Эксперты ставят в пример сообщество Музея имени Андрея Рублёва

Эксперты ставят в пример воцерковлённое сообщество Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://www.facebook.com/groups/Rublev.museum/

#Музей имени Андрея #Рублева. В связи с постоянными вопросами наших друзей и коллег вынуждены пояснить, что всё последнее время из-за министра культуры Владимира Мединского наш Музей постоянно лихорадит, так что все иные «официальные страницы, группы etc.» находятся вне компетенции научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева: https://rublev-museum.livejournal.com/486620.html

Научный коллектив и Профком ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» (РПРиУ) предупреждают о мошенниках в соцсетях, действующих в интересах уголовника М.Б. Миндлина (ст. 159 УК РФ), осужденного за расхищение бюджетных средств и мошенничество в составе организованной преступной группы: http://www.stoletie.ru/obschestvo/v_monastyr_so_svoim_ustavom_463.htm




Уголовник Михаил Миндлин опозорил Музей имени Андрея Рублева!

Как широко освещалось в российской прессе, в организованную преступную группу Григория Пирумова, которую отличала со времени её создания в 2012 г. «сложность разработанного плана преступной деятельности и строгая конспирация», входил … директор ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» Михаил Миндлин, назначенный к нам в Музей Мединским 27 мая 2016 г. сразу после упразднения ГЦСИ и перед его задержанием ФСБ (утечка?) и допросом в «Лефортово».


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Опубликовано 16:30 06/02/2013: http://expertmus.livejournal.com/118462.html

Предупреждение! Яндекс рекламирует мошенников под «шапкой» администрации Музея им. Андрея Рублева: http://expertmus.livejournal.com/173688.html

Генпрокуратура РФ: "объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» вопреки ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и охранному обязательству самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции": http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-81205/

Т.н. «официальный сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева», «официальная страница Музея имени Андрея Рублева в Facebook», «официальная открытая группа ФГБУК "Центральный музей древнерусской культуры и искуссства имени Андрея Рублева"», а также т.н. «представительство Музея им. Андрея Рублева» в ЖЖ и ВКонтакте - это тролли и проходимцы (Дмитрий Степанков, Борис Фрадкин, Константин Братчиков, он же «Фома Удальцов», он же «Максим Красиков», «Елена Кузнецова» и др.) из частной компании педераста Федора Рындина (его отец музейный директор-казнокрад Геннадий Викторович Попов), которые НЕ ИМЕЮТ никакого отношения к нашему Музею и не работают в нём!

"Вести. Москва": "Древнерусская культура, православие и прокуратура сегодня неожиданно сплелись в один клубок громкого скандала. Как выяснилось, в Музее имени Андрея Рублева, на территории Андронникова монастыря, работает незаконно возведенный ресторан, а церковное здание приспособили под бизнес-встречи. Бизнесом руководит Федор Рындин, сын директора Музея Геннадия Попова": http://www.vesti.ru/videos/show/vid/487831/#

Остерегайтесь обмана на просторах Интернета!!!


, , , , , , , , , , ,
#rublevmuseum

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

четверг, 15 августа 2013 г.

1/14 августа – праздник происхождения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса



Тропарь Кресту Господню, глас 1:


Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом / на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Кресту Господня, глас 4

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

Тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8:

С вышних призирая, убогия приемля, / посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве: // молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.

Кондак Всемилостивому Спасу, глас 4:

Всякия скверны, всемилостивый Спасе, аз бых делатель,/ и во отчаяния ров падся,/ но стеню от сердца, и вопию к Тебе, Слове,/ ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу,// яко Милостив

Тропарь Крещению Руси, глас 8:

Благословен еси, Христе Боже наш, / Землю Российскую Крещением просветивый, / людем ея низпослав Духа Святаго, / ихже и ко спасению приведый, // Человеколюбче, слава Тебе.

