Если благодаря работам исследователей, взгляд на русскую икону с начала XX в. радикально изменился в сторону признания ее величайшим искусством, то реабилитация древнерусского богослужебного пения шла с большим запозданием по разным причинам, первая из которых, и, вероятно, главная - специфика самого певческого искусства. Во всяком случае, даже в период празднования 1000-летия Крещения Руси наши ведущие хоровые коллективы полностью игнорировали русское знаменное пение. Шедевров знаменного распева мы не услышали. Впору и усомниться неискушенному слушателю: да есть ли они, эти шедевры?.. Есть!.. И какие! Вровень с творениями прп. Андрея Рублева († 1428), Дионисия, Даниила Черного. Знанием этого мы и обязаны прежде всего Максиму Викторовичу Бражникову, крупнейшему специалисту советского периода по древнерусской музыке, музыковеду и палеографу, посвятившему всю свою жизнь изучению музыкальной культуры Древней Руси.
Максим Викторович Бражников (1902-1973) - один из основоположников науки о древнерусской музыке в современной России. Именно Бражников не дал оборваться традиции изучения и реставрации русского знаменного пения в самое трудное время, когда это, мягко говоря, никак не поощрялось. Порой научные изыскания в области древнерусской церковной музыки ему приходилось совмещать с работой в артели по изготовлению пуговиц ради заработка хлеба насущного… В 1968 г. Бражников защитил докторскую диссертацию, а в 1970 г. по инициативе проф. ЛГК А. Н. Дмитриева был принят на должность профессора в Ленинградскую консерваторию, где до конца жизни читал курсы древнерусской певческой палеографии и церковного пения, подготовил учеников. К числу его выдающихся научных достижений относятся расшифровки многочисленных певческих рукописей XII-XIX вв. и публикация памятников древнерусского музыкального искусства. Тем не менее, многие работы Бражникова остаются неизданными, архив рукописей хранится в Санкт-Петербурге.
Специфика певческого искусства прежде всего в том, что музыка звучит во времени, и именно это и ограничивает возможности изучения древних ее образцов. Если древнерусские храмы и иконы, благодаря реставраторам как бы вновь пришедшие из небытия, теперь постоянно доступны для их обозрения и изучения, то с музыкой прошедших веков дело обстоит иначе. Оглядываясь назад, можно сказать, что одному лишь Александру Юрлову с его хоровой капеллой оказалось по плечу дело реставрации одноголосного русского знаменного пения в тесном сотрудничестве с М.В. Бражниковым и по его расшифровкам.
Основной корпус знаменного распева был переведен на пятилинейную нотацию еще в третьей четверти XVIII в. Это пять так называемых Синодальных сборников знаменного пения, неоднократно переиздававшихся с сугубо практически-богослужебными целями. вплоть до 1917 г. Однако отсутствие указаний на рукописные первоисточники (ныне известно, что расшифровки делались по крюковым рукописям Успенского Кремлевского собора), а также отказ от сопровождения расшифровок крюковой нотацией по методу двознаменников поставили эти издания, несмотря на интереснейший и богатейший материал, заключенный в них, как бы вне научного оборота вплоть до наших дней.
Добрая половина, если не более, существующих крюковых певческих рукописей до сих пор не расшифрована и не издана. Причем речь идет лишь о рукописях пометных (с сер. XVII в.), поддающихся прочтению, нечитаемая же группа с беспометным знаменем, охватывающая период почти шести столетий, давно лежит мертвым грузом в наших архивах и книгохранилищах, даже не имея никакой перспективы на расшифровку, по крайней мере в ближайшие годы, поскольку ключ к прочтению русской беспометной нотации еще не найден. К слову сказать, западные ученые-медиевисты, обогнавшие нас в этой области, в настоящее время в состоянии расшифровывать невменную византийскую нотацию уже с XIII в.
Высокая степень точности расшифровок М. Бражникова неоднократно отмечалась учеными, но, кроме стремления к максимально точной передаче напевов, как палеограф и музыковед, ученый умел из огромного количества рукописей выявить все самое ценное и первостепенное. Вариант Пасхальных стихир, обнаруженных и расшифрованных Бражниковым , а затем озвученных Юрловым, далеко превосходит по своим музыкальным достоинствам аналогичные стихиры Синодального издания. То же можно сказать и о Рождественской стихире, также записанной Юрловым. Первая Евангельская стихира Федора Христианина большого распева, единственная озвученная из цикла одиннадцати стихир, расшифрованных Бражниковым , - явление уникальное и исключительно важное в плане реставрации древнерусского знаменного пения.
См.: Русская Музыка XVI-XVIII веков
Древнерусская теория музыки
Одна из главных книг по древнерусской музыке, написанная по рукописным материалам XV–XVIII веков.
СОДЕРЖАНИЕ
Азбуки-перечисления
Толкования «како поется»
Толкования «по гласам»
Беспометные азбуки
Фитники
Кокизники
Осмогласие
Поздние азбуки
Система помет
«Аабука» Александра Мезенца
Азбуки путевые, демественные и других систем
Двознаменники и «Ключ» Тихона Макарьевского
Заключение
Автор: Бражников М.
Издательство: Л.: Искусство
Год: 1972
Формат: pdf
Размер: 29 mb
Downloads
Мужской хор Вологодской филармонии под упр. Альберта Мишина взялся за исполнение одного из наиболее сложных и далеких от современного слушателя пластов русской музыки – древнерусских богослужебных распевов. Большинство песнопений – особые, редкие монастырские распевы. Прекрасно подобранные образцы 2-й половины XVII в., взятые в основном из рукописных собраний Новгородского Софийского собора, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, расшифрованы исследовательницей Еленой Борисовец (Санкт-Петербург) специально для данного проекта. За редким исключением, они вряд ли могли звучать в обычных приходских храмах. Так, взятое из певческой рукописи название “знаменный путь” говорит о необычном распеве, по стилистике относящемуся к путевому распеву, но записанному знаменной нотацией (хотя в то время существовала и специальная путевая нотация). Путевой распев близок к знаменному по попевкам, особенно конечным, но отличается по ритмике – более медленной, изобилующей целыми длительностями. Знаменной же нотацией зафиксированы так называемые знаменные партитуры, не имеющие со знаменным распевом никаких общих попевок. Таким образом, древнейшая знаменная нотация может служить универсальным средством для записи разных по стилистике распевов, как одноголосых, так и многоголосых. Лишь для записи демественного многоголосия она оказывается непригодна, сменяясь на демественную, которая лучше передает его дробный и острый ритм. Демественному многоголосию свойственна необычайная кварто-секундная вертикаль, непривычная современному слушателю. Тем не менее, секунда и кварта являются основными интервалами звукоряда древнерусской музыки – обиходного. Появление этих интервалов также в вертикальном соотношении голосов представляется исторически и теоретически обоснованным.
Большинство из представленных песнопений – одноголосные, остальные относятся к раннему, догармоническому типу русского линеарного многоголосия. Одноголосные песнопения, нередко весьма протяженные, могут служить критерием профессионального мастерства хора, поскольку требуют идеального акустического и тембрового унисона, непрерывного дыхания и умения вести “бесконечную” мелодическую линию без спада энергетики. Все эти качества демонстрирует нам Вологодский мужской хор. Суровая красота их певческой манеры, скорее академической, без использования фольклорной технологии, подчеркивает своеобразие выбранных ими для своего дебюта песнопений Русского Севера. В этих песнопениях отсутствует влияние новой гармонической музыки, пришедшей на Русь из Западной Европы через Польшу и Украину в середине XVII в. Строгий уклад северных монастырей препятствовал проникновению музыкальных новшеств эпохи барокко, продолжая развитие исконной древней традиции монастырского пения.
Свете тихий (знаменный распев)
Достойно есть, яко воистину славити Тя, Бога слова (знаменное двухголосие)
Хвалите имя Господне (демественное трехголосие вологодское)
Величание Рождеству Христову (путевой распев)
Величание святому преподобному Максиму (демественное двухголосие)
See also:
Супрасльский Ирмологий ХVI века
Старинные песнопения XVI-XVIII вв. (хор Владимира Минина)
Русская Музыка XVI-XVIII веков
Димитриевская родительская суббота
Стихира прп. Сергию Радонежскому, всея России чудотворцу († 1392)
Средневековые распевы Русского Севера
Русские песнопения XVII-XVIII вв.
Русская духовная музыка. Всенощное бдение
© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2014.
Комментариев нет:
Отправить комментарий