«Темь же ваю как похвалити не съвемъ... Ангела ли ва нареку, имъ же въскоре обретаетася близъ скърбящихъ, нъ плътьскы на земли положила еста въ чловечьстве. Чловека ли ва именую, то паче всего чловечьска ума преходита множьствъмъ чюдесъ... Цесаря ли князя ли ва проглаголю, нъ паче ч л о века убо проста и съмерена бо сътяжала еста, имъ же и высокая места и жилища въселистася. По истине вы цесаря цесаремъ и князя къняземъ, ибо ваю пособиемь... побежають, и ваю помощию хваляться. Вы бо... меча обоюду остра, има же дьрзость поганьскую низълагаемъ... вы убо небесьная чловека еста, земльная ангела, стълпа и утврьжение земле нашея. Темь же и борета... и пособита... вы молитву въздаета... О блаженая убо гроба приимъши телеси ваю чьстьнeи... Блаженая цьркы, в ней же положене быста рацe ваю святеи, имущи блаженеи телеси ваю, о Христова угодьника !... Нъ о блаженая страстотьрпьца Христова, не забываита отьчьства, иде же пожила еста въ тели, его же всегда посетъмъ не оставляета... вьсегда молитася о насъ... и ране да не приступить к телеси рабъ ваю. Вама бо дана бысть благодать, да молита за ны, вама бо далъ есть Богъ о насъ молящася и ходатая къ Богу за ны. Темь же прибегаемь к вама... озълобление отъ насъ далече отъженета... избавита насъ... сътворита... заступита насъ, уповающихъ къ вама... молитву нашю усьрдьно принесета... Нъ ваю молитвы надеющеся...»
Мчч. блгвв. кнн. Борис и Глеб.
Начало XIV в.
154 х 104.
Музей русского искусства, Киев, Украина.
Инв. Ж-1.
Для справки: согласно агиографическим источникам, тотчас же после преставления 15 июля 1015 г. св. равноап. царя Владимира Великого, во святом крещении Василия, оба его родных сына от ромейской царицы Анны Порфирородной Борис и Глеб были злодейски убиты соответственно 24 июля и 5 сентября по приказу своего нареченного брата (по отцу) Святополка Окаянного, родного сына кн. Ярополка Святославича († 980). День первого в истории Руси братоубийства 24 июля стал именоваться «Борисовым»: так называл его не только вел. кн. Владимир Мономах (ПСРЛ. Т. I. Стб. 249), но и новгородский писец Матфей, которому принадлежит древнейшая рукопись служебной июльской Минеи конца XI в. со списком Службы святым Борису и Глебу: «азъ гръшьныи Матьфъи началъ писати кънигы сия, а Лавреньти до коньца» (РГАДА. Ф. 381. № 121. Л. 52 об.). Эта Служба надписана именем «Иоана, митрополита руськаго», что косвенно указывает на время её создания, причем автор Службы называет святых под их христианскими именами, в то время как в заголовке они упомянуты под княжескими. Срв.: в приписке XII в. к греческому Прологу сурожского происхождения под 24 июля указана память «святых новоявленных мучеников в земле Русской Давида и Романа» («τῇ αὐτῇ ἡμέρᾳ μνήμη τῶν ἁγ[ίων] νεοφαν[έντ]ων μαρτύρων ἐν ῥωσικοῖς χώραις δα[υὶ]δ καὶ ῥωμανοῦ») (Антонин (Капустин), архим. Заметки XII-XV века, относящиеся к крымскому городу Сугдее (Судаку), приписанные на греческом синаксаре // ЗапООИД. 1863. Т. 5. С. 620). Митрополит Руси Иоанн II, занимавший киевскую кафедру с 1076/1077 по 1089 гг., считается дядей знаменитого византийского поэта Феодора Продрома, который воспевал своего «дядю, названного Христосом, предстоятеля Русской Церкви, искусного в слове». До наших дней дошел славянский перевод «Правила церковнаго Иоанна митрополита руськаго нареченного пророком Христа», а также его Канонические ответы (ок. 1083/1084 г.) и Послание антипапе Клименту III (1084/1088). В северной башне Софии Киевской в ходе раскопок 1939-1940 гг. была найдена вислая печать константинопольского патриарха Евстратия Гариды (1081-1084), с кем вел переписку киевский митрополит Иоанн II.
Увы, но в год празднования 1000-летия преставления св. равноап. царя Владимира Великого († 1015), Крестителя Руси, которое по указу президента России В.В. Путина возведено на государственный уровень, день 1000-летия мученической кончины его родных сыновей первых русских святых Бориса и Глеба 6 августа 2015 г. не был вовсе отмечен никаким богослужением, которое должен был по чину возглавить как предстоятель поместной Церкви, первой прославившей Бориса и Глеба, патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) в Москве и митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) в Киеве. Впрочем, чему тут удивляться, если Путин публично заявил, что «святые Борис и Глеб не могут быть для нас примером»?! См.: http://expertmus.livejournal.com/179203.html
Точно также глава УПЦ МП митрополит Онуфрий (Березовский) никак не почтил столь памятный день, хотя еще в мае 2015 г., когда в Вышгороде (Киевская область, Украина) открылась XXI научная конференция «Древности Вышгородщины», посвященная 1000-летию мученической кончины святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и 1000-летию успения Крестителя Руси равноапостольного князя Владимира, он выступил с посланием к своей пастве с призывом прекратить братоубийственную войну на Донбассе, следуя примеру святых страстотерпцев: «сегодня беда снова пришла в наш дом, … когда между братьями по вере густо посеяны семена вражды и междоусобиц, дающие свои кровавые всходы». На деле 28 июля 2015 г. глава УПЦ МП торжественно отметил День крещения Киевской Руси, учрежденный по указу президента Украины В.А. Ющенко №668/2008 от 25.07.2008 г. («установити в Украiнi День хрещення Киiвсьоi Русi - Украiни, який вiдзначати щорiчно 28 липня, у день пам,ятi святого рiвноапостольного князя Володимира - хрестителя Киiвськоi Русi"»), а затем полностью исчез из информационного пространства, как и его московский предстоятель …
Для справки: День Крещения Руси испокон века Церковь праздновала 1 августа, о чем сохранилось известие в хронографах ХVI в.: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1» (ГИМ. Син. 323. Л. 365; Литовские епархиальные ведомости. 1872. № 12. С. 455; Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979. С. 664). Эта дата в своё время была научно подтверждена акад. Б.А. Рыбаковым, который с помощью азимутального метода установил, что престольный праздник древнейшей Десятинной церкви, построенной в Киеве первой после Крещения Руси, приходился именно на 1 августа. Напомним, что, по мнению ведущих экспертов нашего Музея имени Андрея Рублева, местночтимой иконой Спасо-Андроникова монастыря, которую по преданию привез в 1356 г. из Константинополя свт. Алексий, являлся образ «Спаса оплечного», что позволяет определить первоначальное посвящение древнейшего в Москве Спасского собора Всемилостивому Спасу (празднество - 1 августа): http://expertmus.livejournal.com/18619.html
Novgorod, mid-14th century
Tempera on wood
H. 1. 62 m; W. 1.04 m
Provenance: one of the chapels of the Zverin Monastery in Novgorod.
Moscow, State Historical Museum, inv. 99727/2 И-VIII 5754
Иконография первых русских святых: «в древнерусской иконописи особое место принадлежит иконе "Борис и Глеб" (XIII в., Киевский музей русского искусства), которую традиционно относят к Новгородским памятникам и вокруг которой не утихают споры. Икона вызывает пристальный интерес благодаря двум факторам: прежде всего здесь изображены первые русские святые - сыновья великого киевского князя Владимира - Борис и Глеб, с другой - выяснение даты создания иконы существенно повлияет на роль памятника в сложении и развитии борисоглебской иконографии, имеющей прямые киевские корни.
Принято считать прототипом или первоисточником всех живописных воспроизведений икону с изображением Бориса и Глеба, бывшую над захоронением святых в храме-усыпальнице в Вышгороде под Киевом, сооруженном 1112 или 1115 г. Установилось также мнение о том, что изображение князей на той иконе соответствовало их литературному портрету, описанному в "Сказании о святых мучениках Борисе и Глебе" -одно из древних произведений житийной литературы конца XI - нач. XII в. Уже тогда складывалась литературная и живописная традиция, наделявшая святых князей-мучеников и воинов - конкретной символикой и индивидуальными чертами.
Икона Киевского музея, датируемая XIII в., принадлежит к одним из ранних среди известных живописных изображений Бориса и Глеба и предположение об их близости киевской традиции и раннему прототипу не лишено основания. Это мнение укоренилось в искусствоведении, его признавали даже те исследователи, которые датировали икону более поздним временем - нач. XIV в., но отмечая при этом его архаические черты и вероятную близость древнему оригиналу.
"Борис и Глеб" происходит из Савво-Вишерского монастыря под Новгородом, основанного в XV в., однако сама икона была, видимо, перенесена из более древнего храма, посвященного эти святым, которые согласно летописи уже были в Новгороде в XII в.
Один из первых публикаторов иконы Н.М. Черногубов, приложивший немало усилий для спасения памятника и перенесению его в 1936 г. из с. Наталиевки под Харьковом в Киевский музей, тщательно исследуя икону по аналогии и ряду стилистических приемов убедительно доказал ее принадлежность домонгольскому периоду кон. XII - нач. XIII вв. Атрибуция Черногубова была поддержана авторитетными специалистами древней иконописи - реставраторами В.И. Кириковым, Н.В. Перцевым и Н.Е. Мневой, также относившие икону к домонгольскому времени.
Но с совершенно новой и неожиданной версией выступили в 1970-х годах московские искусствоведы Герольд Вздорнов и Геннадий Попов, пытаясь отнести икону к живописи тверского региона. Единственным и главным обоснованием этой теории послужила деятельность самого Саввы Вишерского, основателя новгородского монастыря, который при переезде из Твери мог, по их мнению, привезти с собой эту храмовую и почитаемую икону. В связи с этим они настойчиво придерживались ее датировки - 1-й четвертью XIV в., более соответствующей данному факту.
Одним из главных аргументов в пользу несостоятельности и необоснованности теории тверского происхождения иконы должно быть более глубокое исследование живописной поверхности, которое помогло бы установить более древний первоначальный слой и утвердило бы соответственно датировку домонгольским периодом.
Икона была расчищена в 1914 г. самым опытным в то время реставратором Г.И. Чириковым, освободившим ее от грубых поздних поновлений. Спустя много лет, в 1970 г. икону укрепляли и исследовали в реставрационных мастерских Музея имени Андрея Рублева. Однако, по всей вероятности, тогда не углублялись в своем исследовании до глубин более древней живописи под поновлением XV в., поскольку датировали икону именно этим временем (реставратор К.Г. Тихомирова).
Именно это стало основной задачей следующего периода изучения памятника, проведенного в 1983 г. реставратором Государственного Русского музея С.-Петербурга С.И. Голубевым. С помощью бинокулярного стереоскопического микроскопа ему удалось выделить в иконе фрагменты более древней первоначальной живописи. Они просматриваются на небольших участках, но, тем не менее, являются убедительным доказательством древности памятника, его более ранним, чем полагали многие, происхождением. Места, где сохранилась эта древняя живопись, действительно невелики: это части личного письма, одежды, орнаментов, сама манера письма с прозрачным, тонко сгармонизированным и вплавленным колоритом свойственна именно памятникам древней живописи кон. XII - нач. XIII века.
Таким образом, можно сделать вывод, так называемая архаизация иконы не была подражанием древним образцам, а отражала ее подлинную структуру. Основное поновление иконы в XIV в. по существу не исказило оригинал - авторская живопись была использована в качестве подмалевки при покрытии ее новым красочным слоем с характерными уже того времени белильными моделировками и высветлениями. Образная структура и композиция иконы остались по существу неизменными, вводя в заблуждение некоторых ученых, которые основывались в своих выводах на первом поновлении икон XIV в. с характерными ее особенностями, принимая ее безоговорочно за первоначальную живопись.
Одним из аргументов в доказательстве его древности было радиоизотопное исследование доски, которое поставило окончательную точку в споре по поводу его датировки. Этим доказывается также основополагающая роль киевской иконы в сложении борисоглебской иконографии. Икона относится к тому периоду, когда Новгород и Киев существовали еще в едином государстве и были тесно связаны единым художественным процессом развития». Л.Г. Членова, Национальный художественный музей Украины, Киев
См. также по данной теме -
«Православный» Путин поносит св. Царя-Мученика Николая II как «величайшего предателя России»: http://expertmus.livejournal.com/177442.html
«- А вот Борис и Глеб хотя и святые, но страну отдали без боя, - сказал Путин, глядя на полотно, где святые тоже были изображены. - Просто легли и ждали, когда их убьют. Это не может быть для нас примером...
- Я с вами совершенно согласен, - раболепно молвил художник».
Писатель Владимир Крупин на очередную безобразную выходку Путина отреагировал весьма жестко: «Почему Путин не понимает смысла мученического подвига князей Бориса и Глеба? Этот вопрос сложный потому, что глава правительства говорит на выставке художника так, как будто мы находимся во времена, когда был запрещен крестный ход. Борис и Глеб - первые русские святые. Они от того и святы, что жили по-Божьи и выполняли Божью волю, подчиняясь старшему в семье. Все мы, грешные, еще должны дорасти до понимания величайшего подвига первых русских святых Бориса и Глеба? Почему эти смиренные, безвинно погибшие люди после своей мученической кончины являлись святому благоверному Великому князю Александру Невскому перед Невской битвой и битвой на Чудском озере? Почему они приходили помогать Димитрию Донскому на поле Куликовом? Как понять эти факты? Ведь они не исчезли и не растворились как бесплотные духи, они же остались жить в Святой Руси, они же остались помогать нам, строить, созидать и молиться. Если бы это было не так, мы бы не молились им…Мне кажется, что все-таки это остатки большевистского или даже чекистского мышления, призывающего бороться до последнего вздоха. Я надеюсь, что все мы, грешные, доживем до тех времен, когда наши власти поймут, что вверенная им страна — это не просто государство, а Святая Русь, и подходить к ней с обычных точек зрения просто невозможно»: http://expertmus.livejournal.com/177442.h
Вопрос на засылку. Кому именно Борис и Глеб «отдали страну без боя», как утверждает Владимир Путин? Печенегам, полякам, французским оккупантам, немецким фашистам? Они просто не хотели воевать с наречённым братом. Кстати, современники святых Бориса и Глеба посчитали это подвигом и канонизировали их аж в 1072 г. как покровителей всей Русской земли!
«Изиде противу ему [Святополку] на Льто и ста на месте, иде же бе убиенъ святыи Борись. И въздевъ [Ярослав] руцe на небо и рече: Се кръвь брата моего въпиеть къ Тебе, Владыко, яко же и Авелева преже. И Ты мьсти его... Ей молю Тя, Господи, да въсприимуть противу тому. Аще и телемь ошьла еста, нъ благодатию жива еста и Господеви предъстоита и молитвою помозета ми!». В последовавшей за этим битве Святополк потерпел сокрушительное поражение и с позором бежал: «и приять възмьздие отъ Господа... И тако обою животу лихованъ бысть: и сьде не тъкъмо княжения, нъ и живота гонезе, и тамо не тъкъмо Царствия Небеснааго и еже съ ангелы жития погреши, нъ и муце и огню предасться» …
«И сейчас истерические призывы к мобилизации, всегда немедленной («к лету») и тотальной («ситуация предельно критическая») срывают все попытки одуматься. Одни призывы отменяются еще более нервическими, и кажется, что мысли уже не поднять голову, ее никто не услышит среди призывов к делу, уверенно забывающих о том, что русский народ уже сделал гораздо больше, несравненно больше над самим собой и над природой своей страны, шестой части суши земного шара, чем какой бы то ни было другой народ в прошлом и настоящем человеческой истории.
Дружина требовала от Бориса и Глеба мобилизации, решительного сражения, победы, взятия города, изгнания вероломного брата. Борис и Глеб сказали, что бороться за власть не будут даже под угрозой смерти. Поступок законных наследников Владимира Святого в год передачи власти стоит в начале нашей истории. Наша страна до краев полна невидимым присутствием погибших, ушедших, молчавших. Они давно и неслышно стали неведомой частью нас самих.
Их не слышно. Но Борис и Глеб, не бившиеся за власть, власть ведь никому не отдавали, не вручали, не завещали. Власть у них не была отнята, вырвана, отвоевана, ведь нельзя отнять то, что не держат, во что не вцепились. И само собой получается, что, хотя многие хватали власть в России, жадные от вида того, как она валяется на дороге, власть России остается все время по-настоящему одна: власть молодых Бориса и Глеба, никуда от них не ушедшая, им ни для какой корысти не нужная, им одним принадлежащая по праву, по правде, по замыслу страны.
«Империя зла?» Да, то место в мире, где зло на свою беду может размахнуться как нигде, не видя противника, который объявил бы ему войну по его правилам, и не всегда сознавая, что его власть здесь уже тем самым давно и тайно отменена» (Бибихин В.В. Власть России)
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2013-2015.
Комментариев нет:
Отправить комментарий