От редакции. См. по теме статью «Синай, Византия, Русь. Православное искусство с VI до начала XX века»: http://rublev-museum.livejournal.com/320
Весной 1881 г. состоялась поездка известного историка византийского и древнерусского искусства, профессора кафедры теории и истории изящных искусств Новороссийского (Одесского) университета Никодима Павловича Кондакова на Синай в монастырь св. Екатерины, знаменитый своими памятниками архитектуры, искусства и лучшей монастырской библиотекой. Греческий православный монастырь св. Екатерины на Синае, основанный императором Юстинианом в 527 г., расположен в местности, связанной с библейскими повествованиями. Наиболее древними в монастыре являются памятники эпохи царствования Юстиниана. Среди архитектурных памятников выделяется т. н. базилика Юстиниана VI в. – творение архитектора Стефаноса, которая не только в данном монастыре, но и вообще в Европе является редким примером оставшихся от времен Юстиниана построек такого типа. Архитектура базилики, ее величественная резная входная дверь из резного кипариса, выполненная византийскими мастерами во второй половине VI в., и мозаика являются чрезвычайно ценными памятниками византийского искусства. Архимандрит Антонин назвал базилику одним «из наиболее блестящих зодческими достоинствами произведений Юстиниана Великого»1. Ранние мозаики всегда были предметом особого внимания ученых. Мозаичных памятников V–VII вв. сохранилось чрезвычайно мало. В апсиде базилики Юсти-ниана находится знаменитая мозаика «Преображение» – наиболее ранняя и одна из наиболее прекрасных мозаик Восточных церквей. Этот, один из немногочисленных дошедших до нас памятников расцвета византийского искусства, в отличие от знаменитых мозаик Равенны V–VII вв., сохранился без реставрации в первозданном виде. Любовавшийся мозаикой Н.П. Кондаков отметил, что она «представляет собою одно из замечательнейших произведений христианской древности на Востоке и византийского искусства в древнейшем его периоде»2. В монастыре также хранятся прекраснейшие образцы художественного шитья и ювелирных изделий, среди которых находится значительное число имеющих художественную ценность вещей, полученных из России. «Золотой фонд» монастыря заключен в библиотеке, считающейся одной из древнейших монастырских библиотек. Она издавна известна своими рукописными богатствами, собиравшимися на протяжении всего времени существования монастыря. Как отметил академик Я.Н. Щапов, «удаленность монастыря от традиционных путей купцов и воинов, труднопреодолимая в Средние века пустыня и крепость стен сохранили в нем многие христианские древности, погибшие в других культурных центрах»3. Здесь хранятся прославившие монастырь редчайшие манускрипты. Особой ценностью являются греческие и глаголические рукописи X–XII вв., представляющие неоспоримый интерес для греческой и глаголической палеографии, а также для византийского и славянского искусства. Как вспоминает Н.П. Кондаков, хранились наиболее ценные из них в ризнице и в библиотеке – зале, «над дверьми которого читалась еще недавно надпись: <…> лечебница души. <…> Эта мнимая лечебница есть знаменитая библиотека рукописей, тот богатейший склад древних пергаменных кодексов, к которому уже с XVI века устремляются один за другим исследователи, палеографы и библиоманы Европы»4. Средоточие в монастыре многих культурных ценностей, превративших его в музей архитектуры, произведений мозаичного, иконописного, ювелирного искусства, художественного шитья и древних рукописей уже не одно столетие привлекает внимание не только паломников, но и многих ученых: археологов, византинистов, славистов и др. Среди русских исследователей, приезжавших в монастырь св. Екатерины и работавших в монастырской библиотеке в XIX–начале XX вв., были архимандрит Порфирий (Успенский) – византинист, палеограф, знаменитый собиратель рукописей, руководитель первой Русской духовной миссии в Иерусалиме (1845, 1850) и сменивший его на этом посту архимандрит Антонин (Капустин) (1870). Доктор богословия, профессор кафедры еврейского языка и библейской археологии Киевской Духовной академии А.А. Олесницкий знакомился здесь с памятниками библейских древностей (1874); исследовал грузинские рукописи профессор Петербургского университета кавказовед-лингвист А.А. Цагарели (1883). Посетили монастырь профессор богословия Киевской Духовной академии А.А. Дмитриевский (1888) и антрополог В.А. Романов (1897). В 1902 г. на Синае одновременно работали востоковед, лингвист и археолог Н.Я. Марр и историк-византинист А.А. Васильев, которого интересовали греческие рукописи монастыря. В 1908 г. в монастырь приезжал приват-доцент Киевского университета св. Владимира филолог В.А. Розов. Три поездки сюда совершил (1907, 1908 и 1911) известный византинист, профессор Петербургского университета, в 1933–1937 гг. хранитель греческих рукописей в Публичной библиотеке В.Н. Бенешевич5 и ряд других лиц. Посещение Н.П. Кондаковым Синая имело, как он пишет, «своей целью специальную, чисто археологическую, задачу. Мы предположили себе лишь один пункт – самый монастырь св. Екатерины на горе Синай, и осмотром его памятников древности и художественно-украшенных рукописей его библиотеки, а также изготовлением, по возможности, верных фотографических снимков эта задача вполне исчерпывалась»6. Особенность этой поездки заключалась в том, что Кондакова сопровождал известный одесский «художник-фотограф» – француз Ж.К. Рауль7, которым были сделаны превосходные снимки архитектурных памятников и целого ряда листов нескольких наиболее ценных рукописей. Плодом этой экспедиции, которая длилась около трех недель, явилось подробное описание самой поездки, древностей Синайского монастыря и его библиотеки8. Однако «главный материал состоит в снимках фотографических», – писал Н.П. Кондаков Ватрославу Ягичу9. Материал этот – сделанные Ж.К. Раулем превосходные снимки архитектурных памятников и целого ряда листов наиболее ценных рукописей X–XI вв. (Н.П. Кондаков в одних письмах сообщает о 90 снимках, в других – о 115-ти). Из этих фотографий затем был создан всего в нескольких экземплярах альбом «Видов и древностей Синайских» или, как он значится в литературе, «Атлас 100 фотографических снимков с видов и древностей Синайского монастыря, исполненных Ж. Раулем. Одесса, 1883»10, в свое время получивший широкую известность.
В 1884 г. Альбом был представлен на выставке VI Археологического конгресса в Одессе: «Видное место на выставке занимал богатый синайский альбом фотографий, выполненный г. Раулем, сопутствовавшим проф[ессору] Кондакову в поездке на Синай»11. Материалы Альбома неоднократно использовались целым рядом ученых. Так, они весьма заинтересовали В.В. Стасова12, который впоследствии помещает несколько глаголических и греческих инициалов синайских рукописей, взятых из Альбома, в своей работе о Славянском и восточном орнаментах (из Евхология, Псалтири и греческого «хоривского» Евангелия 967 г.). Семь снимков из Альбома поместил в своем атласе «Памятники Синая археологические и палеографические» В.Н. Бенешевич13 (табл. 31, 32, 38 – Вып.1; 39, 42, 82, 84 – Вып. 2). Два снимка уже в 1948 г. использовал В.Н. Лазарев14.
Затем Альбом был неоправданно предан забвению. Возобновившиеся во второй половине XX в. поиски альбома не увенчались успехом. Скорее всего, они были затруднены тем, что Альбом в широких кругах получил известность в русском варианте своего названия. Однако, вероятно, в силу того, что фотограф – француз, Альбом был объявлен на французском языке: «Vues et antiquites du Sinaї par M. le Professeur Kаndakoff et photographe J.X.Raoult. [Odessa, 1881])». Печатный текст на всех паспарту со сведениями о Рауле-фотографе – также на французском языке: «P-hie par J.X.Raoult. Chevalier de plusieures orders. Membre collaborateur de l’Universite d’Оdessa. Mention honorable de S. M. l’Empereur de toutes les Russies. Medaille a l’Exposition universelle de Paris 1878. Membre de la societe le photographie de Paris [Odessa]». Кроме того, член французского фотографического общества Ж.К. Рауль, вероятно, готовил Альбом для очередной выставки в Париже. Поскольку же Альбом был создан на собственные средства Кондакова, то в его названии фигурируют две фамилии. Более того, что касается фотографий, то «26 нумеров видов Эль-Тора, гор Синая и Хорива, монастыря и пр. Эта часть составляет собственность Рауля»15. В распоряжении же Кондакова находились следующие группы снимков: «2) 5 нумеров видов монастыря, базилики и памятников (резная дверь и пр.). 3) 53 нумеров снимков с рукописей с миниатюрами. 4) 26 нумеров снимков палеографических, записей по годам и пр., в том числе 8 снимков с глаголических рукописей и несколько портретов из Син[айского] м[онасты]ря»16.
Особенность Альбома заключается в том, что он не исполнен типографским способом, а состоит из наклеенных на паспарту оригинальных фотографий, т. е. каждый его экземпляр является авторским. Этим альбомом Н.П. Кондаков впервые познакомил ученый мир с синайскими древностями монастыря св. Екатерины, его архитектурными, иконописными и рукописными памятниками и сделал их достоянием европейской науки. До того исследователи вынуждены были удовлетворяться лишь рисунками, что не могло дать точного представления о предмете изучения. За создание Синайского альбома фотографу Ж.К. Раулю в 1881 г. был пожалован Орден св. Станислава III степени, а сам Н.П. Кондаков в 1883 г. удостоен Ломоносовcкой премии.
Императорской Публичной библиотекой Альбом был куплен 3 сентября 1883 г. за 100 рублей17. Приобретенный ею экземпляр содержит 102 листа паспарту размером 31,5 х 48 см с наклеенными на них 107 фотографиями (20 х 24,5 см). Он хранится в отделе «Полиграфия» под шифром РНБ. 15.31.1.86.
В Альбоме помещено более 30 видовых снимков: виды гор Синая и Хорива, самого монастыря св. Екатерины и отдельных памятников архитектуры (монастырская библиотека, внешний и внутренний виды Юстиниановой базилики, ее входная резная дверь, алтарная мозаика «Преображение», мечеть XIV в., т. н. новая колокольня и другие памятники), монастырских подворий (в Эль-Торе и других местах), окрестностей (монастырь Сорока мучеников, сад бывшего монастыря Двенадцати апостолов, которого уже не существует), мест, связанных с библейскими сюжетами (камень Моисея), фотографии игумена и братии монастыря, групп странствующих бедуинов и бедуинок, вместо которых теперь встречаются только туристы.
В.В. Стасов, просмотрев Альбом, отметил, что «все эти архитектурные памятники никогда не были до сих пор изданы, невзирая на то, что очень давно знамениты и имеют необыкновенно важное значение для истории древнейшего византийского искусства»18. Обратил он особое внимание и на то, что Альбом содержит «превосходные фотографические виды Синая и его окрестностей, <…> принадлежащие к числу самых редких снимков между фотографическими видами европейских путешественников. Виды эти отлично удавшиеся и необыкновенно живописные»19.
В Альбоме около 80 снимков листов греческих манускриптов: текстов с миниатюрами, заставками, отдельными инициалами.
Среди них кодексы X–XII вв. Кратко характеризуя Альбом, В.В. Стасов особо отмечает «многочисленные снимки с редких и замечательных миниатюр, заставок и заглавных букв разных рукописей синайской монастырской библиотеки»20.
Как «особо замечательные» среди помещенных в Альбоме снимков им выделен ряд греческих рукописей X–XII вв., «и прежде всего а) Евангелие X–XI века, № 204, писанное золотом, по преданию дар Феодосия III, б) Козьмы Индикоплова «Христианская топография», XI века, № 1186; в) Книга Иова, XI века, № 3; г) Слова Григория Богослова, XII века, № 339; <…> д) Минея на ноябрь месяц, XII века, № 500; е) Лествица Иоанна Лествичника, XII века, № 418; ж) Знаменитое «хоривское Евангелие» 967 г., № 213; з) Стихирарь с крюковыми нотами, XIII века, № 1216; и) Сочинения Феодора Студита, X века, № 491»21 и ряд других снимков рукописей.
Из числа славянских памятников в Альбоме помещены фотографии двух глаголических рукописей XI в., Псалтири (№ 38) и Евхология (№ 37, в описании ошибочно – Требник) с интереснейшими инициалами с элементами плетенки и растительного орнамента. Это глаголические рукописи, которые, по словам В.В. Стасова, «главное место занимают среди перечисленных»22.
Паспарту с фотографиями помещены в черный шагреневый футляр узорного тиснения с завязками из черного шелка, с корешком коричневой кожи и с отпечатанным золотом заголовком. В Альбом вложен двойной лист бумаги с перечнем фотографий, составленным В.В. Стасовым.
Чрезвычайно малое число экземпляров Альбома (их было создано не более 15) определило его библиографическую редкость уже с момента создания. Н.П. Кондаков в письме к А.Ф. Бычкову отмечает, что сделано «до 1500 снимков на 15 альбомов»23. Куда же разошлись эти экземпляры?
Известно, что пять альбомов были приложены к пяти экземплярам труда Н.П. Кондакова «Путешествие на Синай в 1881 г.» и они поступили в свободную продажу.
Один экземпляр, как уже упоминалось, был куплен Публичной библиотекой в Петербурге в 1883 г.
Остальные четыре разошлись неизвестно куда и могут находиться в частных руках (в России, на Украине, вообще в Европе).
В письме, написанном еще 5 декабря 1881 г., Н.П. Кондаков сообщает В. Ягичу, что он получил "извещение Рауля, что в Париже, где он находится, отнеслись к альбому с интересом и уже подписались на экземпляры его по 250 фр. за каждый следующие учреждения и лица: Bibl[iothèque] Nationale: 1) Lecture des estampes,
2) Lecture des m[anu]s[crit]s; École des Beaux-Arts, École des Сhartes, Lorbomus, École des langues orientales, Comte Kiant, Mr. Miller и др."24 Из писем Н.П. Кондакова известно, что лишь три экземпляра альбома в 1883 г.Рауль продал в Париж по 250 франков: в Национальную библиотеку, г-ну Милле и в l’École Orientale. Однако эти экземпляры там обнаружить не удалось.
Известно о двух подаренных экземплярах. Один сам Рауль отправил 3 мая 1883 г. в дар президенту Академии наук Дмитрию Андреевичу Толстому25; он хранился в фондах Библиотеки РАН в Петербурге, но в 1988 г. сильно пострадал при тушении пожара: был залит водой и испорчен, вернее сказать, погиб. Второй экземпляр был поднесен Императорскому Обществу любителей древней письменности26 и тоже не обнаружен.
Еще одним экземпляром, как сообщает Кондаков в письме к А.Н. Пыпину в 1882 г., в Одессе «пользовались все, кто хотел»27, но в библиотеках Одессы Альбома не оказалось. По слухам, экземпляр был подарен В.Н. Бенешевичу. Существует и несколько отдельных разрозненных экземпляров.
Попытки обнаружить перечисленные экземпляры не увенчались успехом, и можно предположить, что Альбом Н.П. Кондакова, находящийся в Российской национальной библиотеке, остается единственным, во всяком случае, известным полностью сохранившимся до наших дней и доступным ученому миру экземпляром28.
По словам Н.П. Кондакова, «по доброй совести смею уверять, что снимки сделаны хорошо. Интерес, если он есть, этого собрания состоит скорее в том, что подобного не существует, и вероятно, не скоро появится»29. Он оказался прав. Лишь спустя несколько десятилетий появился атлас В.Н. Бенешевича, а затем и альбом В.Н. Лазарева. Однако ни эти издания, ни появившиеся уже в наши дни роскошные альбомы, посвященные Синайскому монастырю30, не умаляют ценности Синайского альбома Кондакова. Более того, фотографии современных альбомов отражают современное, уже модернизированное при ремонте, состояние монастыря, современный вид его окрестностей. Что касается рукописей, то их воспроизведений чрезвычайно мало, а в последних альбомах вообще нет.
Таким образом, фотографии альбома имеют непреходящее значение с точки зрения истории архитектуры и исторической географии.
Поскольку библиотека Синайского монастыря недоступна для большинства исследователей, фотографии рукописей X–XIII вв. являются чрезвычайно важным материалом для исследования содержащихся в них текстов, а также для греческой и глаголической палеографии, для византийской и древнеславянской письменности и искусства, т. е. представляют собой уникальный источник для научных исследований.
Если, по утверждению В.В. Стасова, «происхождением своим фотография обязана науке»31, то Альбом, исполненный Раулем, является примером того, как фотография начала служить науке. Он передает точность изображения, которой нельзя добиться никакими зарисовками, главным образом практиковавшимися в то время. «Этот Синайский альбом имеет особое значение именно потому, что все прежние путешественники либо вовсе не прилагали никаких рисунков к своим описаниям Синая, либо рисунки от руки в высшей степени неточны и неудовлетворительны»32. Лишь незадолго до поездки Н.П. Кондакова в состав экспедиций (естествоиспытателей, археологов, этнографов, путешественников) вместо рисовальщиков включаются уже и профессиональные фотографы.
Создание небольшого количества экземпляров Альбома, изготовленных к тому же, как уже упомянуто, не типографским способом, а состоящих из оригинальных фотографий, наклеенных каждая на отдельное паспарту, сделало его библиографической редкостью уже с момента самого создания. Современные альбомы запечатлели монастырь, уже модернизированным после ремонта. Таким образом, фотографии Альбома имеют культурно-историческое значение. Альбом Кондакова несравненно полнее всех существующих атласов и альбомов, особенно в части снимков рукописей, куда они просто не включены.Кроме того, Альбом можно рассматривать и как фотографическое наследие XIX в., width=br /отображающее живую историческую действительность. Он отражает также и один из этапов становления самой фотографии. Для сохранения важных для науки фотоматериалов желательно переиздание этого уникального альбома.
1Архим. Антонин. Из записок Синайского богомольца. Киев, 1872. С. 131 (первой пагинации).
2Кондаков Н.П. Путешествие на Синай в 1881 г. Из путевых впечатлений. Древности Синайского монастыря. Одесса, 1882. С. 75.
3Щапов Я.Н. Три дня в Синайском монастыре святой Екатерины // ГЕNNАΔIОΣ. К 70-летию академика Г. Г. Литаврина. М., 1999. С. 284. По сведениям, приводимым Н.Н. Розовым, монастырь не раз подвергался разграблению «многочисленными завоевателями»: «Нападали на монастырь и местные жители-кочевники. Монастырская братия откупалась в таких случаях деньгами, хлебными запасами, драгоценными сосудами и тканями, сохраняя тем самым существование монастыря и вместе с ним библиотеку, насчитывающую в настоящее время около 3,5 тыс. рукописей на 11 языках» (Розов Н.Н. Южнославянские рукописи Синайского монастыря // Научные доклады высшей школы: Филологические науки. Л., 1961. № 2. С. 129).
4Кондаков Н.П. Путешествие на Синай в 1881 г. Из путевых впечатлений. Древности Синайского монастыря. Одесса, 1882. Путешествие на Синай в 1881 г. С. 40.
5 Наиболее полный список «Лиц, побывавших на Синае» и трудов о Синайском монастыре и его библиотеке, в который вошли и все выявленные поездки русских паломников, деятелей культуры, ученых и проч. (до 1925 г.), приведен В.Н. Бенешевичем в работе «Памятники Синая археологические и палеографические». Л., 1925. Вып. 1. С. VI–LX.
6Кондаков Н.П. Путешествие на Синай в 1881 г. С. 1.
7 Жан Ксавье Рауль (?– после 1890), член французского фотографического общества, в 1860–1880-е гг. в Одессе на Дерибасовской улице в доме Кирикo имел свое фотоателье (Photographie Française. Rue de Ribas. Maison Cirico. J. X. Raoult. Odessa); неоднократно путешествовал с Н.П. Кондаковым (1879–1882, Северный Кавказ, Грузия, Армения). За серии фотографий этнографического жанра (центральные районы России, Кавказ, Беларусь, Болгария, Румыния и др.) получил награды на Парижской географической выставке (1875) и на Всемирной выставке в Париже (1878). См.: Бархатова Е.В. Русская светопись. Первый век фотоискусства. 1839–1914. СПб., 2009. С. 372. На протяжении многих лет Рауль выполнял фотоработы для профессоров Новороссийского университета. В письме к Стасову из Алушты 4 августа 1883 г. Н.П. Кондаков сообщает о том, что «в сентябре этого года Рауль уезжает за границу и, может быть, навсегда» (Архив РНБ. 1883. № 22. Л. 15). Есть сведения о том, что Рауль «вернулся на родину, во Францию, на юге которой в 1890-е гг. содержал фотоателье». См.: Шедевры фотографии из частных собраний. Русская фотография 1849–1918. М., 2003. С. 173.
8 Кондаков Н.П. Путешествие на Синай в 1881 г. Из путевых впечатлений. Древности Синайского монастыря. Одесса, 1882.
9 Письмо от 6 июня 1881 г. Алушта // Korespondencija Vatroslava Jagica. Knj. 3. Zagreb, 1983. Pisma iz Rusije, 1865–1886. Priredio Josip Hamm. S. 205.
10Тункина И.В. Основные даты жизни и деятельности Н.П. Кондакова // Никодим Павлович Кондаков. 1844–1925. Личность, научное наследие, архив. К 150-летию со дня рождения. СПб., 2001. С. 14.
11Покровский Н.В. Шестой археологический съезд в Одессе. СПб., 1885. С. 24.
12 Владимир Васильевич Стасов (1824–1906), музыкальный и художественный критик, историк искусства, археолог, публицист; в 1872–1906 гг. возглавлял Отделение искусств и технологии Публичной библиотеки (ныне РНБ). См.: Стасов В.В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб., 1884–1887. С. 44, л. CVIII. С. 53, л. XXIII.
13 Памятники Синая археологические и палеографические / Под ред. В.Н. Бенешевича. Вып. I. Л., 1925. Вып. II. СПб., 1912.
14 Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 2. М., 1948.
15 Письмо Н.П. Кондакова к А. Ф. Бычкову от 17 ноября 1881 г. (ОР РНБ. Ф. 120 (Бычковы). № 799. Л. 3).
16 Там же.
17 Архив РНБ. 1883. № 22 (Дело об уплате денег здешним книгопродавцам и разным лицам за купленные у них книги, рукописи и проч.). Л. 17. Cм. также: Архив РНБ. Ф. 1. Оп. 4. Реестр для записи книг, эстампов, нот и рукописей, поступивших в библиотеку за 1883 г. Л. 171 об. № 15030.
18Стасов В.В. Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной библиотеки. СПб., 1885. С. 66.
19Стасов В.В. Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной библиотеки. СПб., 1885. С. 10–11.
20Стасов В.В. Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной библиотеки. СПб., 1885. С. 120.
21Стасов В.В. Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной библиотеки. СПб., 1885. С. 120–121.
22Стасов В.В. Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной библиотеки. СПб., 1885. С. 121.
23 ОР РНБ. Ф. 120 (Бычковы). № 799. Л.1об. В следующем письме Кондаков сообщает, что «снимков альбома имеется более 1000 (не сосчитано), приблизительно на 15 альбомов или экземпляров альбома» (там же, л. 3об.).
24 Цитируется по работе: Арбузова И.В., Пиотровская Е.К. Письма
Н.П. Кондакова 1874–1909 годов к В. Ягичу, хранящиеся в архиве В. Ягича в Загребском университете // Никодим Павлович Кондаков. 1844–1925. Личность, научное наследие, архив. К 150-летию со дня рождения. СПб., 2001. С. 53.
25 Архив РНБ. 1883. № 22. Л. 12. См. также: ОР РНБ. Ф. 120. № 799. Л. 5об.
(письмо от 14 мая 1883 г.).
26 Подарен Н.П. Кондаковым 11 января 1885 г. на заседании Общества. См.: Отчеты о заседаниях ОЛДП в 1884–1885 гг. // Памятники древней письменности. Т. 57. СПб., 1885. С. 22.
27 ОР РНБ. Ф. 621. № 409. Письмо Н. П. Кондакова к А.Н. Пыпину от
31 января 1882. Л. 8 об.
28 См.: Вялова С.О. 1) Н. П. Кондаков и его «Синайский альбом» // Программа «Храм». К 150-летию со дня рождения Н.П. Кондакова. «Охраняется государством». III Российская научно-практическая конференция (ноябрь 1993–июнь 1994). Сб. материалов. Вып. 5. Ч. II. СПб., 1994. С. 37–44 ; 2) Из истории поездок русских ученых в монастырь св. Екатерины на Синай (Н.П. Кондаков) // Первые Димитриевские чтения. Материалы научной конференции. 21–24 апреля 1996 г. СПб., 1996. С. 40–47; 3) Рукописи Синайского монастыря св. Екатерины в Российской национальной библиотеке // Вторые Димитриевские чтения. Материалы научной конференции. 9–10 ноября 1996 г. СПб, 1997. С. 14–26; 4) Значение монастыря св. Екатерины на Синае в истории культуры // Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. Статьи, рефераты, публикации. Вып. 2. СПб, 1997. С. 5–12; 5) Синайский альбом Н. П. Кондакова // Россия и христианский Восток. Вып.1. М., 1997. С. 207–225; 6) Синайский альбом Н.П. Кондакова как источник изучения памятников письменности и архитектуры (Из истории изучения Синайского альбома) // Вспомогательные исторические дисциплины. T. XXVI. СПб., 1998. С. 241–254; 7) К вопросу об изучении культурных ценностей монастыря св. Екатерины на Синае славянскими учеными // Материали мiжнародної славистичної конференцiї пам’яти проф. К. Трофимовича (1923–1993). 1–3 квитня 1998 року. Львов, 1998. Т. II. С. 341–347; 8) Из переписки Н.П. Кондакова с А.Ф. Бычковым и В.В. Стасовым // Вспомогательные исторические дисциплины. T. XXVII. СПб., 2000. С. 211–218; 9) Из наследия Н.П. Кондакова в Российской национальной библиотеке // Никодим Павлович Кондаков. 1844–1925. Личность, научное наследие, архив. К 150-летию со дня рождения. СПб., 2001. С. 46–50.
29 ОР РНБ. Ф. 120. № 799. Л. 1об. Письмо к Ф.А. Бычкову в октябре 1881 г.
30K.A. Manafis. Sinai. Treasures of the monastery of Saint Catharine. Athens, 1990; Сокровища монастыря святой Екатерины / Автор текста К. Росси, послесловие Н.П. Чесноковой; фотографии А. Де Люка, доп. и перераб. М., 2007.
31Стасов В.В. Фотография и гравюра // Стасов В.В. Собрание сочинений. Т. 1. 1847–1886. СПб. 1894. С. 3.
32Стасов В.В. Рец.: Н. Кондаков. Путешествие на Синай в 1881 г. Из путевых впечатлений. Древности Синайского монастыря // ЖМНП. 1883. Ч. 226. С. 334.
С.О. Вялова
Опубликовано в Сборник Фотография. Изображение. Документ. Выпуск 1
Комментариев нет:
Отправить комментарий