Геннадий Яковлевич Мокееев (род. 22 ноября 1932 г.) – выдающийся русский архитектор, историк древнерусского градостроительства, кандидат архитектуры, профессор, действительный член Академии архитектурного наследия, член Президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), член Союза писателей России, Почётный гражданин города Можайска (с 2007 г.), лауреат премии имени Эдуарда Володина в номинации «Архитектура и градостроительство».
Автор многочисленных графических реконструкций древнего архитектурного облика Пскова, Новгорода, Смоленска, Суздаля, Владимира, Можайска и многих других древнерусских городов.
Родившись в городе Магнитогорске, он претерпел в детстве немало жизненных лишений в лагерных бараках, пока его отец, организовав свой духовой оркестр, не спас всю семью.
По окончании строительного факультета Уральского политехнического института в городе Челябинске в 1960-е гг., Г.Я. Мокеев проработал три года главным архитектором города Рудный Кустанайской области (ныне – Казахстан), а затем на Полюстровском домостроительном комбинате в Ленинграде, где под его руководством был возведен весь жилмассив Малой Охты.
В 1971 г. он успешно окончил аспирантуру Центрального научно-исследовательского института теории и истории Мособлреставрации в Москве, где выполнил кандидатскую диссертацию по градостроительству древнего Пскова под научным руководством П.Н. Максимова: http://rublev-museum.livejournal.com/108
Возглавив реставрационную мастерскую Мособлреставрации, Г.Я. Мокеев инициировал тогда описание и восстановление всех памятников Бородинского поля, добившись открытия отдельной Бородинской реставрационной мастерской, а также передачи Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря и Никольского кафедрального собора в Музейный фонд страны, тем самым спасая их от полного разрушения.
Помимо неустанной борьбы за охрану памятников древнерусского зодчества, Г.Я. Мокеев оказал поддержку многим гонимым русским специалистам, в частности, он взял к себе на работу уволенного отовсюду инженера Николая Иванова. По злой иронии судьбы родная дочь последнего М.Н. Иващук, став замдиректора Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР), участвовала в подлой травле известного ученого-архитектора Г.Я. Мокеева, подписывая приказы о его переводе в … инженеры вспомогательных технических служб ЦМиАР: http://expertmus.livejournal.com/17351.h
В Музее имени прп. Андрея Рублева Мокевв с 1993 г. возглавляет отдел древнерусского градостроительства и архитектуры, созданный М.П. Кудрявцевым. В соавторстве с М.П. Кудрявцевым он выпустил знаменитую книгу «Каменная летопись Москвы» (М., Современник, 1985). Их соработничество на ниве спасения православных храмов и монастырей, а также активная жизненная позиция в советские годы вызвали пристальное внимание «органов», и вплоть до 1989 г. Мокеева везде, где бы он не появлялся, преследовал «хвост» в звании майора КГБ …
В 1987 г. под руководством Г.Я. Мокеева был разработан эскиз идеи Генерального плана развития Москвы, Московской области и архитектурно-планировочной организации центральной части города (при участии В. Виноградова и А. Тренина). В конкурсе, объявленном Глав АПУ Москвы, этот проект был отмечен третьей премией, что явилось признанием достоинств представленной работы. В конкурсе приняли участие не только московские, но и ведущие проектные организации страны: Гипрогор, Архпроект, ЦНИИЭП градостроительства, Промстройпроект, Курортпроект.., всего 15 организаций. Особое место в проекте занимала охрана и восстановления памятников Древней Москвы, а также разработка хордовой системы развития Москвы вместо радиально-кольцевой, что стало подлинным открытием Мокеева! Лишь в 2012 г., с приходом нового главного архитектора Москвы, городские власти взяли на вооружение данную хордовую систему, правда, не воздав должное её первооткрывателю …
Геннадий Яковлевич стал одним из инициаторов всероссийских Макарьевских чтений в Можайске. Во время его работы над книгой «Можайск - священный город русских» (Можайск, 1992) произошло удивительное событие: текст книги был написан к апрелю 1992 г., и его торопили, что книгу нужно издать к августу; Г.Я. Мокеев высказал сожаление, что тогда русский город останется в иллюстрациях без снега, будет только весенняя зелень (Пасха в тот год была в начале мая); в Можайск на одни сутки приехал фотограф Евгений Швед, оставшись ночевать, а ночью пошёл снег! Фотограф еле дождался утра, с 6 часов он бегал по городу и снимал «зимний» Можайск; в десятом часу снег растаял; позднее Мокееву сказали: «Твою просьбу, наверное, услышал Никола Можайский».
