Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение, глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений./ Не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак Божией Матери пред иконой Ея Ватопедской, именуемой Отрада или Утешение, глас 8:
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твой, Богородице,/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:// Радуйся, Невесто Неневестная.
Ватопедская икона Божией Матери (греч. Παραμυθία - Парамифия, в славянской традиции именуемая «Отрада» или «Утешение») находится в параклисе вмч. Димитрия Ватопедского монастыря на Святой горе Афон. В этом приделе издавна совершается постриг братии обители: http://video.yandex.ru/users/rublev-muse
См. также о Ватопеде статью «Пояс Богородицы: вся история без купюр»: http://expertmus.livejournal.com/84029.h
Почитаемый в монастыре образ Ватопедской иконы датируется XV в. На иконе лик Богородицы смотрит вправо и она своей правой рукой отклоняет от своих уст правую руку Богомладенца, в левой руке Которого находится свёрнутый свиток. Предание гласит, что в 807 г. в Ватопедском монастыре Богоматерь на иконе предупредила настоятеля монастыря о готовящемся нападении на обитель разбойников (Письмо Святогорца к друзьям своим о Святой горе Афонской. СПб., 1873. изд. 5-е. С. 203-206). Настоятель услышал голос от иконы и увидел ожившее лицо Богоматери и младенца Христа, который рукой прикрывал ее уста, требуя наказание монахам. Но Богоматерь, стараясь держать своею рукою руку сына, уклоняясь от него, снова произнесла настоятелю предупреждение, чем спасла обитель и иноков. В память об этом перед иконой горит неугасимая лампада и ежедневно поется особый молебен.
Местночтимые списки иконы в России находятся в Знаменской церкви Борисоглебска (происходит из Таволжанской женской обители, написана на Афоне в 1902 г.) и в Санкт-Петербургском девичем Воскресенском монастыре (привезена с Афона, освящена в 1854 г.).
Иконография Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада» или «Утешение» относится к редким. В самых крупных иконных собраниях России иконы данной иконографии неизвестны. На сегодняшний день самая ранняя иконография представлена на келейной иконе свт. Димитрия Ростовского из Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
Появление изображения Афонской святыни в пер. пол. - сер. XVI в. в московском искусстве неслучайно. В 1515 г. на Афон прибыли послы великого князя Василия III с грамотами о посылке милостыни на Афон и прошении молитв, а также особой грамотой к Афонскому Проту, где великий князь просил прислать «переводчика книжнаво на время». Через 3 года послы вернулись вместе с переводчиком Максимом Греком (ПCРЛ, СПб., 1858. Т. 8. С. 233, 247, 259). Максим Грек пришел на Русь во второй половине жизненного пути, ему было более 40 лет. В конце XV в., будучи монахом доминиканского монастыря во Флоренции, он был в центре богословской жизни Италии. В 1505 г. он навсегда покидает Запад и католичество и направляется на Афон, духовный центр восточного православия. В 1505 г. он стал православным монахом в Ватопедском Благовещенском монастыре. Позднее в одном из посланий к Ивану Грозному Максим вспоминает о своем десятилетнем пребывании в Ватопеде, принесшем ему душевное и телесное успокоение.
В Москве ватопедский монах с необычной судьбой и широкими знаниями сразу же привлекает внимание современников. Его келья становится притягательным духовным центром, где собирались любители знания «спираться меж себя о книжном». Максим Грек постепенно втягивается в самую гущу событий в связи со спором об устройстве монастырей и их владений. Он пишет несколько произведений об устройстве Афонских монастырей (О Максиме Греке: Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898. Дунаев Б. И. Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI веке. М., 1916. Иконников В. С. Максим Грек и его время Изд. 2-е. Киев, 1915. Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977). Во втoрой половине XV в. на Руси становится известна «'Повесть о Ватопедском монастыре», которая получила широкое распространение в XVI столетии. В 60-е гг. XVI в. интерес к Афону и афонским монастырям связан с пребыванием в Москве в течение двух лет 3 игуменов со старцами из Афонских монастырей (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ч. 2. Л., 1986. С. 89-98). По просьбе митрополита Макария они создали «Сказание о святой горе Афонской».
Таким образом, внимание к монастырям Афона, к общехристианским святыням и, в частности, к Ватопеду, на Руси прослеживается в письменности от зрелого XV до 60-х гг. XVI вв., но его подъем связан с появлением на Руси ватопедского монаха Максима Грека и его широкой деятельностью с 1517 г. до сер. XVI в. При всей своей активной переводческой и публицистической деятельности на Руси Максим Грек всегда жил с мыслью о возвращении в родную обитель. Во времена наивысшей славы, периодов гонений и послаблений. Максим Грек постоянно просит отпустить его в Ватопедскую обитель. В послании к Петру Шуйскому 1542 г. Максим Грек, прося снять с него отлучение и вернуть в Ватопед, как заслугу подчеркивает «яже с мною оттуда пришедшие книги греческыя». Видимо, речь идет не только о том, что благодаря переводам Максима многие греческие книги стали известны русскому читателю, но и о греческих книгах, привезенных с собою книжником с Ватопеда. Максим Грек, воспитанный и долгие годы пребывавший в католичестве с особым культом Мадонны, на всю жизнь сохранил особое благоговейное отношение к образу Богородицы.
В пер. трети XVI в. создана икона «Богоматерь Одигитрия», которая представляла собой список со второй святыни Ватопеда - Богоматери Ктиторской (Алтарницы).
Таким образом, в первой половине XVI в. на Руси в московском искусстве создаются иконы с изображением двух главных святынь Ватопедского монастыря Богоматери Ктиторской и Богоматери Παραμυθία. Вполне возможно, что их появление на Руси связано с жизнью и деятельностью ватопедского монаха Максима Грека († 1556), память которого также празднуется 21 января (3 февраля н.ст.).
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий