Эксперты ставят в пример сообщество Музея имени Андрея Рублёва

Эксперты ставят в пример воцерковлённое сообщество Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://www.facebook.com/groups/Rublev.museum/

#Музей имени Андрея #Рублева. В связи с постоянными вопросами наших друзей и коллег вынуждены пояснить, что всё последнее время из-за министра культуры Владимира Мединского наш Музей постоянно лихорадит, так что все иные «официальные страницы, группы etc.» находятся вне компетенции научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева: https://rublev-museum.livejournal.com/486620.html

Научный коллектив и Профком ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» (РПРиУ) предупреждают о мошенниках в соцсетях, действующих в интересах уголовника М.Б. Миндлина (ст. 159 УК РФ), осужденного за расхищение бюджетных средств и мошенничество в составе организованной преступной группы: http://www.stoletie.ru/obschestvo/v_monastyr_so_svoim_ustavom_463.htm




Уголовник Михаил Миндлин опозорил Музей имени Андрея Рублева!

Как широко освещалось в российской прессе, в организованную преступную группу Григория Пирумова, которую отличала со времени её создания в 2012 г. «сложность разработанного плана преступной деятельности и строгая конспирация», входил … директор ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Михаил Миндлин, назначенный к нам в Музей Мединским 27 мая 2016 г. сразу после упразднения ГЦСИ и перед его задержанием ФСБ (утечка?) и допросом в «Лефортово».


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Опубликовано 16:30 06/02/2013: http://expertmus.livejournal.com/118462.html

Предупреждение! Яндекс рекламирует мошенников под «шапкой» администрации Музея им. Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/173688.html

Генпрокуратура РФ: "объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» вопреки ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и охранному обязательству самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции": http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-81205/

Т.н. «официальный сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева», «официальная страница Музея имени Андрея Рублева в Facebook», «официальная открытая группа ФГБУК "Центральный музей древнерусской культуры и искуссства имени Андрея Рублева"», а также т.н. «представительство Музея им. Андрея Рублева» в ЖЖ и ВКонтакте - это тролли и проходимцы (Дмитрий Степанков, Борис Фрадкин, Константин Братчиков, он же «Фома Удальцов», он же «Максим Красиков», «Елена Кузнецова» и др.) из частной компании педераста Федора Рындина (его отец музейный директор-казнокрад Геннадий Викторович Попов), которые НЕ ИМЕЮТ никакого отношения к нашему Музею и не работают в нём!

"Вести. Москва": "Древнерусская культура, православие и прокуратура сегодня неожиданно сплелись в один клубок громкого скандала. Как выяснилось, в Музее имени Андрея Рублева, на территории Андронникова монастыря, работает незаконно возведенный ресторан, а церковное здание приспособили под бизнес-встречи. Бизнесом руководит Федор Рындин, сын директора Музея Геннадия Попова": http://www.vesti.ru/videos/show/vid/487831/#

Остерегайтесь обмана на просторах Интернета!!!


, , , , , , , , , , ,
#rublevmuseum

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

пятница, 11 мая 2012 г.

Синай, Византия, Русь. Православное искусство с VI до начала XX века




Створки триптиха с историей обретения Нерукотворного образа — Мандилиона. Византия. Середина X века. 34,5x25,2 см. Икона хранится в витрине в нартексе базилики 

Фотокаталог выставки (иллюстрации в хорошем разрешении), подготовленной к 2000-летию христианства Государственным Эрмитажем совместно с Международным фондом Святой Екатерины и знаменитым Синайским монастырем. Каталог предваряют обращения Его Святейшества Патриарха всея Руси Алексия II, Его Высокого Преосвященства Архиепископа Синая Даминианоса, Его Королевского Высочества принца Уэльского Чарльза. Экспозиция разместилась в Большом соборе Зимнего дворца, откуда была убрана помещавшаяся там многие годы выставка фарфора, которая была неуместна в церкви (коллекция теперь находится в присоединенном к Эрмитажу левом крыле Главного штаба). 

От редакции. См. по данной теме -

Видение Иоанна Лествичника: http://rublev-museum.livejournal.com/305953.html

О научной ответственности и богословской корректности в изучении христианского искусства (Рецензия на книгу А.М. Лидова «Византийские иконы Синая»): http://rublev-museum.livejournal.com/14637.html


Икона «Богоматерь Киккотисса в окружении пророков и святых». Византия. XII век. 48,5x41,2 см. Хранится в нартексе базилики монастыря

Выставка носила художественно-ассоциативный характер и имела несколько разделов. Один из них был, естественно, посвящен Синаю. В нем было выделено несколько тем: топография Синая; Ветхозаветные и Новозаветные святые, связанные с синайскими местами (пророки Моисей и Илья, св. Иоанн Лествичник, св. Екатерина, Неопалимая Купина); изучение русскими учеными культурных богатств Синайского монастыря. Отдельно была представлена тема «Культ св. Екатерины в России», показывающая особую популярность этой святой на Руси. О контактах монастыря св. Екатерины с Россией рассказывали несколько документов, в том числе грамота русского царя 1630 года, предоставленная монастырем. Но самым важным в этом разделе, безусловно, были те десять драгоценных икон X-XIII веков, которые прислал на выставку монастырь св. Екатерины.

Парные иконы «Святой пророк Илья» и «Святой пророк Моисей» Византия, Синай, мастер и вкладчик Стефанос. Конец XII – начало XIII века. 129x69 см и 132,5x69,5 см. Висят на южной и северной стенах базилики монастыря
Десять синайских икон экспонировались наподобие иконостаса - это было пожелание монастыря. При этом, иконы были помещены в специальных климатических витринах, где постоянно поддерживались определенная температура и влажность. Ведь на Синае сухо, а петербургский климат влажен.

На выставке было показано более 500 первоклассных экспонатов. Впервые в едином контексте представлены произведения церковного искусства, выполненные мастерами Византии, Грузии, России. Основной акцент выставки сделан на роли Синайского монастыря в мировой культуре и его исторических связей с Россией.

Божественная Литургия в древней базилике Синайского монастыря. Видна мраморная облицовка апсиды и многочисленные ковчеги со святыми реликвиями, расставленные в алтаре

Монастырь Св. Екатерины - православный монашеский центр, существующий без перерыва с VI века, а точнее, с 527 года, однако на возведение крепких гранитных стен и великолепной даже по византийским меркам базилики ушло немало времени. Строительство было закончено где-то между 548 и 556 годами. Надпись по-гречески, сделанная на одной из балок церковной крыши, обессмертила имена императора Юстиниана, давшего монастырю устав и ставшего его ктитором, его жены Теодоры и архитектора Стефаноса. С самого своего основания и по 1575 год монастырь был предметом спора между патриархами Иерусалимским и Александрийским. В 1575 году Собор в Константинополе окончательно закрепил права монастыря и его статус в Иерусалимской патриархии. Согласно этому постановлению монастырь независим и свободен в своих действиях, управляется же он игуменом-архиепископом, которым может стать только инок Синайского монастыря.
За почти полторы тысячи лет существования обители она ни разу не была захвачена или разграблена. Многие властители земные (среди которых основатель ислама Мохаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже Наполеон) покровительствовали монастырю. Неудивительно, что там в целости сохранились уникальные рукописи, книги, лицевое шитье, литургические предметы. Особую же ценность и для верующих, и для историков представляют написанные восковыми красками в VI-VII веках энкаустические иконы и сиропалестинские иконы VIII-IX веков, благополучно пережившие в удаленной обители период охватившего Византийскую империю иконоборчества.

Многое из византийского искусства Византии или погибло вместе с великой империей, или же было рассеяно по всему миру, но в Синайской пустыне оно сохранилось в неприкосновенности. Более того, богатство обители с годами прирастало. В монастыре хранится уникальное собрание икон, отражающее все направления и школы. В эпоху крестовых походов в нем появились иконы, сочетающие в себе черты Востока и Запада, "латинства" и "византинизма".


Камея на агатониксе с изображением св. Екатерины, вставленная в серебряный триптих XVII века. Высота – 13 см. Вклад московских царей в монастырь св. Екатерины на Синае. Хранится в ризнице базилики

Синай для России - один из важных символов православия и связи с его истоком - Святой землей. Поддерживая обитель, Россия следовала прекрасной византийской традиции - активного государственного покровительства духовным учреждениям. Объявив себя преемниками византийских императоров, русские властители особо заботились о том, чтобы это было признано остальным миром, и покровительство старинному монастырю, расположенному на исконных византийских землях, стало для них делом чести. Великие князья, цари, а затем императоры - все они внесли свою лепту в преумножение монастырских богатств.
В Новгородской летописи ее составитель сделал запись под 1368 годом о тяжелом положении и запустении монастыря на Синае. Мы не знаем, откуда он почерпнул эти сведения - от русского паломника, посетившего Синай, или от старцев, пришедших из монастыря, но достоверность этих сведений подтверждает факт приезда в Москву в 1375 году «митрополита Марка» за милостынею для монастыря. В Благовещенском соборе Московского Кремля, придворной домовой церкви русских князей, хранился образ «Пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины», написанный на том самом камне, где видел пророк Моисей «Купину огнем горящу и несгораему»; «а принесен из Синайской горы палестинскими старцами в дарах Великим Князьям Московским в лето 6898 (1390)». Эта икона - первое изображение Неопалимой Купины на Руси - была помещена в складень, на створках которого были написаны на обеих сторонах Праздники Господские и Богородичные «и иные Божественныя чудотворения». Вначале складень помещался над северными вратами иконостаса Благовещенского собора, а в XVII веке уже хранился в алтаре среди других редких икон, поднесенных Восточным духовенством русским царям. С XVI века помощь России Синайскому монастырю становится регулярной. За монастырь ходатайствуют Восточные патриархи - Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский, а также разные митрополиты и архиепископы. Видимо, довольно большое значение имел приезд в 1518-1519 годах старца Климента из Синайского монастыря с грамотами от настоятеля Даниила и от деспота Артского Карла. Последний состоял в родстве с Великим князем Василием Иоанновичем через его мать Софью Палеолог. В грамоте игумена Даниила рассказывается о бедственном положении монастыря, братия которого просит русского царя: «будь и ты ей вторым ктитором, каковы были прежние цари, да приимешь Воздаяние от ублажающего милующих, и Божьим перстом, как некогда на скрижалях, впишется имя твое в книге жизни; от нас же смиренных держава твоя приимет благословение и поминовение, как сие творим всем благоверным, милующим нас». Деспот Артский, указывая на свое родство с Великим князем, также просил обратить внимание на нужды монастыря. Кроме того, он сообщает любопытную подробность о приехавшем в Москву старце Клименте: «он есть благороднейший боярин высокого чина, происходящий от Дома Палеологов, но поелику пожелал послужить Христу, презрел мир сей и сделался иноком, каким ныне видится; по повелению же иноков Синайской горы работает святой Екатерине, терпя столько трудов и бед, и проходя Вселенную из конца в конец, для помощи тому святому месту, о коем приношу тебе прошение». Таким образом, старец Климент оказался не только опытным сборщиком милостыни, но и отдаленным родственником Московскому правителю. Это обстоятельство, по-видимому, сыграло положительную роль в получении богатой милостыни мехами, «рыбьим зубом» и разными вещами на сумму в 600 золотых. Отправляя старца в монастырь Великий князь Московский просил молиться о здравии его и чадородии Великой княгини, а также поминать его отца Иоанна и мать Софью. Синайские старцы всегда получали радушный прием в Московии; они рассказывали о Египте и Святых местах Палестины, о чудесах земных и подвигах духовных. Так, в 1557 году прозвучал в Москве легендарный рассказ о проповеднической силе, которой обладал Иерусалимский патриарх Иоаким (1486-1564). Он обратил в христианство султана Египта Мелек-Миназа, который скрылся под монашеским клобуком в монастыре св. Екатерины. В рассказе этом реальные факты переплелись с вымыслом, но он поражал воображение и согревал христианскую душу «московитов».
В 1558 году прибыли священники Иосиф и Малахия с грамотою из монастыря, в которой упоминалась и богатая милостыня Великого князя Василия, и сообщалось, что «мы же записали царские имена приснопамятных твоих родителей на Божественной трапезе Неопалимой Купины, для ежедневного их поминовения: деда твоего Великого князя Ивана Всея Руси, и бабу твою, Великую княгиню Софию, и отца твоего, благочестивого царя и государя нашего Василия, в иноцех Варлаама, и матерь твою, благочестивую царицу Елену; имя же твое царское возносится в вечер и заутра и в полудни на священных молитвах». 

Иван Грозный высоко оценил благочестие синайских монахов и послал на обновление монастыря 1000 золотых. Хорошо известно, что на помин души своей первой жены - Анастасии (умерла в 1560 году) - царь Иван Грозный посылал обильную милостыню в монастыри Православного Востока, в том числе и на Синай. Такую же обильную милостыню посылал он и по умершему брату Юрию. Но здесь у царя была особая причина отметить монастырь на Синае: князь Юрий скончался 24 ноября, в день памяти святой Екатерины, в возрасте 31 года, как об этом записано в русских летописях. 

Сын царя Ивана Грозного, царь Федор, отличавшийся особым благочестием, посылал столь же обильную милостыню, что и его отец и дед. Он также приказал устроить «неугасимые кандилы» над мощами св. Екатерины и у Неопалимой Купины. Следует отметить, что милостыня на Синай и вообще на православный Восток посылалась не только по просьбе приезжавших старцев. Все крупнейшие события Российского государства отмечались посылкой щедрой помощи Востоку: победы над врагами, рождение долгожданных наследников, смерть близких людей, учреждение патриаршества на Руси — все эти события находят отражение в тех русских иконах, драгоценной утвари, облачениях, украшениях к иконам, которые сохранились на Синае. Например, царь Федор посылал милостыню в 1593 году по случаю рождения дочери — царевны Феодосии; через два года он вновь посылает милостыню, но уже на помин души скончавшейся царевны. В 1594 году богатыми подарками отмечено учреждение Московской патриархии. В 1605 году синайского архимандрита Иоасафа принимал царь Борис Годунов.

Новая правящая династия Романовых продолжила покровительство православному Востоку, особо отмечая Синай. В 1619 году синайский архимандрит участвовал в молебне вместе с Иерусалимским патриархом Феофаном перед ракой русского святого Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре. В 1623 - 1624, 1627, 1630, 1634 - 1636, 1640 годах посылалась помощь Синаю, и это далеко не полный список. В 1625 году Александрийский патриарх Герасим, прося о помощи Синаю, писал: «если твое Величество не поможет, монастырь этот будет разорен, они же нечестивые, и старцев хотят истребить. Но мы надеемся на милость Божию и на твое Величество, чтобы помочь нам в столь великом затруднении». Получив посланную в 1627 году с архимандритом Малахием русскую помощь, в благодарственной грамоте от 2 января 1629 года архиепископ Иоасаф писал, что они приняли милостыню «как манну спадшую с небес от Бога и молитву возсылали о Царствии твоем с благодарением». В 1630 году была выдана монастырю грамота с правом приезжать за милостынею в каждый четвертый год (она демонстрировалась на выставке «Синай, Византия, Русь»). Эта грамота несколько раз совершала длительные путешествия из России на Синай, и вновь с Синая в Россию. В 1636 году ее привозил с собою в Москву архимандрит Паисий. Сообщая о бедствиях монастыря, старцы писали: «а если не будет милостыни царствия твоего, то невозможно стоять сей святой монастырь от многия обиды Арабские, ибо кормим их по три ста на день и больше». Безусловно, помощь была оказана. Представители Синая играли роль и в церковной жизни России. Например, архиепископ Ананий присутствовал в 1666-1667 годах на Соборе по «делу патриарха Никона», закончившемуся низложением русского патриарха.

В 80-х годах XVII века со стороны Синая активно поднимается вопрос о принятии монастыря св. Екатерины «на попечительство Москвы». Эта тема постоянно звучит в грамотах, присылаемых русским правителям. Например, об этом просит архиепископ Ананий в 1682 году. В 1686 и 1688 годах архиепископ Синая Иоанникий составляет специальные «Описание Синайской горы» и «Повесть о мощах св. Екатерины», которые доставил в Москву архимандрит Кирилл. Именно архимандрит Кирилл добился принятия монастыря «в призрение Российского государства». Сохранилась грамота, выданная монастырю св. Екатерины 5 февраля 1688 года в Москве от имени царей и Великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей и Великой княжны Софьи Алексеевны, в которой сообщается, что к московским правителям поступила грамота из монастыря Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина от архиепископа Иоанникия и всего собора монастыря, «дабы мы Великие государи наше царское величество изволили тое святые Синайские горы и всем в ней обретающимся монахам, а наипаче монастыря Пресвятые Богородицы Неопалимыя Купины, быти строителями и обладателями, яко новии и блаженнии вместо царя Иустиниана ктиторы, и приняли б в наше государское защищение то великое и Божественное сокровище, которое будет нам Великим Государям и нашему царскому Величеству сокровенно в царствии небесном, и дабы от нас Великих государей от нашего царского Величества присылать в ту святую обитель иеромонахов и монахов да будут с ними вкупе Бога молити. И мы /.../ по их челобитью в призрение свое государское тое Святую гору и монастырь Пресвятые Богородицы Неопалимые Купины для единые и благочестивые христианские веры принять изволили». Для святых мощей св. Екатерины - покровительницы монастыря - Московские правители пообещали изготовить серебряную раку, которая и была доставлена в монастырь в 1691 году. Интересно, что почти одновременно, по приказу Петра, Иоанна и Софьи, изготовляется аналогичная серебряная рака для мощей русского святого Александра Невского, который затем станет небесным покровителем новой столицы России - Санкт-Петербурга . Присланная на Синай рака была оценена братией как восьмое чудо света. Поскольку монастырь по данной грамоте становился царским монастырем, то последовали непосредственные обращения к членам царской семьи с просьбами о пожаловании драгоценной утвари, облачений, покровов, золотых и серебряных лампад, драгоценных венцов на иконы. В значительной степени эти просьбы 1693 и 1697 годов были выполнены. Посланная в монастырь серебряная рака хранится в алтаре и доступна для обозрения верующих, а среди множества светильников выделяется серебряное паникадило - дар Царской семьи.

Икона «Святая Екатерина со сценами жития» Византия, Синай. Начало XIII века. 75,5х51,5 см. Хранится в специальном киоте в северном боковом нефе базилики; под иконой находится небольшой реликварий с частицей мощей святой

Вклад русских ученых в изучение Синая признан во всем мире, даже теми, кто не хотел бы этого признавать. Имена Никодима Кондакова, Владимира Бенешевича, Александра Васильева, Алексея Дмитриевского, Дмитрия Айналова, архимандрита Антонина Капустина, архимандрита Порфирия Успенского, Николая Марра и многих других навсегда вошли в историю науки. А как не вспомнить имя скромного русского иеромонаха Самуила, который в 1837 году расчистил и укрепил знаменитую настенную мозаику VI века, украшающую базилику. Мало известен факт, что русский исследователь Алексей Дмитриевский уже в 1887 году составил огромный каталог икон Синайского монастыря, где впервые с научной точки зрения рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая для сохранения культурных традиций в XVI - XVIII веках. К сожалению, этот практически не опубликованный труд погиб в послереволюционные годы. Не был закончен и другой проект русской науки: «Monumenta Sinaitika», вышли два тома, подготовленные Владимиром Бенешевичем и Никодимом Кондаковым. Но собранный Бенешевичем библиографический материал о Синае до сих пор остается единственным трудом такого типа и используется всеми учеными. Огромную роль в изучении Синая и публикации русских и греческих материалов об этих местах сыграло Православное Палестинское общество.
Монастырь Святой Екатерины, являющийся одной из старейших христианских обителей на земле, располагает уникальной коллекцией рукописей, икон и предметов прикладного искусства с VI по XX век. Сегодня он является не только крупным центром Православия, но и одной из выдающихся сокровищниц мировой культуры.


Общий вид выставки «Синай, Византия и Русь» в Большом Соборе Зимнего дворца

Синай, Византия, Русь. Православное искусство с VI до начала XX века
Автор: коллектив
Составители: Ориана Баддлей, Эрлин Брюннер
Страниц: 488 стр.
Формат: 84x104/32 (220x240 мм)
Тираж: 5000 экз.
Переплет: Суперобложка
Издательство: Государственный Эрмитаж, Фонд Святой Екатерины
Год издания: 2000
ISBN 1-903470-01-3, 1-903470-00-5, 0-9528063-4; 2000 г.
Формат: JPEG
Язык: русский
Cтраниц: 116
Размер: 100 МБ

Depositfiles.com

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева

 Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!   

Комментариев нет:

Отправить комментарий