Дмитрий Абрамов: Поражение Путина в Париже в юбилейный год Бородина
В России продолжаются торжества, посвященные 200-летию Бородинского сражения. Правда, информ-агентства вконец запутались в датах:-) Так, «Голос России» сообщает, что «День Бородинского сражения (8 сентября по новому стилю) почитается как День воинской славы России». Между тем, Бородинская битва произошла 26 августа 1812 г. у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы. К сожалению, на сайте коллег из Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника указано по недоразумению, что Бородинское сражение было «25.08.2012 по старому календарю». Как известно, при пересчете дат со старого, юлианского на новый, григорианский стиль для событий с 1 марта 1800 г. по 29 февраля 1900 г. следует добавлять 12 дней, т.е. 200-летие Бородинского сражения приходится на 7 сентября нового стиля!
Как ни странно, в сам день 200-летнего юбилея почти не нашлось ни одного СМИ в России, напомнившего о нём 7.09.2012 г.:-( Зато французская Le Figaro не только указала правильную дату, но и напомнила, что «войска царя Александра отступили, чтобы завлечь Великую армию в зимнюю ловушку Москвы. В то время отступление вызвало непонимание российского общественного мнения. Теперь об этом не вспоминают».
Президент России Владимир Путин был на Бородино 2 сентября, когда он принял участие в памятных торжествах, посвященных 200-летию Бородинской битвы, которые почему-то не почтил своим присутствием ни один политический лидер ни ближнего, ни дальнего зарубежья … Да что там политики, даже наш коллега завотделом Музея имени Андрея Рублева Геннадий Яковлевич Мокеев, почетный гражданин Можайска, отказался от приглашения обладминистрации составить почетный «эскорт» Путину и предпочел порадовать всех гостей праздника своей новой книгой «Можайский рубеж» с автографом автора.
А сейчас Путин на саммите АТЭС, и о знаменательной дате как будто вмиг забыли. Правда, сегодня 8 сентября патриарх Кирилл проводит праздничное богослужение в честь 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года в Спасо-Бородинском монастыре, включая молебен перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери на батарее Раевского на Бородинском поле. На Бородино, где обычно проходят военно-исторические реконструкции, должна состояться своего рода «историческая реконструкция» РПЦ, а именно «последование благодарственного молебного пения на воспоминание избавления Церкве и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык», которое в Российской империи совершалось в праздник Рождества Христова.
Для справки: 30 августа 1814 г. Император Александр I Благословенный счел своим долгом предать память о происшедшем в России в 1812 году грядущим временам в роды родов. Высочайший Манифест постановлял: «Декабря 25 дня, день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном «Избавление Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык» (Манифест о установлении празднества Декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык от 30 августа 1814 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Т. XXXII , 1812-1815. СПб., 1830. С. 114-115). Последование молебствия было сочинено святителем Филаретом (Русский Биографический словарь. Т.20. СПб., 1901. С. 90) и вся православная Россия из года в год коленопреклоненно (так было установлено) благодарила Спасителя в день пришествия Его в мир словами составленной самим святителем молитвы. В советское время этот чин вошел в «последование благодарственнаго и молебнаго пения ко Господу Богу, певаемаго в день Победы над фашистской Германией» опять же с коленопреклоненными молитвами «Патриарха же со всею церковию».
Однако в разосланном Московской Патриархией по всем храмам циркуляре о совершении 8 сентября благодарственного молебного пения «в день Бородинского сражения» ни о каком коленопреклонении в 200-летний юбилей даже не упоминается, а сама молитва святителя Филарета существенно купирована. Так, из неё полностью опущена «царская» тема («Авраамову десятину, по еже низложити ему четыри цари и пленныя свободити, рукою Мелхиседéка приéмый, и внегда погрязнути фараону и вóем его в мори Чермнéм, Моисея и Мариáмы песни же и тимпáном и ликóм от столпá облачна внимáвый, и царя по сердцу Твоему Давида победительная Тебе Единому восписовáти научивый!») и главный акцент перенесён на патриарха, которого первым славят в многолетии …
Вряд ли Владимир Путин с его патерналистскими наклонностями будет довольствоваться таким положением вещей, как показало его выступление на стадионе «Лужники» перед своими сторонниками на последнем предвыборном митинге. Там, кстати, он и напомнил впервые о Бородинской битве, процитировав под конец стихотворение «Бородино» Лермонтова:
«Умремте ж под Москвой
Как наши братья умирали!
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой».
Многие политологи тогда обратили внимание на довольно странное построение речи кандидата в президенты Путина, который начал с любви к России, со своей мечты о том, чтобы «все были вместе и все были счастливы», но затем быстро разделил этих «всех» на тех, кто готов беречь страну и тех, кто «заглядывает за бугор». Было очевидно, что Бородинское сражение Путин явно ассоциировал с предстоящими выборами, о чем были его последние слова: «Битва за Россию продолжается, победа будет за нами!».
Увы, воинственная риторика для «внутреннего пользования» не всегда приносит желанные плоды на международной арене, и в юбилейный год битвы с французами на Бородинском поле Путин потерпел сокрушительное поражение в столице Франции:-) Об этом промолчала вся российская пресса, хотя информация появилась еще 12 августа в той же le Figaro. В статье «Un peu de courage, Monsieur le Président !» бывший премьер-министр Франции Франсуа Фийон, выступив с призывом к Франсуа Олланду незамедлительно отправиться в Москву вместе с Ангелой Меркель, вскользь упомянул о том, что Франция «продемонстрировала Путину свою неприязнь, унизив его заморозкой строительства православного центра на набережной Бранли».
Надо сказать, что такой ход событий было нетрудно предвидеть, о чем и сообщалось в статье «Операция «Собор» в Париже под угрозой провала накануне перевыборов Путина»: http://expertmus.livejournal.com/94764.h
Напомним, что в феврале нынешнего года парижский мэр Бертран Деланоэ высказал недовольство «стилизованной архитектурой» российского православного культурного центра на углу набережной Бранли (7-й округ), заявка на строительство которого была подана в конце января российскими властями в префектуру Парижа. По его словам, храм высотой 30 м, увенчанный пятью золотыми куполами и соединенный с культурным центром стеклянным «балдахином» площадью несколько тысяч квадратных метров (см. фото), нарушит гармонию исторического района Парижа, проект явно «посредственный» с точки зрения архитектуры и был разработан «в спешке», поэтому в таком состоянии проект не может войти в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО.
Понятно, что Париж – это не Москва, где власти приняли решение «в связи с празднованием 200-летия Отечественной войны 1812 года» возвести храм в Новодевичьем монастыре, не поставив в известность ЮНЕСКО: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/897987-e
И хотя управляющий делами президента России Владимир Кожин в интервью РИА Новости уверял, что «в Париже практически никто даже не заметил, не обратил внимания на высказывания мэра» (?!), а пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков подчеркнул, что заявка российских властей «будет рассматриваться префектурой как минимум полгода», однако все сроки уже истекли, и стало ясно, что администрация Путина потерпела во Франции полное фиаско…
Руководитель проекта российской компании «Arch group» (архитекторы - Михаил Крымов и Алексей Горяинов) и французского бюро Sade Sarl выходец из Одессы Мануэль Нуньес Яновски (Manuel Nunez Yanowsky, по проекту которого управделами президента строит конгресс-центр в Стрельне) в интервью «Голосу России» 13.03.2012 г. признался, что французские власти «просили нас приблизиться все-таки к рублевской эпохе» и подтвердил, что «против строительства выступила русская эмиграция во главе с Даниилом Струве, которая в основном принадлежит Константинопольскому патриархату» (первоисточник). Между тем, его соавторы из «Arch group» сообщили «Новой газете», что «тот проект, который сейчас выполнен архитектором Нуньесом-Яновским, не соответствует основным идеям нашей концепции и утратил ее основные качества. Поэтому мы солидарны с мэром Парижа г-ном Деланоэ в том, что в таком виде строить здание нельзя».
Действительно, по мнению большинства искусствоведов, проект российского православного культурного центра с храмом в центре Парижа выглядит как торговый павильон с пятиглавием на крыше, или, как говаривал известный исследователь древнерусской архитектуры Михаил Андреевич Ильин, «гигантское перевернутое вымя»:-) Такую уничижительную оценку разделяют и многие клирики РПЦ, в частности, протоиерей Владимир Ригин, настоятель строящегося храма преподобного Андрея Рублева с центром православного искусства и архитектуры в Москве, который назвал утвержденный Кожиным проект храма с голубыми стеклянными куполами «модернистской стекляшкой» - «ОЧЕНЬ ПОХОЖЕЙ НА МЕЧЕТЬ», а сам центр ему напомнил музей-мемориал в ленинских местах СССР. Другой протоиерей Владимир Переслегин на сайте «Антимодернизм.ру» полностью с ним солидарен и оценивает данный проект как «памятник модернизма, орудие меморицида (убийства исторической памяти) и вещественное доказательство агрессивного нигилизма современного российского масскульта». По его мнению, «это - сознательное издевательство и над Православием, и над русским зодчеством: пятиглавый крестово-купольный храм, затянутый заплесневелой паутиной. Кощунство усугубляется разглагольствованиями двоечников о том, что храм предполагается белокаменный, построенный в соответствии с традициями 14-16 веков из больших глыб белого известняка, привезенного специально для этого из России. В интерьере предполагаются традиционные росписи в стиле Андрея Рублева»:-)
Однако путинский проект в центре Парижа полностью поддержал ... протодиакон Андрей Кураев: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/926870-e
Почему-то новый соборный храм святого благоверного князя Игоря Черниговского, который патриарх Кирилл только что освятил 17 июня 2012 г. в своей подмосковной резиденции в Переделкино, Кураев обошел молчанием: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/900652-e
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.
Вот так история!
ОтветитьУдалитьПатриарх Кирилл 8 сентября 2012 г. на Бородинском поле, как сообщает Патриаршая пресс-служба, сказал буквально следующее «Радуюсь душой и сердцем, совершая Божественную литургию в этой исторической обители в ДЕНЬ 200-летия Бородинской битвы», выходит, всё врут календари:-) http://echo.msk.ru/blog/expertmus/928033-echo/
В нашем Музее до сих пор творится сущее беззаконие: http://rublev-museum.livejournal.com/345866.html
ОтветитьУдалитьИменно поэтому музейная администрация даже не почтила в юбилей Бородинского сражения ни памятным мероприятием, ни панихидой могилу деда Льва Толстого, найденную археологической службой Музея на территории Спасо-Андроникова монастыря (Ульянов О. Г. "…От твоих могил не отрекусь" (московский некрополь) // Московский журнал. 1997. № 11. С. 44-47 (о некрополе Спасо-Андроникова монастыря).
Князь Николай Сергеевич Волконский (30 марта 1753 - 3 февраля 1821), генерал от инфантерии, был представлен в лице старого князя Болконского в романе «Война и мир». Собственно говоря, по признанию самого Толстого, этот роман появился на свет благодаря его героическому деду …