17/30 октября отмечается день памяти Андрея РУБЛЁВА
См. также: http://expertmus.livejournal.com/61853.html
Нет в российской истории человека более знаменитого и менее известного, чем иконописец Андрей Рублев. Но имя его в 1988 году канонизировано Поместным собором Русской православной церкви, и уже не принято сомневаться в том, что с этим именем связано.
А ведь в летописях его имя встречается всего два раза. Точнее — в Троицкой летописи, сгоревшей в 1812 году, но восстановленной «по записям Карамзина».
Первая «восстановленная» запись относится к 1405 году: почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, что ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев. Вторая — к 1408 году: мая в 25 начаша подписывати церковь каменную великую оборную святая Богородица иже во Владимире повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев. Всё! Остальные биографические свидетельства из житий святых и сказаний. Да еще монастырские документы — о передаче неназываемых «икон Андреева письма».
Например, кощунственным рассматривается вопрос об авторе иконы ХV века «Святая Троица», перевернувшей представления и канон церковной живописи на Руси — отказ от византийского стиля. Крупнейший специалист по древнерусской и византийской иконописи профессор Виктор Лазарев писал, что рублевская «палитра отличается не только своим предельно высветленным характером, но и редкой прозрачностью. Странным образом она напоминает палитру одного из величайших итальянских колористов — Пьеро делла Франческо» («Византийское и древнерусское искусство», 1978). И это наблюдение уютно ложилось в русло версии, что автором «Троицы», возможно, был кто-то из последователей итальянца Джотто ди Бондоне (1267–1337), которого на Руси не знали в ХV веке.
Почему же все-таки Рублев? Потому что так будто бы постановил Стоглавый церковно-земский собор в 1551 году. Стоглавым он называется потому, что принял якобы 100 решений, которые и составили сборник «Стоглав». Правда, в первом издании материалов собора (Казань, 1862) было указано: «Эта книга (Стоглав) — составлена кем-нибудь, может быть, даже членом Стоглавого собора (1551 г.), но уже после собора, из черновых записок, бывших или приготовленных только для рассмотрения на соборе, но не рассмотренных (всецело), не приведенных в формы церковных постановлений, не утвержденных подписями и не обнародованных для руководства».
Ладно, эту деталь опустим. Итак, в «Стоглаве» — о Рублеве (глава 41, вопрос 1): У святей Троицы пишут перекрестие ови у среднего, а иные всех трех. А в старых письмах и в греческих подписывают святая Троица, а перекрестья не пишут ни у единого. А ныне подписывают у среднего Иисус Христос да святая Троица. И о том разсудити от божественных правил, како ныне то писати. И о том ответ. Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочий пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворяти. Как видите, прямого указания на то, что знаменитую «Троицу» для Троице-Сергиевой лавры писал именно Рублев, нет.
Но кто-то увидел. И настоял, дескать, это его стиль, рублевский. А ведь когда в 1904 году придворный реставратор Николая II Василий Гурьянов взялся поновлять эту икону, он пришел в ужас: «Мы увидали икону, совершенно записанную… На ней фон и поля были санкирные, коричневые, а надписи золотые новые. Все одежды ангелов были переписаны заново в лиловатом тоне и пробелены не краской, а золотом; стол, гора и палаты вновь переписаны… Оставались только лики, по которым можно было судить, что эта икона древняя, но и они были затушеваны в тенях коричневой масляной краской» («Две местные иконы св. Троицы в Троицком соборе Свято-Троицко-Сергиевой лавры и их реставрация», 1906). И только сняв все слои поновления и записей, какие возможно, реставратор увидел чудо. Тогда-то и началось победное шествие Рублева.
А ведь теперь невозможно представить, что до начала ХХ века Рублев был «одним из». И что возникновению Музея имени Андрея Рублева в Москве мы обязаны товарищу Сталину, который после войны очень благоволил к церкви, и 10 декабря 1947 года подписал постановление Совета Министров СССР № 3974 о создании «историко-архитектурного заповедника имени русского художника Андрея Рублева на территории Андроникова монастыря». Заповедника, правда, нет по сей день, но музей в наличии.
Может быть, на появление постановления повлияла близость круглой даты — 520 лет со дня смерти? Отнюдь! В 1947 году научная общественность приняла к сведению и вере, что Рублев скончался 11 февраля (29 января) 1430 года.
Это было доказано в докладе известного советского реставратора Петра Барановского на объединенном заседании Сектора архитектуры и Сектора живописи Института истории искусств АН СССР, сделанном 11 февраля 1947 года. В нем исследователь обосновал дату, основываясь на восстановленной (опять!) надписи с надгробной плиты, якобы найденной (плита, конечно, не сохранилась) в начале 1780-х годов в соборе Андроникова монастыря.
Пересказывать путь и логику исследователя сегодня место не позволяет. Приведу только текст, скопированный с первоначальной надписи: Лета 6938 (1430. — Г.Р.) ... чен... ка Игнат... Богоносца ... с суббот... нощи... нь... Андрей... писаша иконы свят... м... прозв... Рублев ... схиме ... зело украшен ... бытия в сем ... А вот реконструированный текст: Лета 6938 генваря в 29 день на память преподобного отца нашего мученика Игнатия Богоносца перенесения мощей с субботы на воскресенье в ... часу нощи преставися инок Спасо Андроньева монастыря Андрей преизрядно писаша иконы святых приснопамятный муж прозванный Рублев скончался в схиме добродетелми зело украшен его бытия в сем мире ... лет и погребен бысть на сем месте. На мой взгляд, граф Монте-Кристо отдыхает, ведь Барановский не имел подлинника надписи, а значит, не знал, к примеру, даже расстояния между буквами. Как же вычислил 29 января? Не 25, не 10, не 30…
Правда, Барановский обосновывает дату ссылкой на русский Месяцеслов (подробности опустим, они — в докладе). Но что занимательно! 48 лет спустя в сборнике «Памятники культуры. Новые открытия» (1995) авторитетный исследователь творчества Рублева Олег Ульянов обопрется на тот же самый Месяцеслов, и сославшись, что после того, как были «новые исследования русского православного месяцеслова применительно к сохранившимся хронологическим указаниям, стало возможно точно определить дату кончины преп. Андрея Рублева — 17 октября 1428 года».
Иного пока не дано. Стало быть, помянем преподобного Андрея в указанный срок. Кстати, научно доказано, что кисти Рублева принадлежат, кроме «Троицы», фрески в Успенском соборе Владимира…
Опубликовано 28.09.2012 10:36: http://novved.ru/2011-09-23-11-20-29/209