Эксперты ставят в пример сообщество Музея имени Андрея Рублёва

Эксперты ставят в пример воцерковлённое сообщество Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://www.facebook.com/groups/Rublev.museum/

#Музей имени Андрея #Рублева. В связи с постоянными вопросами наших друзей и коллег вынуждены пояснить, что всё последнее время из-за министра культуры Владимира Мединского наш Музей постоянно лихорадит, так что все иные «официальные страницы, группы etc.» находятся вне компетенции научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева: https://rublev-museum.livejournal.com/486620.html

Научный коллектив и Профком ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» (РПРиУ) предупреждают о мошенниках в соцсетях, действующих в интересах уголовника М.Б. Миндлина (ст. 159 УК РФ), осужденного за расхищение бюджетных средств и мошенничество в составе организованной преступной группы: http://www.stoletie.ru/obschestvo/v_monastyr_so_svoim_ustavom_463.htm




Уголовник Михаил Миндлин опозорил Музей имени Андрея Рублева!

Как широко освещалось в российской прессе, в организованную преступную группу Григория Пирумова, которую отличала со времени её создания в 2012 г. «сложность разработанного плана преступной деятельности и строгая конспирация», входил … директор ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Михаил Миндлин, назначенный к нам в Музей Мединским 27 мая 2016 г. сразу после упразднения ГЦСИ и перед его задержанием ФСБ (утечка?) и допросом в «Лефортово».


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Опубликовано 16:30 06/02/2013: http://expertmus.livejournal.com/118462.html

Предупреждение! Яндекс рекламирует мошенников под «шапкой» администрации Музея им. Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/173688.html

Генпрокуратура РФ: "объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» вопреки ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и охранному обязательству самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции": http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-81205/

Т.н. «официальный сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева», «официальная страница Музея имени Андрея Рублева в Facebook», «официальная открытая группа ФГБУК "Центральный музей древнерусской культуры и искуссства имени Андрея Рублева"», а также т.н. «представительство Музея им. Андрея Рублева» в ЖЖ и ВКонтакте - это тролли и проходимцы (Дмитрий Степанков, Борис Фрадкин, Константин Братчиков, он же «Фома Удальцов», он же «Максим Красиков», «Елена Кузнецова» и др.) из частной компании педераста Федора Рындина (его отец музейный директор-казнокрад Геннадий Викторович Попов), которые НЕ ИМЕЮТ никакого отношения к нашему Музею и не работают в нём!

"Вести. Москва": "Древнерусская культура, православие и прокуратура сегодня неожиданно сплелись в один клубок громкого скандала. Как выяснилось, в Музее имени Андрея Рублева, на территории Андронникова монастыря, работает незаконно возведенный ресторан, а церковное здание приспособили под бизнес-встречи. Бизнесом руководит Федор Рындин, сын директора Музея Геннадия Попова": http://www.vesti.ru/videos/show/vid/487831/#

Остерегайтесь обмана на просторах Интернета!!!


, , , , , , , , , , ,
#rublevmuseum

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

суббота, 29 августа 2015 г.

Спас Нерукотворный (Андроников монастырь)

Оригинал взят у expertmus в Спас Нерукотворный (Андроников монастырь)



Тропарь Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа, глас 2:

Пречистому образу Твоему покланяемся Благий, /просящее прощения прегрешений  наших Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся Спасе наш,// пришедый спасти мир

Кондак Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа, глас 2:

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ  неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.

Величание Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа:

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего// преславное воображение.

Молитва Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа:

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. 

Спас Нерукотворный с ангелами и херувимами.
Новгород.
1282 г.
7, 6 х 17.
ГИМ. Лобковский Пролог (Пролог Захарии) [Хлуд. 187].

Редакция официального блога научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева поздравляет всех своих коллег и иконописцев с профессиональным праздником Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа и Бога нашего Иисуса Христа (944). Как заведено по русской традиции, именно образ Спаса Нерукотворного является первой самостоятельной работой, которую выполняет закончивший ученичество иконописец.
 
См. также по данной теме - 

Спас Нерукотворный из Андроникова монастыря: расследование одной «сенсации»: http://www.expertmus.com/2012/03/blog-post_9555.html

Andronikov Monastery: A small piece of Moscow's spiritual heritage: https://www.academia.edu/5303047/Andronikov_Monastery_A_small_piece_of_Moscows_spiritual_heritage

Андроников монастырь (Википедия): http://www.expertmus.com/2012/03/blog-post_6788.html

Древнейший храм Москвы: http://www.expertmus.com/2013/08/blog-post.html

Древности Спасо-Андроникова монастыря: http://www.expertmus.com/2013/10/blog-post_20.html

В нашем блоге уже шла речь о местночтимой иконе Спаса Нерукотворного из Спасо-Андроникова монастыря, которую по преданию привез из Константинополя свт. Алексий. Напомним, что, согласно агиографическим сведениям, Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь в 1354 г. попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному. Как установил наш коллега профессор Олег Германович Ульянов, в 1356 г. митрополит Алексий, будучи повторно в Константинополе, привез в Москву список с чтимой иконы Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV в.), которая стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря.
 
«Первая встреча преподобного Сергия и митрополита Алексия произошла, скорее всего, после возвращения святителя осенью 1354 г. "къ Рускым странам, къ своей митрополии" из его первой поездки в Константинополь на поставление. Именно тогда, как мы полагаем, митрополит Алексий попал в бурю на Черном море и "обет свой дах Богу: вън же день доправит Господь въ пристанище котораго святого, въ то имя създати церковь". Если относить спасение святителя к его второй поездке в Константинополь в 1356 году, то возникает противоречие, ускользавшее ранее от внимания исследователей: митрополит Алексий в таком случае должен сразу иметь на своем корабле "Образ", в праздник которого он обретет пристанище.

"Честную икону образа Христова, юже сам принесе от Константина града, чюдну и златом украшену" митрополит Алексий мог привезти из второй поездки специально для освящения обетного храма. Сцена освящения Спасской церкви в Андрониковом монастыре запечатлена на одной из миниатюр рассматриваемого цикла (л. 221). Митрополит Алексий, сопровождаемый преподобным Андроником, обходит с юга на север («противосолонь») алтарь церкви, держа в руках "образ" Спаса (оплечный), который он "въ церкви постави". Святителя помогают узнать не только надпись у нимба, но и белый клобук, архиерейская мантия, а также длинная, острая, чуть раздвоенная на конце борода, такая же, как и на иконных клеймах».


Освящение Спасского собора митрополитом Алексием. Миниатюра.
Лицевое Житие преподобного Сергия Радонежского. Л. 221.
Ок. 1592 г.
31.5 × 20.
РГБ. Троицк.ΙΙΙ-21.

В 1999 г. сотрудница нашего Музея Наталья Николаевна Чугреева высказала предположение, что местночтимая икона Спаса Нерукотворного, привезенная митрополитом Алексием из Константинополя, попала из Спасо-Андроникова монастыря в собрание филиала ГИМ «Новодевичий монастырь». Основанием для её гипотезы стало заметное сходство (особенно – по утратам) этого музейного экспоната с опубликованной в первом томе Лицевого иконописного подлинника Н.П. Кондакова (Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. Т. 1. С. 88. Табл. а) фототипией местночтимой иконы Спасо-Андроникова монастыря (см. фото).


Спас Нерукотворный.
XIV в.
29 × 24.8.
ГИМ 103803. НДМ инв. 202/307.

Спас Нерукотворный.
XIV в.
Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник, т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. С. 88, табл. а.

Более того, 29 августа 2005 г. на презентации книги «Спас Нерукотворный в русской иконе» (Спас Нерукотворный в русской иконе / сост. Лидов А.М., Евсеева Л.М., Чугреева Н.Н. М., 2005) другая сотрудница нашего музея Лилия Михайловна Евсеева категорически заявила, что «это та самая икона, которая 650 лет назад была привезена из Константинополя в Москву митрополитом Алексием как благословение на его святительское служение»?! Речь шла об иконе «Спас Нерукотворный» из хранилища ГИМ в Новодевичьем монастыре, которую специально на один день (!) доставили в наш Музей имени Андрея Рублева на презентацию (см. фото).


Однако у подлинной святыни Спасо-Андроникова монастыря был «двойник» - точная копия иконы Спаса Нерукотворного, которая хранилась вместе с ее «образцом». Сведения об этом приводит в своей книге об Андрониковом монастыре архим. Сергий (Спасский), с 28 октября 1880 года - настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Так, по ведомости архимандрита Феофана, составленной по возвращении 18 ноября 1812 г. в разграбленный французами Спасо-Андроников монастырь, «осталось в целости: 4. Местный образ Нерукотвореннаго Спаса, принесенный святителем Алексием Митрополитом из Царьграда, коим благословил его тамошний патриарх около 1360 года со украшением своим и другой с перваго копия со украшением» (Сергий, (Спасский), архим. Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М. : в унив. тип. (Катков), 1865. С. 78). В самой рукописи на полях есть поздняя приписка другим почерком, отличным от автографа архим. Феофана, что «сей список с оригинального в 1817 году неизвестно кем похищен». Данное происшествие случилось накануне работ по устройству иконостаса в Спасском соборе в 1818-1820 гг.

Между тем, любой квалифицированный специалист по древнерусскому искусству легко определит, что иконография рассматриваемого образа (даже с учетом позднейших поновлений 1-й трети и кон. XIX в.) является весьма нетипичной для времени святителя Алексия и прп. Андрея Рублева: узкий лик, остроконечная «мокрая» брада, две симметричные пряди волос. Достаточно сравнить икону из ГИМ с известным памятником лицевого шитья – воздухом 1389 г., чтобы убедиться в существенном иконографическом расхождении.



Спас Нерукотворный с предстоящими
. Воздух. Фрагмент.
1389 г.
123 × 221.
ГИМ инв. 15494 РБ-1.

Нетрудно заметить, что на миниатюре (см. фото вверху) из Лицевого Жития преподобного Сергия Радонежского (Л. 221) образ, который держит в руках свт. Алексий, существенно отличается от иконы из ГИМ, которая стала объектом ложной «сенсации». По своим иконографическим особенностям (две симметричных пары строгих прядей волос, окладистая брада с небольшим раздвоением на конце, широкий нимб, изображение убруса) местночтимый образ из Спасо-Андроникова монастыря явно тяготеет к раннему иконографическому типу Спаса Нерукотворного, известному в домонгольской Руси (см. фото).

Спас Нерукотворный.
Ярославль.
Первая половина XIII в.
104 × 74.
ГТГ инв. 048138

Окончательно убедиться в полной несостоятельности гипотезы Чугреевой-Лидова-Евсеевой позволяют уникальные памятники лицевого шитья XVII в. с образом Спаса Нерукотворного, происходящие из древней обители, где всю жизнь подвизался и был погребен великий иконописец прп. Андрей Рублев († 17 октября 1428). Очевидно, что эти чудом уцелевшие святыни (см. фото), реквизированные в 1928 г. из ризницы Спасо-Андроникова монастыря, так или иначе воспроизводили местночтимый образ Спаса Нерукотворного, который в 1356 г. привез в Москву из Константинополя митрополит Киевский и всея Руси Алексий.

Спас Нерукотворный. Хоругвь.
Середина XVII в.
55 х 55,5.
Происходит из московского Спасо-Андроникова монастыря. В 1928 г. была реквизирована и хранится в настоящее время в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль».
Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18 // ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 20-А. Оп. 1, 1914-1930-е гг.. Д. 13, № 13663.
На среднике одной из сторон хоругви по малиновому атласу вышито изображение Спаса Нерукотворного на падающем крупными складками убрусе, поддерживаемом с двух сторон стоящими и именословно благословляющими плат ангелами. Лик Иисуса Христа с клиновидной бородой с двумя завитками на конце, обрамлен длинными, без пробора волосами, спадающими на убрус вьющимися локонами и окружен золотым нимбом. Фигуры ангелов имеют сильно удлиненные пропорции и частично скрыты складками плата. Личное шито тонким некрученым песочного цвета шелком, «атласным» швом и «в раскол», по форме, с легкими оттенениями под глазами. Черты лиц, пряди волос, контуры и детали рисунка прошиты толстым крученым голубым и малиновым шелком. Волосы Христа шиты коричневым, завитки на бороде - голубым, волосы ангелов - малиновым шелком. Все остальное шито по настилу из белых толстых нитей прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «клопчик», «перышки», «ягодка двойная», «ягодка в четыре клетки», «разводная клетка»). На каймах по такому же малиновому атласу, как и на среднике, вязью, почти без лигатур (кроме конца надписи) шит тропарь Нерукотворенному Образу: «Пречистому Ти образу поклоняемся...». Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на двух первых направлены внутрь произведения, двух других - наружу.
Сохранность и реставрация: утраты шитья в личном (виден фон). На нимбе утраты серебряных нитей до настила. Золотные нити секутся и отстают. Атлас фона сечется, имеет большие прорывы и штопки, загрязнен. Подкладка отсутствует (на обороте холст, подложенный под фон). На нем местами толстые красные шелковые нити, по-видимому от поновлений.
Спас Нерукотворный. Палица.
Конец XVII в.
41 х 39.
Происходит из московского Спасо-Андроникова монастыря. В 1928 г. была реквизирована и хранится в настоящее время в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль».
Опись Московской Оружейной палаты. Кн. 12-18 // ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 20-А. Оп. 1, 1914-1930-е гг.. Д. 13, № 13664.
Палица шита по малиновому итальянскому атласу. В центре - Спас Нерукотворный. Убрус с двух сторон держат два стоящих ангела. По углам в овальных медальонах - поясные фигуры евангелистов с книгами в руках и надписями серебром. Верхний евангелист Марк и нижний Иоанн изображены прямолично; левый Лука и правый Матфей - в трехчетвертном повороте к Спасу. По фону между медальонами вышито девять восьмиконечных разного размера звезд. Личное шито некрученым шелком песочного цвета «в раскол» и «атласным» швом по форме. Коричневым шелком отмечены черты и контуры ликов, а также волосы. Одежды шиты золото-серебряными прядеными нитями с цветными прикрепами (швы – «ягодка», «рядки»). Нимбы и плат - серебром с малозаметной прикрепой. Нимбы, медальоны, контуры фигур ангелов, убрус, звезды обнизаны мелким жемчугом. На каймах того же атласа, что и средник, прядеными серебряными нитями вышита надпись вязью: «Пречистому Ти образу поклоняемся...». Надпись начинается на левой верхней кайме, переходит на верхнюю правую, затем на нижнюю правую и заканчивается на нижней левой. Буквы на всех каймах направлены внутрь произведения. Подкладка из китайской камки светло-песочного цвета с узором извивающихся веточек с цветами хризантем и листьев. Под ней видна более ранняя подкладка алой тафты. На подкладке черными чернилами написано и зачеркнуто: № ОСМЫЙ. В верхнем углу - медное кольцо.
Сохранность и реставрация: Лики прописаны масляной краской. Утраты шелкового шитья, золотное шитье сильно потерто. Ткани секутся, имеют разрывы до холста подложки. Утраты жемчуга. На подкладке - следы ржавчины, отверстия от гвоздей.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

1 комментарий:

  1. Благодарю за опубликованное ранее и за эту статью. С ув. Павел В. Л. ( 2015.08.31. )

    ОтветитьУдалить