В Национальной галерее США открыта выставка «Небеса и земля: искусство Византии из греческих коллекций». На ней представлены византийские иконы, фрески, мозаики, манускрипты, монеты и другие предметы искусства и быта, выполненные из различных материалов, сообщается на официальном сайте музея.
Это первая в Национальной галерее США экспозиция, посвященная византийскому искусству. На ней представлено ок. 170 музейных экспонатов, датируемых периодом с IV по XV вв., что охватывает почти все вехи истории Византийской империи.
See also: Treasures of Heaven: saints, relics and devotion in medieval Europe: http://rublev-museum.livejournal.com/109
New Gallery of Byzantium in Toronto, Canada: http://rublev-museum.livejournal.com/163
A Byzantine Text on the Technique of Icon Painting: http://expertmus.livejournal.com/110985.h
Выставка имеет несколько тематических разделов: «От античной к византийской цивилизации», «Духовная жизнь Византии», «Искусство о радостях жизни», «Интеллектуальная среда Византии в искусстве», «Последняя стадия развития: противоположные тенденции».
В первом разделе среди наиболее ценных экспонатов - христианские скульптуры позднеантичного периода - «Орфей, играющий на лире» и «Добрый Пастырь». Мифологический Орфей, приручивший диких зверей с помощью музыки, стал аллегорией Христа, чьё учение принесло гармонию для всех верующих. Традиционный пасторальный образ пастыря, охраняющего свою паству, стал также символом Христа как Доброго Пастыря. Оба произведения датируются серединой IV в. В них заметно влияние искусства языческой Греции, хотя уже начиная с V в. ваяние очень быстро перестает интересовать византийских мастеров.
Император Юстиниан, по свидетельству историков, закрыл одну из последних школ античной философии - неоплатоническую академию в Афинах в 529 г. См. подробнее: http://expertmus.livejournal.com/141916.h
Языческие храмы, в т. ч. на афинском Акрополе, были преобразованы в церкви. Резной мраморный фриз (см. фото), как полагают, некогда украшал интерьер апсиды церкви Богородицы, построенной внутри Парфенона. С VI по XV вв. на колоннах Парфенона было вырезано более 230 христианских надписей, большинство из которых содержат молитвы и погребальные поминовения.
В других разделах выставки демонстрируется большое число икон и почитаемых святынь: позолоченный серебряный Адрианопольский крест X в., а также двусторонняя икона XII в. с образами Богородицы «Одигитрия» и Христа как «Мужа скорбей» (эпитет, идущий из ветхозаветного предсказания о грядущем Мессии Ис. 53:3). Последний сюжет под названием Akra Tapaneiosis появился в Византии в XI в. в ответ на литургические преобразования и получил широкое распространение на средневековом Западе. Эта двусторонняя икона XII в. из Кастории выносилась на аналой в Святый и Великий Пяток (Hе agia kai megale Paraskeue), когда совершается Воспоминание Святых спасительных страстей Господа и Бога нашего Иисуса Христа: http://expertmus.livejournal.com/54017.h
В церковной службе в этот скорбный день в Византии было принято читать омилии свт. Георгия Никомедийского о страданиях Богородицы, которая разделила Крестные муки Спасителя (PG. Oratio VIII. Stabant autem juxta crucem Jesu Mater ejus, et soror Matris ejus; Oratio IX. In immaculae Virginis in sepulcro assistentiam. C. 1500).
Кратиго-Митиленский клад был найден случайно в 1951 г., во время строительства аэропорта на острове Лесбос у побережья Малой Азии (ныне Турция). Клад состоял из 17 серебряных сосудов, 22 золотых украшений и 32 монет, отчеканенных в Константинополе во время правления императоров VII в. Клейма изделий показывают, что клад был спрятан после 630 г., возможно, греками, спасавшимися от персидских нашествий.
Кресты на некоторых частых клада указывают, что владельцы были христиане. Тем не менее у них были весьма популярны языческие мотивы, как на серебряной чаше с обнаженной фигурой Афродиты (см. фото). Некоторые из украшений служили амулетами, которые сохранялись у христиан, несмотря на возражения Церкви. В амулете трубчатого типа обычно хранились тонкие золотые или серебряные листы, тщательно сложенные, с текстом заклинаний или евангельских отрывков, которые были предназначены для обретения удачи и защиты от бедствий.
«Эта выставка знакомит американскую публику с богатой и многогранной культурой Византии, ставшей своеобразным синтезом эллинизма и христианства. 13 греческих музеев предоставили свои сокровища для экспозиции», - заявил министр культуры Греции Константинос Арванитопулос, принявший участие в ее открытии. В течение нескольких месяцев часть экспонатов выставки будет показана еще в ряде крупных музеев США.
Значительную часть экспонатов выставки «Небеса и земля: искусство Византии из греческих коллекций» можно увидеть в базе данных фотографий из коллекции научного коллектива Музея имени Андрея Рублева: http://fotki.yandex.ru/users/rublev-museum/
Byzantium: https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2014.
Комментариев нет:
Отправить комментарий