Первый Спас (Спасовки, Спасов день, Происхожденьев день, Маковеи /Маккавеи/, Медовый, Пчелиный, Мокрый, Водный, «Спас на водах», Калинник (сибирск.), Соломониды-бабушки /сибирск./) - народное название праздника Русской Православной Церкви, который широко отмечается 1/14 августа. Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX в., основанием для него стал обычай ежегодного выноса части Древа Животворящего Креста, хранившегося в Константинополе в домовой церкви Богоматери Фаросской во дворце византийских императоров, к источнику Спаса, расположенному за городской стеной Константинополя, и далее в храм Святой Софии: «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста» (Греческий часослов 1897 г.). До праздника Успения Богородицы святыню носили по городу с крестным ходом «для освящения мест и для отвращения болезней». Отсюда и произошло наименование праздника – «происхождение» (вместо «вынесение», «исхождение») Честных Древ Креста. Указание на этот праздник содержится в Уставе Великой церкви, а сам чин его был подробно описан византийским Императором Константином Багрянородным.

1 августа в Русской Православной Церкви вместе с празднованием Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня совершается также празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в воспоминание победы, одержанной великим князем Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 г.: «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере»; начало: «Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати» (Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г. и празднике 1 августа).

Согласно Сказанию, победа в день 1 августа сопутствует не только воинам Государя Андрея Юрьевича Боголюбского, но и византийскому Императору Мануилу Комнину в походе против сарацын, причем владимирский князь и византийский император показаны равными в славе и достоинстве. Явлению «божественного луча огнена» великому князю Андрею Боголюбскому и его полку в сцене битвы 1164 г. с волжскими болгарами прямую параллель составляет видение лабарума - «божественной победы» - св. равноап. Императору Константину Великому перед битвой при Сакса Рубра. Текст благодарственного моления Андрея за победу в походе почти дословно повторяет этикетное моление св. равноап. Царя Владимира Святого в «Повести временных лет» под 996 г. В отличие от «Слова великого князя Андрея Боголюбского о милости божией» Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г. и празднике 1 августа приписывает учреждение нового церковно-государственного праздника Владимирской Руси ок. 1168 г. не только лично великому князю Андрею Боголюбскому, но и византийским иерархам - императору Мануилу Комнину (1143–1180), патриарху Луке Хрисовергу (1156–1169), а также грекам - киевскому митрополиту Константину (упом. 1167, 1169) и ростовскому епископу Нестору (упом. 1149, 1157): http://www.expertmus.com/2012/06/23-5-2305-1173-1167.html

Оригинал взят у expertmus в 1/14 августа – праздник происхождения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса  

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI в.: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1» (Гим. Син. 323. Л. 365; Литовские епархиальные ведомости. 1872. № 12. С. 455; Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., 1979. С. 664).

Напомним, что, по мнению ведущих экспертов нашего Музея имени Андрея Рублева, местночтимой иконой Спасо-Андроникова монастыря, которую по преданию привез в 1356 г. из Константинополя свт. Алексий, являлся образ «Спаса оплечного», что позволяет определить первоначальное посвящение древнейшего в Москве Спасского собора Всемилостивому Спасу (празднество - 1 августа): http://expertmus.livejournal.com/18619.html

См. также по теме -

Год без Саввы – хуже стало: http://www.expertmus.com/2012/03/blog-post_7345.html

В России праздник происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и Всемилостивого Спаса устанавливается в XIV в связи под влиянием иерусалимского Устава, вытеснившего в церковном богослужении прежний Студийский Устав. Изображение этого сюжета в произведениях русских иконописцев появляется не ранее XV в., но не получает в это время большого распространения.

Не исключено, что непосредственное сложение иконографии «Происхождения Древ» было связано с именем знаменитого русского иконописца Дионисия, - известно, что в 1480 гг. им была расписана церковь Спаса в Чигасах, находившаяся напротив Кремля, за Яузой и погибшая при пожаре 1547 г. Посвящение церкви в Чигасах Всемилостивому Спасу прямо указывает на праздник 1 августа, а исполненная Дионисием храмовая икона могла послужить образцом для более поздних произведений: http://expertmus.livejournal.com/85462.html

В XVII столетии праздник Происхождения Креста (Медовый Спас) завоевал в России большую популярность и стал близок к «Богоявлению»: на Москве-реке сооружалась Иордань, после освящения воды патриарх и Царь погружались в воду, устраивались крестные ходы и водосвятия в реках, прудах, источниках, которые сопровождалось массовым купанием. В искусстве XVII в. наблюдается широкое распространение данного сюжета и дальнейшая эволюция его иконографии. Иконописцы стали изображать многолюдную процессию, в центр композиции помещать источник в виде четырехконечного креста, и в выходящем из него вертикально потоке показывать массовое омовение страждущих. Возможно, что эти иконографические новации отражали сложившийся к этому времени реальный российский церковный обиход.


Происхождение честных древ Креста Господня.
Двухсторонняя выносная икона.
Русский Север.
XVII в. 


Примером новой иконографии служит двусторонняя икона «Богоявление –Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня» (середина XVII в., Русский Север) из основного собрания нашего Музея имени Андрея Рублева. В композиции иконы соединены изображения двух праздников, отмечаемых 1 (14) августа: Происхождение Честных Древ Креста и Всемилостивого Спаса. В надписи на иконе упомянуты оба праздника и подробно перечислены все главные участники событий, однако среди лиц процессии византийского императора нет, в верхнем ряду слева представлен только князь Андрей Боголюбский («Благочестивый ц(а)рь // Андрей») со свитой и справа его супруга («Ц(а)р(и)ца»). Композиция в верхней части иконы служит одновременно изображением церемонии выноса Креста, в которой участвуют диаконы, несущие его и образы Христа и Богоматери, и прославления Всемилостивого Спаса, изображенного в центре внутри мандорлы, двуперстно благословляющим обеими руками. Спаситель, вознесенный над источником, благословляет воды, а Крест и иконы Христа и Богоматери напоминают об участии этих святынь в походах и византийских императоров, и великого князя Андрея Боголюбского, который, так же, как и греческие правители, брал с собой в поход образ Спасителя, Крест и чудотворную икону «Богоматерь Владимирская». Таким образом, эти изображения напоминают о главном смысле праздника, который первоначально назывался «Вседержителевый день Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньжи милости Божия празднуем, и Пречистой Его Матери и честнаго Креста происхождение». В нижней части находятся сцены водосвятия и омовения в источнике.

Соединение сюжетов «Богоявления» и «Происхождения Креста» отражало смысловое и обиходное их совмещение в церковной и народной жизни в XVII в. и нередко встречалось в провинциальных и северных памятниках на выносных иконах. Представленная икона, вероятно, являлась выносным образом и участвовала в процессиях. 



Происхождение честных древ Креста Господня.
XVII в.
93,3 х 60, 93,3 x 68,2.
Россия.
Церковь Воскресения на Дебре в Костроме.
Реставрирована бригадой А.М. Малафеева в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1979-1983 гг.


Для справки: главный иконостас церкви Воскресения на Дебре был выполнен к освящению основного престола в 1652 г. (два года спустя после освящения придела Трех святителей). Первоначально был тябловым. В 1833-1836 гг. заменен на новый, в котором были размещены старые иконы. При этом часть икон в него не вошла. Иконография праздничных икон традиционная, ориентированная на образцы конца XVI - начала XVII в. См. также статью «Фрески церкви Воскресения на Дебре в Костроме»: http://rublev-museum.livejournal.com/400764.html

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня с особой торжественностью отмечался в Москве, где совершался крестный ход на воду и чин водоосвящения, в которых участвовал сам Царь: «А на происхождение в день честнаго креста бывает ход, освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям» («Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския церкви Успения» 1627 г., составленное по благословению патриарха Московского Филарета (Романова). Накануне Первого Спаса, т.е. в канун Спасова заговенья, вечером 31 июля, с Евдокимова дня на Первый Спас, государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке устраивалась «Иордань», как в день Богоявления. Над водою сооружалась сень на четырех столбах с карнизом («с гзмызом»), которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам «Иордани» изображались святые евангелисты, внутри нее - апостолы и другие святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, птицами. Около «Иордани» устраивались два места - для Государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, которые расписывались, украшались резьбою и огораживались позолоченной решеткой, помост вокруг них застилался алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон Государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.

Действо Происхождения начиналось с погружения Животворящего Креста в воду. После прочтения молитв Государь с боярами опускался в «Иордань», возложив при этом на обычное выездное платье святые кресты с мощами - золотые, унизанные драгоценными камнями, один из которых принадлежал первому из московских митрополитов - свт. Петру, другим благословила Царя Алексея Михайловича его бабка, инокиня Марфа Ивановна. Переодевшись под «сенью» в сухое платье, Царь прикладывался к кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной («иорданской») водою кропило войска и знамена, а желающим разливалась святая вода. Две серебряных стопы с этой водою отправлялись в царский дворец. 


После чина водоосвящения устраивались народные гулянья. В Москве сходились гулять около Симонова монастыря; в Туле собирались на Поповом болоте, за городом. В Новгороде к Первому Спасу была приурочена Спасская «праздницкая» - народное гулянье, бытовавшее до XIX - начала XX вв. и происходившее на островке, около крепостных «происхожденских» или водяных ворот, получивших данное название от того, что через эти ворота проходил в определенные дни крестный ход на реку Волхов.

Не только в городах, но и в деревнях и селах России церковью устраивалось торжественное вынесение креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды. В этот день отдавали дань воде, поэтому и называли в народе Первый Спас – «Спасом на водах», Водным или Мокрым. После водосвятия принято было купаться, чтобы защититься от лихорадки и сглаза. Так, в Валдае Новгородской губернии купались прямо в рубашках. Говорили: «на Спаса в Ердани купаться - незамоленные грехи простятся». Кроме людей купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку, для того чтобы защитить животных от разных болезней.

Так, в Зарайском у. Рязанской губ. на луг, расположенный недалеко от ручья или реки мальчики-подростки пригоняли лошадей со всего прихода. Они выстраивали лошадей в две или три линии, оставляя проход между ними, и ожидали прихода крестного хода с хоругвями и иконами. По окончании молебна и освящения воды священник в сопровождении причетника проходил по рядам лошадей и кропили их святой водою из водосвятной чаши или кандеи, при этом не оставались без внимания и лошади крестьян и господ, приехавших на водосвятие. В некоторых местах лошадей не кропили водою, а перегоняли вплавь через реку, в которой вода предварительно освящалась. Лошадей, как и весь другой скот, обычно купали в этот день в последний раз, так как считалось, что если выкупать лошадь после этого дня, то она не переживет предстоящей зимней стужи - у нее «застынет кровь»; а на следующий день поили их через серебро, т.е. положив в воду что-нибудь серебряное, чтобы они были здоровыми и сильными. 



Спасов день на Севере.
Прянишников Илларион Михайлович.
1887.


Именовался Первый Спас и «медовым» - от обилия меда, который в этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носили освящать в церковь (иногда говорили: «На помин родителев»). Крестьяне считали, что с этого дня пчелы прекращают производить мед («пчела перестает носить медовую взятку»), поэтому необходимо было «заломать соты» («на Первый Спас заламывай соты»), иначе пчелы из соседних ульев заберут весь мед. Для «выламывания» первых сот на пасеке пчеловод одевался в чистую одежду, осенялся крестным знамением, выбирал самый богатый по медовому запасу улей - после чего «подрезывал» соты («на Первый Спас макай в мед ножи» - смоленск.) и, положив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду, относил в церковь. После обедни священник освящал мед нового урожая и только теперь его разрешалось есть. Часть освященного меда («попова доля») оставалась в церкви, затем угощался причт, нищие («На Первый Спас и нищий медку попробует!») и дети. Пробуя первый мед, ребята приговаривали:
                    «Дай, Господи, хозяину многие лета,
                    Многие лета - долгие годы!
                    А и долго ему жить - Спаса не гневить,
                    Спаса не гневить, Божьих пчел водить,
                    Божьих пчел водить, ярый воск топить -
                    Богу на свечку, хозяину на прибыль,
                    Дому на приращение,
                    Малым детушкам на утешение».


Возвратившись из церкви, пчеловоды разговлялись свежим медом, пирогами с пшенной кашей и медом, варили «медяные» квасы и угощали всех пришедших в гости, а в Древней Руси пекли на первом меду огромный хлеб-пряник из первой ржаной муки нового урожая. 


По принятому ныне в Русской Православной Церкви чину малое освящение воды 1 августа (14 августа по н.ст.) совершается до или после Литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение мёда нового урожая.

