Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Максимовской, глас 4:
Днесь светло красуется славнейший град Владимир, / радостно совершая, Владычице, / праздник явления Твоего святителю Максиму, в нем бывшаго, / о немже ныне воспоминаюше и молящеся Тебе, взываем сице:/ о Пречудная Владычице Богородице, / молися Превечному Архиерею - Сыну Твоему, / да непоколебиму утвердит Церковь Православную, / град наш Владимир и всю Русскую землю// в мире сохранит и спасет в правоверии души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Максимовской, глас 6:
Призри на нас, Всепетая Богородице, / возсияй просвещение сердцем помраченным/ и озари стадо Твое, Пречистая, / елика бо хощеши и можеши, / яко Мати сущи Зиждителя, / и возопий молящим Тя:/ Аз есмь с вами, // и никтоже возможет на вы.
Максимовская икона Богоматери.
Ок. 1299.
165 × 66.3.
ВСМЗ. Инв. В-2816.
Надпись на иконе: «Сей чудотворный и святой образ Пресвятой Богородицы написан бысть в лето 6807 (1299), по видению Максима, митрополита Владимирского и всея России чудотворца, гречанина родом, егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в келии своей мало уснув, абие видит, аки на яве, свет велик и необычен, и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку Предвечного Младенца, и глагола: рабе Мой, Максим! Добре пришел еси семо посетите град Мой. И подаде ему омофор, глаголя: приими омофор сей и паси во граде Моем словесныя овцы. Он же прием возбудися от сна своего, и в келии никого не виде, а омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на мног час; абие поведа великому князю Андрею, и построиша ковчег злат, и положиша в него омофор той, и прославися сие чудо по всей земле Русской и в Палестине, и повеле написати сей образ тем подобием, якоже виде Максим святый, а омофор святый во время безбожнаго царевича Талыча, егда плени град и разори, где скончался, неведомо».
Во время нашествия на Владимир татарского царевича Талыча (в 1412 г.) омофор митрополита Максима был сокрыт в безопасное, тайное место ключарем собора Патрикием. Когда татары завладели городом, они ворвались в Успенский собор и потребовали от ключаря указать тайник, где хранится ризница собора. Патрикий отказал им в этом и был предан ужасным мучениям (известный сюжет в фильме «Андрей Рублев» с Никулиным: http://www.youtube.com/user/expertmus#p/u/4
В кафедральном Успенском соборе «образ Прсвтые Бцы Одигитрия, в подножии моление Максима митрополита» помещался по правую сторону царских дверей среди местных икон, судя по описи 1693 г. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 3. Д. 53. Л. 3). В описи 1695 г. чудотворная «Максимовская» икона Богоматери названа несколько иначе: «моление Максима митрополита» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 3. Д. 53. Л. 46). В 1708 г. по правую сторону царских дверей указан «на гробе Максима митрополита Греченина образ Пресвятые Богородицы в молении Максима митрополита» (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 2764. Л. 10 об.).
Подробнее здесь: http://expertmus.livejournal.com/52864.h
По информации wladimirez, 1 мая 2012 г., спустя 85 лет после изъятия чудотворного образа, милостию Божией в день празднования Максимовской иконы чудотворный образ на четыре часа был выдан из ВСМЗ и оказался под сводами намоленного Успенского кафедрального собора.
Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) с духовенством града Владимира торжественно встретили в 8 часов утра чудотворный образ, пред которым был отслужен молебен в Успенском соборе и совершена Божественная Литургия. Перед Максимовской иконой нескончаемой вереницей шли люди... И Матерь Божия встречала своих детей не в стенах музейных залов, а в храме...
Комментариев нет:
Отправить комментарий