При его непосредственном участии началась успешная реставрация Спасо-Бородинского и Лужецкого монастырей. Решением Совета депутатов Можайского муниципального района от 6 сентября 2007 г. Геннадию Яковлевичу Мокееву присвоено звание Почётного гражданина города Можайска. 22 мая 2008 г., в День города – день почитания Святителя Николая, – состоялась торжественная церемония награждения, накануне 600-летия Лужецкого монастыря.
В настоящее время при псковском соборе Святой Троицы под его научным руководством создается макет Псковского кремля эпохи «Вольного Стольного Господина Пскова» силами студентов Уральской академии художеств (в подарок студентам Псковского педагогического института): http://rublev-museum.livejournal.com/316
Каждый раз, посещая Псковскую землю, Геннадий Яковлевич Мокеев возлагает цветы на могилу величайшего зодчего Русской земли Кирилла, который после своей смерти был захоронен в храме свт. Кирилла Иерусалимского на Гребле, фундамент которого до сих пор находится на территории Псковского Кремля.
В 1959-1961 гг. этот храм раскопал ленинградский археолог Белецкий В. Д., отец археолога С.В. Белецкого (durnowo). Все материалы раскопок, включая выкопанные им мощи зодчего Кирилла, были вывезены в фонды Эрмитажа, где бесследно исчезли…
К 80-летнему юбилею выдающегося русского ученого-архитектора Геннадия Яковлевича Мокеева наш сайт публикует его статью, посвященную псковскому зодчему Кириллу.
Кирилл Псковский - величайший зодчий Древней Руси
Жизнеописание
Отверзени бо ему беста от Бога
очи сердечней на церковную вещь.
Русский летописец
Семь столетий на Святой Руси работали-творили древнерусские зодчие, стенописцы, иконописцы... во Славу Божию, во имя Господне. Говорили - "Все от Бога: и строительная хитрость, и чудеса художеств". Поэтому они не метили своих произведений собственными именами. В итоге, сотни, тысячи творцов художественных сокровищ нашего народа остались безвестными. В такой ситуации редкие сведения о них нужно воспринимать ныне как драгоценные, а самих помянутых творцов считать людьми выдающимися. Нам же остается выяснять, за что этих зодчих или художников когда-то ценили, чем они были знамениты.
В конце ХIV-начале XV вв. в псковских летописях упоминаются один за другим трое зодчих: Кирилл, Еремей и Федор. Были они церковными мастерами, да и сообщалось о них в связи с застройкой центра Пскова каменными храмами. За 400 лет с XIV по XVII вв. все псковские летописи ни об одном зодчем более не сообщили. Указанная троица мастеров-зодчих заслуживает, следовательно, пристального рассмотрения.
Кирилл, церковный мастер, упоминается в записях под 1374-1376 гг.. В первой псковской летописи: "Мастер Кирила постави церковь в свое имя святыи Кирил оу Смердиа моста над Греблею". Разночтения во второй летописи: "...постави церковь в свое имя святого Кирила Архиепископа Иерусалимского", в третьей летописи: "Сам мастер Кирилъ постави церковь в свое имя..." Шестоднев 1376 г. содержит запись на полях о возведении храма: "Сего же лета Кюрил святыи свьршишь" (Покровский, ДПНПН, с.65).
В XIV-XV вв. Псков был стольным городом боярско-вече-вой республики. И вот Вече Псковской республики, за какие-то очень большие заслуги перед ней, разрешает мастеру-ремесленнику возвести в Довмонтовой стене (возле Гребли) церковь "в свое имя" - случай единственный в истории Пскова, да и всей Руси! А что для церковного мастера может быть выше такого всенародного почета - поставить "собственный" храм, своими руками, да еще в "свое имя" (во имя своего тезоименитого святого)! И в самом центре стольного Пскова перед Святой Троицей!
Слово "сам" на Руси всегда означало первого, главного, высшего по положению. Это, очевидно, нужно разуметь и здесь. Н.Н. Воронин, тонко подметив характер контекста летописного известия: "Сам (!) мастер Кирил постави церковь в свое (!) имя", совершенно правильно предположил, что такого величайшего по тем временам почета мог удостоиться только создатель псковского Троицкого собора 1367 г. (У истоков русск. нац. зодч-ва. Ежегодник ИИИ, М., 1952 г.).
До возведения собора за предыдущие 65 лет XIV столетия в городе было построено всего два каменных храма: св. Михаила Архангела в 1339 г. и Покрова Богородицы в 1352 г., но начиная с 1365 г. (закладка собора) возникли один за другим храмы во имя св. Иоанна Богослова, 1367 г., Георгия на Болоте, 1370, Николы у Вопок, 1371, а под 1373-1376 гг. сразу четыре храма: св. ап.Петра и Павла на новом месте, Власия на новом месте, а в Довмонтовой стене - Тимофея-Довмонта и Кирилла Иерусалимского. Так как все эти храмы составили строительный "поток" и возводились, конечно же, не без церковного мастера, Н.Н. Воронин сделал второй логичный вывод: храмы эти тоже нужно связывать с авторством Кирилла (Там же, с. 308).
Неизвестно, когда мастер умер. Но случиться это могло не сразу после строительства церкви св. Кирилла в 1376 г. "Поток" построек на этом храме не кончается. В 1377 г. было возведено "два костра каменных на торгу",- судя по ситуации, двое главных парадных ворот в Довмонтову стену от торговища. Кажется, в 1380 г. в Довмонтовой стене появились: кам. церковь Входа Господня в Иерусалим с приделом св. Иоакима и Анны, в 1383 г. - Сошествия Св. Духа, в 1385 - св. Федора Тирона и в 1388 - Рождества Христова с приделом Нерукотворного Образа. Особо, на Княжьем дворе в 1384 г. была возведена кам. ц. Воздвижения св. Креста Господня. Только после этого строительный поток прервался на 7 лет.
В 1390-1391 гг. в Пскове свирепствовал "мор", и Кирилл, очевидно, умер во время эпидемии. За 25 лет с 1365 по 1390 гг. зодчий мог возвести в стольном городе 18 каменных построек, причем 12 их них (включая двое Святых ворот в Довмонтову стену и каменную Степень на вечевой площади 1367 г.) - главные в самом центре Пскова: в Крому и Довмонтовом городе. Важно и качественное изменение облика центра. Фасад Довмонтовой крепости получил две линии храмов: одну внутри за стеной (цц. св. Тимофея, Федора, Рождества Христова, включая Дмитрия XII в.), другую - по самой стене (цц. св. Власия, Входа в Иерусалим, Св. Духа, и сбоку - св. Иоанна Богослова "на стене"). Возведя все эти постройки, Кирилл фактически уже создал необходимый образ Дома Святой Троицы! Далее требовалась лишь его "доводка".
Eремей, церковный мастер, упоминается во второй псковской летописи под 1415 г.: "Того же лета мастер Еремеи съверши церковь камену святых мучениц Веры, Любвс, Надежи и матери их Софии... а повелением купецких старост Андрея Тимофеевича и Осея, и всех купцов". В других псковских летописях событие указано под 1416 г.
В летописной записи Eремей появился, вероятно, потому, что церковь св. Софии была избрана еще деревянной в 1357 г. соборным храмом. Следовательно, мастер в 1415-1416 гг. перестроил в каменный... второй по счету собор Пскова. Но, судя по ситуации, это был, очевидно, не первый, а последний храм Еремея. Зодчий продолжил после Кирилла храмовый строительный "поток". В 1395 г. появилась кам. ц. Воскресения Христова с приделом св. Георгия, в 1398 - перестроена ц. Покрова Пресв. Богородицы, в 1404 -возводится ц. св. Николы на Гребле с приделом св. Кира и Иоанна, в 1407 -- ц. св. Афанасия Иерусалимского и, наконец, в 1415-1416 гг. - собор св. Софии с приделом св. Симеона Столпника. Кстати, в 1417 г. псковичи избрали 3 собором города церковь св. Николы с Гребли, -- мастер Eремей оказался создателем и этого собора.[1]
Второй строительный "поток" был особо примечателен тем, что все 8 каменных храмов возводились в Довмонтовой стене, образовав там две "еремеевских" линии храмов между двумя "кирилловскими". В этой связи можно считать, что церковный мастер Еремей, как продолжатель дела мастера Кирилла, был не только его творческим наследником, но и ближайшим учеником. А в результате их строительства весь Довмонтов город превратился в чрезвычайно своеобразный мемориальный центр вечевого Пскова.
Федор, церковный мастер, упоминается в летописях под 1420 г.: "Псковичи наяша мастеров Федора и дроужиноу его побивати церковь Святая Троица свинцом новыми досками. И не обретоша псковичи такова мастера в Пскове, ни в Новгороде, - кому лити свинчатыи доски. А к немцем слаша в Юрьев, и погани и не даша мастера- И приеха мастер с Москвы от Фотея митрополита, и наоучи Федора мастера Святыя Троица, а сам отьеха на Москву. И тако до году побита бысть церковь Святая Троица... а даша мастером 40 и 4 рубли".
Из текста явствует, что Федор - зодчий, "мастер Святой Троицы" и был таковым еще до обучения литью свинцовых досок. А это позволяет отнести к его предыдущей работе (до кровельных покрытий) пристройки к Троицкому собору, особенно с юга и востока.
С южной стороны "оу сторонних дверей" собора были возведены Сени - красивый двухэтажный притвор, обращенный фасадом на вечевую площадь. Сени были важнейшим объектом государственного значения, уникальным зданием именно вечевого Пскова. В них заседала Тайная Господа (Государственный Совет, светский Суд), находился Ларь с государственными грамотами-договорами (гос.архив), состоявший в ведении ларника, хранилась государственная печать, денежная казна. Сенями собор был неразрывно связан с Вечем, поскольку вечевая площадь была совмещена с площадью присоборной.
У Святой Троицы имелось еще 6 придельных церквей. Четыре из них возникли еще при храме XII в., а два отдельных придела - св. Александра Невского и Бориса и Глеба были, вероятно, пристроены до 1421 г. мастером Святой Троицы Федором. Заканчивая строительство семипрестольного собора, мастер покрыл его весь свинцом.
Дом Святой Троицы.
Согласно легенде, храм во имя Святой Троицы в Пскове был основан где-то около 965 г. на средства киевской княгини Ольги. С тех давних пор свой главный храм (от слова "хором") псковичи и стали называть "Домом Святой Троицы". А так как собор стоял в крепости, возвышался над ней, то весь город они называли также "Домом Святой Троицы". Более трех столетий крепостная часть города умещалась в пределах Крома, затем Детинца, позднее еще княжьего Довмонтова стана (подворья). Да и потом по традиции "Домом Святой Троицы" назывался преимущественно крепостной центр города.
В начале XIV в. возникшая Псковская республика отделилась от Новгорода. И это тогда, когда с запада появился опасный Ливонский орден немецкие рыцарей, на юге расширяло свои владения Великое княжество Литовское, а на севере - Шведское королевство. Строптивым псковичам держаться бы за Новгород, а они, наоборот, отделились от него. В такой ситуации название "Дом Святой Троицы" отразило желание псковичей прибегнуть к небесной защите своего маленького государства, к покровительству самого Господа Бога. Позднее, в 1469 г., они учредили даже "Печать Святой Троицы", на которой имелся образ "Троицы Живоначальные". Скрепляя официальные акты, документы, в том числе и договоры с иноземными государствами, псковичи как бы действовали от лица Самого Триипостасного Бога. А враги если нападали на Псков, то нападали теперь на Дом Самой Святой Троицы.
Чтобы образно соответствовать высочайшему священному названию, Псков должен был не просто иметь вид христианского города, каких было много на Руси, да и по всей Европе. Псковичи обязаны былN найти для своего города особенный образ -выстроить какой-то зримый градостроительный символ Небесной Божией Обители, - поскольку в Библии "Домом Святой Троицы" называлось святилище христианского Божества на Небе Небес. Только в таком случае окрестные народы, а особенно окружавшие Псков агрессивные католические государства, могли серьезно, с почтением относиться к псковскому Дому Святой Троицы, без какой-либо иронии признавать претензию псковичей говорить от лица христианского Бога.
И псковичи справились со сложнейшей задачей: они возвели у себя в центре стольного города величественный земной градостроительный символ небесного Дома Святой Троицы, действительно придав Пскову конкретный облик необычного Священного города. Эту трансформацию и произвели в конце Х1У-начале XV веков церковные мастера. Какая же идея была положена в основу символа?
В XIV, а особенно позднее, уже к концу XV в., религиозное сознание людей было встревожено ожиданием конца Мира, Страшного Суда над живыми и мертвыми по прошествии 7000 лет (в 1492 г.). Сегодня нам трудно вообразить силу смущения, даже отчаяния, вызванных этими эсхатологическими ожиданиями. "При сем последнем времени о церквах Божиих смущено силно в церковных вещех во священниках", - записал псковский летописец в 1469 г. по этому поводу. Псковский главный храм был крупнейшим и древнейшим на Руси собором во имя Святой Троицы. Памятуя о библейском вопросе Господа (по словам пророка Исайи); "Небо Престол Мой, а земля подножие ног Моих, где же построите вы Дом для Меня, и где место покоя Моего?" (Ис., 66:1)[иудеи считали таким "Домом" храм Соломона; Псковский "Дом" с ним - не сопоставим по необычности и своеобразию], псковичи, очевидно, уверовали в то, что именно их город может стать на Руси таким местом,. а уверовав в это, они и начали строить в нем Дом Святой Троицы -- каким его себе представляли.
Величайший зодчий Руси Кирилл, очевидно, предложил псковичам на Вече после возведения им Троицкого собора расширить архитектурный символ до градостроительного: воплотить в Пскове высочайшую идею "Дома Святой Троицы", положив в ее основу эсхатологическую тему Конца Мира и Страшного Суда, тему 25 небесных престолов с сидящими на них Судьями Человечества (все описано в Откровении Иоанна Богослова). Причем, как церковный мастер, он обосновал реальность осуществления идеи, возможность строительства 25 символических престоло-храмов возле престола-храма Живоначальной Троицы.
Поддержав идею Кирилла, псковичи начали действовать. Сначала они выселили к торгу княжье подворье из Довмонтовой стены, а освободившуюся территорию отдали под некрополь. Здесь и раньше стоял уже храм св. Дмитрия Солунского, построенный деревянным в 1138 г. для гробницы умершего князя Всеволода-Гавриила (с 1144 г. - каменный). В XIII веке здесь же было возведено еще несколько храмов, вокруг которых хоронились, очевидно, воины княжеских дружин, затем знатные псковичи. Довмонтов город и превратили в конце XIV века в "город мертвых", противопоставив его Детинцу-Крому -- "городу живых", где псковичи собирались на вече перед Троицей (впереди - живые, позади - мертвые, -- как в день Страшного Суда, см. рис.2).
После возведения Троицкого собора в 1367 г. и церкви св. Иоанна Богослова (в противоположных концах будущего Дома), затем нескольких крайне необходимых церквей на посаде и в торгу, псковичи в 1373 г. разрешили Кириллу торжественно начать строительство маленьких символических храмов-престолов перед Святой Троицей в Довмонтовом городе с возведения сначала храма имени св. Довмонта затем храма имени св. Кирилла Иерусалимского, потом - двух Святых ворот в Довмонтову стену, церкви Входа в Иерусалим, храма-крешальни Сошествия Святого Духа...
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что Кирилл был инициатором строительства псковского Дома Святой Троицы из 25 престолов-церквей. Причем он успел возвести главные, основополагающие здания величественной белоснежной храмовой пирамиды. А его последователи Еремей и Федор завершили священное строительство.
Недавно, в 1959-1961 гг., при археологических раскопках в Довмонтовом городе были открыты остатки ц. св. Кирилла на Гребле у Смердьего моста. В среднем пролете храма возле правой западной колонны обнаружили под плитой пола одно-единственное в храме мужское захоронение. Бренный прах монаха-зодчего Кирилла должен был попирать ногами каждый входящий помолиться в его храм. Нам неведомо, где похоронены крупнейшие зодчие Древней Руси: Постник Яковлев по прозванию Барма, Федор Савельев по прозвищу Конь... Здесь же предоставлялась возможность получить портрет величайшего зодчего нашего народа. Но эта возможность была упущена. Судьбу захоронения постигла участь всех захоронений Священного для вечевого Пскова некрополя Довмонтова города - кости этих захоронений по мере 25-летних раскопок выбрасывались на свалку самосвалами вместе с землей культурного слоя. Этому не помешала даже единичность захоронения в церкви на Гребле у Смердьего моста. Из священного храма-мавзолея Кирилла выбросили прах самого Кирилла.
Примечание
1. В Довмонтовом городе для 4 собора Пскова был избран храм XII в. св. Дмитрия Солунского в 1453 г., для 5 собора в 1468 г. два храма: Покрова пресв. Богородицы и Святого Духа, для 6 собора в 1471 г. - Входа в Иерусалим. В Доме Святой Троицы было избрано, таким образом, 7 соборных храмов (6 - в Довмонтовой стене).
Академик Геннадий МОКЕЕВ
Опубликовано: Мокеев Г. Я. Кирилл Псковский - величайший зодчий Древней Руси // Псковский край. Культура, образование, история. Псков: ПГПИ, 2000.
В нашем музейном блоге опубликованы следующие статьи Геннадия Яковлевича Мокеева, а также подготовленные при его участии –
Мокеев Г. Я. Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства: http://rublev-museum.livejournal.com/271
Мокеев Г.Я. Небесный град Святой Руси: http://rublev-museum.livejournal.com/248
Федор – мастер Святой Троицы: http://rublev-museum.livejournal.com/119
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его: http://expertmus.livejournal.com/51147.h
КОМУ НУЖЕН АЖИОТАЖ ВОКРУГ МОГИЛЫ ПРЕП. АНДРЕЯ РУБЛЕВА: http://expertmus.livejournal.com/23166.h
Разрушение научного центра изучения древнерусской культуры: http://expertmus.livejournal.com/20957.h
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ В.В. ПУТИНУ О РАЗРУШЕНИИ ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ДРEBHEРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: http://expertmus.livejournal.com/14569.h
© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий