Богоматерь Живоносный Источник, с 16 клеймами чудес.
1670 г.
53 х 49.
МНДМ. Инв. 1309/1456. В серебряном окладе с эмалями и жемчугом.
На серебряной пластинке, укрепленной на обороте, надпись: “Сей образ пресвятые Богородицы много чудесный живоносный источник поставил в Новодевичий монастырь боярин и оружейничей Богдан Матвеевич, зовомый Иов Хитрово, в лета 7178 [1670]”. Не подписана, атрибутируется Симону Ушакову и Сергею Рожкову на основании упоминания в документах о том, что в 1670 г. этими мастерами был написан образ Богоматери Живоносный источник.
Иконы царского изографа Симона Ушакова в Московском Новодевичьем монастыре
Из аннотации: «Иконы Симона Федоровича Ушакова, находящиеся в Московском Новодевичьем монастыре, по своему высокому художественному достоинству, могут считаться среди лучших произведений славного царского изографа.В них, несмотря на следование предписаниям иконописного подлинника, появилось так много живого, самостоятельного и художественно-прекрасного, что они, вместе с прочими его лучшими произведениями, представляют тот крайний предел, до которого могло развиться наше древнее русское искусство иконописания, и за которым потом следовал уже упадок, продолжавшийся до последнего времени». Книга дополнена статьей В.Г. Брюсовой "Симон Ушаков и его время".
Для справки: Тренев Дмитрий Капитонович – (1867-?) - писатель; образование получил в практической академии коммерческих наук, в Москве. Посвятил себя изучению памятников древнерусского искусства и иконописи. Главные его труды: "Несколько слов о современном иконописании" (М., 1901); "Иконы царского изографа Симона Ушакова в Московском Новодевичьем монастыре" (М., 1902); "Русская иконопись и ее желаемое развитие" (М., 1902); "Иконопись мстерцев" (М., 1903); "Несколько слов о древней и современной русской иконописи" (М., 1904).
Автор: Треневъ Д.К. / Тренев Д.К.
Название: Иконы царскаго изографа Симона Ушакова въ Московскомъ Новодѣвичьемъ монастырѣ / Иконы царского изографа Симона Ушакова в Московском Новодевичьем монастыре
Издательство: Т-во скоропечатня А.А. Левинсон
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 93
Жанр: Православие
Язык: Русский (дореформенный)
Год: 1901
Формат: PDF
Размер: 5,41 МБ
Скачать с depositfiles.com
Спас Нерукотворный.
1670 г.
Ушаков Симон.
Происходит из московского Новодевичьего монастыря.
Ушаков Симон (Пимен) Феодорович (1626-1686) – знаменитый русский иконописец и график. В крещении Пимен, поскольку именно под эти именем вписан в синодик Знаменского монастыря в Москве. Годом рождения мастера традиционно принято считать либо 1625 (после сентября), либо 1626 (до сентября), основываясь на надписи на иконе, некогда находившейся в церкви Троицы в Никитниках и позднее пропавшей, которую упоминает Тромонин (Тромонин 1845:88): “Лета 7166 году написал государев иконник Симон Федоров сын Ушаков 32 лета возраста своего”. Если эти сведения не мистификация, то, учитывая имя, данное Ушакову при крещении, и тот факт, что в XVII в. память всех святых, носивших это имя, отмечалась только 27 августа, можно уточнить год рождения мастера как 1626.
По рождению он был “дворянин московский”, т. е. принадлежал к дворянам, служившим “по московскому списку”. Мнение о том, что дворянским званием Ушаков был пожалован за иконописные труды, в настоящее время опровергнуто (Лаврентьев 1994). По данным записей в синодиках и вкладных надписей на иконах известно, что мать художника звали Марией, жену - Февронией. У них было двое достигших зрелого возраста детей - сын Петр и дочь Евфимия. Из тех же данных следует, что Ушаков имел обширные родственные связи в среде духовенства.
Как следует из документов, Ушаков поступил на службу при дворе в качестве художника 4 мая 1648 г. Ушаков был назначен знаменщиком Серебряной палаты, где и работал до 1664 г. Будучи знаменщиком Серебряной палаты Симон Ушаков привлекался также к письму икон, фресок, знамен, чертил карты, планы, делал рисунки для знамен, монет и украшений на ружья и т. п. В июне 1654 г. в составе группы иконописцев был вызван к царю Алексею Михайловичу, находящемуся в походе в Вязьме. В 1655 г. Ушаков вместе со Степаном Резанцем, руководителем царской иконописной мастерской, участвовал в Смоленском походе царя Алексея Михайловича. 11 июля 1656 г. Ушаков вместе с иконописцами Федором Козловым, Иваном Матвеевым и Иваном Владимировым (Большим) вновь вызывался к царю, находившемуся тогда в Полоцке. Не был отпущен из Москвы патриархом Никоном, как это следует из отписки на царскую грамоту: “А иконника Симона Федорова оставил в Москве великий государь, святейший Никон, патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя России, для своих государевых святительских дел”. В феврале 1661 г. Ушаков вместе с оружейного дела мастерами Григорием Вяткиным и Василием Титовым был командирован из Оружейного приказа в Казенный к боярину Илие Даниловичу Милославскому “для заводу монетнаго дела” (возможно, Ушаков изготовлял рисунки для монет).
Вне своих служебных обязанностей в 1657-1659 гг. Симон Ушаков написал несколько икон по заказу купцов Никитниковых для церкви Грузинской Богоматери (Троицы в Никитниках), в приходе которой он проживал: “Спас Великий Архиерей”, “Спас Нерукотворный”, а также написанная совместно с Яковом Казанцем и Гаврилой Кондратьевым икона “Благовещение, с клеймами Акафиста”. В них явственно отразился произошедший к этому времени в его творчестве стилистический поворот к “живоподобному” письму, ставшему вскоре основным стилем иконописной мастерской Оружейной палаты. Симон Ушаков – адресат “Послания некоего изуграфа...”, составленного иконописцем Иосифом Владимировым, где “живоподобный” стиль получил свое теоретическое обоснование. Послание не имеет точной даты. Сам Симон Ушаков выразил собственные взгляды на задачи иконописного творчества в сочинении “Слово к люботщательному иконного писания”, созданном приблизительно в то же время, что и “Послание Иосифа Владимирова”, т.е. не позднее 1660-х гг., на которые пришлось становление и утверждение “живоподобного” письма в придворной иконописной мастерской.
Самые ранние известные иконы мастера – “Богоматерь Владимирская” 1652 г. из ц. Михаила Архангела в Овчинниках в Москве и”Митрополит Филипп” 1653 г. из ц. Спасо-Преображения в Калуге. В 1659 г. Симон Ушаков выполнил список с древней иконы Успенского собора “Спас царя Мануила”, которая находилась в Благовещенском соборе г. Киржача. На иконе был представлен сидящий на троне Христос, к ногам которого припадают Сергий и Никон Радонежские. На окладе внизу имелась серебряная пластинка с надписью: “Лета 7167 (1659) июня писал образ Государев иконописец Симон Федоров сын Ушаков”.
Осенью 1660 г. Ушаков реставрировал в Благовещенском соборе икону Богоматери Млекопитательницы, в росписи 1660 г. называемую Барловскою с Предвечным Младенцем у сосца, а также «образ Богородицын Петра митрополита писмо» в Успенском соборе Московского Кремля: http://expertmus.livejournal.com/53393.h
В 1663 г. с 10 июля по 1 сентября Симон Ушаков руководил реставрацией иконы из иконостаса Благовещенского собора согласно царскому указу: “в соборной церкви Благовещения местныя иконы и деисус сполна починить и изолифить заново”. До 1 сентября 1663 г. Ушаков также “починивал с мощми образ Пресвятыя Богородицы”: http://expertmus.livejournal.com/18773.h
В начале 1660-х гг, еще до поступления в Оружейную палату, Симон Ушаков активно писал иконы по заказу частных лиц, как светских, так и духовных, в частности митрополита Рязанского и Муромского Иллариона и игумена московского Сретенского монастыря Дионисия. С 1660 г. Симон Ушаков писал иконы во Флорищеву пустынь в Гороховецком уезде, настоятелем которой был его родственник иеромонах Илларион, с 1681 г. митрополит Суздальский (род. 13 ноября 1631 г., ум. 14 декабря 1707 г.; до принятия монашества был женат на сестре знаменитого в истории старообрядчества епископа коломенского Павла): http://rublev-museum.livejournal.com/350
Илларион отличался своим благочестием и обратил на себя особенное внимание царя Феодора Алексеевича, который пожелал видеть его в первый раз, вероятно, в январе 1677 г., когда последний был в Москве “некиих монастырских потреб ради”. В “житии” Иллариона сообщается, что когда царь, узнав о прибывании Иллариона в Москве, приказал найти и пригласить его к себе, - то “посланнии… обретоша преподобнаго… в дому царскаго иконописца Симона Ушакова, понеже тамо, приехав к Москве, пребывал, зане в родстве той иконописец преподобному бяше”. Останавливались у Ушакова и те из братии Флорищевой пустыни, которых Илларион посылал в Москву по разным делам. В житии Иллариона, между прочим, сообщается о следующем случае. Однажды трое флорищевских старцев, будучи в доме Ушакова, ночью “отправляли заповеданное им монастырское правило, возсылая к Богу свои прилежныя молитвы со слезами, и вдруг от богодуховных уст их начало исходить огненное пламя до самых небес, между тем как в храмине не было зажжено ни одной свечи. И увидели тот огонь, до небес восходящий, сторожа, стоящие у Спасских ворот города Кремля, очень смутились и пристально стали смотреть в ту сторону, полагая, что это пожар. Потом пришли в удивление от необычайнаго пламени и между собою говорили: если бы что загорелось, то теперь было бы больше полымя и появился бы сильный дым; а этот пламень без дыма, и каков был сначала, таков и теперь. И посоветовавшись, пошли они на тот пламень, чтоб разведать истину, и дошли до дома, где пребывали в молитве ученики Иллариона. Симон Ушаков ввел их в храмину к молящимся старцам, но там не было никакого огня, ни света; а когда стражи от них вышли, огонь опять начал от той храмины восходить до небес. И познали тогда пришедшие и хозяин дома, что пламень тот не иное что, как молитвы, которыя восходят к Богу от уст тех благочестивых старцев”. Особенно интересно сказание жития Иллариона о ночном видении последнего, касающемся вопроса о выборе храмовой иконы для новой монастырской церкви.
Согласно житию Иллариона, Симон Ушаков написал для Успенского собора Флорищева монастыря четыре иконы: “Успение”, “Спас на престоле”, “Богоматерь Кипрская (Киккская)” и “Богоматерь Владимирская”, имевшая дополнительные изображения на полях: на верхнем - Коронование Богоматери, Зосима и Савватий Соловецкие, на нижнем - Положение пояса Богоматери, Ефрем и Софроний патриарх, на боковых — апостолы Петр и Павел. Еще одна “Богоматерь Владимирская”, имеющая автограф Ушакова, находилась в алтаре храма.
В декабре 1663 г. Ушаков был переведен из Серебряной палаты в Оружейную. В июле 1665 г. Симона Ушакова по неизвестной причине решено было отправить “под начал” в монастырь. Судя по тому, что сохранилось два черновика грамот об отправке его в монастырь, тождественных по тексту, но разных по адресатам, первоначально Ушакова хотели отправить в Покровский монастырь “что за Яузою во убогих домах” (эта грамота не имеет подписи дьяка и не датирована), а затем в Николо-Угрешский (грамота датирована 23 июля и имеет подпись дьяка).
В 1666 г. Симон Ушаков руководил кормовыми иконописцами, которые “починивали в набережных хоромах образ Николы Чюдотворца в чюдесех”. На Пасху 1667 г. Симон Ушаков поднес государю икону Спаса Эммануила (см. илл.), за что был пожалован сукном добрым и тремя рублями на приклад.
Христос Эммануил.
1697 г.
Ушаков Симон.
37 × 32.
Происходит из московского Новодевичьего монастыря.
В 1668 г. Симоном Ушаковым были написаны иконы для местного ряда иконостаса ц. Григория Неокесарийского. Среди них “Богоматерь Киккская” - первая русская икона такой иконографии. Тогда же для ц. Троицы в Никитниках была написана икона “Похвала Богоматери Владимирской”, а для Донского монастыря точный список чтимого образа “Богоматери Донской” из Благовещенского собора
До 28 июня 1670 г. Симоном Ушаковым была выполнена “персона” царя для Иерусалимского патриарха Паисия: “Июня в 28 день (1670 г.), к парсионе великого государя, которую описал иконописец Симон Ушаков вселенскому папе и патриарху Паисею, на киот, во что та персона положить, на отлас красной галуну широково — золото с серебром, мерою восмь аршин, по весу семь золотников”. В 1670 г. Ушаков написал для царя Алексея Михайловича две иконы Богоматери - Соболевскую и Иверскую.
В 1672 г. Симоном Ушаковым была написана икона “Богоматерь Иверская”, которой был благословлен митрополит Филарет при отшествии его из Москвы в новоучрежденную Нижегородскую епархию. Образ затем находился в Спасо-Преображенском соборе в Нижнем Новгороде в местном ряду иконостаса слева от царских врат. На ней была медная дощечка с надписью: “7180 (1671/72) года писал сей образ на Москве государев иконописец Пимин Федоров по прозванию Симон Ушаков в великий Нижний Новгород по обещанию в соборную церковь Боголепнаго Преображения Господня при первоначальнике великом господине преосвященнейшем Филарете, митрополите Нижегородском и Алаторском, а отпущен сей образ с ним великим господином, егда первее иде прияти свой святительский престол”.
12 мая 1673 г. Симону Ушакову было указано написать образ “Богоматерь Живоносный Источник” на кипарисной доске (см. илл.): “по приказу боярина и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово да столника Ивана Степановича Телепнева Оружейные полаты иконописцу Симону Ушакову за доску кипарисную, длиною в аршин шесть вершков, шириною в десять вершков, по цене четыре рубли, а по указу великого государя, в той доске кипарисной зделать цка образная, а на ней велено ему, Симону, написать образ Пресвятые Богородицы Живоносный Источник - против прежняго старого переводу к нему великому государю в Приказ тайных дел”.
С 22 июня 1674 г. Ушаков вместе с Никитой Павловцем начал писать иконы для Тихвинской ц. в дворцовом подмосковном селе Алексеевском: http://expertmus.livejournal.com/64888.h
С 6 октября 1674 г. Симон Ушаков вместе с Никитой Павловцем поновляли привезенную из Константинополя греческую чтимую икону “Богоматерь Влахернская”, находившуюся в московском Успенском соборе. Летом 1675 г. Ушаков вместе с другими иконописцами поновлял иконостас Успенского собора: “починивал… деисусы, праздники, пророки, праотцы… в соборную апостолскую церковь Успения Пресвятыя Богородицы”.
В 1675 г. Симоном Ушаковым были написаны также большая надгробная икона “Никон Радонежский”, вложенная Б.М. Хитрово в Троице-Сергиев монастырь, образ “Богоматерь Иверская”, находившийся в Горицком монастыре в Переславле-Залесском, за что его род был вписан в Синодик обители, а также образ Спаса Нерукотвоворного с клеймами, иллюстрирующими утренние стихиры, для ц. Ильи Обыденного: http://expertmus.livejournal.com/87846.h
В 1678 г. Ушаков был пожалован в московский дворянский список. В 1681 г. Симон Ушаков поновил чтимую икону Богоматери Казанской в Высокопетровском монастыре. На ней была надпись, воспроизведенная в 1774 г.: “7189 года поновил Симон Федороф Ушакоф при архимандрите Иосафе”.
В июне 1683 г., по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей, Симон Ушаков с десятью иконописцами был у письма икон в Новодевичьем и Донском монастырях.
Спас на троне, с припадающими Иоанном Предтечей и апостолом Петром. 1683-1984 гг. Смоленский собор Новодевичьего монастыря, местный ряд иконостаса. 168 х 102.
Внизу иконы подпись: “719- … писал Симон Федоров сын по прозванию Симон Ушаков с товарищи”.
См. также статью «Путин вернул Церкви Иверскую икону – «сакральная жертва» или замаливание грехов?»: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/886083-e
1685 г. датируется последнее известное произведение Ушакова – икона “Тайная вечеря” из Успенского собора Троице-Сергиева монастыря…
Тайная вечеря.
1685 г.
44 х 61.
Инв. 4226. см.
Помещалась над царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря. На нижнем поле надпись белилами: "7193 го писал Симон Федоров сын Ушаков".
Скончался Симон Ушаков 25 июня 1686 г. Об этом говорится в справке на челобитную одного левкащика, просившегося в иконописцы: “Симон Ушаков. И в прошлом во 194 году июня в 25 де(нь) он Симон умре” (Успенский 1910). Погребен в московском Знаменском монастыре, монахами которого были отец и дяди художника.
В документе н. XVIII в. упоминается как чудотворная икона Спас Нерукотворный письма Симона Ушакова…
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий