#Музей имени Андрея #Рублева. В связи с постоянными вопросами наших друзей и коллег вынуждены пояснить, что всё последнее время из-за министра культуры Владимира Мединского наш Музей постоянно лихорадит, так что все иные «официальные страницы, группы etc.» находятся вне компетенции научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева: https://rublev-museum.livejournal.com/486620.html
Научный коллектив и Профком ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» (РПРиУ) предупреждают о мошенниках в соцсетях, действующих в интересах уголовника М.Б. Миндлина (ст. 159 УК РФ), осужденного за расхищение бюджетных средств и мошенничество в составе организованной преступной группы: http://www.stoletie.ru/obschestvo/v_monastyr_so_svoim_ustavom_463.htm
Уголовник Михаил Миндлин опозорил Музей имени Андрея Рублева!
Генпрокуратура РФ: "объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» вопреки ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и охранному обязательству самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции": http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-81205/
Т.н. «официальный сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева», «официальная страница Музея имени Андрея Рублева в Facebook», «официальная открытая группа ФГБУК "Центральный музей древнерусской культуры и искуссства имени Андрея Рублева"», а также т.н. «представительство Музея им. Андрея Рублева» в ЖЖ и ВКонтакте - это тролли и проходимцы (Дмитрий Степанков, Борис Фрадкин, Константин Братчиков, он же «Фома Удальцов», он же «Максим Красиков», «Елена Кузнецова» и др.) из частной компании педераста Федора Рындина (его отец музейный директор-казнокрад Геннадий Викторович Попов), которые НЕ ИМЕЮТ никакого отношения к нашему Музею и не работают в нём!
"Вести. Москва": "Древнерусская культура, православие и прокуратура сегодня неожиданно сплелись в один клубок громкого скандала. Как выяснилось, в Музее имени Андрея Рублева, на территории Андронникова монастыря, работает незаконно возведенный ресторан, а церковное здание приспособили под бизнес-встречи. Бизнесом руководит Федор Рындин, сын директора Музея Геннадия Попова": http://www.vesti.ru/videos/show/vid/487831/#
В начале марта 2015 г. в Успенском соборе появились реставрационные леса (см. фото).
Специалисты ОАО «Владимирреставрация» приступили к предварительным
работам - обеспыливанию иконостаса второй половины XVIII в., который за
многие годы покрылся приличным слоем грязи и копоти. В ходе
предварительного этапа реставрации фресок кафедрального Успенского
собора Владимира специалисты раскрыли фрагментарно сохранившиеся фрески
кисти прп. Андрея Рублева, которые были скрыты иконостасом XVIII в.
Разбирая часть алтарной преграды около гробницы вел.кн. Андрея
Боголюбского, реставраторы уже раскрыли фрагментарно сохранившиеся
росписи 1161, 1189 гг., а также фрески 1408 г. кисти прп. Андрея
Рублева, которые закрывал выдержанный в пышных формах елизаветинского
барокко иконостас, который был сооружен в Успенском соборе
в 1773–1774 гг. в дар от Императрицы Екатерины II. В северной части
иконостаса специалисты уже добрались до изображений пророков, датируемых
1189 г. (см. фото). Фрески прп. Андрея Рублева расположены выше.
Как
известно, росписи 1408 г. - единственное сохранившееся и
засвидетельствованное в источниках творение преподобных Андрея Рублева и
Даниила в области монументального искусства: http://expertmus.livejournal.com/18133.html
Последняя попытка приостановить процесс исчезновения всемирно известных
фресок проходила в 2002 г. Тогда работы выполнялись в нижних частях
стен и в арках малого и центрального нефов под хорами.
Напомним,
что рублевские фрески были впервые раскрыты во время масштабных
реставрационных работ 1975-1982 гг. Тогда часть иконостаса была также
демонтирована, и специалисты Владимирской научно-реставрационной
мастерской зафиксировали эти фрески, а также обнаружили неизвестные
ранее изображения двух фигур пророков на пилястрах за иконостасом
и хорошей сохранности полотенце на восточной грани юго-западного
подкупольного столпа. За это открытие реставраторы даже получили
Государственную премию РСФСР. После реставрации 1975-1982 гг. фрески
были снова закрыты алтарной преградой.
Для справки. В 1974 г. Владимирской научно-реставрационной мастерской под руководством А.П. Некрасова была начата комплексная реставрация древних фресок Успенского собора после проведения с 1969 г. экспериментально-исследовательских работ. В 1975–1982 гг. были полностью раскрыты от записей композиции под сводами, с фресок были удалены загрязнения и казеиновый клей, а в жертвеннике и юго-западной части Успенского собора были проведены противоаварийные мероприятия. Однако реставрационные вмешательства были остановлены в 1983 г.
из-за грубого нарушения технологии применения новых синтетических
материалов, а также сплошного тонирования утрат большей части фресок коробового свода западной части среднего нефа, сильно исказившего их первоначальный облик.
Как
считает искусствовед Герольд Вздорнов, в гибели рублевских фресок во
Владимире и Звенигороде виноваты сами реставраторы, безответственно
использовавшие на памятнике всемирного наследия недостаточно
апробированные технологии: «история целого ряда памятников искусства
Древней Руси показывает, что их реставрация нередко приводит к
искажению первоначального облика, а иной раз и к непоправимой порче произведения…
Нередко научная реставрация превращается в чисто хозяйственное
предприятие, а на почве бесконтрольности развиваются нездоровые
амбициозные представления, что реставратор все может и никто ему не
указ. К чему приводят все эти причины, мы знаем по недавней реставрации
фресок Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе во Владимире,
где после расчистки живопись начала XV века была безжалостно затонирована и навсегда потеряла подобие подлинности…,
и мало кому известно, что такая же "реставрация" и теми же лицами была
произведена также в Успенском соборе на Городке в подмосковном
Звенигороде…» (Вздорнов Г. И. Русская Фиваида на Севере // «Наше наследие». 1990. № 14. С. 47).
Действительно,
специалистам хорошо известно, что рублевским фрескам в Успенском соборе
во Владимире был нанесен существенный урон по причине обыкновенной
халатности самих реставраторов (!), использовавших для закрепления
фресок новый синтетический клей, который (БЕЗ ИСПЫТАНИЙ!)
был применен сразу почти по всему своду. То, что росписи прп. Андрея
Рублева во Владимире пострадали от методически несостоятельных
реставраций, было выяснено лишь благодаря независимой экспертизе, а сами
исполнители даже не подозревали о том, что натворили, пребывая в полном
удовлетворении работой: http://rublev-museum.livejournal.com/3287.html
Надо
сказать, что многие реставраторы признают вину своих коллег в утрате
подлинного красочного слоя рублевских фресок. Так, в ходе работы
комиссии по обследованию состояния фресок Звенигородского собора 27
января 1993 г. один из её экспертов С. В. Филатов констатировал, что «применение жидкого стекла при предыдущей реставрации вызвало шелушение, скручивание красочного слоя». В этом легко может убедиться любой желающий, сравнив фотографии фрески св. мученика Лавра 1918 и 2010 гг. (см. фото). На первой из них хорошо различим красочный слой, который вовсе не так пострадал к 1918 г. «от свечной копоти» за шесть веков (!), а современная фотография, как видим, зафиксировала, что после реставрационного вмешательства подлинного красочного слоя на рублевской фреске уже практически нет, и уцелели лишь подкладочные слои …
Тем
не менее, у любителей древнерусской живописи осталась возможность
увидеть, как выглядели знаменитые рублевские фрески во всем своём
великолепии благодаря копиям, хранящимся в нашем Музее имени Андрея
Рублева (на верхнем фото - копия фрески Христос во славе). Их выполнил
художник Николай Гусев (1926-1997), один из лучших копиистов
древнерусской фресковой живописи, который в 1956 г., по предложению
директора Музея имени Андрея Рублева Д.И. Арсенишвили, приступил к
копированию стенописи 1408 г. во владимирском Успенском соборе. Работал
Н.В. Гусев казеино-масляно-яичной темперой собственного приготовления, в
принципе повторяя технологию древнерусской фрески, которая в основном
исполнялась темперой по сухой штукатурке. Из-за последующих утрат
рублевских росписей 1408 г. копии Н.В. Гусева приобрели особую
документальную и художественную ценность.
Как сообщил главный инженер "Владимирреставрации" Владимир Кислов, «это довольно большой участок, большая пилястра, расположенная в северной части иконостаса.
На ней располагаются фрески, в том числе Андрея Рублева». Он также
отметил, что с южной стороны иконостаса симметрично находятся еще
несколько закрытых фресок, работать с которыми реставраторы планируют
начать летом 2015 года. «Во время текущей реставрации фрески на северной пилястре
были вновь раскрыты от закрывающего их иконостаса, для чего иконы были
вынуты, резьба иконостаса пронумерована и снята, а остов иконостаса,
который во время работ 1975-1982 гг. был установлен на специальные
навески, открыт», - подтвердило Министерство культуры РФ.
Сохранность
этих малоизвестных за пределами кругов музейщиков росписей, по
сравнению с открытыми фресками Успенского собора, значительно лучше. Тем
не менее, им тоже будет уделено внимание во время текущей реставрации.
Кроме того, по информации Министерства культуры, после окончания всех
реставрационных операций может быть решен вопрос об изменении контура
иконостаса и открытии уникальных фресок для всеобщего обозрения.
Технологически, как подтвердили во «Владимирреставрации», такая
возможность есть: «Технологически сделать это несложно. Предыдущие
реставраторы все предусмотрели - иконостас на специальных петлях - мы
его просто открыли, облегчив конструкцию. Таким образом, можно оставить
фрески открытыми».
В
настоящее время работы по обеспыливанию иконостаса и тщательная
фотофиксация росписей продолжается. Составляются картограммы текущего
состояния фресок. В ближайшее время, как сообщает Министерство культуры
РФ, будут проведены пробные укрепления. Только после одобрения
специалистами полученных результатов, начнется проведение
запланированных работ на первом этапе реставрации.
Как
уточнили в Министерстве культуры РФ, реставрация пройдет в три этапа. В
первой половине 2015 г. планируется «заняться фресками Рублева над
хорами, в северном люнете и за иконостасом», а также древнейшими
росписями 1161 и 1189 гг. северной галереи и за иконостасом. Во второй
половине 2015 г. реставраторы продолжат работать с росписями на
пилястрах и пилонах за иконостасом, фрагментами росписей 1189 и 1237 гг.
в южной галерее, «фресками прп. Рублева в южном люнете, в южном
подкупольном пилоне, в жертвеннике». В 2016 г. специалисты «приступят к
росписям прп. Андрея Рублева под хорами в центральном нефе и южном малом
нефе под хорами».
Учитывая
сложность и уникальность работ, для этой реставрации Минкульт РФ
предусмотрел максимально возможный срок выполнения работ согласно
существующему законодательству в сфере государственных закупок.
Восстановление фресок Успенского собора города Владимира должно быть
закончено до 31 октября 2016 г. Разработанный ОАО «Владимирреставрацией»
поэтапный план-график работ предполагает, что доступ верующих и
туристов в Успенский собор по возможности ограничиваться не будет.
Отмена богослужений также не планируется.
Работы
будут основываться на разработанной «Владимирреставрацией» технологии
реставрации монументальной фресковой и темперной живописи 1161, 1189,
1237 гг. и росписей 1408 г. прп. Андрея Рублева. В соответствии с
технологией реставрации красочный слой росписей будет укреплен, будут
удалены загрязнения, копоть и плесень, живопись обработают антисептиком и
покроют защитным слоем, утраты красочного слоя подвергнут
«тонированию-пригашению». Министерство Культуры также уточнило, что
восстановление фресок будет проходить исключительно «сверху-вниз», на
чем настаивал владимирский реставратор Александр Скворцов, иначе грязь,
копоть, пыль и вода с верхних ярусов будет снова оседать на
отреставрированных фресках внизу.
Для справки:
в июле 2013 г. московская фирма «Вифания», обойдя владимирских
мастеров, выиграла торги на работы по реставрации фресковой живописи
Успенского собора Владимира. По словам Михаила Краснова, директора
"Владимирреставрации", «они вот приехали, хотят быстро, с песней. Им
честно сказал, мы с вами бороться не будем, но за памятник мы ляжем
костьми. Они начали устанавливать леса, а там влажность - 65 процентов.
За установкой лесов уже прошли с расчистками, что непозволительно.
Приехал Богатырёв, начальник инспекции ЦФО по охране памятников. Он
посмотрел, увидел, что это неправильно - написали снова в журнале:
"Работы прекратить. "Вифания" никогда не занималась реставрацией
фресковой живописи. Но выиграла торги по линии Русской Православной
Церкви. Цена вопроса - 10 миллионов. Позже сумма контракта снизилась до
8,5». Врио губернатора Светлана Орлова после инспекции в соборе
проинформировала Министерство культуры РФ о всех нарушениях, и работы по
расчистке фресковой живописи в Успенском соборе, которые вела фирма
"Вифания", были остановлены: «И вплоть до того, что будем создавать
народный комитет, если хотите. Это памятник истории - необычный. А тут
какие-то непонятные мастера пришли» …
В
конкурсе на проведение консервационно-реставрационных работ в Успенском
соборе города Владимира, в начале декабря 2014 г. победило ОАО
«Владимирреставрация». На торгах владимирские реставраторы обошли двух
соперников - ООО «Реставрационно-строительное предприятие
«Богородице-Рождественского мужского монастыря» из Владимира и ООО
«Новые строительные технологии» из Москвы. Итоги конкурса
размещены на портале госзакупок. «Владимирреставрация» предложила
выполнить работы за 27 млн рублей, на 1 миллион дешевле заявленной
максимальной стоимости контракта. При этом, компания выиграла у
москвичей, которые предложили провести работы за 25,6 млн рублей,
опередив их по качественным, функциональным и экологическим показателям
работ. Работы намечены на 2015-2016 гг., на сохранение уникальных
древних фресок, в первую очередь принадлежащих кисти прп. Андрея
Рублева, государство планирует потратить ок. 28 млн. рублей. С фресок
будет удалена копоть, плесень и наслоения, будет произведена тонировка
утрат и ряд иных работ.
Просочившаяся
информация о внезапно наметившейся реставрации фресок прп. Андрея
Рублева в Успенском соборе Владимира вызвала весьма неоднозначную
реакцию
в кругах владимирских специалистов. В частности, директор
«Владспецреставрации» Александр Скворцов высказался категорически против
инициативы Минкульта. По его словам,
если начать реставрацию в Соборе сейчас, то это разрушит фрески.
Необходимо провести предварительно масштабные подготовительные работы,
проанализировать собор на предмет возможных протечек в крыше и
образование конденсата, а за рублевские фрески нужно браться в последнюю очередь, когда все остальное будет отреставрировано.
По
мнению владимирского реставратора Александра Скворцова, «сначала нужно
делать грязную работу, а потом чистую. Сначала надо заниматься
протечками, покосившимися барабанами, иконостасом, а потом Рублевым. Для
меня это нонсенс. Самое главное, что эти вопросы не обсуждаются. Работы
на таких объектах нужно широко обсуждать. Парадоксально,
но на сегодняшний день фрески Рублева не готовы к реставрации. По той
причине, что нет свежих исходных научно-исследовательских опытных работ,
которые бы легли в основу методики. И на сегодняшний день, эта
методика не что иное, как плод тех размышлений, которые были 40 лет
назад. Та методика - она на ходу, но она не годится на сегодняшний день!
Как
без лесов и без натурного исследования были составлены ведомости
объемов предстоящих работ по фрескам Рублева, где все прописано в
сантиметрах и дециметрах? Как были высчитаны те 28 миллионов рублей, которые государство платит за сохранение фресок?
Очередность должна быть прописана. Ее нарушать нельзя. 30 или больше лет в соборе протекала кровля. Когда железную кровлю заменили на медную - начались протечки. Они шли-шли пока не дошли до фресок Рублева.
Кресты покосились. Кресты своими гнездами уходят в подкрестные шары, и
там тоже могут случиться протечки. Если уже не начались. Поэтому для
меня странно, что мы опять начинаем с Рублева, максимально не обезопасив
не только фрески, но и весь собор от такой беды как протечки. А там все потенциальные возможности этих протечек сейчас наблюдаются.
Не доведена до ума и новая система кондиционирования и очистки воздуха
в Успенском соборе. Под сводчатыми перекрытиями храма существуют так
называемые «застойные зоны», где тяга воздуха отсутствует. Там до сих
пор идут активные процессы разрушения живописи, в том числе и
рублевской. Мы опять наступаем на те же грабли: экспериментально не отладили эту систему температурно-влажностного режима и сразу же начинаем заниматься Рублевым. Так нельзя. Пока не отлажена эта часть, я считаю преждевременным начинать эти работы.
Огромный пятиярусный иконостас - это хранилище, резервуар различного рода загрязнений, причем очень обильных. Как можно приступать к Рублеву, если мы не выполнили работы по иконостасу?
Мы сделаем рублевские фрески и потом займемся им? Вся эта масса пыли и
копоти опять плотным слоем ляжет на фрески Рублева. Спрашивается - для
чего тогда делать эту реставрацию? Меры по обеспыливанию не помогут. Пыль найдет себе выход» …
Вместо резюме.
Параллельно с тем, как разыгрывался конкурс на реставрацию фресок в
Успенском соборе, происходит ликвидация одной из владимирских
реставрационных компаний: «Владспецреставрация», проработавшая 25 лет, в
настоящее время увольняет около двадцати своих сотрудников. Директор
предприятия Александр Скворцов, связывает расформирование организации со
своей критикой хода реставрационных работ в Успенском соборе …
Увы,
но раж погони за дешевыми сенсациями с громкими «открытиями Андрея
Рублева» в рамках озвученной Минкультом РФ инициативы тотальной
инвентаризации всех известных на сегодняшний день рублевских
произведений не имеет ничего общего с подлинной заботой о наследии
всемирно известного гения русской иконописи. Достаточно сказать, что у
нас в Музее имени Андрея Рублева прямо на могилах кладбища, где
захоронен великий иконописец, сын-педераст директора музея Федор Рындин
незаконно построил свой частный кабак «Хлебный домъ в Андроникахъ»,
напротив древнейшего в Москве Спасского собора с рублевскими фресками,
его отец директор-вор музея Геннадий Попов самовольно устроил лжемогилу Андрея Рублева, а сами бесценные
фрески прп. Андрея Рублева были безжалостны выброшены в отвал варварами
из музейной администрации в составе организованной преступной группы:
директор-вор Геннадий Викторович Попов, главный хранитель Оксана
Викторовна Смирнова, замдиректора Игорь Львович Громов и замдиректора Мария Николаевна Иващук. См. статью «КОМУ НУЖЕН АЖИОТАЖ ВОКРУГ МОГИЛЫ ПРЕП. АНДРЕЯ РУБЛЕВА»: http://expertmus.livejournal.com/23166.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий