Константин Константинович Случевский (26 июля (7 августа) 1837, Санкт-Петербург- 25 сентября (8 октября) 1904, там же) - русский поэт, писатель, драматург, переводчик.
Он родился в Петербурге в семье государственного чиновника, сенатора Константина Афанасьевича Случевского (ум. 1848). Получил отличное домашнее образование. Учился в 1-м кадетском корпусе, который закончил с отличием в 1855 г. и был занесен в Золотую книгу корпуса. В 1855-1859 гг. К.К. Случевский служил в лейб-гвардии Семеновском полку, в 1859 г. поступил в Академию Генерального штаба, но в 1861 г. оставил военную службу и отправился за границу. Несколько лет учился в Париже (Сорбонна), Берлине, Лейпциге и Гейдельберге, где в 1865 г. получил степень доктора философии. Вернувшись в Россию, служил по Министерству внутренних дел и государственных имуществ.
С 1891 по 1902 гг. Константин Случевский был главным редактором официальной газеты "Правительственный вестник". В последние годы жизни он был членом Совета Министерства внутренних дел, членом Ученого комитета Министерства народного просвещения, гофмейстером двора (придворный чин и должность 3-го класса).
Литературную деятельность начал в «Общезанимательном вестнике» 1857 г., где опубликовал свои стихи и переводы из В. Гюго, О. Барбье и Дж. Г. Байрона. Затем помещал стихи в «Иллюстрации», в 1860 г. поместил ряд стихотворений в «Современнике» и «Отечественных записках». Они сразу обратили на себя внимание. Мнения критики в оценке произведений молодого поэта разделились. Таких выдающихся эстетических ценителей, как И. С. Тургенев и Аполлон Григорьев, они привели в восторг.
Эти восторги вполне понятны, потому что к числу первых стихотворений Случевского принадлежат «Статуя», «Весталка», «Мемфисский жрец» и другие лучшие произведения поэта. Звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что из дебютанта выработается серьёзная поэтическая сила. Аполлон Григорьев со свойственным ему отсутствием меры превозносил талант Случевского в таких преувеличенных выражениях, что вызвал столь же неумеренные нападки влиятельной тогда «Искры» (Н. Добролюбов, В. Курочкин, Д. Минаев), которая начала выуживать у Случевского неудачные выражения и сделала его мишенью злых и остроумных насмешек.
Гонение «Искры» болезненно подействовало на поэта: он исчезает со страниц журналов и только в 1866 г. выпускает три полемические брошюры против теорий Чернышевского и Писарева под общим заглавием «Явления русской жизни под критикою эстетики» (Санкт-Петербург, 1866-1867).
До начала 1870-х гг. стихи Случевского в печати не появлялись, хотя написано им за это время немало. После большого перерыва поэт начинает печататься сначала под псевдонимом, а с 1874 г. под своей фамилией.
На стихотворное поприще Случевский вернулся только в 1878 г., выпустив особым приложением к новогоднему номеру «Нового времени» поэму «В снегах». Успех поэмы, в которой есть удивительные места (встреча 12 витязей-месяцев у костра), поднял настроение автора, и он деятельно начинает печатать в разных журналах лирические стихотворения, поэмы, мистерии, баллады и др., которые были собраны в 4 книжках (Санкт-Петербург, 1881-1890), а затем вошли в состав «Сочинений К. К. Случевского», изданных А. Ф. Марксом в 6 томах (Санкт-Петербург, 1898).
Случевский написал также роман «От поцелуя к поцелую» (1872), ряд повестей и рассказов, собранных в книжках «Виртуозы» (Санкт-Петербург, 1882), «Застрельщики» (Санкт-Петербург, 1883), «33 рассказа» (Санкт-Петербург, 1887), «Профессор бессмертия» (Санкт-Петербург, 1892), «Исторические картинки» (Санкт-Петербург, 1894) и в 5 и 6 томах «Собрания сочинений».
Совершив несколько поездок по России в свите вел. кн. Владимира Александровича, Случевский описал их в сочинении «По северу России. Путешествие Их Имп. высоч. вел. кн. Владимира Александровича и вел. кн. Марии Павловны» (Санкт-Петербург, 1888) и «По северо-западу России» (Санкт-Петербург, 1897).
Для сцены Случевский написал «Город упраздняется» (совместно с В. А. Крыловым) и «Поверженный Пушкин» (1899). Кроме того, он напечатал «Книжки моих старших детей» (Москва, 1890—1892), брошюры «Историческое значение св. Сергия» (Москва, 1891), «Государственное значение св. Сергия и Троицко-Сергиевской лавры» (Москва, 1889 и Санкт-Петербург, 1892) и другие.
Диапазон поэтического творчества Случевского очень широк: философская поэзия, пейзажные стихи, любовная лирика, стихотворные повести, исторические баллады, драматические поэмы, поэтические циклы последних лет жизни. Случевский не датировал стихов, не отделял юношеской лирики от стихов, написанных в зрелые годы. Но только в последние годы жизни к Случевскому как поэту пришла известность, пришло признание…
В 1902 г. вышла последняя прижизненная книга стихов "Песни из "Уголка". К этому времени Случевский оставляет службу и поселяется в "Уголке" - своей усадьбе под Нарвой, где разводит, по свидетельству очевидцев, поистине райский сад. Последние стихотворные циклы - "Загробные песни" и "В том мире" - попытка осмыслить и описать жизнь накануне и после смерти - печатались из номера в номер в журнале "Русский вестник", начиная с 1902 г.
Из цикла "Загробные песни"
И я предстал сюда, весь полн непониманья...
Дитя беспомощное... чуть глаза открыв,
Я долго трепетал в неясности сознанья
Того, что я живу, что я иначе жив.
Меня от детских лет так лживо вразумляли
О смерти, о душе, что будет с ней потом;
При мне так искренно на кладбищах рыдали,
В могилы унося почивших вечным сном;
Все пенья всех церквей полны такой печали,
Так ярко занесен в сердца людей скелет, -
Что с самых ранних дней сомненья возникали:
Что, если плачут так, - загробной жизни нет?!
Стихи Случевский писал до самой смерти в своем "Уголке" в Усть-Нарве после тяжелой болезни в 1904 г. - в день преставления прп. Сергия 25 сентября (8 октября): http://expertmus.livejournal.com/60359.h
Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Петербурге. Его могила находится на IV дорожке, в левой части кладбища. Здесь же похоронен и его сын Николай, умерший в младенчестве в 1881 г.
Полишинели
Есть в продаже на рынках, на тесьмах, на пружинках
Картонажные полишинели.
Чуть за нитку потянут – вдруг огромными станут!
Уменьшились, опять подлиннели...
Вот берет Мефистофель человеческий профиль,
Относимый к хорошим, к почтенным,
И в общественном мненье создает измененье
По причинам, совсем сокровенным.
Так, вот этот! Считают, что другого не знают,
Кто бы так был умен и так честен.
Все в нем складно – не худо, одним словом, что чудо!
Добр и кроток, красив и прелестен!
А сегодня открыли, всех и вся убедили,
Что, во всем он и всюду ничтожен!
Что живет слишком робко, да и глуп он как пробка,
Злом и завистью весь растревожен!
А вот этот! Сегодня, как у гроба господня
Бесноватый, сухой, прокаженный,
И поруган, и болен, и терпеть приневолен,
Весь ужасной болезнью прожженный!
Завтра – детище света! Муж большого совета,
Где и равный ему не найдется...
Возвеличился профиль! Дернул нить Мефистофель
И кривлянью фигурки смеется...
Комментариев нет:
Отправить комментарий