
Тропарь пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Умягчение злых сердец», глас 5:
Умягчи
наша злая сердца, Богородице, / и напасти ненавидящих нас угаси, / и
всякую тесноту души нашея разреши, / на Твой бо святый образ взирающе, /
Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся / и раны Твоя лобызаем, /
стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. / Не даждь нам, Мати
Благосердая, / в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних
погибнути, // Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.
Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Умягчение злых сердец»:
О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по
чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных,
приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея
милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не
вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и
спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия
Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иконография
«Семистрельной» представляет собой переработку на русской почве
иконографического типа Mater dolorosa (иображение Mater dolorosa: Kolb,
K. Typologie der Gnadenbilder // Handbuch der Marienkunde. Hg. von W.
Beinert und H. Petri. Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1984. S. 881.
№ 31). Иконографический тип Mater dolorosa произошел от изображения
Богоматери, предстоящей у Креста: http://expertmus.livejournal.com/49187.html
«Stabat
mater» буквально переводится с латыни как «Стояла мать скорбящая» -
гимн на латинском языке, описывающий скорбь Богоматери у подножия
Креста. Дата написания неизвестна, авторство приписывалось св. Бернару
Клервоскому (1090–1153), папе Иннокентию III (1160–1216) и Якопоне из
Тоди (1230–1306). С XIV в. используется в Литургии. В 1727 г. Римский
Миссал - богослужебная книга - предписал его исполнение во время двух
праздников Семи Скорбей Богоматери, а также великопостных молебнов,
именуемых Стации. Положен на музыку многими композиторами.
Для
литургического понимания Божией Матери у Креста Господня по сравнению с
древней, идущей из Византии, практикой изображения этого сюжета на
богородичных иконах характерна повышенная эмоциональность. Как писал
епископ Вениамин (Милов): «Литургическое творчество находит нужным
расширить Евангельское повествование введением сюда описания страданий у
креста Пресвятой Богородицы. Через это Церковь получает в литургическом
богословии новую, важную и интересную страницу с описанием
Богоматернего участия в искупительной жертве Спасителя» (Вениамин
(Милов), еп. Чтения по Литургическому богословию. Брюссель: Издательство
«Жизнь с Богом», 1977. С. 213).
Богоматерь
представлена по пояс, без Богомладенца, со сложенными в молитвенном
жесте руками. В область предплечья воткнуты семь мечей. Семь мечей в
груди Богородицы символизируют семь скорбей. В Священном Писании число
семь вообще символизируют полноту чего-либо. В Церкви с древности
утвердилось понятие о семи основных добродетелях, семи смертных грехах;
существует также семь церковных таинств и т.д. Существует и другое
толкование образа семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это
- семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией
Матери новые душевные муки.
Евангельские
слова Симеона Богоприимца «И Тебе Самой оружие душу пройдет оружие, -
да откроются от многих сердец помышления» (Лк 2, 35) были исходным
пунктом для формирования иконографии Девы Марии с семью мечами. В
соответствии со словами Симеонова предсказания на «Семистрельной» иконе
Божия Матерь изображена Одна, без Предвечного Младенца. Этот образ
отражает то одинокое страдание Пресвятой Богородицы, которое Она
испытывала за Своего Божественного Сына в течение всей Своей жизни и
особенно во время Страстных дней Спасителя. Количество мечей, пронзающих
грудь Пречистой, в западноевропейской иконографии не было четко
установлено и могло колебаться от четырех до семи (Mutter Gottes Maria zu Dättelbach in Frankenland / Kolb, K. Typologie der Gnadenbilder // Handbuch der Marienkunde. Hg. von W. Beinert und H. Petri. Regensburg: Verlag Friedrich Pustet, 1984. S.
881. № 30). Известны и такие изводы иконы, на которых изображены шесть
стрел или еще дополнительное изображение Младенца Христа на коленях
Богоматери.
Иконы
с явными западными иконографическими элементами связаны прежде всего с
придворной средой. Образ Богоматери «Умягчение злых сердец» появляется в
иконостасе Распятской церкви Большого Кремлевского Дворца, расписанном в
1682 г. Василием Познанским (Вьюева Н.А. Живописец Василий Познанский
(к истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском
дворце) // Русская художественная культура XVII века. Государственные
музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. 8. М., 1991. С.
97-110). Икона «Умягчение злых сердец» располагалась в местном ряду
иконостаса Распятской церкви». Такое местоположение указывало на
знаковый характер образа и подчеркивало его связь со Страстным циклом.
Появление
на русской почве типа Mater dolorosa с семью мечами не был случайным
единичным фактом. В это же время возникают т.н. «Пяточисленные молитвы» -
благодарственное молитвословное воспоминание болезней-скорбей Божией
Матери, составление которых приписывается свт. Димитрию Ростовскому. Вот
как описываются эти скорби в предисловии к пяточисленному молитвенному
правилу словами, обращенными Богородицей к Иисусу Христу: «Наибольших
пять болезней Тебе ради претерпела: первая – егда услышала от Симеона
Пророка, еже имел еси убиен бытии; вторая – егда, ищущи Тебе во
Иерусалиме через три дня, Тя не видела есть; третья – егда Тя поймана и
связана от жидов услышала; четвертая – егда Тя на кресте между
разбойниками Распятого видела; пятая – егда Тя видела во гробе
полагаема. И рече к Ней Господь: «… Аще кто каждую болезнь Твою на
кийждо день прочтет с молитвою Моею … за первую болезнь дам ему познание
грехов и жаление о них; за вторую – дам ему всех грехов прощение; за
третию – возвращу ему добродетели его, через грехи изгибшия; за
четвертую – напитаю его, при смерти его, Телом и Кровию Моею
Божественною; за пятую – явлюся ему Сам при смерти его и прииму душу его
в живот вечный» (Пяточисленные молитвы. Творение святителя Димитрия
Ростовского. Чебоксары, 1996. С. 5-7): http://www.expertmus.com/2013/01/blog-post_8.html
Икона
Божией Матери Семистрельная отличается от образа «Умягчение злых
сердец» («Симеоново проречение») особенностями иконографии (вместо стрел
мечи, расположенные симметрично, в иных изводах на «Семистрельной»
«стрелы» пишутся по три с одной и четыре с другой стороны, а на иконе
«Умягчение злых сердец» - по три справа и слева, а одна снизу), однако в
молитвенной практике различие не проводится, так как относится к одному
иконографическому типу. Перед иконой Пресвятой Богородицы
«Семистрельная», или «Умягчение злых сердец», молятся при вражде или
гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца - о
ниспослании дара терпения.
Празднование
иконе в современной богослужебной практике совершается 13/26 августа, а
также 2/15 февраля (в день Сретения Господня) и в Неделю всех святых,
когда в дореволюционной России чествовали образ Божией Матери «Умягчение
злых сердец». В настоящее время в Русской Православной Церкви принято
считать эти иконы разновидностями одного иконографического типа и
соответственно объединять дни их празднования.

Напомним,
что современная икона Божией Матери «Семистрельная» («Умягчение злых
сердец»), написанная в «Софрино», начала непрерывно мироточить в обычной
московской квартире. История мироточения и кровоточения просто
потрясает. В 1999 г., перед взрывами домов в Москве, на иконе изменился
лик Богородицы, под глазами появились темные круги, в квартире стало
пахнуть ладаном. Особенно образ прославился после того, как во время
трагических событий в разных частях света - гибели подводной лодки «Курск»
12 августа 2000 г., взрыве небоскребов в Нью-Йорке, захват заложников
на мюзикле «Норд-Ост» и в бесланской школе - на лике Богородицы стала
появляться кровь. Медицинский анализ показал, что кровь, источаемая
иконой, – обычная, 1 группы. По молитвам верующих от иконы совершаются
многочисленные чудеса. Заступничеством Пресвятой Богородицы происходят
исцеления тяжелобольных, в том числе от онкологических заболеваний. У
супружеских пар, страдающих бесплодием, рождаются дети. Предстательница
рода христианского не перестает являть миру Свой покров.
Впоследствии
для иконы при непосредственном участии и посильной помощи руководства
ФПБР была построена деревянная часовня «Умягчение злых сердец». Часовня
приписана к храму Архангела Михаила, с. Летово, где настоятелем служит
протоиерей о. Димитрий Кувырталов. Однако в храме икона пребывает не
постоянно, и за последние годы она побывала во множестве поездок, в том
числе в США, Австралии, Австрии, Германии, Чехии, Греции и других
странах Европы. Непрерывно мироточащая икона уже побывала не только
в разных городах России, но и в США, Австралии, Австрии, Германии,
Чехии, Греции и других странах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий