Всемирно
известный русский писатель, которого при жизни называли «совестью
русской интеллигенции», Валентин Григорьевич Распутин отошел ко Господу
14 марта 2015 г. в Крестопоклонную неделю Великого поста.
Распутин
родился 15 марта 1937 г. в крестьянской семье в с. Усть-Уда Иркутской
области. После окончания школы он поступил в Иркутский университет
на историко-филологический факультет, параллельно работал в молодежной
газете внештатным корреспондентом. После окончания университета
продолжил работу в газетах Иркутска и Красноярска.
Первый
рассказ Распутина "Я забыл спросить у Лешки…" был опубликован в 1961 г.
в альманахе "Ангара". Там же начали публиковаться рассказы и очерки
будущей книги писателя "Край возле самого неба", которая была издана
в Иркутске в 1966 г.
Следующая книга его рассказов "Человек с того
света" увидела свет в 1967 г. Свои лучшие произведения: "Уроки
французского", "Живи и помни", "Прощание с Матёрой", "Век живи - век
люби", "Пожар" Распутин написал в 1970-1980-е гг.
С
началом "перестройки" Распутин включился в общественно-политическую
борьбу, став активным защитником озера Байкал, но был глубоко
разочарован подлой изнанкой власти в России: "Моё хождение во власть
ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным… Со стыдом вспоминаю,
зачем я туда пошел. Моё предчувствие меня обмануло. Мне казалось, что
впереди ещё годы борьбы, а оказалось, что до распада остались какие-то
месяцы. Я был как бы бесплатным приложением, которому и говорить-то
не давали".
Если
кто смотрел известный советский фильм «У озера», то наверняка помнит,
что он посвящен спасению озера Байкал от промстоков. Как раз во время
нашумевшей стычки Путина с Шевчуком в 2010 г. питерский бард задал тогда
ВВП вопрос, «почему так настойчиво руководство страны хочет
восстановить работу ядовитого комбината Дерипаски на Байкале?»: http://youtu.be/BrxB79XJKIc
В
одном из публичных заявлений Путина о причинах перезапуска ЦБК
прозвучало следующее: «Вот сброс сточных вод. В 2008 г. ЦБК - 27,4 тыс.
тонн. А город Улан-Удэ - 34 тыс. тонн. Водоканал города Иркутска - 106
тыс. тонн...». На что Юрий Шевчук, хорошо разбирающийся в отличие от
Владимира Путина в географии родной страны, заметил ВВП, что Иркутск не
может сбрасывать сточные воды в Байкал - он находится НИЖЕ по течению
Ангары! И уж совсем постыдной для Путина стала информация Шевчука, что
«на самом деле сброс ЦБК в 2008 г. был в 1000 раз больше - 27 млн. тонн
(государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в
2008 г.»), так что вполне справедливым был упрёк Шевчука Путину: «Кто
вас так обманул?» …
Учитывая, что весь «ближний круг» Путина состоит из учредителей ДПК «Озеро»,
то очередное президентство ВВП уже прозвали в народе «У озера-2». Вот
почему Валентин Распутин до последних дней не позволял использовать своё
светлое имя для прикрытия сомнительных политтехнологий у нас в России.
Валентин
Распутин умер за несколько часов до своего 78-летия после
продолжительного лечения в Российском онкологическом центре имени
Блохина …
В память о Валентине Распутине редакция официального
блога научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и
искусства имени Андрея Рублева публикует одно из его многочисленных
обращений к власть предержащим в защиту нашего многострадального Музея.
Министру культуры Российской Федерации
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Мы вынуждены обратиться к Вам в связи с серьезной ситуацией, в которой
оказался широко известный в нашей стране и за рубежом Центральный
музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. С
момента своего создания в 1947 году Музей имени Андрея Рублева
осуществляет свою деятельность в рамках русской традиционной, а потому
православной культуры. Его собрание состоит исключительно из икон и
литургических предметов, святынь Церкви. Энтузиазм его сотрудников,
деятельность на благо отечественной культуры и просвещения, заслуги в
сохранении древнерусского церковного художественного наследия
неоднократно высоко оценивались российской общественностью.
В 1987 году, когда стало очевидно, что музей перерос рамки рядового
культурно-просветительного учреждения, решением руководства страны он
был преобразован в Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублева. Именно тогда, на волне перестроечных реформ,
общество осознало невозможность дальнейшего развития России вне связи с
традиционным для нас Православием, увидело масштаб трагических
последствий, к которым привело разрушение этих связей в нашей стране и в
нашей культуре.
Для нас ясно, что создание специального музея, становящегося
фактическим центром православной культуры и искусства, явилось
закономерным и необходимым следствием процесса духовного и культурного
возрождения общества ... Однако, вопреки динамике общественных
процессов, именно в последние годы жизнь музея стала испытывать все
большие затруднения ... Не секрет, что уже в течение
длительного времени идет целенаправленная борьба за предельную
минимизацию музея с целью ограничить его деятельность узкой
проблематикой сравнительно небольшого музейного собрания ...
Создание разветвленной системы его научных отделов можно считать
несомненным достижением отечественного музейного строительства. Отделы
изучения темперной живописи, прикладного искусства, книжности,
архитектуры и градостроительства, монументального искусства,
научно-комплексный, научно-методический, экспозиционно-выставочный,
просветительный, воскресная школа - привлекли высококвалифицированных
специалистов, позволили музею изучать искусство иконы в широком
культурном контексте, заметно влияя на формирование культуры общества ...
Вызывает недоумение, что борьба с таким направлением деятельности музея
возглавляется его нынешним директором Г. В. Поповым и поддерживается
некоторыми чиновниками Министерства культуры Российской Федерации.
Очередным проявлением этой борьбы явился приказ Г. В. Попова о
расформировании научных отделов и о сокращении 30 процентов общей
численности сотрудников. Настойчиво выдвигается идея переименования
музея с изъятием из его названия слова «культура» - этого ключевого
понятия, без которого немыслимо никакое общественное развитие ...
Под прикрытием пышной фразеологии и обещаний, Г. В. Попов на самом
деле разрушает уже созданное и сводит на нет развитие в рамках музея
ростков традиционной культуры ...
При странных, до сих пор невыясненных обстоятельствах, из основного
фонда музея Г.В. Поповым были переданы частному лицу 5 ценнейших икон
XVI-XVIII вв. из церковного иконостаса; Счетная палата выявила в 1997
году нецелевое расходование бюджетных средств музея в крупных размерах.
От имени широких кругов общественности мы категорически возражаем против исподволь готовящейся ликвидации очага православной культуры, каковым ныне является музей, распыления собранных в нем научных кадров.
Обращаемся
к Вам ... с просьбой навести порядок в музее ... сохранить направление
музея, отраженное в его нынешней структуре и названии.
Просим также принять меры к принесению протеста на решение Бабушкинского суда о передаче С.И. Григорьянцу 5 церковных иконостасных икон XVI-XVIII веков.
Писатель В.Г. Распутин, главный редактор газеты "Русский Вестник" А.А.
Сенин, главный редактор журнала "Русский Дом" А.И. Крутов, главный
редактор журнала "Наш современник" С.Т. Куняев, поэт, лауреат Гос.премии России Ю. Кузнецов, ведущий научный сотрудник РАН В.В. Кожинов и др.
Полностью опубликовано: Русский Вестник. №№ 48-49 (442-443), 1999.
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2015.
Комментариев нет:
Отправить комментарий