Тропарь Божией Матери пред иконой Ея «Одигитрия»: глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак Божией Матери пред иконой Ея «Одигитрия», глас 6:
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,// да не постыдимся.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Смоленской
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиих защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедем. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но буди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя Преблагая, Заступнице Усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковью провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, Надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его бесконечных радостей. Аминь.
Miraculous icon of Mother of God-Odigitriia in the Assumption Cathedral: http://rublev-museum.livejournal.com/470
Icon of the Mother of God of Smolensk, belonging to Bagration
Чудотворная Корсунская икона Богоматери «Одигитрии» в Торопце: http://expertmus.livejournal.com/45268.h
Икона Божией Матери «Одигитрия» - «Неопалимая Купина» - «Целительница» - «Скоропомощница»: http://expertmus.livejournal.com/47613.h
Богоматерь Одигитрия "Пименовская" (Списание свт. Стефана Пермского на обличение еретиков): http://expertmus.livejournal.com/32920.h
… 10 августа 2011 г. патриарх Кирилл, перенесший отравление в ходе визита в Киев в Киев (26-28 июля), в своей резиденции в Переделкино причастился в праздник Смоленской иконы Богоматери, образ которой он особенно почитает: http://rublev-museum.livejournal.com/334
Парадоксально, но эта чудотворная икона, попавшая в Литву как ценный военный трофей периода «московских войн» Великого княжества Литовского, вскоре ставшая культовой и с конца XVII века прославившаяся многочисленными письменно зафиксированными случаями исцеления и иной помощи верующим, никуда из Литвы с тех пор не исчезала. И всё-таки она бесследно «потерялась» под несколькими более поздними красочными слоями, нанесёнными более или менее умелыми реставраторами-иконописцами прежних веков.
См. также предание о чудотворной Якобштадтской иконе Пресвятой Богородицы, которая была обретена во время Русско-польско-шведской войны (1654- 1667 гг.) в водах Даугавы. Было это так. Святой образ был обретен во время русско-шведской войны 1654–1667 гг. При переправе через Западную Двину солдат шведской армии Яков Гудынский увидел плывущую по воде дощечку. Вонзив в нее копье, он вынес дощечку на берег и там заметил, что от нее по копью стекает кровь. Охваченный ужасом, солдат принялся внимательно изучать свою находку. Разглядев православное изображение Богоматери с Младенцем, солдат-католик со слезами раскаяния отнес икону в православную церковь святого Георгия Победоносца. Храм, при котором была небольшая монашеская община, находился в слободе Гольмгоф (с 1670 года – г. Якобштадт, ныне – г. Екабпилс). Передав образ братии монастыря, солдат принял православие, а затем иноческий постриг и навсегда остался в обители: http://rublev-museum.livejournal.com/179
Искусствовед Тояна Рачюнайте:
- Впервые о существовании этой иконы я узнала, в общем, случайно – из книги «Мистический фонтан», изданной в 1737 г. на старопольском языке. Там описывались зафиксированные с 1684 г. и подтверждённые чудеса, совершённые с помощью чудотворной Лукишкской иконы Божией Матери, которая располагалась в специальной нише главного алтаря виленского Доминиканского монастыря. Этот образ был закрыт ценным серебряным окладом и увешан многочисленными вотивными украшениями, которые верующие дарили иконе в знак благодарности за чудеса исцеления. В сущности, из-под оклада на иконе были видны только руки и лики Богоматери и Богомладенца, которые позже неоднократно переписывали на западный манер. Научную статью об этой чудотворной иконе на основе вышеупомянутой книги я впервые опубликовала ровно 10 лет назад.
И вдруг, когда в наш Реставрационный центр им. П. Гудинаса монахи-доминиканцы принесли её для восстановления, мне неожиданно представилась исключительная возможность досконально изучить эту икону, помогая в реставрации. И по мере того как в течение пяти лет наш уникальный реставратор живописи Янина Билотене слой за слоем постепенно открывала настоящую живопись этой иконы, мне пришлось всё глубже погружаться в принципы создания древнерусских икон, изучать особенности основных иконописных школ, не раз ездить в Москву для консультаций с лучшими знатоками этой живописи - специалистами Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и Российского научно-реставрационного Центра им. ак. Грабаря.
В процессе реставрации на отлично сохранившейся липовой доске размером 83 х 63 см выявился очень чистый меловой слой, а общая пластика живописи, рисунок лиц, очень нежное изображение младенца, отсутствие золочения свидетельствовали об очень древнем происхождении иконы и её высочайшем стиле. Совместными усилиями мы установили, что она относится к очень распространённому в XV веке на Руси иконографическому типу Смоленской Одигитрии. Композиция иконы, особенности её рисунка и живописной техники позволили отнести её к концу XV-началу XVI века, к знаменитой в центральной части и на севере России московской школе иконописца Дионисия (ок. 1440-1502), считающегося продолжателем традиций Андрея Рублёва, или её окружению. В общем, нам несказанно повезло: мы вернули к жизни и достойному почитанию икону исключительной художественной и духовной ценности.
Оценивая работу своих сотрудников по возрождению Лукишкского образа Божией Матери в самых восторженных выражениях, директор Художественного музея Ромуалдас Будрис особо подчеркнул заслугу реставратора высшей категории Янины Билотене, назвав её «настоящим Паганини в своей профессии». За многие годы работы в центре им. П. Гудинаса ей довелось реставрировать самые известные и самые почитаемые литовские образы Божией Матери – виленскую Остробрамскую Мадонну, Мадонну Сапегов, украшающую часовню Гоштаутов в столичном Кафедральном соборе, Мадонн из храмов в Шилуве и Паланге, множество других ценнейших и древнейших полотен. Однако с Лукишкской Мадонной реставратора, похоже, теперь связывают особые отношения.
Реставратор высшей категории Янина Билотене:
- За исключением хорошо сохранившейся липовой доски, икона попала к нам в руки в сложном состоянии. После её изучения с помощью рентгена был виден либо самый верх, либо самый низ первоначальной картины, и я переживала, что в её середине обнаружится пустота. Пришлось долго изучать специальную литературу, консультироваться в церквях. Сначала я даже боялась подступиться к этому образу, а потом уже не могла от него оторваться. И в течении пяти лет кропотливо расчищала его, пользуясь только лупой и скальпелем – никаких иных приспособлений, никакой химии. Кое-где обнаружилось до 6-7 слоёв позднейшей живописи, в открывшемся первоначальном красочном слое пришлось законсервировать множество щелей. Зато в итоге перед нами предстал прекрасный, полный тепла и благородства древний образ. Грустно, что теперь приходится с ней расставаться – за эти годы мы так сроднились, что теперь я считаю Лукишкскую Мадонну своей покровительницей.
Почему древняя Смоленска икона Божией Матери русского письма получила имя Лукишкской, рассказал доминиканский монах Саулюс Румшас, генеральный викарий Прибалтийского викариата ангелов-хранителей:
- Из Сейн, куда в XVII веке её привёз генерал артиллерии ВКЛ, представитель шляхетского рода Гонсевских (Госевских), староста Лаздияй Матвей Корвин-Гонсевский (?–1683, М.Korwin Gosiewski), этот древний образ позже передали в главный алтарь доминиканского костёла свв. Филиппа и Якова на Лукишках. Именно здесь она вскоре прославилась как чудотворная. И на фронтоне этого храма, правда, сильно разрушенном, доныне сохранилась фреска с изображением этой иконы. Но люди давно заметили, что икона в алтаре и её изображение на фронтоне почему-то сильно отличались друг от друга.
В советские годы, неизвестно каким образом, Лукишкская Мадонна оказалась в столичном костёле св. Рафаила, где её бережно хранили и оттуда 5 лет назад передали на реставрацию в Художественный музей Литвы, где и открылся её настоящий первоначальный лик. Теперь Лукишкскую Мадонну до мая 2013 года все желающие смогут увидеть в Музее сакрального искусства Литвы. А мы тем временем снова подготовим для неё в костёле свв. Филиппа и Якова специальный алтарь, где ей можно будет и поклониться, и помолиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий