г. о. Иоанн Кронштадтский пишет в Дневнике:
+Согрешил пред Богом и пред собой, поевши вечером рыбы с жадностию (картошки и котлетку, едва ли не смешанную с мясом рыбу), и пивши молоко без нужды и куривши сигарку; оттого тяжело было мне – сердцу моему – вечером, и теперь утром тяжело; слабость крайнюю чувствую. – Не надо было есть вечером; или только – французские булочки с чаем, и довольно+
Это еще старый стиль. Пост (рыба уже не разрешается). Отец Иоанн кушает рыбу с молоком и курит сигарку. А следующим утром он служит Литургию:
+23 декабря. Воскресенье. 7 ½ часов. Славлю, благодарю и превозношу Господа за неизреченные милости Его ко мне грешному во время Литургии: милость Его спасла меня, кающегося и слезящего, от тесноты и бессилия душевного и телесного, от слабоголосицы, и даровала простор, мир, силу, звучный голос во время Литургии; по милости Его я причастился со дерзновением Пречистых Таин в мир души, во здравие, силу и крепость, – и с великим дерзновением и радостию говорил слово Преосвященного Григория Казанского о добром пастыре. После прочтения и употребления Святых Таин я стал здоров, силен и юн духом и телом.+
Вот это истинно святое дерзновение! Всем фарисеям назло.
А вот другая запись, тоже постом (конец Успенского поста):
+О алчность по толиких летах (21) священствования! О нетвердость в уставах церковных! О легкомыслие непостижимое!! За ядь продавать врагу свое первородство! Не ядию ли в тление люте пал Адам ? Не падаю ли и я в ужасное тление чрез свое невоздержание? – в тление, от которого милостиво и долготерпеливо спасал и спасает меня Господь мой, даруя мне недостойному пакибытие, жизнь из мертвых? – Так, я поел сегодня у священника о. Петра Преображенского бульену мясного и выпил стакан молока, после грибов, килек, постных щей, киселя сладкого из малины и картофельной муки+
Нужно поминать (всю) царскую семью
+У Моргасова один капитан-лейтенант высказал мне печальную истину о мне, что народ соблазняется, когда я на великом входе не выговариваю имен Царской фамилии. Думают многие, говорит он, что я не уважаю Царской фамилии. Боже! Спаси нас! Впредь да стараюсь выговаривать все имена Царской фамилии+
(Из дневников св. прав. Иоанна Кронштадтского, 1878 г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий