Оригинал взят у
expertmus в
Спас Нерукотворный (Андроников монастырь)
Тропарь Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа, глас 2:
Пречистому образу Твоему покланяемся Благий, /просящее прощения
прегрешений наших Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти
на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем
благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся Спасе наш,//
пришедый спасти мир.
Кондак Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа, глас 2:
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.
Величание Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа:
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего// преславное воображение.
Молитва Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа:
О
Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго
естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное
на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга
его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и
телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с
Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и
уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не
остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в
душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и
наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего,
купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не
престанем во веки веков.
Спас Нерукотворный с ангелами и херувимами.
Новгород.
1282 г.
7, 6 х 17.
ГИМ. Лобковский Пролог (Пролог Захарии) [Хлуд. 187].
Редакция
официального блога научного коллектива Центрального музея древнерусской
культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева поздравляет всех своих
коллег и иконописцев с профессиональным праздником Перенесения из Едессы
в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа и Бога
нашего Иисуса Христа (944). Как заведено по русской традиции, именно
образ Спаса Нерукотворного является первой самостоятельной работой,
которую выполняет закончивший ученичество иконописец.
См. также по данной теме -
Древности Спасо-Андроникова монастыря: http://www.expertmus.com/2013/10/blog-post_20.html
В
нашем блоге уже шла речь о местночтимой иконе Спаса Нерукотворного из
Спасо-Андроникова монастыря, которую по преданию привез из
Константинополя свт. Алексий. Напомним, что, согласно агиографическим
сведениям, Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь в 1354
г. попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь
того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет
бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.
Как установил
наш коллега профессор Олег Германович Ульянов, в 1356 г. митрополит
Алексий, будучи повторно в Константинополе, привез в Москву список с
чтимой иконы Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV в.),
которая стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря.
«Первая
встреча преподобного Сергия и митрополита Алексия произошла, скорее
всего, после возвращения святителя осенью 1354 г. "къ Рускым странам, къ своей митрополии"
из его первой поездки в Константинополь на поставление. Именно тогда,
как мы полагаем, митрополит Алексий попал в бурю на Черном море и "обет
свой дах Богу: вън же день доправит Господь въ пристанище котораго
святого, въ то имя създати церковь". Если относить спасение святителя
к его второй поездке в Константинополь в 1356 году, то возникает
противоречие, ускользавшее ранее от внимания исследователей: митрополит
Алексий в таком случае должен сразу иметь на своем корабле "Образ",
в праздник которого он обретет пристанище.
"Честную
икону образа Христова, юже сам принесе от Константина града, чюдну
и златом украшену" митрополит Алексий мог привезти из второй поездки
специально для освящения обетного храма. Сцена освящения Спасской церкви
в Андрониковом монастыре запечатлена на одной из миниатюр
рассматриваемого цикла (л. 221). Митрополит Алексий, сопровождаемый
преподобным Андроником, обходит с юга на север («противосолонь») алтарь
церкви, держа в руках "образ" Спаса (оплечный), который он "въ церкви
постави". Святителя помогают узнать не только надпись у нимба, но и
белый клобук, архиерейская мантия, а также длинная, острая, чуть
раздвоенная на конце борода, такая же, как и на иконных клеймах».Освящение Спасского собора митрополитом Алексием. Миниатюра.
Лицевое Житие преподобного Сергия Радонежского. Л. 221.
Ок. 1592 г.
31.5 × 20.
РГБ. Троицк.ΙΙΙ-21.
В
1999 г. сотрудница нашего Музея Наталья Николаевна Чугреева высказала
предположение, что местночтимая икона Спаса Нерукотворного, привезенная
митрополитом Алексием из Константинополя, попала из Спасо-Андроникова
монастыря в собрание филиала ГИМ «Новодевичий монастырь». Основанием для
её гипотезы стало заметное сходство (особенно – по утратам) этого
музейного экспоната с опубликованной в первом томе Лицевого иконописного
подлинника Н.П. Кондакова (Кондаков Н. П. Лицевой иконописный
подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб.,
1905. Т. 1. С. 88. Табл. а) фототипией местночтимой иконы
Спасо-Андроникова монастыря (см. фото).
Спас Нерукотворный.
XIV в.
29 × 24.8.
ГИМ 103803. НДМ инв. 202/307.
Спас Нерукотворный.
XIV в.
Кондаков
Н.П. Лицевой иконописный подлинник, т. I. Иконография Господа Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. С. 88, табл. а.
Более того, 29 августа 2005 г. на презентации книги «Спас Нерукотворный в русской иконе» (Спас Нерукотворный в русской иконе / сост. Лидов А.М., Евсеева Л.М., Чугреева Н.Н. М., 2005) другая сотрудница нашего музея Лилия Михайловна Евсеева
категорически заявила, что «это та самая икона, которая 650 лет назад
была привезена из Константинополя в Москву митрополитом Алексием как
благословение на его святительское служение»?! Речь шла об иконе «Спас
Нерукотворный» из хранилища ГИМ в Новодевичьем
монастыре, которую специально на один день (!) доставили в наш Музей
имени Андрея Рублева на презентацию (см. фото).
Однако
у подлинной святыни Спасо-Андроникова монастыря был «двойник» - точная
копия иконы Спаса Нерукотворного, которая хранилась вместе с ее
«образцом». Сведения об этом приводит в своей книге об Андрониковом
монастыре архим. Сергий (Спасский), с 28 октября 1880 года - настоятель
Спасо-Андроникова монастыря. Так, по ведомости архимандрита Феофана,
составленной по возвращении 18 ноября 1812 г. в разграбленный французами
Спасо-Андроников монастырь, «осталось в целости: 4. Местный образ
Нерукотвореннаго Спаса, принесенный святителем Алексием Митрополитом из
Царьграда, коим благословил его тамошний патриарх около 1360 года со
украшением своим и другой с перваго копия со украшением» (Сергий,
(Спасский), архим. Историческое описание московского Спасо-Андроникова
монастыря. М. : в унив. тип. (Катков), 1865. С. 78).
В самой рукописи на полях есть поздняя приписка другим почерком,
отличным от автографа архим. Феофана, что «сей список с оригинального в
1817 году неизвестно кем похищен». Данное происшествие случилось
накануне работ по устройству иконостаса в Спасском соборе в 1818-1820
гг.
Между тем, любой квалифицированный специалист по
древнерусскому искусству легко определит, что иконография
рассматриваемого образа (даже с учетом позднейших поновлений 1-й трети и
кон. XIX в.) является весьма нетипичной для времени святителя Алексия и
прп. Андрея Рублева: узкий лик, остроконечная «мокрая» брада, две
симметричные пряди волос. Достаточно сравнить икону из ГИМ с известным
памятником лицевого шитья – воздухом 1389 г., чтобы убедиться в
существенном иконографическом расхождении.
Спас Нерукотворный с предстоящими. Воздух. Фрагмент.
1389 г.
123 × 221.
ГИМ инв. 15494 РБ-1.
Нетрудно заметить, что на миниатюре (см. фото вверху)
из Лицевого Жития преподобного Сергия Радонежского (Л. 221) образ,
который держит в руках свт. Алексий, существенно отличается от иконы из
ГИМ, которая стала объектом ложной «сенсации». По своим иконографическим
особенностям (две симметричных пары строгих прядей волос, окладистая
брада с небольшим раздвоением на конце, широкий нимб, изображение
убруса) местночтимый образ из Спасо-Андроникова монастыря явно тяготеет к
раннему иконографическому типу Спаса Нерукотворного, известному в
домонгольской Руси (см. фото).
Спас Нерукотворный.
Ярославль.
Первая половина XIII в.
104 × 74.
ГТГ инв. 048138
Окончательно
убедиться в полной несостоятельности гипотезы Чугреевой-Лидова-Евсеевой
позволяют уникальные памятники лицевого шитья XVII в. с образом Спаса
Нерукотворного, происходящие из древней обители, где всю жизнь
подвизался и был погребен великий иконописец прп. Андрей Рублев († 17
октября 1428). Очевидно, что эти чудом уцелевшие святыни (см. фото),
реквизированные в 1928 г. из ризницы Спасо-Андроникова монастыря, так
или иначе воспроизводили местночтимый образ Спаса Нерукотворного,
который в 1356 г. привез в Москву из Константинополя митрополит Киевский
и всея Руси Алексий.
Спас Нерукотворный. Хоругвь.
Середина XVII в.
55 х 55,5.
Происходит
из московского Спасо-Андроникова монастыря. В 1928 г. была
реквизирована и хранится в настоящее время в Государственном
историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль».
Опись
Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18 // ОРПГФ Музеев Московского
Кремля. Ф. 20-А. Оп. 1, 1914-1930-е гг.. Д. 13, № 13663.
На
среднике одной из сторон хоругви по малиновому атласу вышито
изображение Спаса Нерукотворного на падающем крупными складками убрусе,
поддерживаемом с двух сторон стоящими и именословно благословляющими
плат ангелами. Лик Иисуса Христа с клиновидной бородой с двумя завитками
на конце, обрамлен длинными, без пробора волосами, спадающими на убрус
вьющимися локонами и окружен золотым нимбом. Фигуры ангелов имеют сильно
удлиненные пропорции и частично скрыты складками плата. Личное шито
тонким некрученым песочного цвета шелком, «атласным» швом и «в раскол»,
по форме, с легкими оттенениями под глазами. Черты лиц, пряди волос,
контуры и детали рисунка прошиты толстым крученым голубым и малиновым
шелком. Волосы Христа шиты коричневым, завитки на бороде - голубым,
волосы ангелов - малиновым шелком. Все остальное шито по настилу из
белых толстых нитей прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими
цветными прикрепами (швы – «черенок», «клопчик», «перышки», «ягодка
двойная», «ягодка в четыре клетки», «разводная клетка»). На каймах по
такому же малиновому атласу, как и на среднике, вязью, почти без лигатур
(кроме конца надписи) шит тропарь Нерукотворенному Образу: «Пречистому
Ти образу поклоняемся...». Надпись начинается на верхней кайме,
переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на двух первых
направлены внутрь произведения, двух других - наружу.
Сохранность
и реставрация: утраты шитья в личном (виден фон). На нимбе утраты
серебряных нитей до настила. Золотные нити секутся и отстают. Атлас фона
сечется, имеет большие прорывы и штопки, загрязнен. Подкладка
отсутствует (на обороте холст, подложенный под фон). На нем местами
толстые красные шелковые нити, по-видимому от поновлений.
Спас Нерукотворный. Палица.
Конец XVII в.
41 х 39.
Происходит
из московского Спасо-Андроникова монастыря. В 1928 г. была
реквизирована и хранится в настоящее время в Государственном
историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль».
Опись
Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18 // ОРПГФ Музеев Московского
Кремля. Ф. 20-А. Оп. 1, 1914-1930-е гг.. Д. 13, № 13664.
Палица
шита по малиновому итальянскому атласу. В центре - Спас Нерукотворный.
Убрус с двух сторон держат два стоящих ангела. По углам в овальных
медальонах - поясные фигуры евангелистов с книгами в руках и надписями
серебром. Верхний евангелист Марк и нижний Иоанн изображены прямолично;
левый Лука и правый Матфей - в трехчетвертном повороте к Спасу. По фону
между медальонами вышито девять восьмиконечных разного размера звезд.
Личное шито некрученым шелком песочного цвета «в раскол» и «атласным»
швом по форме. Коричневым шелком отмечены черты и контуры ликов, а также
волосы. Одежды шиты золото-серебряными прядеными нитями с цветными
прикрепами (швы – «ягодка», «рядки»). Нимбы и плат - серебром с
малозаметной прикрепой. Нимбы, медальоны, контуры фигур ангелов, убрус,
звезды обнизаны мелким жемчугом. На каймах того же атласа, что и
средник, прядеными серебряными нитями вышита надпись вязью: «Пречистому
Ти образу поклоняемся...». Надпись начинается на левой верхней кайме,
переходит на верхнюю правую, затем на нижнюю правую и заканчивается на
нижней левой. Буквы на всех каймах направлены внутрь произведения.
Подкладка из китайской камки светло-песочного цвета с узором
извивающихся веточек с цветами хризантем и листьев. Под ней видна более
ранняя подкладка алой тафты. На подкладке черными чернилами написано и
зачеркнуто: № ОСМЫЙ. В верхнем углу - медное кольцо.
Сохранность
и реставрация: Лики прописаны масляной краской. Утраты шелкового шитья,
золотное шитье сильно потерто. Ткани секутся, имеют разрывы до холста
подложки. Утраты жемчуга. На подкладке - следы ржавчины, отверстия от
гвоздей.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Благодарю за опубликованное ранее и за эту статью. С ув. Павел В. Л. ( 2015.08.31. )
ОтветитьУдалить