С Первым Спасом связывались проводы лета, окончание летних хороводов, начало двухнедельного Успенского поста, считающегося «осколком от Великого поста», поэтому его и почитали также как и Великий пост («Успенский пост мужика досыта кормит»; «Спасовка - лакомка, а Петровка /Петровский пост/ - голодовка»). Отмечались и различные природные явления, бывающие около дня Первого Спаса. Так, сибирские крестьяне называли Первый Спас первым Калинником и утверждали, что он «влечет за собой инеи», которые губят хлебные злаки в период созревания. «На Спаса инью не было - хлеба уйдут (дозреют)»; «Пронеси Калинника мороком либо туманом!». Говорили: «Если за неделю перед Спасом аисты станут приготовляться к отлету, то рано зима станет и будет морозная, а весна будет теплая»; «на Первый Спас отлетают ласточки и стрижи» («отлетает первый табун стрижков» (сибирск.)). Замечали, что «ласточки отлетают в три раза, в три Спаса» (1, 6 и 16 августа). Считалось, что накануне Первого Спаса ласточка в последний раз облетает деревню. А в сам Спас в некоторых губерниях после службы в церкви дети собирались на краю деревни – «просить касаток». Ребята играли в различные игры и при этом следили - не полетит ли из деревни ласточка. Увидев вылетающую птицу, они бежали следом с приговором:
                    «Ласточка - касатка!
                    А где ж твоя матка?
                    Где твои братцы,
                    Где твои детки,
                    Где ж твои сестрицы?
                    Испей Спасовой водицы!
                    Улетать - не отлетай,
                    До Спожинок доживай».
 

Совершив такой обычай, ребята верили, что ласточки не улетят из деревни до Успения Богородицы. Говорили: «ласточка весну начинает - осень накликает!»; «пришел Первый Спас, держи шубу (вар. рукавицы, кожух) про запас»; «с Первого Спаса - холодные росы»; «отцветают розы, падают холодные росы»; «с Первого Спаса и роса хороша!»; «у Первого Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро»; «на Первый Спас олень копыто обмочил»; «в Первый Спас - на воде - олень обмакивает лапу, во Второй Спас - на горе - обмакивает хвост (вода холодеет)». Об этом говорится в песне:
                    «Ты олень ли, мой олень,
                    Ты Алешенька!
                    Ты куда-куда бежишь?
                    Куда путь держишь?»

                    «Я бегу ли побегу
                    Ко студеной ко воде…
                    Мне копытцом ступить,
                    Ключеву воду студить!»
 

В церковной традиции день 1 августа посвящен не только празднику Спаса, но и памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев (отсюда - Маккавеев день) и их матери Соломонии. В народных представлениях произошло соединение созвучного имени семи мучеников и названия растения – «мак», сбор семян которого приходился на это время. Говорили: «Маковей или Макотрус - собирают мак».

В Сибири этот день называли днем «Соломониды - ба(в)ушки». Соломонида почиталась матерями, беременными («детным» и «берёжим бабам»), а также знахарками и лекарицами, упоминавшими ее имя в наговорах от «ветрянова перелому» и когда парили в бане детей. 


В XVIII столетии интерес к этому сюжету продолжает сохраняться в памятниках северной русской иконописи, в частности в произведениях известного иконописца Ивана Иванова Богданова-Карбатовского, уроженца деревни Карбатовская Чекуевской волости Онежского уезда. Для храма Происхождения честнаго Креста Господня Почезерского погоста (Архангельской области) самим художником и мастерами его круга им были написаны два храмовых образа с данным сюжетом. На иконе «Происхождение Древ Честнаго Креста Господня» в ходе реставрационных работ 2006 г. была обнаружена авторская подпись Богданова-Карбатовского и дата написания образа – 1778 г. Особенностью почезерского образа является введение дополнительных изображений братьев Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Елиазара, день памяти которых отмечается в тот же день (эти святые особенно почитались в этой местности). Вторая икона с тем же сюжетом была написана, вероятно, позже, в 1783 г., для новой церкви с тем же посвящением, возведенной на месте старой.
Стилистическая и иконографическая близость памятников позволяет отнести вторую икону к произведениям круга Богданова-Карбатовского. Важно отметить, что Богданов-Карбатовский нередко обращался к этому сюжету, однако такой композиции, которую он создал для почозерского храма, больше не повторял. Среди работ мастера известны еще две иконы этого сюжета, написанные для праздничного рядя иконостасов: одна из села Мондино Ошевенского района 1790-х гг. (Архангельский художественный музей), вторая из иконостаса Христорождественского собора в Каргополе. Тенденция помещения икон данного сюжета среди образов праздничного чина сохраняется и в более позднее время. К таким произведениям принадлежит икона «Происхождение честных древ Креста» рубежа XVIII – XIX вв. из иконостаса крупного провинциального храма, хранящаяся в основном собрании нашего Музея имени Андрея Рублева.


Происхождение честных древ Креста Господня.
XVIII в.
62 x 49.
Россия.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.


Композиция состоит из двух частей: вверху представлено поклонение Спасу в виде Деисуса, а под ним - чудотворный источник с больными, получающими исцеление. В основу иконографии была, очевидно, положена иллюстрация 11 кондака Акафиста Пресвятой Богородицы, где обычно изображалась сцена исцелений у источника и целебного песка под стенами константинопольского монастыря Христа Милостивого (Филантропоса) в Манганах, в Константинополе. Описание этой святыни встречается у многих русских паломников, начиная с XIV века, причем один из паломников - Стефан Новгородец - сравнивает этот источник с Силоамской купелью в Иерусалиме. Что касается Деисуса, то его изображение на русских иконах соответствовало, по-видимому, традиционному русскому посвящению праздника 1 августа не только Кресту, но и Спасу и Богоматери. Этот мотив мог также иметь непосредственное историческое значение - некоторые исследователи полагают, что над Спасовым источником в Манганах была часовня с изображением Деисуса на внешней стене.

В мае 2005 г. с иконы «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня» нашего Музея имени Андрея Рублева была сделана копия по инициативе Российского музея леса, сотрудники которого решили возродить у себя празднование 14 августа Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, до революции считавшегося профессиональным праздником лесоводов. Такая традиция полтора века назад была положена Лисинским учебным лесничеством (ныне Лисинский учебно-опытный лесхоз Санкт-Петербургской лесотехнической академии), т.к. как славит Крест Господень, сделанный, по преданию, из сросшихся чудным образом стволов кедра ливанского, кипариса и сосны.

Коллеги из Российского музея леса также установили, что в Москве в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня была освящена церковь в усадьбе Кусково, которая была построена в 1739 г. во владениях графов Шереметевых. Между тем в советское время была утеряна сама икона, необходимая для проведения крестного хода в День Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Поэтому Российский музей леса выступил с инициативой о создании иконы для данной церкви. Образцом для изготовления списков и была выбрана икона, хранящаяся в фондах нашего Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Необходимая для оплаты труда иконописцев сумма в 60 тыс. р. была собрана из добровольных пожертвований лесоводов всей страны.  14 августа 2005 г. копия иконы была освящена в церкви Кусково.



Для справки: в 1697-1699 гг. граф Петр Шереметев ездил с дипломатической миссией в Европу, где получил аудиенцию у папы Римского, в дар от которого получил золотой крест с частицей Древа животворящего Креста Господня. В честь этой святыни и был основан храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. С постройки храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спаса Всемилостивого) в 1737-1739 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви Шереметев начал перестройку всего своего родового поместья. Колокольня была пристроена к храму в 1792 г. архитекторами А. Ф. Мироновым и Г. Е. Дикушиным. Фасады и кровля церкви были богато декорированы скульптурой, что придавало ей сходство с парковым павильоном. К сожалению, скульптура исчезла при реставрации здания в XIX в. В 1812 году французы ограбили дом и церковь. После 1917 года в храме находились подсобные помещения музея. Богослужения в храме возобновлены в 1991 г.

14 14 августа 2013 г. в церкви музея-усадьбы Кусково вновь состоялась праздничная служба о здравии и благополучии работников леса (см. фото). 

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева, 2013

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Комментариев нет:

Отправить комментарий